kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медицинская статистика показывает, что год от года увеличивается количество детей с ограниченными возможностями в развитии. Поэтому развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равного доступа к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан [1].

По определению Елисеевой И. Г. инклюзивное образование – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (дети этнических и языковых меньшинств; дети из семей мигрантов; дети с ограниченными возможностями в развитии,  в том числе дети – инвалиды и др. уязвимые слои общества) в общеобразовательных школах [2]. В основу инклюзивного образования положена идея полного исключения дискриминации детей, предполагающая создание  специальных условий для детей с ограниченными возможностями. Среди плюсов инклюзивного образования выделяют большую возможность адаптации в социуме, в котором предстоит жить; концентрация внимания на индивидуальных особенностях каждого учащегося; использование учителями специальных методов обучения способно повысить качество обучения.

В нашей школе обучаются дети, имеющие заключение ПМПК «Задержка психологического развития», так же есть дети с диагнозом дисграфия, общая умственная отсталость, дислалия (нарушение звукопроизношения у лиц с нормальным слухом), нарушение речи, резидуальная энцефалопатия и другие.

Работая в классах для детей с ОВР, необходимо учитывать их психофизиологические особенности: повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, возбудимость, низкая познавательная активность и замедленный темп переработки информации, неустойчивость внимания, память ограничена в объеме (кратковременная преобладает над долговременной), низкий темп работы. В таких классах нет одаренных детей, нет отличников и почти нет хорошистов. Почти все имеют оценку «три» и низкий уровень мотивации учения.

В современном мире человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, уметь применять знания в незнакомых ситуациях, уметь общаться с другими людьми. Дети с ОВР так же должны научиться пополнять свои знания и умения на протяжении всей жизни, быть готовыми к сотрудничеству, быть конкурентоспособными. «Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно» (П.Г. Щедровский). Поэтому задача учителя не только передать знания детям с ОВР, но научить их получать знания самостоятельно, т. е. заниматься самообразованием, что бы стать активными членами общества и внести свой вклад в экономическое благополучие страны.

В условиях модернизации системы образования ожидаемые результаты трактуются как компетенции, а уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решения проблем. Таким образом, компетентность – это способность перейти от «знаний и умений» к выбору действий в определенной ситуации.

По мнению А.В. Хуторского основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:

- ценностно – смысловые,

- общекультурные,

- учебно – познавательные,

- информационные,

- коммуникативные,

- социально – трудовые,

- компетенции личностного самосовершенствования [3].

Рассмотрим каждую компетенцию по отдельности и пути ее реализации на уроках английского языка в классах ОВР.

1. Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.  Работая в классах ОВР в течение 8 лет стремлюсь к тому, что бы учащиеся сами определяли тему урока (по картинкам, ключевым словам, кроссвордам и др.), понимали,  что и как они будут изучать и в какой жизненной ситуации пригодятся полученные знания.  Использую на уроках посильные творческие задания (презентации мини – проектов, составление кроссвордов, найди слова, расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями). При  определении новых понятий  знания не сообщаются в готовом виде, учащиеся оказываются в поисковой ситуации, сами сравнивают и сопоставляют факты. Предлагаю найти дополнительную информацию по теме в качестве домашнего задания.

2. Общекультурные компетенции – это приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся - является одной из основных целей изучения иностранного языка. Английский язык не только знакомит с культурой и традициями англоязычных стран, не только позволяет сравнить свою национальную культуру с другими, но и знакомит с общечеловеческими ценностями и воспитывает толерантность. Для реализации данной компетенции использую следующие виды деятельности: работа с географическими картами (назвать страну, столицу, известные города и показать на карте); работа с именами собственными (по шаблону составить предложения My name is… I am from… I live in…. При знакомстве каждый ученик сам выбирает страну, город и имя); работа с пословицами и поговорками, поиск их эквивалента в казахском и русском языках; работа с картинками (наглядное усвоение элементов культуры – флаг, эмблема, национальный костюм и кухня, памятники культуры и многое другое); работа с видеороликами.

3. Учебно – познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Из этого определения следует, что ученик должен научиться самостоятельно получать знания и применять их  в нестандартных ситуациях. Для этого применяю игровые и проектные методики.

4. Информационные компетенции – обеспечивают навыки работы ученика с информацией. Обучение английскому языку дает большие возможности в овладении этими компетенциями. Через интернет, СМИ, аудио – видеозаписи учащиеся  ищут информацию, выделяют главное, систематизируют, сохраняют и передают данные по темам. Применение компьютерных технологий делает урок интересным, повышает мотивацию, способствует индивидуализации обучения, что необходимо в классах ОВР.

5. Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Необходимо научить детей с ОВР работать в парах и группах из-за не умения владеть  своим эмоциональным состоянием такой вид работы дается им с трудом. Для овладения культурой речи предлагаю составить и разыграть или разыграть готовые диалоги: в магазине, в кафе,  в больнице, при трудоустройстве на работу и т.д.  Такие жизненные ситуации так же повышают мотивацию учащихся.

6. Социально – трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального определения, владение этикой гражданских и трудовых взаимоотношений. Все эти навыки особенно необходимы детям с ОВР и достигнуть их помогают ролевые игры.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции,  самоподдержки и самоконтроля. Для развития самоконтроля использую прием самопроверки с критериями оценивания. Перед самостоятельными работами рассказываю о психологических приемах самоподдержки и саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Практический опыт показывает, что реализация компетентностного подхода в системе инклюзивного образования позволяет повысить мотивацию учащихся, способствует развитию познавательных и творческих способностей, помогает детям с ОВР легче адаптироваться в социуме.

Результатом своей работы считаю повышение качества знаний по английскому языку (есть учащиеся справляющиеся со всеми заданиями и получившими за год оценки «хорошо» и «отлично»), а так же формирование устойчивого интереса к иностранному языку и расширение кругозора.

Список литературы:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
  2. Елисеева И.Г. журнал «Открытая школа», рубрика «Инклюзивное образование» №8 (129) октябрь 2013 год.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. 2002.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования. »

Реализация компетентностного подхода в системе инклюзивного образования.

Протченко Л.Ю.

КГУ «Средняя многопрофильная школа №37»

Медицинская статистика показывает, что год от года увеличивается количество детей с ограниченными возможностями в развитии. Поэтому развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равного доступа к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан [1].

По определению Елисеевой И. Г. инклюзивное образование – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (дети этнических и языковых меньшинств; дети из семей мигрантов; дети с ограниченными возможностями в развитии, в том числе дети – инвалиды и др. уязвимые слои общества) в общеобразовательных школах [2]. В основу инклюзивного образования положена идея полного исключения дискриминации детей, предполагающая создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями. Среди плюсов инклюзивного образования выделяют большую возможность адаптации в социуме, в котором предстоит жить; концентрация внимания на индивидуальных особенностях каждого учащегося; использование учителями специальных методов обучения способно повысить качество обучения.

В нашей школе обучаются дети, имеющие заключение ПМПК «Задержка психологического развития», так же есть дети с диагнозом дисграфия, общая умственная отсталость, дислалия (нарушение звукопроизношения у лиц с нормальным слухом), нарушение речи, резидуальная энцефалопатия и другие.

Работая в классах для детей с ОВР, необходимо учитывать их психофизиологические особенности: повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, возбудимость, низкая познавательная активность и замедленный темп переработки информации, неустойчивость внимания, память ограничена в объеме (кратковременная преобладает над долговременной), низкий темп работы. В таких классах нет одаренных детей, нет отличников и почти нет хорошистов. Почти все имеют оценку «три» и низкий уровень мотивации учения.

В современном мире человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, уметь применять знания в незнакомых ситуациях, уметь общаться с другими людьми. Дети с ОВР так же должны научиться пополнять свои знания и умения на протяжении всей жизни, быть готовыми к сотрудничеству, быть конкурентоспособными. «Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно» (П.Г. Щедровский). Поэтому задача учителя не только передать знания детям с ОВР, но научить их получать знания самостоятельно, т. е. заниматься самообразованием, что бы стать активными членами общества и внести свой вклад в экономическое благополучие страны.

В условиях модернизации системы образования ожидаемые результаты трактуются как компетенции, а уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решения проблем. Таким образом, компетентность – это способность перейти от «знаний и умений» к выбору действий в определенной ситуации.

По мнению А.В. Хуторского основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:

- ценностно – смысловые,

- общекультурные,

- учебно – познавательные,

- информационные,

- коммуникативные,

- социально – трудовые,

- компетенции личностного самосовершенствования [3].

Рассмотрим каждую компетенцию по отдельности и пути ее реализации на уроках английского языка в классах ОВР.

1. Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности. Работая в классах ОВР в течение 8 лет стремлюсь к тому, что бы учащиеся сами определяли тему урока (по картинкам, ключевым словам, кроссвордам и др.), понимали, что и как они будут изучать и в какой жизненной ситуации пригодятся полученные знания. Использую на уроках посильные творческие задания (презентации мини – проектов, составление кроссвордов, найди слова, расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями). При определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде, учащиеся оказываются в поисковой ситуации, сами сравнивают и сопоставляют факты. Предлагаю найти дополнительную информацию по теме в качестве домашнего задания.

2. Общекультурные компетенции – это приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся - является одной из основных целей изучения иностранного языка. Английский язык не только знакомит с культурой и традициями англоязычных стран, не только позволяет сравнить свою национальную культуру с другими, но и знакомит с общечеловеческими ценностями и воспитывает толерантность. Для реализации данной компетенции использую следующие виды деятельности: работа с географическими картами (назвать страну, столицу, известные города и показать на карте); работа с именами собственными (по шаблону составить предложения My name is… I am from… I live in… . При знакомстве каждый ученик сам выбирает страну, город и имя); работа с пословицами и поговорками, поиск их эквивалента в казахском и русском языках; работа с картинками (наглядное усвоение элементов культуры – флаг, эмблема, национальный костюм и кухня, памятники культуры и многое другое); работа с видеороликами.

3. Учебно – познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Из этого определения следует, что ученик должен научиться самостоятельно получать знания и применять их  в нестандартных ситуациях. Для этого применяю игровые и проектные методики.

4. Информационные компетенции – обеспечивают навыки работы ученика с информацией. Обучение английскому языку дает большие возможности в овладении этими компетенциями. Через интернет, СМИ, аудио – видеозаписи учащиеся ищут информацию, выделяют главное, систематизируют, сохраняют и передают данные по темам. Применение компьютерных технологий делает урок интересным, повышает мотивацию, способствует индивидуализации обучения, что необходимо в классах ОВР.

5. Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Необходимо научить детей с ОВР работать в парах и группах из-за не умения владеть своим эмоциональным состоянием такой вид работы дается им с трудом. Для овладения культурой речи предлагаю составить и разыграть или разыграть готовые диалоги: в магазине, в кафе, в больнице, при трудоустройстве на работу и т.д. Такие жизненные ситуации так же повышают мотивацию учащихся.

6. Социально – трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального определения, владение этикой гражданских и трудовых взаимоотношений. Все эти навыки особенно необходимы детям с ОВР и достигнуть их помогают ролевые игры.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Для развития самоконтроля использую прием самопроверки с критериями оценивания. Перед самостоятельными работами рассказываю о психологических приемах самоподдержки и саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Практический опыт показывает, что реализация компетентностного подхода в системе инклюзивного образования позволяет повысить мотивацию учащихся, способствует развитию познавательных и творческих способностей, помогает детям с ОВР легче адаптироваться в социуме.

Результатом своей работы считаю повышение качества знаний по английскому языку (есть учащиеся справляющиеся со всеми заданиями и получившими за год оценки «хорошо» и «отлично»), а так же формирование устойчивого интереса к иностранному языку и расширение кругозора.

Список литературы:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

  2. Елисеева И.Г. журнал «Открытая школа», рубрика «Инклюзивное образование» №8 (129) октябрь 2013 год.

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. 2002.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования.

Автор: Протченко Л.Ю.

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(109) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "243432"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445719126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Реализация проектной технологии "
    ["seo_title"] => string(38) "riealizatsiia-proiektnoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150862"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420562937"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов  с применением дистанционных образовательных технологий "
    ["seo_title"] => string(155) "orghanizatsiia-mietodichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "120019"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413569313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства