Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования.
Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования.
Медицинская статистика показывает, что год от года увеличивается количество детей с ограниченными возможностями в развитии. Поэтому развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равного доступа к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан [1].
По определению Елисеевой И. Г. инклюзивное образование – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (дети этнических и языковых меньшинств; дети из семей мигрантов; дети с ограниченными возможностями в развитии, в том числе дети – инвалиды и др. уязвимые слои общества) в общеобразовательных школах [2]. В основу инклюзивного образования положена идея полного исключения дискриминации детей, предполагающая создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями. Среди плюсов инклюзивного образования выделяют большую возможность адаптации в социуме, в котором предстоит жить; концентрация внимания на индивидуальных особенностях каждого учащегося; использование учителями специальных методов обучения способно повысить качество обучения.
В нашей школе обучаются дети, имеющие заключение ПМПК «Задержка психологического развития», так же есть дети с диагнозом дисграфия, общая умственная отсталость, дислалия (нарушение звукопроизношения у лиц с нормальным слухом), нарушение речи, резидуальная энцефалопатия и другие.
Работая в классах для детей с ОВР, необходимо учитывать их психофизиологические особенности: повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, возбудимость, низкая познавательная активность и замедленный темп переработки информации, неустойчивость внимания, память ограничена в объеме (кратковременная преобладает над долговременной), низкий темп работы. В таких классах нет одаренных детей, нет отличников и почти нет хорошистов. Почти все имеют оценку «три» и низкий уровень мотивации учения.
В современном мире человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, уметь применять знания в незнакомых ситуациях, уметь общаться с другими людьми. Дети с ОВР так же должны научиться пополнять свои знания и умения на протяжении всей жизни, быть готовыми к сотрудничеству, быть конкурентоспособными. «Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно» (П.Г. Щедровский). Поэтому задача учителя не только передать знания детям с ОВР, но научить их получать знания самостоятельно, т. е. заниматься самообразованием, что бы стать активными членами общества и внести свой вклад в экономическое благополучие страны.
В условиях модернизации системы образования ожидаемые результаты трактуются как компетенции, а уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решения проблем. Таким образом, компетентность – это способность перейти от «знаний и умений» к выбору действий в определенной ситуации.
По мнению А.В. Хуторского основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:
Рассмотрим каждую компетенцию по отдельности и пути ее реализации на уроках английского языка в классах ОВР.
1. Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности. Работая в классах ОВР в течение 8 лет стремлюсь к тому, что бы учащиеся сами определяли тему урока (по картинкам, ключевым словам, кроссвордам и др.), понимали, что и как они будут изучать и в какой жизненной ситуации пригодятся полученные знания. Использую на уроках посильные творческие задания (презентации мини – проектов, составление кроссвордов, найди слова, расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями). При определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде, учащиеся оказываются в поисковой ситуации, сами сравнивают и сопоставляют факты. Предлагаю найти дополнительную информацию по теме в качестве домашнего задания.
2. Общекультурные компетенции – это приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся - является одной из основных целей изучения иностранного языка. Английский язык не только знакомит с культурой и традициями англоязычных стран, не только позволяет сравнить свою национальную культуру с другими, но и знакомит с общечеловеческими ценностями и воспитывает толерантность. Для реализации данной компетенции использую следующие виды деятельности: работа с географическими картами (назвать страну, столицу, известные города и показать на карте); работа с именами собственными (по шаблону составить предложения My name is… I am from… I live in…. При знакомстве каждый ученик сам выбирает страну, город и имя); работа с пословицами и поговорками, поиск их эквивалента в казахском и русском языках; работа с картинками (наглядное усвоение элементов культуры – флаг, эмблема, национальный костюм и кухня, памятники культуры и многое другое); работа с видеороликами.
3. Учебно – познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Из этого определения следует, что ученик должен научиться самостоятельно получать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Для этого применяю игровые и проектные методики.
4. Информационные компетенции – обеспечивают навыки работы ученика с информацией. Обучение английскому языку дает большие возможности в овладении этими компетенциями. Через интернет, СМИ, аудио – видеозаписи учащиеся ищут информацию, выделяют главное, систематизируют, сохраняют и передают данные по темам. Применение компьютерных технологий делает урок интересным, повышает мотивацию, способствует индивидуализации обучения, что необходимо в классах ОВР.
5. Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Необходимо научить детей с ОВР работать в парах и группах из-за не умения владеть своим эмоциональным состоянием такой вид работы дается им с трудом. Для овладения культурой речи предлагаю составить и разыграть или разыграть готовые диалоги: в магазине, в кафе, в больнице, при трудоустройстве на работу и т.д. Такие жизненные ситуации так же повышают мотивацию учащихся.
6. Социально – трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального определения, владение этикой гражданских и трудовых взаимоотношений. Все эти навыки особенно необходимы детям с ОВР и достигнуть их помогают ролевые игры.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Для развития самоконтроля использую прием самопроверки с критериями оценивания. Перед самостоятельными работами рассказываю о психологических приемах самоподдержки и саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Практический опыт показывает, что реализация компетентностного подхода в системе инклюзивного образования позволяет повысить мотивацию учащихся, способствует развитию познавательных и творческих способностей, помогает детям с ОВР легче адаптироваться в социуме.
Результатом своей работы считаю повышение качества знаний по английскому языку (есть учащиеся справляющиеся со всеми заданиями и получившими за год оценки «хорошо» и «отлично»), а так же формирование устойчивого интереса к иностранному языку и расширение кругозора.
Список литературы:
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Елисеева И.Г. журнал «Открытая школа», рубрика «Инклюзивное образование» №8 (129) октябрь 2013 год.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. 2002.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования. »
Реализация компетентностного подхода в системе инклюзивного образования.
Протченко Л.Ю.
КГУ «Средняя многопрофильная школа №37»
Медицинская статистика показывает, что год от года увеличивается количество детей с ограниченными возможностями в развитии. Поэтому развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равного доступа к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан [1].
По определению Елисеевой И. Г. инклюзивное образование – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (дети этнических и языковых меньшинств; дети из семей мигрантов; дети с ограниченными возможностями в развитии, в том числе дети – инвалиды и др. уязвимые слои общества) в общеобразовательных школах [2]. В основу инклюзивного образования положена идея полного исключения дискриминации детей, предполагающая создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями. Среди плюсов инклюзивного образования выделяют большую возможность адаптации в социуме, в котором предстоит жить; концентрация внимания на индивидуальных особенностях каждого учащегося; использование учителями специальных методов обучения способно повысить качество обучения.
В нашей школе обучаются дети, имеющие заключение ПМПК «Задержка психологического развития», так же есть дети с диагнозом дисграфия, общая умственная отсталость, дислалия (нарушение звукопроизношения у лиц с нормальным слухом), нарушение речи, резидуальная энцефалопатия и другие.
Работая в классах для детей с ОВР, необходимо учитывать их психофизиологические особенности: повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, возбудимость, низкая познавательная активность и замедленный темп переработки информации, неустойчивость внимания, память ограничена в объеме (кратковременная преобладает над долговременной), низкий темп работы. В таких классах нет одаренных детей, нет отличников и почти нет хорошистов. Почти все имеют оценку «три» и низкий уровень мотивации учения.
В современном мире человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием, уметь применять знания в незнакомых ситуациях, уметь общаться с другими людьми. Дети с ОВР так же должны научиться пополнять свои знания и умения на протяжении всей жизни, быть готовыми к сотрудничеству, быть конкурентоспособными. «Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно» (П.Г. Щедровский). Поэтому задача учителя не только передать знания детям с ОВР, но научить их получать знания самостоятельно, т. е. заниматься самообразованием, что бы стать активными членами общества и внести свой вклад в экономическое благополучие страны.
В условиях модернизации системы образования ожидаемые результаты трактуются как компетенции, а уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решения проблем. Таким образом, компетентность – это способность перейти от «знаний и умений» к выбору действий в определенной ситуации.
По мнению А.В. Хуторского основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:
Рассмотрим каждую компетенцию по отдельности и пути ее реализации на уроках английского языка в классах ОВР.
1. Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности. Работая в классах ОВР в течение 8 лет стремлюсь к тому, что бы учащиеся сами определяли тему урока (по картинкам, ключевым словам, кроссвордам и др.), понимали, что и как они будут изучать и в какой жизненной ситуации пригодятся полученные знания. Использую на уроках посильные творческие задания (презентации мини – проектов, составление кроссвордов, найди слова, расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями). При определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде, учащиеся оказываются в поисковой ситуации, сами сравнивают и сопоставляют факты. Предлагаю найти дополнительную информацию по теме в качестве домашнего задания.
2. Общекультурные компетенции – это приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся - является одной из основных целей изучения иностранного языка. Английский язык не только знакомит с культурой и традициями англоязычных стран, не только позволяет сравнить свою национальную культуру с другими, но и знакомит с общечеловеческими ценностями и воспитывает толерантность. Для реализации данной компетенции использую следующие виды деятельности: работа с географическими картами (назвать страну, столицу, известные города и показать на карте); работа с именами собственными (по шаблону составить предложения My name is… I am from… I live in… . При знакомстве каждый ученик сам выбирает страну, город и имя); работа с пословицами и поговорками, поиск их эквивалента в казахском и русском языках; работа с картинками (наглядное усвоение элементов культуры – флаг, эмблема, национальный костюм и кухня, памятники культуры и многое другое); работа с видеороликами.
3. Учебно – познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Из этого определения следует, что ученик должен научиться самостоятельно получать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Для этого применяю игровые и проектные методики.
4. Информационные компетенции – обеспечивают навыки работы ученика с информацией. Обучение английскому языку дает большие возможности в овладении этими компетенциями. Через интернет, СМИ, аудио – видеозаписи учащиеся ищут информацию, выделяют главное, систематизируют, сохраняют и передают данные по темам. Применение компьютерных технологий делает урок интересным, повышает мотивацию, способствует индивидуализации обучения, что необходимо в классах ОВР.
5. Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Необходимо научить детей с ОВР работать в парах и группах из-за не умения владеть своим эмоциональным состоянием такой вид работы дается им с трудом. Для овладения культурой речи предлагаю составить и разыграть или разыграть готовые диалоги: в магазине, в кафе, в больнице, при трудоустройстве на работу и т.д. Такие жизненные ситуации так же повышают мотивацию учащихся.
6. Социально – трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального определения, владение этикой гражданских и трудовых взаимоотношений. Все эти навыки особенно необходимы детям с ОВР и достигнуть их помогают ролевые игры.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Для развития самоконтроля использую прием самопроверки с критериями оценивания. Перед самостоятельными работами рассказываю о психологических приемах самоподдержки и саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Практический опыт показывает, что реализация компетентностного подхода в системе инклюзивного образования позволяет повысить мотивацию учащихся, способствует развитию познавательных и творческих способностей, помогает детям с ОВР легче адаптироваться в социуме.
Результатом своей работы считаю повышение качества знаний по английскому языку (есть учащиеся справляющиеся со всеми заданиями и получившими за год оценки «хорошо» и «отлично»), а так же формирование устойчивого интереса к иностранному языку и расширение кругозора.
Список литературы:
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Елисеева И.Г. журнал «Открытая школа», рубрика «Инклюзивное образование» №8 (129) октябрь 2013 год.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. 2002.