Информационные технологии в современном профессиональном образовании.
Информационные технологии в современном профессиональном образовании.
Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения
Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения
Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в современном профессиональном образовании.»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Сыромятников Е.В.
Ставропольский технический колледж
сервисной технологии и коммерции
(Россия, г. Ставрополь)
Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий. Сфера образования не стала исключением, поскольку информатизация образовательного процесса в РФ - это один из важнейших механизмов, затрагивающий основные направления модернизации всей образовательной системы. Вследствие этого наряду с традиционными формами образования появилась новая форма обучения - дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, а и повышать квалификационный уровень ее пользователей. Дистанционная форма обучения является результатом эволюции традиционного образования, что привело к появлению электронной доски и компьютерных учебных систем, электронные учебники и программы. Материал легко структурировать в соответствие с требованиями, Считается, что дистанционное обучение через Интернет представляет собой логическое продолжение опыта заочного обучения, но уже на качественно новом уровне. И прежде чем делать выводы о преимуществах или недостатки дистанционного образования, следует выяснить его сущность, основные принципы и закономерности.
Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения
Дистанционное обучение - это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и студентов друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. На сегодняшний день принято выделять шесть форм дистанционного обучения:
- экстернат;
- Вузовское образование;
- обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных учреждений;
- учёба в специализированных заведениях дистанционного обучения;
- автономные учебные системы;
. На первое место выходят универсальные (методологические) знания, разрешающие проектировать и прогнозировать.
Таким образом, главные характеристики дистанционного образования с точки зрения психологии и педагогики включают:
- асинхронность и гибкость занятий;
- модульность;
- массовость;
- интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации;
- совокупность знаний и ориентацию на самостоятельность студентов, на мотивацию обучения;
- широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет;
- оперативность учебного процесса.
Вследствие этого изменяются требования к методам и формам обучения, а также к функциям преподавателей, их профессиональной подготовке. Преподаватель-консультант (тьютор) дистанционного обучения должен отвечать за содержание учебно-методических материалов по своей дисциплине или дисциплинам. Тьютор осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопрос студентов и проводит проверку результатов их тестирований по дисциплинам. Анализируя компоненты дистанционного обучения, касающиеся изучаемого предмета в частности материаловедение, можно определить структуру такой системы. В неё входит:
- учебный материал, подаваемый в виде программ, задач, контрольных и выпускных работ.. Обучающийся должен быть обеспечен набором фундаментальных печатных учебников и учебных пособий, гипертекстовых мультимедийных программ.
- дополнительные материалы могут включать подготовленные преподавателями лекции по дисциплине.
К наиболее важным компонентам дистанционного обучения можно отнести возможность рассмотрения ситуаций, близких в действительности, создание условий для самореализации студентов, раскрытия их потенциала, систематичность процессе обучения, индивидуальность подхода. Электронные версии учебников, которые стали основанием для создания дистанционных курсов, как и традиционные учебники, не решают проблемы самостоятельной деятельности студентов при получении знаний.
Поэтому при разработке программ дистанционного обучения по материаловедению важно тщательно распланировать занятия, включая организацию каждого из них с постановкой целей и задач обучения. Студенты должны понимать назначение предложенной дисциплины. Нужно учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышление, внимания, возрастные особенности студентов. Важным фактором в процессе дистанционного обучения является обратная связь между преподавателем и студентом. Ее суть заключается в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией усложняется и возникает проблема появления коммуникативного барьера. Если это случается, то информация подаётся в искажённом виде, что приводит к тому, что появляется угроза перерастания когнитивного барьера в барьер отношений, переходящий в чувство недоверия и враждебности по отношению к информации и ее источнику.
Следовательно, для максимально эффективной психологической атмосферы важны личные качества преподавателей в системе дистанционного обучения. Преподаватель должен обладать качествами педагога ,психолога, воспитателя, организатора .На уроках по дисциплине материаловедение я даю дополнительные опорные конспекты лекций для самостоятельного ознакомления с изучаемым материалом. Кроме того организую рабочие места таким образом чтобы все присутствующие были задействованы и находились в одинаковых условиях. В целом вся группа делится на мелкие звенья по 3-5 человек в каждом звене. Это дает возможность контролировать работу обучающихся и только потом они могут самостоятельно приступать к дистанционному обучению.
Информационное обучение должно отвечать принципам :
- принцип деятельности, - принцип формирования поддерживаемой дружеской среды, - принцип личностно-опосредованного взаимодействия - принцип открытого коммуникативного пространства сопровождается применением графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов- принцип интерактивности отражает закономерности не только контактов студентов с преподавателями, но и студентов между собой (в случае групповых занятий), что оказывает содействие интенсивности учебного процесса,
- принцип стартовых знаний рассчитан на предыдущую подготовку студентов, - принцип индивидуализации, для выполнения которого проводится входной и текущий контроль, позволяющий разработать индивидуальную учебную программу и т.д
Учитывая указанные выше принципы, можно сделать вывод относительно преимуществ, эффективности и действенности информационного обучения. Студенты ощущают необходимость дальнейшего обучения, обретают возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объёме, который подходит непосредственно им. Эффект зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Со стороны преподавателя-координатора обеспечивается планомерное усвоение знаний.
Главными преимуществами информационных технологий является дистанционное обучение. При этом оно становится:
- гибким при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;
- наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;
- доступность и открытость обучения;
- совмещение обучения и профессиональной деятельности,;
- возможность самореализации для студентов и преподавателей;
- объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;
- улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала0,
Психологическую основу дистанционного обучения составляет ряд мотивов у студентов:
- познавательные - социальные – желание повысить свою квалификацию - ситуационные – необходимость повышения по карьерной лестнице и т.д.
. Среди мотивационных качеств на уроке по материаловедению преподавателем изучаются потребности, интересы, установки, идеалы, переживания студента, значение изучаемого предмета для будущей профессии.
. Вместе с внедрением дистанционного обучения возрастают качественные характеристики специалистов, которые отличаются лишь позитивными чертами – быстрая адаптация в коллективе, уверенность в себе и своих силах, умением заниматься самообразованием.
На конечную эффективность обучения влияют , информационно-коммуникационные технологии, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением.
Я вижу некоторые недостатки дистанционного обучения при изучении предмета материаловедение :
-
- психологический барьер - отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы ;
- неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеяность внимания студента;
- возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения;
- периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя
дистанционное обучение без коллектива, ощущение одиночества и коммуникативного барьера с преподавателями;
- возможность недоразумений между преподавателем и студентов при искажении информации;
- нарушение личной саморегуляции студента или преподавателя, И, несмотря на все эти проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными – дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты, обучающиеся дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.
Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, но главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации (мультимедийные материалы, электронные учебники, онлайн-, и видео-конференции, использование ресурсов сети Интернет и пр.).
Базируясь на психологии и методике самостоятельного обучения, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков. Среди его положительных сторон: доступность, массовость, открытость образования, возможность обучения без отрыва от работы, индивидуальный подход и гибкость графика занятий, оперативность учебного процесса, возможностьсамореализации студента и развитие его познавательных навыков.
В то же время дистанционное обучение характеризуется рядом недостатков: низкой эффективностью из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентов, недостатком «живого» общения, коллектива (особенно в асинхронной модели), возможностью искажения информации, недоразумений в связи с удалённостью участников образовательного процесса.
Список использованной литературы
Абдуллаев С.Г.. Абасова С.Э. Проблемы оценки эффективности дистанционного обучения // Информационные технологии моделирования и управления. 2009. № 4 (56). С. 484-492.
Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 50-55.
Бакалов В.П. Крук И.П., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая линия – Телеком, 2008. – 108 с.
Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4. С. 4-13.
Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.
Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2009. – 320 с.
Капов В.А. Дистанционное обучение: подходы и проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 29-30.
Поночевная И. Дистанционные образовательные технологии как способ обеспечения профессионализации для современного преподавателя и студента автор // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. – М.: ЭСЭПиМ, 2011. – 292 с.
Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 294 с.
Тьюторство. Самоопределение в контексте современности. Под ред. С. Сироткина. – Ижевск.: Изд-во Удмуртского государственного университета, 2011. – 164 с.