kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационные технологии в современном профессиональном образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения

 Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения

 Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения Информационные технологии в  современном профессиональном образовании можно  рассматривать   и  с применением  дистанционного обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в современном профессиональном образовании.»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Сыромятников Е.В.

Ставропольский технический колледж

сервисной технологии и коммерции

(Россия, г. Ставрополь)


Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий. Сфера образования не стала исключением, поскольку информатизация образовательного процесса в РФ - это один из важнейших механизмов, затрагивающий основные направления модернизации всей образовательной системы. Вследствие этого наряду с традиционными формами образования появилась новая форма обучения - дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, а и повышать квалификационный уровень ее пользователей. Дистанционная форма обучения является результатом эволюции традиционного образования, что привело к появлению электронной доски и компьютерных учебных систем, электронные учебники и программы. Материал легко структурировать в соответствие с требованиями, Считается, что дистанционное обучение через Интернет представляет собой логическое продолжение опыта заочного обучения, но уже на качественно новом уровне. И прежде чем делать выводы о преимуществах или недостатки дистанционного образования, следует выяснить его сущность, основные принципы и закономерности.

Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения



Дистанционное обучение - это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и студентов друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. На сегодняшний день принято выделять шесть форм дистанционного обучения:

- экстернат;

- Вузовское образование;

- обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных учреждений;

- учёба в специализированных заведениях дистанционного обучения;

- автономные учебные системы;

. На первое место выходят универсальные (методологические) знания, разрешающие проектировать и прогнозировать.

Таким образом, главные характеристики дистанционного образования с точки зрения психологии и педагогики включают:

- асинхронность и гибкость занятий;

- модульность;

- массовость;

- интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации;

- совокупность знаний и ориентацию на самостоятельность студентов, на мотивацию обучения;

- широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет;

- оперативность учебного процесса.

Вследствие этого изменяются требования к методам и формам обучения, а также к функциям преподавателей, их профессиональной подготовке. Преподаватель-консультант (тьютор) дистанционного обучения должен отвечать за содержание учебно-методических материалов по своей дисциплине или дисциплинам. Тьютор осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопрос студентов и проводит проверку результатов их тестирований по дисциплинам. Анализируя компоненты дистанционного обучения, касающиеся изучаемого предмета в частности материаловедение, можно определить структуру такой системы. В неё входит:

- учебный материал, подаваемый в виде программ, задач, контрольных и выпускных работ.. Обучающийся должен быть обеспечен набором фундаментальных печатных учебников и учебных пособий, гипертекстовых мультимедийных программ.

- дополнительные материалы могут включать подготовленные преподавателями лекции по дисциплине.

К наиболее важным компонентам дистанционного обучения можно отнести возможность рассмотрения ситуаций, близких в действительности, создание условий для самореализации студентов, раскрытия их потенциала, систематичность процессе обучения, индивидуальность подхода. Электронные версии учебников, которые стали основанием для создания дистанционных курсов, как и традиционные учебники, не решают проблемы самостоятельной деятельности студентов при получении знаний.

Поэтому при разработке программ дистанционного обучения по материаловедению важно тщательно распланировать занятия, включая организацию каждого из них с постановкой целей и задач обучения. Студенты должны понимать назначение предложенной дисциплины. Нужно учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышление, внимания, возрастные особенности студентов. Важным фактором в процессе дистанционного обучения является обратная связь между преподавателем и студентом. Ее суть заключается в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией усложняется и возникает проблема появления коммуникативного барьера. Если это случается, то информация подаётся в искажённом виде, что приводит к тому, что появляется угроза перерастания когнитивного барьера в барьер отношений, переходящий в чувство недоверия и враждебности по отношению к информации и ее источнику.

Следовательно, для максимально эффективной психологической атмосферы важны личные качества преподавателей в системе дистанционного обучения. Преподаватель должен обладать качествами педагога ,психолога, воспитателя, организатора .На уроках по дисциплине материаловедение я даю дополнительные опорные конспекты лекций для самостоятельного ознакомления с изучаемым материалом. Кроме того организую рабочие места таким образом чтобы все присутствующие были задействованы и находились в одинаковых условиях. В целом вся группа делится на мелкие звенья по 3-5 человек в каждом звене. Это дает возможность контролировать работу обучающихся и только потом они могут самостоятельно приступать к дистанционному обучению.

Информационное обучение должно отвечать принципам :

- принцип деятельности, - принцип формирования поддерживаемой дружеской среды, - принцип личностно-опосредованного взаимодействия - принцип открытого коммуникативного пространства сопровождается применением графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов- принцип интерактивности отражает закономерности не только контактов студентов с преподавателями, но и студентов между собой (в случае групповых занятий), что оказывает содействие интенсивности учебного процесса,

- принцип стартовых знаний рассчитан на предыдущую подготовку студентов, - принцип индивидуализации, для выполнения которого проводится входной и текущий контроль, позволяющий разработать индивидуальную учебную программу и т.д

Учитывая указанные выше принципы, можно сделать вывод относительно преимуществ, эффективности и действенности информационного обучения. Студенты ощущают необходимость дальнейшего обучения, обретают возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объёме, который подходит непосредственно им. Эффект зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Со стороны преподавателя-координатора обеспечивается планомерное усвоение знаний.

Главными преимуществами информационных технологий является дистанционное обучение. При этом оно становится:

- гибким при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;

- наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;

- доступность и открытость обучения;

- совмещение обучения и профессиональной деятельности,;

- возможность самореализации для студентов и преподавателей;

- объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;

- улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала0,

Психологическую основу дистанционного обучения составляет ряд мотивов у студентов:

- познавательные - социальные – желание повысить свою квалификацию - ситуационные – необходимость повышения по карьерной лестнице и т.д.

. Среди мотивационных качеств на уроке по материаловедению преподавателем изучаются потребности, интересы, установки, идеалы, переживания студента, значение изучаемого предмета для будущей профессии.

. Вместе с внедрением дистанционного обучения возрастают качественные характеристики специалистов, которые отличаются лишь позитивными чертами – быстрая адаптация в коллективе, уверенность в себе и своих силах, умением заниматься самообразованием.

На конечную эффективность обучения влияют , информационно-коммуникационные технологии, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением.

Я вижу некоторые недостатки дистанционного обучения при изучении предмета материаловедение :

-

- психологический барьер - отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы ;

- неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеяность внимания студента;

- возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения;

- периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя

дистанционное обучение без коллектива, ощущение одиночества и коммуникативного барьера с преподавателями;

- возможность недоразумений между преподавателем и студентов при искажении информации;

- нарушение личной саморегуляции студента или преподавателя, И, несмотря на все эти проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными – дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты, обучающиеся дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.

Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, но главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации (мультимедийные материалы, электронные учебники, онлайн-, и видео-конференции, использование ресурсов сети Интернет и пр.).

Базируясь на психологии и методике самостоятельного обучения, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков. Среди его положительных сторон: доступность, массовость, открытость образования, возможность обучения без отрыва от работы, индивидуальный подход и гибкость графика занятий, оперативность учебного процесса, возможность самореализации студента и развитие его познавательных навыков.

В то же время дистанционное обучение характеризуется рядом недостатков: низкой эффективностью из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентов, недостатком «живого» общения, коллектива (особенно в асинхронной модели), возможностью искажения информации, недоразумений в связи с удалённостью участников образовательного процесса.


Список использованной литературы


Абдуллаев С.Г.. Абасова С.Э. Проблемы оценки эффективности дистанционного обучения // Информационные технологии моделирования и управления. 2009. № 4 (56). С. 484-492.

Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 50-55.

Бакалов В.П. Крук И.П., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая линия – Телеком, 2008. – 108 с.

Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4. С. 4-13.

Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2009. – 320 с.

Капов В.А. Дистанционное обучение: подходы и проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 29-30.

Поночевная И. Дистанционные образовательные технологии как способ обеспечения профессионализации для современного преподавателя и студента автор // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. – М.: ЭСЭПиМ, 2011. – 292 с.

Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 294 с.

Тьюторство. Самоопределение в контексте современности. Под ред. С. Сироткина. – Ижевск.: Изд-во Удмуртского государственного университета, 2011. – 164 с.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационные технологии в современном профессиональном образовании.

Автор: Сыромятников Евгений Валерьевич

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Информационные технологии в образовательном процессе статья"
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionnyie_tiekhnologhii_v_obrazovatiel_nom_protsiessie_stat_ia"
    ["file_id"] => string(6) "395548"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488031511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Актуальные проблемы организации урока в системе технического и профессионального образования"
    ["seo_title"] => string(80) "aktual_nyie_probliemy_orghanizatsii_uroka_v_sistiemie_tiekhnichieskogho_i_profie"
    ["file_id"] => string(6) "448117"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515214922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Рабочая программа дисциплины: «Информатика».  Для специальности: 310201 «Лечебное  дело» Базовый уровень среднего профессионального образования."
    ["seo_title"] => string(152) "rabochaia-proghramma-distsipliny-informatika-dlia-spietsial-nosti-310201-liechiebnoie-dielo-bazovyi-urovien-sriedniegho-profiessional-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250406"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447078176"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Актуальность использования информационных технологий  в системе  технического и  профессионального образования. "
    ["seo_title"] => string(122) "aktual-nost-ispol-zovaniia-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-sistiemie-tiekhnichieskogho-i-profiessional-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "196167"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428000814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства