kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные проблемы организации урока в системе технического и профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные проблемы организации урока в системе технического  и профессионального образования

 

             Изменения, происходящие в образовании, требуют нового понимания профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя, а это означает, что сам преподаватель должен быть заинтересован в своем профессиональном развитии. Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться личностно-гуманной ориентацией, обладать способностью системного восприятия реальности, свободно ориентироваться в своей области и владеть инновационными педагогическими технологиями с целью повышения качества образования. Это и является актуальной проблемой организации урока в системе технического  и профессионального образования.

Технология, которая позволяет улучшить процесс развития внутриличностного интеллекта и самосовершенствовать самопознание, а также помогает обобщить пройденный материал всего урока и выявить насколько понятна была студентам новая тема, насколько была понятна предыдущая тема, домашнее задание и т.д. - это технология «Организации рефлексивной деятельности».

             Функции технологии: ее наличие позволяет сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление; позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; рефлексия не только улучшает решение задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее участия решению не поддаются.

            Рефлексия  - это переосмысление человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания. В процессе использования в практике этой технологии студенты не только наблюдают за собственным и чужим поведением, но и выясняют для себя, что и каким образом они достигли. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и поведения. При использовании методов рефлексии оценивание является естественным процессом, который предполагаег, в первую очередь, оценку собственных действий, действий участников взаимодействия через использование большого количества отметок, их вариативность и их вербальную анонимность, что, на мой взгляд, немало важно для современной молодежи.

             Один из методов, который  рекомендуется применять, - это метод «График». Цель применения: активизация рефлексивной деятельности студентов в получении преподавателем информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода и создания занятия. Для использования этого метода требуется рисунок системы координат ( баллы от О до 5 - 10), предлагаемые критерии для оценки (3-5 делений, обозначенных римскими цифрами ). Преподаватель предлагает студентам в системе координат показать оценку предложенных критериев при помощи точки, соединить их, провести сравнительный анализ полученных оценок.

            Этот график подходит как для всей структуры урока, так и для отдельных его разделов. Например, ход урока состоит из трех разделов: проверка домашнего задания, новая тема, самостоятельная работа.

За каждый раздел получает индивидуальную оценку, которую учащийся выставляет под определенной римской цифрой, в последствии соединяя их между собой.

            Возможен и второй вариант использования графика только в одном разделе. Например, практическая работа состоит из пяти вариантов заданий. Система выставления оценок одинаковая. Тем самым преподаватель может проследить, в каких частях в любом из вариантов у студентов проблемы, на что нужно акцентировать внимание, возможно, назначит дополнительные занятия для улучшения качества знаний в группе и т.д.

             Второй метод - это метод «Рефлексивная мишень». Цель применения: активизация всех типов рефлексии в зависимости от выбора критериев, предлагаемых для оценки; получение преподавателем информации о ходе, результатах занятия (взаимодействия). Для реализации этого метода вам понадобится макет мишени с тремя кругами, каждый из которых отмечен определенной оценкой.

      Преподаватель предлагает студентам при помощи точки зафиксировать свою оценку предложенных критериев. Мишень предполагает наличие четырех секторов, что предопределяет подбор четырех критериев для оценки. Например, студентоам предлагается оценить подготовку к занятию, выполнение домашнего задания, доступность изучаемого материала, интерес к изучаемой теме, знания по изученной теме, оценить свою работу на занятиях, деятельность преподавателя на занятиях. При коллективном использовании «Рефлексивной мишени», она может располагаться на доске. При этом название критериев прописываются непосредственно на листе. В этом случае ее применение целесообразно в конце занятия. Для индивидуального использования понадобятся листочки с рисунком мишени и обозначением секторов по порядку. При этом обращение к «Рефлексивной мишени» возможно в течение всего занятия. Полученные результаты позволяют преподавателю получить информацию о состоянии группы или каждого участника, ходе и результатах взаимодействия с целью корректировки его хода и содержания. Существуют несколько методов «Рефлексивной мишени»: это метод «Дерево настроения». « Градусник», «Прогноз погоды», «Заверши фразу», «Мини-сочинение» и.т.п.

            Технология «Коллективного взаимообучения» позволяет стать студентам субъектом процесса обучения и плодотворно развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение студентов осуществляется путем их общения друг с другом в динамических парах, когда каждый учит каждого. Данная технология позволяет решить следующие цели : знакомство с новой формой организации процесса; диагностика умений учащегося: структурирования текста, отбора и объяснения нового материала; формирование умений делового общения; усвоение информации по предложенной теме.

Проведение деловой игры состоит из следующих этапов:

1.Вводная лекция-инструкция, на которой преподаватель готовит студентов к восприятию нового материала по теме занятий и поэтапно объясняет технологию деловой игры. Перед студентами ставится задача овладеть как методикой работы, так и содержанием информации.

2.Индивидуальная работа с текстом. Преподаватель делит студентов в группы по 4 человека. Группы получают пакеты с набором текстов для каждого участника и алгоритм действий: самостоятельное изучение текста и составление структуры индивидуального общения; составление вопросов на понимание прочитанного текста

3.Работа в парах и группах сменного состава. После самостоятельного изучения текстов, их структурирования перед учащимися ставятся задачи: пересказать свой текст и задать партнеру вопросы на понимание прослушанного текста, а также совместно сформулировать выводы.

Арбитр-преподаватель, он задаёт тему, команды-конкуренты придумывают друг другу вопросы. Если команда соперников не отвечает, комментируют ответ сами. Группа нанимателей оценивает вопрос по пятибалльной системе, а ответ — по десятибалльной. Пока наниматели совещаются, чтобы потом объявить, кого они приняли на работу, учитель даёт задание: записать в тетрадь ответ-вывод. Что даёт групповая работа? Во-первых, формирует умение коллективного творчества, учит работать сообща, сотрудничать. Во-вторых, студенты оказываются в условиях, когда им хочется высказаться. В-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личную значимость, вносит в работу элементы творческого соревнования. В-четвёртых, студенты в группах работают по принципу взаимо­выручки, т.е., сильные помогают слабым, направ­ляют их. Они несут ответственность не только за себя, но и за товарищей по группе. При проведении таких уроков оказывается реализованной идея сотрудничества и не только на уроке, но и в процессе подготовки к нему. Используя интерактивные формы обучения на уроках, преподаватель делает свой выбор в реализации учебных и воспитательных задач.

4.Подведение итогов. В заключении подводятся итоги игры. Студенты оценивают ее с точки зрения педагогики сотрудничества, усвоения знаний, формирования умений для дальнейшего успешного использования в своей деятельности. Использование технологии взаимообучения на наших занятиях в процессе обучения имеет свои преимущества, а именно: позволяет учащимся быть субъектом учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать своих товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих Товарищей и себя. Обеспечивает высокое качество знаний. Готовит к инновационной деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развития их сознания и.т.д.

            В заключении хочется отметить,  что применение любой технологии, будь то технология игровая или технология проблемного обучения. позволяет не только разнообразить процесс преподавания, но и принесет удовлетворение от нашей педагогической     деятельности. Тем не менее, от нас самих, от нашего выбора, желания использовать в учебном процессе педагогические технологии зависит успех в преподавании независимо от профиля специальности и названия дисциплин.

 

                                                      Литература

  1. Полат Е.С., Новейшие средства информационной технологии в системе образования, М., 1990.
  2.  Роберт И.В., Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М. 1991
  3.  Елизаров А.В., Электронная трибуна, электронный научно-педагогический журнал « Эйдос», М., 2000. Имжарова З.У., Рахимбаев М.М., Обучение для будущего. Астана 2009.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Баймуханова Гульшат Уразаевна

Дата: 06.01.2018

Номер свидетельства: 448117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Актуальность использования информационных технологий  в системе  технического и  профессионального образования. "
    ["seo_title"] => string(122) "aktual-nost-ispol-zovaniia-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-sistiemie-tiekhnichieskogho-i-profiessional-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "196167"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428000814"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(58) "uroki-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "236548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444110965"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ "
    ["seo_title"] => string(74) "primienieniie-informatsionno-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-na-urokakh-obzh"
    ["file_id"] => string(6) "204715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429713590"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Анализ работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов"
    ["seo_title"] => string(72) "analiz_raboty_po_organizatsii_distantsionnogo_obucheniia_detei_invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "477051"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1535998214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства