kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков будущего водителя – основа безопасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о том, как правильно сформировать навыки и умения будущего водителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков будущего водителя – основа безопасности»

Формирование навыков будущего водителя – основа безопасности.

Формирование навыков и умение контролировать свои рефлексы имеет большое значение для водителя транспортного средства.

 От умений водителя быстро принимать решения в складывающейся дорожно-транспортной ситуации и профессионально воздействовать на органы управления транспортного средства зависит безопасность дорожного движения – ваша безопасность и безопасность ваших близких.

 На формирование навыка влияют:

1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;
2) для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь;
3) для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.
Навык - это действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

 Различаются навыки двигательные,  перцептивные и  интеллектуальные.

Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий).

Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется, и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций.  Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков. Автоматические действия занимают большое место в повседневной деятельности водителя транспортного средства.

Большинство дорожно-транспортных ситуаций,  в которые попадают водители — типовые. Учитывая большую скорость развития опасных ситуаций на дороге, водитель должен не только уметь их распознавать, но и быстро, а главное правильно реагировать на развитие таких ситуаций с целью предотвращения их опасных последствий.

В этой связи очень важно, чтобы водитель все свое внимание уделял окружающим его событиям, анализу  происходящего вокруг. Воздействие же на органы управления транспортным средством должно происходить так, чтобы водитель совершал такие действия бессознательно, автоматически.Это не значит, что мы не можем обратить внимание на автоматические движения и тем переключить их в сферу сознания.

Действия водителя по управлению транспортным средством — это не безусловные рефлексы и инстинкты. Они не являются врожденными. Они возникают, развиваются и совершенствуются в процессе деятельности водителя и в связи с его общественной и трудовой деятельностью, в процессе жизненной практики, обучения и воспитания. Это волевые действия человека.

Волевые действия всегда включают в себя и соответствующие автоматические движения, которые в той или иной степени входят как составная часть в их структуру. Однако они играют в действиях водителя, направленных на безопасное управление транспортным средством второстепенную, подчиненную роль.

Любые автоматические движения приобретаются человеком в течение жизни. Каждому из них он должен научиться. Без правильной тренировки эти движения будут несовершенными.

Таким образом, автоматические движения правильнее было бы назвать автоматизированными: все они проходят вначале стадию сознательных движений, когда мы думаем о том, с помощью каких детальных приемов, какими органами, в каком направлении, с какой силой их надо совершить.

Когда обучающийся впервые учится управлять транспортным средством, он все свое внимание обращает на то, как надо нажимать на педали, где педали расположены, с какой силой сжимать рулевое колесо, как поворачивать его при проезде той или иной траектории и прочее. Все его внимание заполнено этими движениями до такой степени, что он при этом часто не в состоянии думать о развивающейся вокруг него дорожно-транспортной обстановке. Но когда проделана требуемая система упражнений и выработались автоматические навыки управления, обучающийся уже не думает о своих движениях при управлении транспортным средством, так как они происходят автоматически.

В случае управления транспортным средством автоматические движения по управлению играют служебную роль, они лишь помогают выполнить более сложное сознательное действие — безопасное управление транспортным средством.

Автоматические движения имеют еще и то большое значение, что наличие их позволяет человеку лучше выполнять волевые действия.

Водитель, неопытный в плане управления транспортным средством и не выработавший у себя соответствующих автоматических навыков, вынужден все время думать о своих рабочих движениях, а не о качестве процесса управления в целом.

Автоматические движения являются необходимым условием совершенствования и развития водительской личности.

Огромное значение для водителя имеют рефлексы, позволяющие обеспечивать безопасность дорожного движения при управлении автомобилем в предаварийных и аварийных дорожно-транспортных ситуациях. Учение о рефлексах может дать водителю очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности.

Рефлекс — это стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы.

По типу образования рефлексы могут быть условными и безусловными.

Безусловный рефлекс — это наследуемая, неизменная реакция организма на внешние и внутренние сигналы, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Например, рефлекс человека спасаться от опасности бегством или рефлекс моргания при угрозе попадания инородного предмета в глаз.

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

Использование водителем навыков управления транспортным средством позволяет контролировать и свои рефлексы.

Взаимосвязь навыка и рефлекса выражается следующим образом. Чем более совершенны у водителя навыки, тем лучше он может контролировать свои рефлексы. Если навыки управления у водителя не совершенны, при возникновении опасной дорожно - транспортной ситуации водитель может инстинктивно произвести какое-либо движение, совершенно его не контролируя, то есть сделать его рефлекторно.

Любое наше действие регулируется и может быть управляемо, потому что основной частью его является наличие обратных связей, сигнализирующих об эффекте действия и позволяющих, учитывая этот эффект, на ходу осуществлять и вносить поправки при нарушении четкости протекающего действия.

Эту систему «ошибок и поправок» можно хорошо продемонстрировать на выполнении любого произвольного движения. При выполнении задания попасть кончиком пальца в кончик своего носа от мышц, производящих это действие, беспрерывно поступают обратные сигналы в мозжечок, в спинной и головной мозг, уведомляющие, в каком положении находятся мышцы и будет ли в этом случае достигнута цель. Если направление руки неправильное, а сокращение мышц чрезмерное, либо недостаточное, тут же рефлекторно идет исправление этих ошибок.

Выводы:

Многие, особенно люди в возрасте, говорят: «Нет, я никогда не научусь управлять автомобилем в городском потоке. Я не смогу все видеть и все планировать. Это очень сложно».

Сложно, если не научиться. А человек — это высшее существо на Земле. Человек может научиться всему чего он только пожелает.

Вы же не боитесь нарезать батон? Вы же не потеете и не дрожите, перед тем как начать писать слова? А вспомните себя в первом классе, как у вас напрягалась рука и как вы старались, выводя первые буквы. То же самое и с обучением управлению автомобилем. Только автомобиль —  это не авторучка. Сложный механизм, управление которым возлагает на вас большую ответственность.

Выработать интеллектуальный навык раньше, чем выработаются двигательные и перцептивные невозможно. Если вы пришли в автошколу без навыков вообще, за время обучения вы не успеете на должном уровне выработать даже двигательные и перцептивные навыки. То есть вы уже можете самостоятельно сесть за руль, получив права, а у вас еще нет даже двигательных и перцептивных навыков, не говоря уже об интеллектуальном навыке. А это уже большая вероятность попасть в ДТП.

Нужно подходить ответственно к обучению и помнить, что любое обучение предполагает переход от простого к сложному. Не торопитесь, не дергайтесь, не обращайте внимания на неудачи и радуйтесь победам.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование навыков будущего водителя – основа безопасности

Автор: Новицкий Владимир Анатольевич

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Отчет о профилактике ДТП "
    ["seo_title"] => string(27) "otchiet-o-profilaktikie-dtp"
    ["file_id"] => string(6) "107613"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403350935"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План работы родительского клуба "На пороге школы""
    ["seo_title"] => string(52) "plan_raboty_roditiel_skogho_kluba_na_poroghie_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "412620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493674847"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Спортивно-военизированная игра  «Большие манёвры» "
    ["seo_title"] => string(52) "sportivno-voienizirovannaia-ighra-bol-shiie-maniovry"
    ["file_id"] => string(6) "128426"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415510849"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Программа внеурочной деятельности "Школа дорожных наук" для 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(79) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shkola-dorozhnykh-nauk-dlia-1-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "294117"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455608973"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства