Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
К сожалению современная школа не прибавляет здоровья ни ученикам, ни педагогам. Как показывают исследования 2/3 выпускников выходят из стен школ с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
Технология – это продуманная модель педагогической деятельности по организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы (по материалам Н.К. Смирнова, 2003:
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
Варианты педагогического инструментария здоровьесберегающих технологий:
• Гимнастика до учебных занятий,
• Подвижные игры на удлиненных переменах,
• Спортивный час в ГПД,
• Питание,
• Основы личной гигиены,
• Влажная уборка помещений,
• Проветривание,
• Соблюдение температурного режима,
• Озеленение кабинетов и рекреаций,
• Физкультминутки,
• Динамические паузы
Средства здоровьесберегающих технологий
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- работа с учениками по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений
3. Не допускать чрезмерной физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Организация учебной деятельности на уроке
-строгие дозированные физические нагрузки;
-использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
-использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
-учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
-построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
-соблюдение гигиенических требований;
-благоприятный эмоциональный настрой;
-создание комфортности.
Создание комфортных условий на уроке.
-температура и свежесть воздуха;
-рациональное освещение зала;
-исключение монотонных звуковых раздражителей;
-влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
-наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
-наличие аптечки;
-спортивный инвентарь по возрасту
-наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 8-10 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.
3 фаза преодолеваемого утомления.
Индивидуально-дифференцированный подход.
1. работа в индивидуальном темпе
2. использование источников информации
3. возможность обратиться за помощью
4. отсутствие страха ошибиться
5. положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности
6. высказывание и аргументирование своего мнения.
Оздоровительные моменты.
1. Дыхательные упражнения.
2. Сочетание нагрузки с восстановлением.
3. Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе.
На уроках физической культуры применяются физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.) профилактика нарушения осанки и плоскостопия,игровые и соревновательные технологии, атлетическая гимнастика,оздоровительный бег, элементы системы изотон и стретчинг, дыхательная гимнастика
Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направлености) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены
"Физика и здоровье человека.»
К уроку «Звуковые волны» (9,11кл.)
1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир... Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума снижается на 10-12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне громких постоянных шумов и музыки.
2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается.Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.
К уроку «Электромагнитное поле» (9, 11 кл)
Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием электромагнитного поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания.
Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи специальных приборов.
К уроку «Оптические приборы» (8 класс) «Дисперсия света» (11 класс)
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...
К уроку «Ядерные реакции» (9,11 класс)
«Если бы будущая мать знала»
Рассматривая вопрос о ядерных реакциях и правило смещения, приводить реакции самопроизвольного радиоактивного распада компонентов одной из ветвей «генеалогического дерева» семейства урана-радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония.На базе этих уравнений решить задачи по определению кинетической энергии а-частицы и ее скорости. А при анализе задачи заострить внимание на значении энергии, которой обладает а-частица. И далее, пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека, способны повреждать наследственные структуры - гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие образовательные технологии »
МОУ«Уваровская средняя общеобразовательная школа»
доклад
на тему: « Здоровьесберегающие технологии»
Лысодед Василий Петрович
учитель физической культуры
2012г.
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
К сожалению современная школа не прибавляет здоровья ни ученикам, ни педагогам. Как показывают исследования 2/3 выпускников выходят из стен школ с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.
Технология – это продуманная модель педагогической деятельности по организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы (по материалам Н.К. Смирнова, 2003 [7]):
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии.
2
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
3
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Когда речь заходит о здоровьесберегающих технологиях, то существует мнение, что здоровьесбережение в школе - это направление работы учителей физкультуры, и все возникшие вопросы направлены именно нам.
Это ошибочное мнение. Ведь по сути сам урок физкультуры является здоровьесберегающим. Это урок, где учащиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесбережением должен заниматься весь педагогический коллектив.
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
Вопрос, что же такое здоровьесберегающие технологии и какие технологии применяют учителя предметники на своих уроках, зачастую ставит их в тупик. Педагоги знают все технологии здоровьесбережения, но часто забывают, что все мероприятия, которые должны проводиться в режиме учебного дня, все они относятся к здоровьесберегающим технологиям.
Варианты педагогического инструментария здоровьесберегающих технологий:
• Гимнастика до учебных занятий,
• Подвижные игры на удлиненных переменах,
• Спортивный час в ГПД,
• Питание,
• Основы личной гигиены,
• Влажная уборка помещений,
• Проветривание,
• Соблюдение температурного режима,
• Озеленение кабинетов и рекреаций,
• Физкультминутки,
• Динамические паузы,
4
Средства здоровьесберегающих технологий
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы . Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
К гигиеническим средствам относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Методы здоровьесберегающих технологий
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:
5
Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- работа с учениками по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей.В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений
6
3. Не допускать чрезмерной физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Организация учебной деятельности на уроке
-строгие дозированные физические нагрузки;
-использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
-использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
-учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
-построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
-соблюдение гигиенических требований;
-благоприятный эмоциональный настрой;
-создание комфортности.
Создание комфортных условий на уроке.
-температура и свежесть воздуха;
-рациональное освещение зала;
-исключение монотонных звуковых раздражителей;
-влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
-наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
-наличие аптечки;
-спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);
7
-наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 8-10 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.
3 фаза преодолеваемого утомления.
Индивидуально-дифференцированный подход.
1. работа в индивидуальном темпе
2. использование источников информации
3. возможность обратиться за помощью
4. отсутствие страха ошибиться
5. положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности
6. высказывание и аргументирование своего мнения.
Оздоровительные моменты.
1. Дыхательные упражнения.
2. Сочетание нагрузки с восстановлением.
3. Закаливающее влияние уроков на свежем воздухе.
Главной отличительной особенностью предмета «Физическая культура» является приоритет здоровья. И на первое место поставлен принцип «Не навреди себе и помоги другим». Этот принцип действует на всех уроках физической культуры, в различных видах спорта: в соблюдении техники безопасности, в применении страховки и самостраховки, в соблюдении правил игр и соревнований, в развитии и совершенствовании физических и психических качеств.
8
На уроках физической культуры применяются физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.) профилактика нарушения осанки и плоскостопия,игровые и соревновательные технологии, атлетическая гимнастика,оздоровительный бег, элементы системы изотон и стретчинг, дыхательная гимнастика
Изотон — это система оздоровительной физической культуры, разработанная в проблемной лаборатории Российской государственной академии физичес- кой культуры в 1991—93 гг. Занятия изотоном имеют своей конечной целью улучшение самочувствия, работоспособности, «физического здоровья», внешнего вида (форм тела, состава тела).
Название «изотон» система получила, во-первых, по типу физических упражнений, занимающих центральное место в занятии — изотонических, т.е. таких, при которых в мышцах поддерживается постоянное напряжение, и по основному эффекту, который достигается в результате ее применения — постоянно высокому «жизненному тонусу» человека, занимающегося изотоном.
Центральной частью физической тренировки является так называемая «изотоническая тренировка», строящаяся в соответствии со следующими правилами (принципами):
1. Упражения носят локальный характер, т.е. одновременно в работу вовлечена относительно небольшая масса мышц. Чем ниже подготовлен- ность, тем меньшее количество мышц должно быть задействовано в каждом упражнении.
2. Напряжение мышц в пределах 30-60 % от максимального должно соблюдаться во всех упражнениях. Режим сокращения мышц - изотонический, статодинамический или статический (последний — иногда), т.е. без расслабления мышц. Это достигается медленным темпом движений, их плавностью, но постоянным поддерживанием напряжения мышц.
3. Упражнения выполняются «до отказа», т.е. невозможности продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление (такое состояние — основной фактор создания стресса). Этот момент должен наступать строго в диапазоне 40-70 секунд после начала упражнения. Если утомление не наступило - техника упражнения неверна (вероятно наличие
9
фазы расслабления мышц). Если отказ произошел раньше — степень напряжения мышц — выше 60 % от максимального.
4. Воздействию последовательно подвергаются все основные мышечные группы.
Стретчинг - это система работы с мышцами, суставами и связками тела используется по всему миру в качестве прикладной физической дисциплины, существенно повышающей эффективность тренировок и снижающей спортивный травматизм .Она состоит в том, что человек принимает позу, растягивающую определённую группу мышц и остаётся в таком положении на некоторое время (5-30с)
Физические упражнения направлены на растягивание разных групп мышц в человеческом теле. С их помощью можно заряжаться энергией, снимать стрессы, поддерживать красивую фигуру.
Стретчинг -упражнения на растягивание полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, оказывает стимулирующее воздействие на кровообращение и циркуляцию лимфы в организме;
- упражнения, включаемые в заключительную часть тренировочного занятия, помогают мышцам восстановиться путем возврата от сокращенного состояния к прежней длине (в покое);
-упражнения оказывают расслабляющее действие на мышцы и снимают различные боли, вызванные стрессами и напряжениями нервной системы;
- замедляет и делает постепенными некоторые процессы в нашем организме, связанные со старением;
- мышцы, регулярно тренируемые в растягивании, сохраняют свою эластичность, хорошо снабжаются кровью и питательными веществами;
-упражнения на растягивание — это эффективное средство снижения психического напряжения, поскольку они тонизируют мышцы, но расслабляют мозги.
10
Выбор здоровьесберегающих технологий определённой направленности зависит:
-от конкретных условий школьного образовательного учреждения ;
-программы, по которой работают педагоги;
-профессиональной компетентности педагогов;
-показаний заболеваемости детей.
Деятельность учителя в реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе, помощь родителям .
Если решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов, то учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направлености) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены
Элементы здоровьесбережения на уроках.
Физминутки:
- Встали!
- Руки потянули вверх, потянулись всем телом вверх, к солнышку, поприветствовали солнышко - помахали ему ручками.
А теперь опустили руки вниз и изо всех сил встряхнули ими - сбросили с себя всю усталость, лень, сонливость.
11
- Руки расставили в стороны, чтоб обнять ими весь мир, а теперь обняли себя крепко-крепко, как будто мы обнимаем весь мир и крепко прижимаем его к себе.
- А теперь закройте глазки и представьте что вы в лесу - бежите по дорожке и побежали легким бегом на месте.
- Остановились! - Прислушайтесь к тишине в лесу. Успокоились под эту тишину, и с новыми силами принялись за работу.
Во время практических занятий на воздухе очень полезно провести минутный отдых под деревом, прислоняясь к стволу дуба, тополя, берёзы, каштана. Таким образом вы получите большой положительный заряд энергии.
Во время цветения плодовых деревьев: абрикос, яблони, груши – проводить минутки отдыха под этими деревьями, вдыхая аромат - это тоже способствует улучшению самочувствия, благоприятно влияет на психику.
При слишком шумной обстановке в классе можно провести 2-х минутную разгрузку. Вначале, сказав о вреде шума для человеческого организма: шум - утомляет, угнетает, снижает умственную работу на 60%, повышается давление, ухудшается работа сердца. А вот шумы природного происхождения - шум морского прибоя, дождя, шелест листвы - благоприятно влияют на организм человека. Давайте послушаем один из этих шумов (включить и прослушать запись природного шума).
Выполнение физических упражнений под чтение стихов:
Вам хочу, друзья признаться, что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься, что советую и вам.
Всем зарядку делать надо, много пользы от неё,
А здоровье - вот награда за усердие твоё!
Вам хочу ещё сказать, чаще надо вам гулять.
С этим делом не шутите и здоровье берегите
Факторы, влияющие на здоровьесбережение учащихся.
Значение комнатных цветов в жизни человека.
Несомненно комнатные растения играют огромную роль в жизни человека.
Комнатные цветы украшают любое помещение, очищают воздух от углекислого газа и пополняют его кислородом, успокаивают некоторых людей, а у некоторых наоборот поднимают тонус, бодрят. Поэтому каждый человек старается своё жилище украсить любимыми цветами.
13
Такие цветы, как «сансенверия», «толстянка», «фикус», «плющ» - улучшают воздух в современных помещениях, оснащённых новым строительным материалом. Они впитывают в себя токсины, тяжёлые металлы, химические пары от красок.
«Фиалка» - благотворно влияет на детский организм, она снимает агрессию, возбудимость, вспыльчивость. В помещении, где много этих цветов ребёнок чувствует себя спокойно, уравновешенно.
«Герань», «лимонник» - предотвращают многие простудные заболевания. Если вы хотите чтоб, ваш ребёнок меньше болел - поставьте в его комнате «герань» и каждое утро касайтесь её.
Комнатные растения - разные по своему энергетическому состоянию. Так, для спокойных, флегматичных детей благоприятны - фикус, монстера, кактус. Эти растения поднимут у них тонус, взбодрят их, улучшат настроение и общее состояние. А вот холерикам эти растения противопоказаны, они будут повышать у них возбудимость. Для таких ребят лучше в комнате поставить успокаивающие цветы: бегония, фиалка, лимонник, мята, глоксинья.
Вблизи компьютера рекомендуется поставить кактус, который будет поглощать отрицательную энергию в себя.
Вообще благоприятно воздействуют на всех людей - это циперус, цикламен, розмарин, лимонник, герань, традесканция, хлорофитум, толстянка.
- А как же быть, если у ребёнка аллергия на цветочную пыльцу?
- Для таких деток рекомендуется разводить нейтральные цветы, которые не приносят ни каких отрицательных эффектов. Это - хлорофитум, традесканция, папоротник, толстянка, циперус.
Положительного эффекта можно достичь только заботясь о цветах, разговаривая с ними, здороваясь с ними, тогда и растения отдадут вам всю свою положительную энергию.
Факторы, влияющие на здоровьесбережение учащихся.
"Влияние цвета на психофизическое состояние школьников.»
Удачный подбор тонов краски стен, потолков и школьного оборудования не только имеет эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. И хотя цветовые предпочтения тесно связаны с индивидуальными чертами характера, существуют общие закономерности
14
влияния цвета на человека. Цвета коротковолнового спектра (синий, голубой) действует успокаивающе, длинноволнового (красный, оранжевый) - наоборот, возбуждающе, а средневолновой участок спектра содержит цвета психофизического равновесия (зелёные, жёлтые) которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет значительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишён эмоционального воздействия. Для классных комнат нельзя рекомендовать какой-то один цвет, например в комнатах средних и старших школьников надо стремится создать деловую атмосферу, способствующую сосредоточенной работе. Дети разного возраста предпочитают различные цветовые гаммы в окраске стен класса: учащиеся младших классов - теплые тона (жёлтый, оранжевый), средних классов - оттенки зелёного, старшеклассники - холодные тона (серый, голубой).
Правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений повышает внимание учащихся. Психологи специализирующиеся на вопросах воздействия цвета, рекомендуют для школьных помещений гамму цветов - от желтовато-зелёного, через жёлтый, до оранжевого. Синий и зелёный цвета также подходят для классных комнат, ориентированных на юг, особенно в южных регионах страны.
Комбинирование цвета стен и освещения в спортивном зале позволит создать различные функциональные зоны в нём, подчеркнуть легкость обстановки возле спортивных снарядов, выделить опасные зоны и т.д. Цвет спортивной одежды может стать ярким колористическим фактором, оживляющим обстановку урока физической культуры, и быть эффективным средством профилактики спортивного травматизма. Например, ярко-жёлтые майки вызывают у ребят прилив сил и бодрости, делают их движения более свободными и даже безопасными, привносят ассоциацию с желтой майкой лидера
Факторы, влияющие на здоровьесбережение учащихся.
"Физика и здоровье человека.»
К уроку «Звуковые волны» (9,11кл.)
1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем
15
техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир... Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума снижается на 10-12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний.
Поэтому вредно находится в зоне громких постоянных шумов и музыки.
2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается.Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.
К уроку «Электромагнитное поле» (9, 11 кл)
Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием электромагнитного поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания.
Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи специальных приборов.
К уроку «Оптические приборы» (8 класс) «Дисперсия света» (11 класс)
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При
16
курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...
К уроку «Ядерные реакции» (9,11 класс)
«Если бы будущая мать знала»
Рассматривая вопрос о ядерных реакциях и правило смещения, приводить реакции самопроизвольного радиоактивного распада компонентов одной из ветвей «генеалогического дерева» семейства урана-радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония.
На базе этих уравнений решить задачи по определению кинетической энергии а-частицы и ее скорости. А при анализе задачи заострить внимание на значении энергии, которой обладает а-частица. И далее, пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека, способны повреждать наследственные структуры - гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания
"КАК НЕ УСТАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА ИНФОРМАТИКИ
При подготовке к урокам важно продумать их структуру, какими видами деятельности займутся дети. Урок информатики в этом смысле имеет свою специфику: школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности.
Уроки проводят по такому плану:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Объяснение теоретического материала (знакомство с новыми терминами, правилами).
4. Физкультминутка.
17
5. Работа в тетради. (Запись алгоритма задания, которое будет выполняться на компьютере. Запись производится в виде схем, граф-схем, таблиц– цветной пастой, карандашами. Это может быть и коллективное составление программ, небольшая самостоятельная работа.)
6. Практическая работа (включение компьютера, выполнение задания).
7. Зарядка для глаз.
8. Подведение итогов. Защита проектов.
9. Оценивание.
10. Завершение работы на компьютере.
Такая структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть меньше. Приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 15 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным.
Элементы здоровьесбережения на уроках.
Комплекс упражнений для глаз.
Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Упражнение 1: Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)
Упражнение 2: Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.
Упражнение 3: Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение вначале быстро, а за¬тем как можно медленнее.
Упражнение 4:
Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.
18
Комплекс упражнений «Танцуйте сидя»
Упражнение 1:
Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.
Упражнение 2:
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали – все в полном порядке.
Выполнить по три раза.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть!
Литература
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
2.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
3. Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.