kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этнокультурные традиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Этнокультурные традиции в формировании

гражданско-культурной идентичности обучающихся".

      В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из  направлений работы МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

        Задачей современной школы и дополнительного образования  является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной  из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,  «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.

     Дополнительная общеразвиваюшая  программа «Живой родник» является частью  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.   Задачами этнокультурного содержания программы являются  изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине. Национальный состав обучающихся смешанный,  в объединении  - 38 воспитанников, из них бурят- 22, русских-14, татар -1,эвенков -1. Исходя, из национального состава детей, ведущей идеей подпрограммы  является возрождение и развитие русской,  бурятской, татарской и  эвенкийской культуры. Дети охотно посещают и выступают в различных конференциях и конкурсах районного, республиканского и Всероссийского уровня.

             Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы по программе  изучают  отдел «Жизнь и быт бурят, русских, эвенков и татар», «Национальная одежда бурят, русских, эвенков и татар». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы.  Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине стали целями  изучения темы «Село в годы Великой Отечественной войны».  Результатом стал реализованный проект «Книга Памяти», посвященный без вести пропавшим.

              Деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников. Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сагаалган, Гольдер, Сабантуй, Масленица. так как в нем принимают участие  все воспитанники, родители, бабушки и дедушки, педагоги, и с удовольствием приходят на праздник  местное население. Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания.  Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека.       

        Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы «одаривает» его, развешивая на его ветках что – либо памятное.  В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы  в общественно-полезную работу ради благо красоты малой Родины в центре  реализуются социальные проекты «Милый край» и «Чистый берег». Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших.  Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты. 

              Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурные традиции»

МОУ ДО «Районный центр дополнительного образования»

М.О. Курумканский район

Республиканский конкурс

«Воспитываем патриота и гражданина малой родины»







Тема: "Этнокультурные традиции в формировании

гражданско-культурной идентичности обучающихся".



Руководитель: туристско-краеведческого объединения «Живой родник»

Булгутов Владимир Доржиевич

Педагог дополнительного образования – краеведение

с.т. 89246544162

электронный адрес: [email protected]

















Курумкан

2016г.













Курумкан

2015г.













































































"Этнокультурные традиции в формировании

гражданско-культурной идентичности обучающихся".

 

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из направлений работы МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

Задачей современной школы и дополнительного образования является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной  из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,  «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.

     Дополнительная общеразвиваюшая программа «Живой родник» является частью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Задачами этнокультурного содержания программы являются  изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине. Национальный состав обучающихся смешанный,  в объединении  - 38 воспитанников, из них бурят- 22, русских-14 , татар -1,эвенков -1 . Исходя, из национального состава детей, ведущей идеей подпрограммы  является возрождение и развитие русской, бурятской, татарской и эвенкийской культуры. Дети охотно посещают и выступают в различных конференциях и конкурсах районного, республиканского и Всероссийского уровня.

             Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы по программе изучают  отдел «Жизнь и быт бурят, русских, эвенков и татар», «Национальная одежда бурят, русских, эвенков и татар». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы.  Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине стали целями  изучения темы «Село в годы Великой Отечественной войны».  Результатом стал реализованный проект «Книга Памяти», посвященный без вести пропавшим.

              Деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников. Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сагаалган, Гольдер, Сабантуй, Масленица. так как в нем принимают участие  все воспитанники , родители, бабушки и дедушки, педагоги, и с удовольствием приходят на праздник  местное население. Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания.  Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека.       

Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы «одаривает» его, развешивая на его ветках что – либо памятное.  В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы  в общественно-полезную работу ради благо красоты малой Родины в центре реализуются социальные проекты «Милый край» и «Чистый берег». Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших.  Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты. 

              Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными

Устный журнал «Нам на одной земле не тесно»

16. Ноября 2014г. Научно – практическая конференция «Моя земля – Курумкания»

Цель

Формирование мировоззрения учащихся и воспитание культуры толерантности, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межнациональному согласию, готовности к диалогу. Воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности.

Задачи:

  1. ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

  2. развитие терпимого отношения в среде обучающихся;

  3. совместная деятельность обучающихся по формированию толерантности;

  4. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

  5. осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

  6. развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

  7. формирование позитивного отношения к своему народу;

  8. повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.


Средства: ИКТ, презентация.

Станции:

а) с. Барагхан - Баргутское кочевье;

б) с. Могойто – Русское поселение;

в) с. Арзгун – Татарский аул;

г) с. Аргада – Шанхайская деревня;

д) с. Алла – Эвенкийское стойбище;

е) с. Курумкан – Радуга друзей.

БАРГУТЫ И БАРГУДЖИН – ТОКУМ.

По легенде Барагхан или Бархан происходит от имени человека, который проживал в этой местности в незапамятные времена. Это был человек по имени Бархан, обладающий богатырской силой. Однажды к нему приехал устроитель бухэ-барилдана (бурятская борьба), который начал просить Бархана поехать в южные районы нашей Бурятии и помериться с силой с другими силачами. Бархан не соглашался. Тогда хитрый уговорщик напоил силача молочной водкой тройной перегонки ( хорзо). Когда бархан пришел в себя, как человек добродушный, он не мог отказаться, тка как прещелыга показал бумагу, на котором стоял оттиск его руки. Оказавшись на большом наадане (играх) Бархан сошелся с монгольским силачом, таким огромным, как скала. Не успел противник моргнуть, как Бархан обхватил ногу силача и дернул с силой. Раздался хруст ломающейся кости, крик противника и негодование монголов. Не медля Бархан отправился в обратный путь, так как монголы могли отомстить за своего силача.

ПОСЕЛЕНИЕ « ТАТАРСКИЙ АУЛ»

Первые переселенцы из Татарии появились в селе Арзгун 67 лет назад. Нелегкими выдавались довоенные годы в Татарии. Засуха и голод вынудили жителей, двинуться в разные регионы страны на заработки. Билет давал право на проезд: и до места назначения, и обеспечивал питание в пути. 10 марта 1941 они добрались до Гарги. По установленному порядку они должны были прожить 5 лет. Но внезапно начавшаяся война в корне изменило судьбу переселенцев. И стала Гарга им второй Родиной.

ПОСЕЛЕНИЕ «ШАНХАЙ».

В начале 20-х годов группа молодых китайцев из местности Шаньдунь прибыла в Россию на заработки. Они завербовались в старательные артели на золотые прииски в Баунтовской тайге. Работали на приисках Цыпикана, Карафтита, Варваринска, Суванихи. В 1930 году после закрытия границы между Китаем и СССР молодые люди были вынуждены остаться в России.

Люди начали обживать места, заниматься огородничеством. Постепенно ассимилировались, создавали смешанные браки. Семьи были большие и дружные. Имелось где-то 30 дворов. Свои дома имели семьи Ку-тан-цай, Бин-Чжан-Вен, Ян-фа, Лю-ци-юн, Ва-ши-тун, Ма-ка-е, Чо-ё, Суй-чин, Ван-сяо-шин, Ли-фу, Ян-зы-хо, Тун-фу-ли, Ен-шин-фо, Лю-ичин, Ма-за-ли, Ма-си-ли. Жили так же в Шанхае русские и буряты : Шотхоев Б.Ш. Молчанова И.Д. Баторов Б.Д. Бадмаева Т.О. Бальжинимаев Д-Д. Р. Очирова Д.Н. Будаева Ж.О. Цыбикова Ц. С.

Китайцы незаметно начали осваивать бурятский язык. Вечерами, после работы собирались вместе, беседовали, вспоминали о своей родине. Китайцы хорошие кулинары, готовили острые салаты, стряпали пампушки на пару, пельмени.

В местности Иликчин , также выращивали огород, где вместе с семьей работали Лю-до-фун. В состав бригады входили местные люди. Бригадиром работал Лю-до-фун, он обучал их к агротехническим приемам – посадке , прополке, окучиванию, поливу. Площадь огорода увеличивалась из в года в год.

Лю-до-фун был не только бригадиром – практиком , он занимался научной селекцией, выводил морозостойкое сорта овощей, и добился в этом огромных успехов.

В самые предвоенные годы и первые годы Великой отечественной войны овощи здорово поддерживали колхозников. За картошку меняли одежду, обувь , чай, и т.д.

Небольшой уютный Шанхай в 40-е , 50-е годы, окруженный лесом, рекой, горами, где шумела и играла многоголосая, босоногая детвора, остался в памяти каждого…

И эта Память всегда с ними… В целом китайская диаспора внесла значительный клад в развитие экономики и культуры нашего района, республики, в стране целом.


ПОСЕЛЕНИЕ « ЭВЕНКИЙСКОЕ СТОЙБИЩЕ»

Село Алла уникально не только своей первозданной природой, великолепными озерами и реками, но и своими людьми.

На протяжении веков в мире и согласии живут эвенки, буряты и русские.

Щедрая природа Аллы наделила характер народов, населяющих этот край, открытостью, миролюбием, щедростью и богатством души. Для Дырена характерно и мирное, уважительное сосуществование различных религий и верований: шаманизма, буддизма и православия. Взаимное доверие и согласие, межнациональное сотрудничество и дружба вплетены в духовную и нравственную канву, мысли и дела нашего поселения.

Все это делает опыт Дырена неоценимым и актуальным, в наше непростое время, вызывает интерес ученых, исследователей, туристов, политиков.

В поселении «Дырен – эвенкийское» проживает 955 человек. Национальный состав населения: эвенки – 126 человек, буряты – 743 человека, русские – 86 человек.

Президент В.В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции:

- сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;

обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;

создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Наблюдаемый в последние десятилетия неуклонный интерес к прошлому выдвигает перед системой культурно-досуговых учреждений новые требования по подготовке молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, по более глубокому изучению культурного наследия пародов, включающего разнообразные традиции и обычаи, нормы взаимоотношений, специфические методы формирования национального самосознания.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этнокультурные традиции

Автор: Булгутов Владимир Доржиевич

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 309811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе русско-татарских культурных традиций "
    ["seo_title"] => string(100) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-doshkol-nikov-na-osnovie-russko-tatarskikh-kul-turnykh-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "245862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446225311"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Сохранение этнокультурных традиций на примере праздников и обрядов народа ханты "
    ["seo_title"] => string(88) "sokhranieniie-etnokul-turnykh-traditsii-na-primierie-prazdnikov-i-obriadov-naroda-khanty"
    ["file_id"] => string(6) "233186"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443021593"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование этнокультурной толерантности у учащихся начальной школы. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-etnokul-turnoi-tolierantnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "109184"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404198722"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) ""Этнокультурный компонент начального образования" "
    ["seo_title"] => string(51) "etnokul-turnyi-komponient-nachal-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "153125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420974972"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся"
    ["seo_title"] => string(77) "narodnaia-ighrushka-kak-sriedstvo-etnokul-turnogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "300759"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456777060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства