В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из направлений работы МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.
Задачей современной школы и дополнительного образования является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.
Дополнительная общеразвиваюшая программа «Живой родник» является частью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Задачами этнокультурного содержания программы являются изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине. Национальный состав обучающихся смешанный, в объединении - 38 воспитанников, из них бурят- 22, русских-14, татар -1,эвенков -1. Исходя, из национального состава детей, ведущей идеей подпрограммы является возрождение и развитие русской, бурятской, татарской и эвенкийской культуры. Дети охотно посещают и выступают в различных конференциях и конкурсах районного, республиканского и Всероссийского уровня.
Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы по программе изучают отдел «Жизнь и быт бурят, русских, эвенков и татар», «Национальная одежда бурят, русских, эвенков и татар». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине стали целями изучения темы «Село в годы Великой Отечественной войны». Результатом стал реализованный проект «Книга Памяти», посвященный без вести пропавшим.
Деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников. Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сагаалган, Гольдер, Сабантуй, Масленица. так как в нем принимают участие все воспитанники, родители, бабушки и дедушки, педагоги, и с удовольствием приходят на праздник местное население. Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека.
Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы «одаривает» его, развешивая на его ветках что – либо памятное. В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради благо красоты малой Родины в центре реализуются социальные проекты «Милый край» и «Чистый берег». Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты.
Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из направлений работы МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.
Задачей современной школы и дополнительного образования является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.
Дополнительная общеразвиваюшая программа «Живой родник» является частью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Задачами этнокультурного содержания программы являются изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине. Национальный состав обучающихся смешанный, в объединении - 38 воспитанников, из них бурят- 22, русских-14 , татар -1,эвенков -1 . Исходя, из национального состава детей, ведущей идеей подпрограммы является возрождение и развитие русской, бурятской, татарской и эвенкийской культуры. Дети охотно посещают и выступают в различных конференциях и конкурсах районного, республиканского и Всероссийского уровня.
Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы по программе изучают отдел «Жизнь и быт бурят, русских, эвенков и татар», «Национальная одежда бурят, русских, эвенков и татар». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине стали целями изучения темы «Село в годы Великой Отечественной войны». Результатом стал реализованный проект «Книга Памяти», посвященный без вести пропавшим.
Деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников. Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сагаалган, Гольдер, Сабантуй, Масленица. так как в нем принимают участие все воспитанники , родители, бабушки и дедушки, педагоги, и с удовольствием приходят на праздник местное население. Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека.
Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы «одаривает» его, развешивая на его ветках что – либо памятное. В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради благо красоты малой Родины в центре реализуются социальные проекты «Милый край» и «Чистый берег». Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты.
Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными
Устный журнал«Нам на одной земле не тесно»
16. Ноября 2014г. Научно – практическая конференция «Моя земля – Курумкания»
Цель
Формирование мировоззрения учащихся и воспитание культуры толерантности, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межнациональному согласию, готовности к диалогу. Воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности.
Задачи:
ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
развитие терпимого отношения в среде обучающихся;
совместная деятельность обучающихся по формированию толерантности;
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
формирование позитивного отношения к своему народу;
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Средства: ИКТ, презентация.
Станции:
а) с. Барагхан - Баргутское кочевье;
б) с. Могойто – Русское поселение;
в) с. Арзгун – Татарский аул;
г) с. Аргада – Шанхайская деревня;
д) с. Алла – Эвенкийское стойбище;
е) с. Курумкан – Радуга друзей.
БАРГУТЫ И БАРГУДЖИН – ТОКУМ.
По легенде Барагхан или Бархан происходит от имени человека, который проживал в этой местности в незапамятные времена. Это был человек по имени Бархан, обладающий богатырской силой. Однажды к нему приехал устроитель бухэ-барилдана (бурятская борьба), который начал просить Бархана поехать в южные районы нашей Бурятии и помериться с силой с другими силачами. Бархан не соглашался. Тогда хитрый уговорщик напоил силача молочной водкой тройной перегонки ( хорзо). Когда бархан пришел в себя, как человек добродушный, он не мог отказаться, тка как прещелыга показал бумагу, на котором стоял оттиск его руки. Оказавшись на большом наадане (играх) Бархан сошелся с монгольским силачом, таким огромным, как скала. Не успел противник моргнуть, как Бархан обхватил ногу силача и дернул с силой. Раздался хруст ломающейся кости, крик противника и негодование монголов. Не медля Бархан отправился в обратный путь, так как монголы могли отомстить за своего силача.
ПОСЕЛЕНИЕ « ТАТАРСКИЙ АУЛ»
Первые переселенцы из Татарии появились в селе Арзгун 67 лет назад. Нелегкими выдавались довоенные годы в Татарии. Засуха и голод вынудили жителей, двинуться в разные регионы страны на заработки. Билет давал право на проезд: и до места назначения, и обеспечивал питание в пути. 10 марта 1941 они добрались до Гарги. По установленному порядку они должны были прожить 5 лет. Но внезапно начавшаяся война в корне изменило судьбу переселенцев. И стала Гарга им второй Родиной.
ПОСЕЛЕНИЕ «ШАНХАЙ».
В начале 20-х годов группа молодых китайцев из местности Шаньдунь прибыла в Россию на заработки. Они завербовались в старательные артели на золотые прииски в Баунтовской тайге. Работали на приисках Цыпикана, Карафтита, Варваринска, Суванихи. В 1930 году после закрытия границы между Китаем и СССР молодые люди были вынуждены остаться в России.
Люди начали обживать места, заниматься огородничеством. Постепенно ассимилировались, создавали смешанные браки. Семьи были большие и дружные. Имелось где-то 30 дворов. Свои дома имели семьи Ку-тан-цай, Бин-Чжан-Вен, Ян-фа, Лю-ци-юн, Ва-ши-тун, Ма-ка-е, Чо-ё, Суй-чин, Ван-сяо-шин, Ли-фу, Ян-зы-хо, Тун-фу-ли, Ен-шин-фо, Лю-ичин, Ма-за-ли, Ма-си-ли. Жили так же в Шанхае русские и буряты : Шотхоев Б.Ш. Молчанова И.Д. Баторов Б.Д. Бадмаева Т.О. Бальжинимаев Д-Д. Р. Очирова Д.Н. Будаева Ж.О. Цыбикова Ц. С.
Китайцы незаметно начали осваивать бурятский язык. Вечерами, после работы собирались вместе, беседовали, вспоминали о своей родине. Китайцы хорошие кулинары, готовили острые салаты, стряпали пампушки на пару, пельмени.
В местности Иликчин , также выращивали огород, где вместе с семьей работали Лю-до-фун. В состав бригады входили местные люди. Бригадиром работал Лю-до-фун, он обучал их к агротехническим приемам – посадке , прополке, окучиванию, поливу. Площадь огорода увеличивалась из в года в год.
Лю-до-фун был не только бригадиром – практиком , он занимался научной селекцией, выводил морозостойкое сорта овощей, и добился в этом огромных успехов.
В самые предвоенные годы и первые годы Великой отечественной войны овощи здорово поддерживали колхозников. За картошку меняли одежду, обувь , чай, и т.д.
Небольшой уютный Шанхай в 40-е , 50-е годы, окруженный лесом, рекой, горами, где шумела и играла многоголосая, босоногая детвора, остался в памяти каждого…
И эта Память всегда с ними… В целом китайская диаспора внесла значительный клад в развитие экономики и культуры нашего района, республики, в стране целом.
ПОСЕЛЕНИЕ « ЭВЕНКИЙСКОЕ СТОЙБИЩЕ»
Село Алла уникально не только своей первозданной природой, великолепными озерами и реками, но и своими людьми.
На протяжении веков в мире и согласии живут эвенки, буряты и русские.
Щедрая природа Аллы наделила характер народов, населяющих этот край, открытостью, миролюбием, щедростью и богатством души. Для Дырена характерно и мирное, уважительное сосуществование различных религий и верований: шаманизма, буддизма и православия. Взаимное доверие и согласие, межнациональное сотрудничество и дружба вплетены в духовную и нравственную канву, мысли и дела нашего поселения.
Все это делает опыт Дырена неоценимым и актуальным, в наше непростое время, вызывает интерес ученых, исследователей, туристов, политиков.
В поселении «Дырен – эвенкийское» проживает 955 человек. Национальный состав населения: эвенки – 126 человек, буряты – 743 человека, русские – 86 человек.
Президент В.В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции:
- сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.
Наблюдаемый в последние десятилетия неуклонный интерес к прошлому выдвигает перед системой культурно-досуговых учреждений новые требования по подготовке молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, по более глубокому изучению культурного наследия пародов, включающего разнообразные традиции и обычаи, нормы взаимоотношений, специфические методы формирования национального самосознания.