Этнокультурный компонент содержания начального образования.
На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа.
Россия - многонациональное государство. Во многих школах учатся дети разных национальностей. Если ученик не знает своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа. Без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение других народов. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет обогатить и объединить многие народы.
Чем один народ отличается от другого? Своими уникальными традициями и обычаями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Без этого невозможно создать гражданское общество обновленной России.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям должно начинаться с самого раннего детства. Одной из важных задач этнокультурного образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего.
Материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей.
Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением традиционной отечественной культуры с детьми – наследниками великой культуры своих предков.
В содержании УМК «Школа России» практически во всех предметах учебного плана включены произведения устного народного творчества (русский язык, литературное чтение), изучаются элементы прикладного творчества (Гжель, Хохлома, Жостово) на уроках изобразительного искусства и т.д. Но, несмотря на это, всё - таки появилась необходимость преподавания курса «Краеведения» во 2-3 классах. Основная цель данного предмета – формирование представлений об истории и культуре народов республики, города. Содержание программы, определённые умения и навыки предполагают её реализацию, как в учебной, так и во внеурочной и воспитательной работе. Прежде всего следует обратить внимание на развитие эмоционально –ценностного отношения к городу, республике, где ты живешь, и на формирование познавательного интереса; представления о важности элементов города, о специфике городской среды, о достопримечательностях –памятниках, представления о важности того или иного объекта. Важно, чтобы учащиеся начали понимать ценность богатств города, а главное, чтобы у школьников появилось уважение к предыдущим поколениям, создавшим эти богатства.
Кроме курса краеведения мы реализуем курс ОРКСЭ. В этом курсе решается задача формирования гуманных отношений, симпатий и уважения к людям иных национальностей, воспитание у школьников толерантности к традициям, укладу жизни других народов. В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению:
-исследование;
-проекты;
-мозговой штурм;
-анализ жизненных ситуаций;
- игровые технологии;
- дискуссии;
-экскурсии и др.
Особое значение имеет этот предмет тогда, когда он затрагивает межпредметные связи (ОРКСЭ+ окружающий мир, ОРКСЭ + литературное чтение и т.д.). Только глубоко воспринятая мысль может заставить не только иначе думать, но и иначе жить. Поэтому школьники должны прийти к пониманию, что основополагающие нормы и ценности универсальны, только окрашены в национальный колорит, имеют свой набор образов, отображающих особенности культурного и природного миров, в которых родились и воспитывались люди.
Таким образом, можно отметить, что включение в содержание начального образования материалов, основанных на традициях, обычаях разных народов – это своего рода энциклопедия жизни. Задача педагога - выявить и использовать в своей деятельности «народную мудрость», которая повысит этнокультурную осведомлённость учащихся, поможет воспитать терпимость, миролюбие и уважение к людям всех национальностей.
Библиография.
Дёмин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М. Вече. 2002.
Лаврентьева Л.С. Смирнов Ю.И. культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. -СПб Паритет 2004.
Журнал Начальная школа №6 2008
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Этнокультурный компонент начального образования" »
Н. А. Усова, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 18» г Воткинска
Этнокультурный компонент содержания начального образования.
На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа.
Россия - многонациональное государство. Во многих школах учатся дети разных национальностей. Если ученик не знает своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа. Без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение других народов. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет обогатить и объединить многие народы.
Чем один народ отличается от другого? Своими уникальными традициями и обычаями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Без этого невозможно создать гражданское общество обновленной России.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям должно начинаться с самого раннего детства. Одной из важных задач этнокультурного образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего.
Материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей.
Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением традиционной отечественной культуры с детьми – наследниками великой культуры своих предков.
В содержании УМК «Школа России» практически во всех предметах учебного плана включены произведения устного народного творчества (русский язык, литературное чтение), изучаются элементы прикладного творчества (Гжель, Хохлома, Жостово) на уроках изобразительного искусства и т.д. Но, несмотря на это, всё - таки появилась необходимость преподавания курса «Краеведения» во 2-3 классах. Основная цель данного предмета – формирование представлений об истории и культуре народов республики, города. Содержание программы, определённые умения и навыки предполагают её реализацию, как в учебной, так и во внеурочной и воспитательной работе. Прежде всего следует обратить внимание на развитие эмоционально –ценностного отношения к городу, республике, где ты живешь, и на формирование познавательного интереса; представления о важности элементов города, о специфике городской среды, о достопримечательностях –памятниках, представления о важности того или иного объекта. Важно, чтобы учащиеся начали понимать ценность богатств города, а главное, чтобы у школьников появилось уважение к предыдущим поколениям, создавшим эти богатства.
Кроме курса краеведения мы реализуем курс ОРКСЭ. В этом курсе решается задача формирования гуманных отношений, симпатий и уважения к людям иных национальностей, воспитание у школьников толерантности к традициям, укладу жизни других народов. В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению:
-исследование;
-проекты;
-мозговой штурм;
-анализ жизненных ситуаций;
- игровые технологии;
- дискуссии;
-экскурсии и др.
Особое значение имеет этот предмет тогда, когда он затрагивает межпредметные связи (ОРКСЭ+ окружающий мир, ОРКСЭ + литературное чтение и т.д.). Только глубоко воспринятая мысль может заставить не только иначе думать, но и иначе жить. Поэтому школьники должны прийти к пониманию, что основополагающие нормы и ценности универсальны, только окрашены в национальный колорит, имеют свой набор образов, отображающих особенности культурного и природного миров, в которых родились и воспитывались люди.
Таким образом, можно отметить, что включение в содержание начального образования материалов, основанных на традициях, обычаях разных народов – это своего рода энциклопедия жизни. Задача педагога - выявить и использовать в своей деятельности «народную мудрость», которая повысит этнокультурную осведомлённость учащихся, поможет воспитать терпимость, миролюбие и уважение к людям всех национальностей.
Библиография.
Дёмин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М. Вече. 2002.
Лаврентьева Л.С. Смирнов Ю.И. культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. -СПб Паритет 2004.
Журнал Начальная школа №6 2008
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000