Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся
Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
«Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся»
Составитель:
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Степанова Наталия Геннадьевна
2014 год
Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся.
В соответствии с современными требованиями к освоению программы школьного воспитания основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, семейных традициях; об обществе, о его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Это становится возможным, если ребенок воспитывается на родном языке, на основе культуры своего народа. Поэтому наше школьное учреждение строит педагогическую работу на основе этнокультурного образования. Основную роль в этнокультурном образовании играют традиции и ценности семьи, народа.
Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания. С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. У чувашского народа, как и у многих других народов, куклы связаны с традиционными календарными праздниками. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещение, Благовещение и т.д. Такие куклы изготавливали из природных материалов: бересты, соломы, ткани, и т.д. Кукла любого народа как символ культуры может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.
Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки - деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т.д. Однако корни лежат глубже, в древней обрядовой скульптуре и фигурках - оберегах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству.
В наше время чувашские национальные куклы чаще всего изготовляются в народном стиле. Для этого кропотливо изучаются подлинные народные костюмы, используются цветные ткани, блестки, монеты и обязательно вышивка.
Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в образовательных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения. Поэтому, приобретенные умения и навыки не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей.
Мы с детьми на кружке попытались сделать некоторые из кукол. Например:
Куклы из мочалок, из ниток, из солёного теста, из глины, тряпичные куклы, из бумаги.
Крупенечка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном.
Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети.
Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Десятиручка – кукла символизирует помощь в домашних делах. Ее делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими обязанностями. Также в некоторых регионах ее дарили на свадьбу, родственники, как бы наделяя при этом девушку умениями своего рода.
В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, целый ряд занятий построен в форме инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.
С этой целью созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации.
Во время изготовления куклы у ребенка будут формироваться и навыки ручного труда, и внимание, логика и умение работать в команде, развивает моторику пальцев, что способствует улучшению речи ребенка. Также повышается эмоциональная устойчивость детей.
И в конце своего выступления хочется сказать, что народная кукла - это часть истории, и ее почитают, по сей день, невзирая, на технологический прогресс и катаклизмы. Человек нуждается в постоянстве, поддержке и одобрении, и он часто, все это, может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Любая кукла, сделанная своими руками, стает проводником и помощником на протяжении всей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся»
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
«Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся»
Составитель:
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Степанова Наталия Геннадьевна
2014 год
Народная игрушка как средство этнокультурного воспитания учащихся.
В соответствии с современными требованиями к освоению программы школьного воспитания основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, семейных традициях; об обществе, о его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Это становится возможным, если ребенок воспитывается на родном языке, на основе культуры своего народа. Поэтому наше школьное учреждение строит педагогическую работу на основе этнокультурного образования. Основную роль в этнокультурном образовании играют традиции и ценности семьи, народа.
Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания. С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. У чувашского народа, как и у многих других народов, куклы связаны с традиционными календарными праздниками. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещение, Благовещение и т.д. Такие куклы изготавливали из природных материалов: бересты, соломы, ткани, и т.д. Кукла любого народа как символ культуры может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.
Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки - деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т.д. Однако корни лежат глубже, в древней обрядовой скульптуре и фигурках - оберегах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству.
В наше время чувашские национальные куклы чаще всего изготовляются в народном стиле. Для этого кропотливо изучаются подлинные народные костюмы, используются цветные ткани, блестки, монеты и обязательно вышивка.
Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в образовательных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения. Поэтому, приобретенные умения и навыки не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей.
Мы с детьми на кружке попытались сделать некоторые из кукол. Например:
Куклы из мочалок, из ниток, из солёного теста, из глины, тряпичные куклы, из бумаги.
Крупенечка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном.
Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети.
Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Десятиручка – кукла символизирует помощь в домашних делах. Ее делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими обязанностями. Также в некоторых регионах ее дарили на свадьбу, родственники, как бы наделяя при этом девушку умениями своего рода.
В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, целый ряд занятий построен в форме инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.
С этой целью созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол.В уголке творческой деятельности представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации.
Во время изготовления куклы у ребенка будут формироваться и навыки ручного труда, и внимание, логика и умение работать в команде, развивает моторику пальцев, что способствует улучшению речи ребенка. Также повышается эмоциональная устойчивость детей.
И в конце своего выступления хочется сказать, что народная кукла - это часть истории, и ее почитают, по сей день, невзирая, на технологический прогресс и катаклизмы. Человек нуждается в постоянстве, поддержке и одобрении, и он часто, все это, может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Любая кукла, сделанная своими руками, стает проводником и помощником на протяжении всей жизни.