Просмотр содержимого документа
«Эссе "Как научить взрослого"»
Как научить взрослого
Задаваясь вопросом о том, как научить взрослого, я вспоминаю слова нашего современника, доктора педагогических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, автора более сотни научных публикаций Н.С. Пряжникова. В одной из своих работ он объяснял, что такое самоопределение. По мысли ученого, это понимание личностного смысла в избираемой деятельности. Говоря иначе, человек должен четко определиться, для чего ему нужно заниматься неким делом. Это значит, что над ним никто не довлеет, никто ни к чему не обязывает. Все исключительно по собственному желанию.
Точно так же обстоит дело и с учебной деятельностью. Как правило, взрослые люди сами стремятся чему-нибудь научиться, если, прежде всего, осознают, что конкретно им дадут новые знания, а во-вторых, видят реальные возможности для применения накопленного потенциала в практических условиях. В отличие от своих маленьких «коллег» – школьников, взрослые более активны в учении, так как имеют большой жизненный опыт, который легко применяют в любой моделируемой преподавателем ситуации.
Именно поэтому специалисты, занимающиеся обучением взрослых, должны шире практиковать использование активных методов обучения – деловые игры, семинары, презентации, тренинги, дискуссии в малых группах, кейсы. Отсутствие заданного результата стимулирует к неформальному общению, свободному высказыванию суждений, обмену мнениями. Но этого недостаточно, ибо знания необходимо закрепить на практике.
Поэтому важно планировать обучение исходя из деятельностного подхода. И тогда люди получат конкретные инструменты для работы. Это будет некий стандартизированный набор, овладение которым и станет результатом обучения.