Эссе
Учись у времени, в котором живешь
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь.
Древнекитайская мудрость
Моя профессия – учитель. Мне повезло, ведь я работаю в замечательной школе. Вот уже двадцать лет я каждое утро с удовольствием открываю школьные двери и окунаюсь в пестрый, шумный, голосящий на все лады мир. Это особый мир учеников и учителей, в котором каждый куда-то спешит. Чувствую, как, переступив школьный порог, оказываюсь в этом потоке и плыву, соблюдая свое направление. Меня не покидает ощущение, что я маленькая частичка большого организма, который зовется ШКОЛА.
Уже больше 20 лет я использую в своей практике преподавания традиционную методику. Но ведь я работаю в школе 21 века. Что же изменилось в 21 веке? Мы изменились! Каждый день в мире происходят глобальные перемены, от которых зависит не только будущее планеты, но и существование всего человечества. Потенциал развития любого общества всегда определяется соответствием системы образования потребностям и нуждам этого развития. При ускоренном развитии общества во все времена возникает потребность в инновационных преобразованиях системы образования. Глобальные изменения, произошедшие в мире, привели к острой необходимости переосмысления действующих мировых систем образования. Обществу необходимы глобальные преобразования системы образования и обучения. Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования.
В условиях расширения информационного пространства и вхождения Казахстана в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов как критериев уровня социально-экономического развития страны важно соответствие системы образования новым требованиям. Так что же нужно Казахстану для проведения реформ в образовании? Целью реформирования должно стать обеспечение учеников возможностями критически оценивать знания, так, чтобы они могли создавать знания для самих себя и использовать эти знания творчески и эффективно. Чтобы сделать это, ученикам необходимо будет критически мыслить, им понадобится эффективно решать проблемы и объединяться с другими для решения этих проблем.
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи огромную роль играет совершенствование и системы образования.
Основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение одинакового доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребностей учащихся в получении образования, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы указано на необходимость улучшения результатов казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA, ТIMSS и PIRL.
В связи с этим казахстанское образование ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях, навыков, способствующих социальному и экономическому благополучию, процветанию в течение всей жизни, формированию конкурентоспособной личности.
Фундаментом всего школьного процесса является школа, обучение же продолжается всю жизнь. Хорошая школа должна стать школой жизни, научить решать проблемы, которые встретятся в жизни, научить каждого выпускника справляться с информационным потоком средств массовой информации. Сформировать навыки обучения тому, как учиться, и вносить инновации, навыки, необходимые для жизни в современном социуме. Для этого необходимо формировать навыки «функциональной грамотности», позволяющие школьникам находить пути решения в сложных жизненных ситуациях, применяя свои знания, критически мыслить.
Я уверена, что любые перемены нужно начинать с себя. Мое жизненное кредо - «Учись у времени, в котором живешь». Поэтому мне для соответствия требованиям времени необходимо внедрять в практику разнообразный арсенал стратегий обучения, эффективно использовать каждый конкретный метод. Я начала критично рассматривать собственную практику преподавания и поняла, что мне необходимо понимать индивидуальные потребности моих учеников и развивать новые педагогические навыки, чтобы убедиться, что у меня есть возможность формировать среду обучения, которая поможет каждому ученику мыслить более критично, эффективно и совместно решать проблемы. Я использую стратегии, касающиеся вопросов преподавания всему классу в целом, а также организовываю групповую работу и самостоятельную работу учеников. Выбранные мной образовательные стратегии не исключают персональной обратной связи каждого ученика. Я имею достаточно обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся, об их жизни за пределами школы. Я прилагаю все усилия для активного сотрудничества с коллегами. Овладев прочными навыками в области информационных технологий, использую их как эффективный инструмент преподавания с целью отслеживания процесса учения учащихся. Я непрерывно рефлексирую в ходе своей работы для того, чтобы учиться на своем опыте. Моя задача - оказывать содействие коллегам в разработке и реализации эффективных методов в преподавании и учении. Осуществление исследовательской деятельности (собственной и совместно с коллегами и учениками) - одна из непременных составляющих моей успешности и успешного развития моей школы.
Каким же должен быть учитель ХХI века? Это учитель, который готов к изменениям в обучении учеников для подготовки к взрослой жизни в 21-м веке. Я ценю своих учеников и хочу, чтобы они преуспевали, упорно работаю, чтобы видеть их успех. Современный учитель должен находиться в постоянном творческом поиске, учиться у времени, в котором живет. Это личность, стремящаяся всегда и во всем быть лидером. Необходимо установить высокую культуру обучения посредством создания благоприятных условий для обучения как взрослых, так и учеников, вовлечь учащихся в процесс обучения, привлечь социум, родителей к процессам преподавания и учения. Всю работу необходимо построить в тесном сотрудничестве семьи и школы. Только совместная работа может привести к положительному результату. Необходимо заинтересовать, увлечь своих коллег, родителей и учеников, на собственном примере убедить своих коллег в необходимости перемен, зажечь их своей энергией, объединить для осуществления одной цели – изменения в обучении учеников для подготовки к взрослой жизни в 21-м веке жизненно необходимы! Внедряя новые подходы в практику моего преподавания, я фокусирую свое внимание на том, как научить учеников навыкам совместного самостоятельного и эффективного обучения. И это самое важное, ведь я хочу, чтобы мои ученики были более мотивированными, уверенными и критичными. А это те качества, которые понадобятся им для успешного вовлечения в стремительно развивающийся мир. Теперь я с уверенностью переступаю порог моей совершенно новой, обновленной, реформированной школы. Теперь мои выпускники будут личностями неординарно мыслящими, способными действовать нестандартно в динамично изменяющемся современном мире.