Эссе
«Учить нельзя воспитывать»
«. пойди к пчеле,познай, как она трудолюбива,
какую почтенную работу она производит.»
(Царь Соломон,
книга Притчей Соломоновых)
У пчеловодов бытует такое высказывание, что «пчелы очень мудрые насекомые».
Вот и в эпиграфе мудрый царь Соломон просит человека сравнить свой труд с пчелиной работой, суть которой заключается в доведении любого своего дела до совершенства.
Как это связано с моим эссе «Учить нельзя воспитывать»? Очень просто! Ведь процесс обучения и воспитания практическим навыкам и поведению пчёл соответствуеттем же действиям педагога в школе.
В этих словах нельзя однозначно утверждать,что важнее: учить или воспитывать? Эти процессынапрямую связаны друг с другом. Без единства обучения и воспитания просто невозможно становление целостной личности.
Так еще с давнего времени любой мастер своего дела, который обучал своего ученика, учил постепеннодобиваться готового результата. И обучая ученика, делал это только своим отношением к делу, собственным примером прививая при этом ответственность, интерес, трудолюбие, развивая целеустремленность и любознательность.
Научить ребенка можно многому.
Можно научитьребенка читать, писать, рисовать, хорошо владеть каким-то видом спорта, хорошо петь.
Но! Всегда ли человек, обладающий определенным багажом знаний, сможет в трудный момент помочь? Сможет ли он пожертвовать собой ради других? Будет ли он просто хорошим и добрым? Будет ли делиться своими знаниями с теми, кому они нужны?
А вот воспитывать.
Моя судьба еще с детства намекала мне на профессию учителя, но я, то ли не замечала этого, то ли просто не хотела замечать. Часто меня можно было увидеть за игрой в школу, где я находилась в роли учителя. Делала это я не осознано. И когда перед до мной встал выбор профессии. Вы спросите куда поступила? Конечно же, это был педагогический университет.
В своих рассуждениях о пчелах, хочется провести параллель как между процессом обучения и воспитания в школе по системе «Наставник – учитель – ученик», так и пчелиной работой.
Ведь у пчел работа эта состоит во вкладывании в течение 1 – 5 дней процесса обучению молодых пчёл всех тех качеств, которые делают из пчелиного роя хорошую, крепкую семью, основанную как на разделении труда, так и на взаимовыручке и взаимопомощи.
И в начальной школе от 0 до 4 класса закладываются основы формирования личности ребенка, его понимания своего места в коллективе, в семье, взращивается его тяга к творчеству, к труду и к приобретению новых знаний.
От 6 до 12 дней будущая пчелиная матка запечатанав восковой маточникдля ее полногосозревания,и при выходе ей необходимы силы, чтобы прогрызть верхнюю часть маточника и выйти наружу. Ана 12 день она выходит готовой, зрелой маткой.
Так и с детьми продолжаетсядальнейшее развитие их личностив процессе обучения и воспитания с 5 по 11 классы для того, чтобы к концу обучения созреть не только для сдачи ЕГЭ и получении аттестата, но и к дальнейшей взрослой жизни.
А послеокончания школывыпускникивыходят во взрослую жизнь, имея мировоззренческие основы и опыт духовной культуры.
Представим, что пчелиная семья – это воспитательница для своих детей. А матка является наставником всех пчел и хранительницейвсех основных качеств:трудолюбия, умения, навыков, передаваемых другим пчелам-учителям. А они, в свою очередь, закладывают и воспитывают молодых маток, то есть учеников.
Возникает вопрос, а по каким критериям или качествам определяетсятакая воспитательница?
Как она работает в течение года?Какое количество меда эта работа приносит в пчелиную семью?
А каково качество обучения успеваемости и каков накопленный багаж знаний учащихся в школе,и насколько они зависят от таланта педагога?
Проводя параллель с тем, как педагог трудится в течение года, как он своим примером и своими действиями являет нам образец, достойный подражания. Нельзя не вспомнить слова поэта Николая Заболоцкого:
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
И матка, пчела-наставник, передав навыки пчелиной семьи молодым пчёлам, являет собой пример учителя, воспитателя-наставника в школьной семье. Пчелы под руководством матки начинают процесс закладывания в молодую матку маточного молочка.
В нашей школьной «пчелиной» семье маткой является Нагорнова Марина Анатольевна, пчела - учитель – я, ученики – дети моего 3 «Г» класса.
Что же им это принесет? А то, что в этом молочке заложено все качества хорошей семьи. И молодые матки, которые в будущем появятся на свет, смогут вести самостоятельную жизнь, благодаря заложенным качествам.
Как наставник обучит учителя, так и учительнаучит детей.
Но, несмотря на этот пример, невсе учителя становятся хорошими учителями при хороших наставниках. Так и ученики при хороших учителях не всегда получаютодни и те же знания.
Для чего была проведена вся эта параллель с пчелиной семьёй?А для того, чтобы увидетьценность своего педагогического труда.
Ведь настоящий педагог, прежде всего, долженсовершенствоватьсебя как личность. Детям необходим образцовый учитель, талантливый, творческий, трудолюбивый, искренний и добрый человек, готовый понять их и внимающий к их переживаниям и чувствам.
Учитель-труженик, учитель-«пчела» являет собой пример труда души. По словам того же Николая Заболоцкого,«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».
А это значит, что учитель должен постоянно совершенствоваться. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для учащихся.
Для меня главная заповедь настоящего педагога заключается в том, что учитель учит детей до тех пор, пока сам учится.
А поскольку настоящий педагог – это человек, который значительный отрезок времени проводит с детьми, то именно образ его мышления, правила его поведения и манера общения учителя оказывают главное влияние на детей, служат для них примером.
Научить – никогда не бывает самоцелью, наставить на путь обучения, на путь самообразования – вот задача сложная, требующая самоотречения и полной самоотдачи.
Если и учить чему, то только «учить учиться, учить познавать мир, учить видеть все его многообразие».
Воспитывать каждого в отдельности, учитывая его потребности, особенности и индивидуальности – вот задача учителя. Как много усилий необходимо приложить к этому процессу!
Но счастье для него – видеть верный, достойный выбор своих учеников – стоит всех усилий наставника, воспитателя, учителя.
И, следовательно, я как молодой специалист, приходя в школу, должна расти, принимая все наставления опытных коллег, развиваться, осваивать тонкости педагогического мастерства и проводить их в жизнь вместе со своими учениками.
Это и будет сотрудничество между учителем и учеником, между учителем-ведущим, лидером и классом как общностью, что позволит им учиться с увлечением. А это, в свою очередь, и должно лежать в основе обучения и воспитания.
Учить без сотрудничества, сотворчества не просто нельзя, даже невозможно, ибо это безжалостно к будущему тех детей, которые доверились учителю…
Григорьева Гелена Алексеевна,
учитель начальных классов гимназии №26