Эссе «Ода делу моей жизни»
На свете есть много разных профессий
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я.
Я очень счастлива оттого, что, став взрослым человеком, живу в мире Детства. Не где-то рядом, созерцая, контролируя происходящее, а внутри, являясь активным участником его законов, событий, радостей, огорчений, побед, неудач, изменений… Что позволяет мне быть в этом мире вместе с детьми? У меня есть пропуск – моя профессия педагог-организатор.
Когда-то, придя первый раз работать в школу, я испытывала страх от того, примут ли меня дети, поверят ли мне, доверятся ли, откроются ли? Если «да», то смогу ли я удержать это доверие?
Как много сил нам надо отдавать
И чутким быть, и многое предвидеть.
Чтоб душу детскую понять,
При этом не поранить, не обидеть.
И вот, с годами, накапливается опыт педагогической деятельности, чувствую себя всё увереннее, но иногда возникающее ощущение тревожности, волнения, переживаний по поводу утраты детского доверия остаётся. И это хорошо. Изо дня в день это ощущение держит тебя в тонусе, в чём-то и перевоспитывает, и совершенствует, и заставляет развиваться и идти, опережая время.
Я очень дорожу детским взглядом, который излучается детьми. В нём всё: и радость, и тревоги, и просьбы, и ожидания, и капризы… В этом взгляде читаю: я для них взрослый, который обладает идеями, энергией, той необходимой искрой, которая зажигает, вовлекает, одухотворяет, и будет делиться этим с ними. Мне хочется вложить в свою руку детские ладошки и пойти вместе с ними в мир познания, новых открытий, интересных, захватывающих событий. Где-то, в самом сокровенном уголке сердца каждого ребёнка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.
Работа – это моя жизнь, мое дыхание. Когда я не работаю, то не чувствую в себе никакой жизни. Размышляя об этом состоянии, я нашла много высказываний, но лишь одно запало мне в душу «Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано при жизни, помянут его добрым словом, и назовут творцом» сказал В. Закруткин. Поэтому основой успешности своей профессии я считаю любовь к своему делу и своим воспитанникам.
Дети – не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном. Они ждут от тебя заинтересованности, включенности, проникновения, понимания. Очень часто во время беседы ребята говорят: «Как хорошо, что вы есть!», « Как хорошо, что вы меня понимаете!» Не открою истины, если скажу, что интерес детей к какому-либо делу, событию сильно зависит от их отношений с педагогом. Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что делаешь, и любить тех, для кого ты это делаешь. Великий педагог Януш Корчак писал: «Сто детей – сто людей, которые не когда-то там, не еще… не завтра, а уже сейчас люди. Не мирок, а мир, не малых, а великих, не «невинных», а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний». В нашем деле воспитания педагогу очень важно не только уметь повести за собой детей, но и передать искру лидерства, чтобы уходя во взрослую жизнь, ребята несли те общечеловеческие ценности, которые формирует гуманистическая воспитательная система нашей школы. Это личность высоконравственная, творческая, осознающая ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающая судьбу Отечества как свою личную, укорененная в духовных и культурных традициях российского народа. А это под силу лишь тому педагогу, который сумеет увлечь их и объяснить - в мире нет ничего, что не может быть поучительным.
Очень страшно оказаться за воротами мира Детства, быть изгнанным его жителями. Я думаю, оказаться в такой ситуации может только неискренний педагог. А дети очень тонко чувствуют неискренность. Что значит быть искренним с детьми? Это значит не скрывать, не пытаться «выкручиваться» тогда, когда ты в чём-то не силен, не знаешь, не на высоте. Признавать, что учишь не только ты, но и дети могут учить тебя. Казалось бы, так просто – быть таким, какой ты есть! Но при этом, изменяться, совершенствоваться, расти, учиться…
Каждый, даже самый трудный ученик, мечтает оказаться в кольце нежных заботливых рук. Поэтому для ребят, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях подчас нужен «не самый великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ».
У каждого нашего воспитанника своя жизнь, свой круг знакомых, привычек, свой способ существовать в нелегком нынешнем мире. Наши ученики могут стать нам друзьями, продолжателями нашего дела. Кем же они станут? Многое зависит от нас, от нашей к ним любви, от нашей жизненной позиции, от степени доброты, которую мы проявляем к ним.
Я мечтаю о том, что бы каждый из моих ребят мог сказать, став взрослым: «В начале жизни мне повезло. Когда особенно трудно определить, что ценно, а что мишура, когда перед тобой сто дорог, когда не знаешь еще ни людей, ни самого себя, мне встретился человек, которому было не все равно, каким я стану. Этот человек отложил свои взрослые важные дела и протянул мне руку. И я увидел в нем друга, и пошел за ним. Я доверял ему свои детские секреты, а он научил меня понимать главное в себе, других людях, жизни. Он научил меня любить этот мир и жить, распахнув свое сердце».
Рассказ свой завершая,
Скажу я вам коллеги, не тая
Мне не нужна профессия другая
Горжусь, что педагог-организатор я.