Экологическое образование - основа социализации личности.
Экологическое образование - основа социализации личности.
В статье "Экологическое образование школьников - основа социализации личности" представлен педагогический опыт по формированию личности обучающегося, способного адаптироваться в современных условиях. Основная идея данной статьи - деятельностный подход в организации процесса обучения школьников в соответствии с ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование - основа социализации личности. »
Линейцева Т.И. учитель биологии-химии
высшей квалификационной категории,
МБОУ основной общеобразовательной школы п. Баляга
Петровск-Забайкальского района.
Экологическое образование школьников - основа социализации личности.
Глобальные изменения в экономике и обществе привели к смене ценностных ориентиров в сознании людей, деформации моральных норм и нравственных установок, изменению жизненных приоритетов подрастающего поколения, снижению уровня экологической культуры человека. Но произошедшие изменения имеют не только отрицательные, но и положительные моменты в жизни общества. Демократизация общества и экономическая реформа оказали влияние на систему образования. Классно-урочная система в ее традиционном исполнении уже не может обеспечить прогресс обучающихся. Окончив школу можно забыть законы физики и химии, теоремы геометрии и закономерности биологии. А что должно остаться навсегда? Должны остаться умения, необходимые для успешной адаптации и социализации в современном обществе. Поэтому, сегодня, для каждого учителя актуален вопрос: как лучше и эффективнее учить школьников, какие формы и методы необходимо внедрять в педагогическую деятельность, чтобы на выходе из школы выпускник смог самоопределиться и самореализоваться? Какие механизмы необходимо включить, чтобы ученик стремился к самостоятельному поиску знаний? Ведь ученик, которому все объяснили, будет преуспевать гораздо меньше, чем тот, кто учится самостоятельно. В биологии, как и в других учебных дисциплинах, природоохранное, экологическое обучение и воспитание, не могут быть успешно осуществлены в условиях класса и урока, так как основная цель экологического образования – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
Процесс экологического образования должен осуществляться поэтапно с учетом возраста ребенка. Первые шаги начинаются в семье. Именно здесь идет формирование ценностей личности, так как «основой познания для этого возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление» [3,с.9]. В детском саду закладываются основы культуры общения с природой, формируются навыки общения с ней. В младших классах основной школы продолжается формирование норм поведения, выявляются результаты влияния отношения человека к окружающей среде, умение видеть красоту природы, способность понимать ее значимость в жизни человека, происходит осмысление взаимосвязей явлений в природе.
Подростковый возраст учащихся – это «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выгодский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [2,с.5]. В это время происходит личностное развитие, проявляется собственное «Я». Учитывая возрастные особенности школьников этого периода наиболее эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.
Одной из таких форм стало созданное в нашей школе научное общество учащихся «Первоцветы» - творческое объединение детей, эколого-биологического направления. Цель НОУ – создание условий для развития творческого, исследовательского мышления и поисковой деятельности учащихся, условий самореализации. Важными задачами НОУ являются освоение школьниками знаний о природе, ее ценности, роли в ней человека, выявление экологических проблем поселка и определение путей их решения, приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений. Учащиеся вступают в научное общество на принципах добровольности, открытости, заинтересованности.
В основу деятельности НОУ положены методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Ведущая роль здесь отведена активным методам обучения: разработке проектов, исследовательской работе, связанной с решением конкретных практических задач, экскурсиям, ролевым и имитационным играм. Основные формы деятельности – коллективная, групповая и индивидуальная.
Для успешной работы учащихся в НОУ необходимо, чтобы каждый член общества овладел элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. Успех коллективной работы определяется и составом групп, поэтому при разработке проектов организуются гетерогенные группы, объединяющие школьников с различным уровнем знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно. В группе выявляется школьник, обладающий лидерскими способностями. Все члены НОУ получают определенное задание, поэтому также проявляют активность, в результате чего у них формируются умения самостоятельного получения знаний. При такой форме организации деятельности проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и к членам общества, взаимопонимание и стремление не подвести других. Именно так происходило при разработке проекта «Школьная экологическая тропа». На первом заседании были выбраны руководители из числа учащихся 9 класса, обладающие лидерскими способностями, определены группы: «Проектировщики», «Исследователи», «Журналисты», «Художники-оформители», «Картографы». Каждая группа выполняла определенную работу, от которой зависел успех всего коллектива. Члены группы в свою очередь получили индивидуальное задание от своего руководителя, которое необходимо было выполнить в определенный срок. Все учащиеся включились в работу, неравнодушных не оказалось. Результатом творческой, плодотворной работы явилось создание школьной экологической тропы, на объектах которой проводится экологическое образование и воспитание всех учащихся школы. Проект был представлен на губернаторский конкурс «Жемчужины Забайкальской природы» в июне 2011 года, где стал победителем номинации «Разработка экологических троп».
Членами НОУ разработаны практико-ориентированные проекты: «Школьная экологическая тропа», «Комнатные растения – это чудо», «Наш парк», «Справочник «Растения нашего класса».
Наряду с разработкой проектов учащиеся занимаются исследовательской работой, направленной на развитие мыслительных способностей учащихся. В ходе выполнения исследовательской работы члены НОУ знакомятся с конкретной информацией, анализируют ее, сопоставляют с известными фактами и, обобщая, получают определенный результат. Так, членами НОУ, на конференцию «Шаг в науку» и экологический слет были представлены работы по экологии: «Антропогенное влияние на растительный покров парка», «Причины изменения климата», «Определение качества воздуха с помощью лихеноиндикации», «Изучение экологического состояния школьных помещений», «Влияние маслянистых веществ на покровы птиц», «Изучение состояния растительности в окрестностях школы», «Влияние дозы минеральных удобрений на урожай овощных растений».
Для учащихся начальных классов в качестве пропедевтики экологического образования и формирования навыков рационального использования природных богатств, членами НОУ разрабатываются ролевые проекты, структура которых только намечается и остается открытой до реализации. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Чаще это литературные персонажи или выдуманные герои, имитация социальных или деловых отношений. Разработаны проекты: «Кто важней среди зверей?», «Жизнь пернатых зимой», «Сколько цветов в букете?», «Знай, люби, береги». Овладения трудовыми умениями и навыками по защите и улучшению окружающей среды решается участием школьников в акциях: «Очистим берег речки», «Посади дерево», «Озелени свой двор».
Члены НОУ регулярно организуют работу и выступают с пропагандой экологических идей перед учащимися школы и жителями поселка.
Результатом такой деятельности является формирование у школьников универсальных учебных действий, познавательного интереса и мотива, направленного на изучение живой природы, развиваются умения работать с источниками информации, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, закладываются основы работы в коллективе, что способствует успешной социализации в обществе.
Литература.
Научно-теоретический и методический // Биология в школе. Учредитель – ООО Издательство «Школа-Пресс» № 6 2001, № 8 2006
Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2011.
Рычкова В. В. Одаренность: диагностика и развитие (психологический аспект): Методическое пособие в 2-х частях. – 3изд., перераб. и доп. – Чита, 2010. – 68с.
Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
Экологическое образование в регионе: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. – Чита: ЗабКИПКРО, 2009 – 128с.