kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Гражданская социализация учащихся как социальная функция системы кадетского образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «гражданская социализация» в социологической науке достаточно ново. Так,  под гражданской социализацией понимается единство гражданственности и образованности, обретаемое в процессе целенаправленного политического воспитания. Чаще всего, под этим термином понимается становление и развитие личности как субъекта правового и политического поля. Именно правовая и политическая социализация являются составными частями гражданской социализации. Через аспекты сохранения и развития личностной индивидуальности, нетипичности, служащими источником развития общества.

В ряде научных исследований по вопросам социализации личности отдельным видом социализации выступает гражданская социализация, по сути, аккумулирующая в себе компоненты экономической, трудовой, политической, правовой социализации. Таким образом, гражданская социализация включает в себя в качестве компонентов экономическую, политическую, правовую и другие виды социализации.

Гражданская социализация как процесс становления личности гражданина актуализируется как в трудах ученых и практиков, так и на государственном уровне. При этом активность личности в процессе гражданской социализации все чаще ставится учеными во главу угла в системе факторов, определяющих ее успешность .

Гражданская социализация призвана формировать такое синтетическое качество личности как гражданственность. В современных условиях воспитание гражданственности личности кадета становится актуальной проблемой. Согласно типовому Положению о кадетской школе, «воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного, физического, правового и эстетического воспитания кадетов». Каждый из выделенных компонентов, по сути, призван формировать гражданственность личности учащихся.

Итак, гражданская социализация учащихся кадетских школ (классов) является одной из важнейших социальных функций кадетского образования. Кадетское образование ориентировано на привитие и воспитание в молодом поколении качеств, необходимых мужчинам как защитникам Отечества, развитие у воспитанников чувства патриотизма, стремления приносить желаемую пользу Родине. В этой связи важно проанализировать мотивацию кадетов на поступление на военную службу как одного из компонентов гражданской социализации.

По результатам наших исследований, 41% опрошенных кадет собирается служить в Вооруженных Силах РФ, что, в целом-то, не достаточно много. Еще треть сомневается, что станет проходить службу в армии, а более четверти кадетов отрицательно ответили на данный вопрос. Примечательно, что чем старше становятся кадеты, тем менее уверенно они склонны отмечать, что будут служить в армии, причем данная тенденция достаточно сильна и заметна. Так, в старших классах доля тех, кто уверенно планирует служить в армии, сокращается в три раза по сравнению с учащимися 5-7 классов. Вместе с тем, увеличивается доля сомневающихся с 25,6% до 40,6%, и значительно – в 5 раз – возрастает доля тех, кто не собирается служить в армии. На наш взгляд, это – крайне негативная тенденция, свидетельствующая о значительном снижении мотивации кадетов к несению службы в Вооруженных Силах по мере продолжения обучения в кадетской школе, что, само по себе, является фактом, противоречащим сути кадетства и свидетельствует о наличии дисфункций в самой системе кадетского образования.

Интересно, что, несмотря на низкий процент тех, кто собирается служить в Вооруженных Силах РФ, большинство кадетов выражает мнение, что служба в армии выступает долгом каждого гражданина мужского пола России. Так, три четверти кадетов отмечают, что служба в армии обязательна; пятая часть кадет считает, что это – самостоятельный выбор каждого, а 4% полагают, что служба в армии сегодня не выступает обязательным требованием к подрастающим мужчинам. Налицо расхождение между декларируемыми ценностями гражданского патриотизма (служить в армии должен каждый гражданин) и внутренними убеждениями и побуждениями к выполнению этого долга (лишь чуть более пятой части опрошенных кадетов, обучающихся в старших классах, нацелены на прохождение службы в армии). Данная тенденция, на наш взгляд, также нуждается в специальном изучении и целенаправленном воздействии.

Следующий аспект гражданской социализации учащихся – разностороннее культурное развитие, или «гражданско-патриотический компонент гражданского сознания личности». Социализирующими практиками при этом выступают такие как проведение литературно-художественных вечеров, экскурсов в историю, мероприятий творческой самодеятельности, занятий по формированию здорового образа жизни. Данные занятия развивают интерес к традициям и истории родного Отечества, способствуют становлению и развитию гражданских качеств и самостоятельности личности учащихся.

Результаты исследования демонстрируют ситуацию, при которой указанные мероприятия не достаточно часто практикуются в кадетских школах/классах. Так, по оценкам кадетов, литературно-художественные вечера проводятся: «часто» - ответили 7%, иногда – 45%, «никогда» - 47%; творческие вечера самодеятельности: часто – 11%, иногда – 35%, никогда – 54%; экскурсы в историю с приглашением специалистов-историков: часто – 7%, иногда – 39%, никогда – 54%; конкурсы, дискуссии на исторические темы: часто – 14%, иногда – 58%, никогда – 27%.

Как видно из приведенных данных, работа по воспитанию уважения к традициям и истории своей страны и малой родины среди кадетов налажена неравномерно по школам и районам, что свидетельствует об отсутствии единой четкой стратегии и программы в развитии патриотического воспитания в кадетских образовательных учреждениях.

Что касается опрошенных педагогов, то они отмечают, что из внеклассных/внешкольных мероприятий с кадетами чаще всего проводятся именно военно-патриотические и военно-спортивные игры/турниры (92% педагогов отметили, что проводятся часто), уроки Мужества (соответственно, 85%), День Призывника (73%), походы, военно-полевые мероприятия, сборы (62%).

Таким образом, в процессе гражданской социализации кадет достаточно четко прослеживается именно военно-патриотический компонент. Роль других компонентов выражена слабо.

Другим компонентом гражданской социализации кадетов выступает правовая социализация. Под правовой социализацией можно понимать «результат вовлеченности личности в сферу права и различных социально-правовых отношений, которые являются составным элементом среды» .

По данным наших исследований, правовой компонент гражданского сознания у кадетов развит не достаточно. Об этом свидетельствует их субъективная оценка уровня собственных знаний в области права: подавляющее большинство опрошенных кадетов отмечают нехватку у себя именно правовых знаний: пятая часть опрошенных кадетов отметила слабый уровень правовых знаний, и лишь 21% указали, что уровень знаний в правовой сфере вполне достаточен.

Выводы

В ходе проведенных авторских исследований выстроена эмпирическая модель процесса гражданской социализации обучаемых кадетов. Исследования выявили, что наиболее системно и планомерно среди кадетов выстроены трудовой и военно-патриотический компоненты гражданской социализации. Остальные компоненты гражданской социализации – профессиональный, правовой, экологический, национально-культурный развиты слабо, воздействие на их формирование со стороны образовательного поля проявляется, скорее, не системно. Результаты исследования демонстрируют ситуацию, при которой мероприятия по развитию указанных компонентов социализации не достаточно часто практикуются в кадетских школах/классах. Участие кадетов в экологической деятельности выражено, в основном, через их участие в уборке пришкольных территорий (указали 64% опрошенных), а уровень правовой грамотности, по самооценкам кадетов, не удовлетворителен. Выявлен достаточно широкий потенциал активности учащихся в данных аспектах, который фактически не развивается другими субъектами образовательного поля, в первую очередь, педагогами и руководителями учреждений.

Гражданская социализация учащихся кадетов в условиях образовательных учреждений системы кадетского образования происходит несколько фрагментарно, односторонне. При активизации одних компонентов социализации другие остаются фактически не задействованными, пассивными.

В этой связи стоит отметить, что именно педагоги как субъекты образовательного поля в своих повседневных практиках должны суметь организовать микросреду, моделирующую отношения гражданского общества. Между тем, исследования показывают низкую степень развития в кадетских образовательных учреждениях субъект- субъектных отношений между педагогами и учащимися.

Таким образом, можно заключить, что функция гражданской социализации личности учащихся, осуществляемая системой кадетского образования как социальным институтом, в настоящее время обладает фрагментарностью: активны лишь некоторые ее компоненты, что не позволяет формировать всесторонне развитую личность кадета как полноценного гражданина общества и субъекта своей жизнедеятельности. Система кадетского образования как социальный институт нуждается в оптимизации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Гражданская социализация учащихся как социальная функция системы кадетского образования" »


«Гражданская социализация учащихся как социальная функция системы

кадетского образования»


Понятие «гражданская социализация» в социологической науке достаточно ново. Так, под гражданской социализацией понимается единство гражданственности и образованности, обретаемое в процессе целенаправленного политического воспитания. Чаще всего, под этим термином понимается становление и развитие личности как субъекта правового и политического поля. Именно правовая и политическая социализация являются составными частями гражданской социализации. Через аспекты сохранения и развития личностной индивидуальности, нетипичности, служащими источником развития общества.

В ряде научных исследований по вопросам социализации личности отдельным видом социализации выступает гражданская социализация, по сути, аккумулирующая в себе компоненты экономической, трудовой, политической, правовой социализации. Таким образом, гражданская социализация включает в себя в качестве компонентов экономическую, политическую, правовую и другие виды социализации.

Гражданская социализация как процесс становления личности гражданина актуализируется как в трудах ученых и практиков, так и на государственном уровне. При этом активность личности в процессе гражданской социализации все чаще ставится учеными во главу угла в системе факторов, определяющих ее успешность .

Гражданская социализация призвана формировать такое синтетическое качество личности как гражданственность. В современных условиях воспитание гражданственности личности кадета становится актуальной проблемой. Согласно типовому Положению о кадетской школе, «воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного, физического, правового и эстетического воспитания кадетов». Каждый из выделенных компонентов, по сути, призван формировать гражданственность личности учащихся.

Итак, гражданская социализация учащихся кадетских школ (классов) является одной из важнейших социальных функций кадетского образования. Кадетское образование ориентировано на привитие и воспитание в молодом поколении качеств, необходимых мужчинам как защитникам Отечества, развитие у воспитанников чувства патриотизма, стремления приносить желаемую пользу Родине. В этой связи важно проанализировать мотивацию кадетов на поступление на военную службу как одного из компонентов гражданской социализации.

По результатам наших исследований, 41% опрошенных кадет собирается служить в Вооруженных Силах РФ, что, в целом-то, не достаточно много. Еще треть сомневается, что станет проходить службу в армии, а более четверти кадетов отрицательно ответили на данный вопрос. Примечательно, что чем старше становятся кадеты, тем менее уверенно они склонны отмечать, что будут служить в армии, причем данная тенденция достаточно сильна и заметна. Так, в старших классах доля тех, кто уверенно планирует служить в армии, сокращается в три раза по сравнению с учащимися 5-7 классов. Вместе с тем, увеличивается доля сомневающихся с 25,6% до 40,6%, и значительно – в 5 раз – возрастает доля тех, кто не собирается служить в армии. На наш взгляд, это – крайне негативная тенденция, свидетельствующая о значительном снижении мотивации кадетов к несению службы в Вооруженных Силах по мере продолжения обучения в кадетской школе, что, само по себе, является фактом, противоречащим сути кадетства и свидетельствует о наличии дисфункций в самой системе кадетского образования.

Интересно, что, несмотря на низкий процент тех, кто собирается служить в Вооруженных Силах РФ, большинство кадетов выражает мнение, что служба в армии выступает долгом каждого гражданина мужского пола России. Так, три четверти кадетов отмечают, что служба в армии обязательна; пятая часть кадет считает, что это – самостоятельный выбор каждого, а 4% полагают, что служба в армии сегодня не выступает обязательным требованием к подрастающим мужчинам. Налицо расхождение между декларируемыми ценностями гражданского патриотизма (служить в армии должен каждый гражданин) и внутренними убеждениями и побуждениями к выполнению этого долга (лишь чуть более пятой части опрошенных кадетов, обучающихся в старших классах, нацелены на прохождение службы в армии). Данная тенденция, на наш взгляд, также нуждается в специальном изучении и целенаправленном воздействии.

Следующий аспект гражданской социализации учащихся – разностороннее культурное развитие, или «гражданско-патриотический компонент гражданского сознания личности». Социализирующими практиками при этом выступают такие как проведение литературно-художественных вечеров, экскурсов в историю, мероприятий творческой самодеятельности, занятий по формированию здорового образа жизни. Данные занятия развивают интерес к традициям и истории родного Отечества, способствуют становлению и развитию гражданских качеств и самостоятельности личности учащихся.

Результаты исследования демонстрируют ситуацию, при которой указанные мероприятия не достаточно часто практикуются в кадетских школах/классах. Так, по оценкам кадетов, литературно-художественные вечера проводятся: «часто» - ответили 7%, иногда – 45%, «никогда» - 47%; творческие вечера самодеятельности: часто – 11%, иногда – 35%, никогда – 54%; экскурсы в историю с приглашением специалистов-историков: часто – 7%, иногда – 39%, никогда – 54%; конкурсы, дискуссии на исторические темы: часто – 14%, иногда – 58%, никогда – 27%.

Как видно из приведенных данных, работа по воспитанию уважения к традициям и истории своей страны и малой родины среди кадетов налажена неравномерно по школам и районам, что свидетельствует об отсутствии единой четкой стратегии и программы в развитии патриотического воспитания в кадетских образовательных учреждениях.

Что касается опрошенных педагогов, то они отмечают, что из внеклассных/внешкольных мероприятий с кадетами чаще всего проводятся именно военно-патриотические и военно-спортивные игры/турниры (92% педагогов отметили, что проводятся часто), уроки Мужества (соответственно, 85%), День Призывника (73%), походы, военно-полевые мероприятия, сборы (62%).

Таким образом, в процессе гражданской социализации кадет достаточно четко прослеживается именно военно-патриотический компонент. Роль других компонентов выражена слабо.

Другим компонентом гражданской социализации кадетов выступает правовая социализация. Под правовой социализацией можно понимать «результат вовлеченности личности в сферу права и различных социально-правовых отношений, которые являются составным элементом среды» .

По данным наших исследований, правовой компонент гражданского сознания у кадетов развит не достаточно. Об этом свидетельствует их субъективная оценка уровня собственных знаний в области права: подавляющее большинство опрошенных кадетов отмечают нехватку у себя именно правовых знаний: пятая часть опрошенных кадетов отметила слабый уровень правовых знаний, и лишь 21% указали, что уровень знаний в правовой сфере вполне достаточен.

Выводы

В ходе проведенных авторских исследований выстроена эмпирическая модель процесса гражданской социализации обучаемых кадетов. Исследования выявили, что наиболее системно и планомерно среди кадетов выстроены трудовой и военно-патриотический компоненты гражданской социализации. Остальные компоненты гражданской социализации – профессиональный, правовой, экологический, национально-культурный развиты слабо, воздействие на их формирование со стороны образовательного поля проявляется, скорее, не системно. Результаты исследования демонстрируют ситуацию, при которой мероприятия по развитию указанных компонентов социализации не достаточно часто практикуются в кадетских школах/классах. Участие кадетов в экологической деятельности выражено, в основном, через их участие в уборке пришкольных территорий (указали 64% опрошенных), а уровень правовой грамотности, по самооценкам кадетов, не удовлетворителен. Выявлен достаточно широкий потенциал активности учащихся в данных аспектах, который фактически не развивается другими субъектами образовательного поля, в первую очередь, педагогами и руководителями учреждений.

Гражданская социализация учащихся кадетов в условиях образовательных учреждений системы кадетского образования происходит несколько фрагментарно, односторонне. При активизации одних компонентов социализации другие остаются фактически не задействованными, пассивными.

В этой связи стоит отметить, что именно педагоги как субъекты образовательного поля в своих повседневных практиках должны суметь организовать микросреду, моделирующую отношения гражданского общества. Между тем, исследования показывают низкую степень развития в кадетских образовательных учреждениях субъект- субъектных отношений между педагогами и учащимися.

Таким образом, можно заключить, что функция гражданской социализации личности учащихся, осуществляемая системой кадетского образования как социальным институтом, в настоящее время обладает фрагментарностью: активны лишь некоторые ее компоненты, что не позволяет формировать всесторонне развитую личность кадета как полноценного гражданина общества и субъекта своей жизнедеятельности. Система кадетского образования как социальный институт нуждается в оптимизации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Машков Валерий Анатольевич

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150508


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства