kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Человек и природа» Программа воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Ф.Бэкон

Английский философ Френсис Бэкон почти четыреста лет назад писал: «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей». Эти слова не теряют своей актуальности и сегодня.

Кабинет Министров РФ, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ в 1997 году  утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН и ЮНЕСКО. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников. Сегодня крайне важно воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений?

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования и воспитания  считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения.

В словаре юного эколога под понятием «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» подразумевается «формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов».

В нашей стране создана стройная система экологического воспитания как на формальном (детский сад, школа, вуз), так и на неформальном уровнях (например, общества охраны природы, сетевые экологические сообщества и др.). Существенную роль в экологическом воспитании играют печать, радио, телевидение, кино, музеи, выставки, заповедники, зеленые экологические патрули и др.

«Процесс экологического воспитания может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с младшего школьного возраста, при этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды»,  – так записано в Программе непрерывного экологического образования.

Среди многочисленных проблем экологического образования особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников, а значит, создание в школе адаптивной экологической среды.

ГБОУ средняя школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга  занимается проблемами создания адаптивной экологической среды школы с 2012 года.

Для возможности  более эффективного решения данных проблем  на базе школьного пресс-клуба «АйКИДО» была создана творческая группа учителей и учащихся средней и старшей школы, в задачи которой входила разработка и составление программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому  направлению на ступени основного общего образования.

Решение поставленной задачи творческая группа начала с создания на базе пресс-клуба «АйКИДО» школьного экологического сообщества «Young  lovers of nature»(YLN) и организации группы «ВКонтакте» « Химия.Школа 519».

В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Члены пресс-клуба «АйКИДО»  провели устные журналы «Природа – мой дом» для учащихся начальных классов школы № 519, организовали флешмоб «Среда обитания: береги ее», который привлек внимание всех, проживающих на территории микрорайона МО «Звездное» к проблемам экологии. Активное обсуждение работы школьного экологического сообщества, её дальнейших планов велось посредством сетевого взаимодействия в группе «В контакте» «Химия. Школа 519». Члены «YLN» начали работу над созданием видеороликов,  которые могут помочь в воспитании активного, неравнодушного отношения к нарастающим негативным изменениям в окружающей среде и вступили в группу «В контакте»  детской киностудии «Жираф», где разместили созданные ролики, агитирующие за бережное отношение к природе.  

Главная задача, которую ставило перед собой «YLN»  – сделать человека активным и осознанным участником природопользования. Однако экологическое воспитание как педагогический процесс не только опирается на экологические знания, но и осуществляется через чувственно - эмоциональную сферу, душевную подготовку обучающихся к восприятию воспитания экологических ценностей. Указанные факторы нашли свое отражение в программе воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Человек и природа», которая была создана в 2012 году творческой группой под руководством Елизаровой А.В., возглавляющей школьный пресс-клуб «АйКИДО», и Подкопаевой Е.А., учителя химии.

Программа и организация работы по ее реализации составлена в соответствии  со стандартами  второго поколения, с учетом  реального состояния  здоровья детей и факторов  риска, оказывающих существенное влияние на него.

Цель программы «Человек и природа» – повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение школьников навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции  по отношению к окружающей среде, развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле.

Программа предусматривает такие виды деятельности учащихся и формы занятий, как, во-первых, получение представлений об экологии, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья. Во-вторых, участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни и практической природоохранительной деятельности. В-третьих, составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролирование их выполнения в различных формах мониторинга. В-четвертых, получение представлений о возможном негативном влиянии различных экологических факторов на здоровье человека. В-пятых, приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»). И в-шестых, разработку и реализацию учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

В результате реализации предложенной  программы обучающиеся получают первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Также у обучающихся формируется первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в рамках школы и личный опыт участия в экологических инициативах и  проектах.

Экологическое воспитание напрямую связано с экологической ответственностью и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критичное отношение к себе и другим. Следовательно, работая над реализацией программы «Человек и природа», можно спрогнозировать следующую модель личности ученика на уровне осознания, знания, умений и практических навыков.

Осознает

ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,

роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья.

Знает

нормы и правила экологической этики,

законодательство в области экологии здоровья.

Умеет

демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности,

анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений  для природы и здоровья человека,

использовать социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды.

Имеет опыт

участия в пропаганде экологически целесообразного поведения,

 в создании экологически безопасного уклада школьной жизни,

в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения, негативно относится к нерациональному ресурсосбережению.

Владеет

умением сетевого сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей.

 

В результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественно-научных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

            Эффективность реализации программы «Человек и природа» оценивается в рамках  мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня экологической грамотности и культуры. Формой отчета реализации данной программы  является проведение Месячника экологических знаний.

Таким образом, экологическое воспитание в рамках программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому  направлению на ступени основного общего образования осуществляется на основе личностного подхода и направляется на взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель: овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. 

Так экологическое направление стало приоритетным в воспитательной деятельности ГБОУ школы №519 Московского района Санкт - Петербурга, особенностью которой является её открытость для ближайшего социума. У учащихся, родителей существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Человек и природа» Программа воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования »

Природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Ф.Бэкон

Английский философ Френсис Бэкон почти четыреста лет назад писал: «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей». Эти слова не теряют своей актуальности и сегодня.

Кабинет Министров РФ, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ в 1997 году утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН и ЮНЕСКО. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников. Сегодня крайне важно воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений?

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования и воспитания считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения.

В словаре юного эколога под понятием «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» подразумевается «формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов».

В нашей стране создана стройная система экологического воспитания как на формальном (детский сад, школа, вуз), так и на неформальном уровнях (например, общества охраны природы, сетевые экологические сообщества и др.). Существенную роль в экологическом воспитании играют печать, радио, телевидение, кино, музеи, выставки, заповедники, зеленые экологические патрули и др.

«Процесс экологического воспитания может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с младшего школьного возраста, при этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды», – так записано в Программе непрерывного экологического образования.

Среди многочисленных проблем экологического образования особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников, а значит, создание в школе адаптивной экологической среды.

ГБОУ средняя школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга занимается проблемами создания адаптивной экологической среды школы с 2012 года.

Для возможности более эффективного решения данных проблем на базе школьного пресс-клуба «АйКИДО» была создана творческая группа учителей и учащихся средней и старшей школы, в задачи которой входила разработка и составление программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования.

Решение поставленной задачи творческая группа начала с создания на базе пресс-клуба «АйКИДО» школьного экологического сообщества «Young lovers of nature»(YLN) и организации группы «ВКонтакте» « Химия.Школа 519».

В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Члены пресс-клуба «АйКИДО» провели устные журналы «Природа – мой дом» для учащихся начальных классов школы № 519, организовали флешмоб «Среда обитания: береги ее», который привлек внимание всех, проживающих на территории микрорайона МО «Звездное» к проблемам экологии. Активное обсуждение работы школьного экологического сообщества, её дальнейших планов велось посредством сетевого взаимодействия в группе «В контакте» «Химия. Школа 519». Члены «YLN» начали работу над созданием видеороликов, которые могут помочь в воспитании активного, неравнодушного отношения к нарастающим негативным изменениям в окружающей среде и вступили в группу «В контакте» детской киностудии «Жираф», где разместили созданные ролики, агитирующие за бережное отношение к природе.

Главная задача, которую ставило перед собой «YLN» – сделать человека активным и осознанным участником природопользования. Однако экологическое воспитание как педагогический процесс не только опирается на экологические знания, но и осуществляется через чувственно - эмоциональную сферу, душевную подготовку обучающихся к восприятию воспитания экологических ценностей. Указанные факторы нашли свое отражение в программе воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Человек и природа», которая была создана в 2012 году творческой группой под руководством Елизаровой А.В., возглавляющей школьный пресс-клуб «АйКИДО», и Подкопаевой Е.А., учителя химии.

Программа и организация работы по ее реализации составлена в соответствии со стандартами второго поколения, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на него.

Цель программы «Человек и природа» – повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение школьников навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле.

Программа предусматривает такие виды деятельности учащихся и формы занятий, как, во-первых, получение представлений об экологии, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья. Во-вторых, участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни и практической природоохранительной деятельности. В-третьих, составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролирование их выполнения в различных формах мониторинга. В-четвертых, получение представлений о возможном негативном влиянии различных экологических факторов на здоровье человека. В-пятых, приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»). И в-шестых, разработку и реализацию учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

В результате реализации предложенной программы обучающиеся получают первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Также у обучающихся формируется первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в рамках школы и личный опыт участия в экологических инициативах и проектах.

Экологическое воспитание напрямую связано с экологической ответственностью и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критичное отношение к себе и другим. Следовательно, работая над реализацией программы «Человек и природа», можно спрогнозировать следующую модель личности ученика на уровне осознания, знания, умений и практических навыков.

Осознает

ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,

роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья.

Знает

нормы и правила экологической этики,

законодательство в области экологии здоровья.

Умеет

демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности,

анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека,

использовать социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды.

Имеет опыт

участия в пропаганде экологически целесообразного поведения,

в создании экологически безопасного уклада школьной жизни,

в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения, негативно относится к нерациональному ресурсосбережению.

Владеет

умением сетевого сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей.


В результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественно-научных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

Эффективность реализации программы «Человек и природа» оценивается в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня экологической грамотности и культуры. Формой отчета реализации данной программы является проведение Месячника экологических знаний.

Таким образом, экологическое воспитание в рамках программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования осуществляется на основе личностного подхода и направляется на взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель: овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. 

Так экологическое направление стало приоритетным в воспитательной деятельности ГБОУ школы №519 Московского района Санкт - Петербурга, особенностью которой является её открытость для ближайшего социума. У учащихся, родителей существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме.












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Подкопаева Елена Александровна, Елизарова Анна Владимировна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся от программы к результату "
    ["seo_title"] => string(90) "dukhovno-nravstviennoie-razvitiie-i-vospitaniie-uchashchikhsia-ot-proghrammy-k-riezul-tatu"
    ["file_id"] => string(6) "193583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427650437"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа факультативного курса  « Истоки» класс:1-4"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-istoki-klass-1-4"
    ["file_id"] => string(6) "296779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456077305"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Учебная программа "Цветочные фантазии" "
    ["seo_title"] => string(44) "uchiebnaia-proghramma-tsvietochnyie-fantazii"
    ["file_id"] => string(6) "104193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402676252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства