«Человек и природа» Программа воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования
«Человек и природа» Программа воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования
Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Ф.Бэкон
Английский философ Френсис Бэкон почти четыреста лет назад писал: «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей». Эти слова не теряют своей актуальности и сегодня.
Кабинет Министров РФ, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ в 1997 году утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН и ЮНЕСКО. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников. Сегодня крайне важно воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений?
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования и воспитания считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения.
В словаре юного эколога под понятием «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» подразумевается «формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов».
В нашей стране создана стройная система экологического воспитания как на формальном (детский сад, школа, вуз), так и на неформальном уровнях (например, общества охраны природы, сетевые экологические сообщества и др.). Существенную роль в экологическом воспитании играют печать, радио, телевидение, кино, музеи, выставки, заповедники, зеленые экологические патрули и др.
«Процесс экологического воспитания может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с младшего школьного возраста, при этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды», – так записано в Программе непрерывного экологического образования.
Среди многочисленных проблем экологического образования особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников, а значит, создание в школе адаптивной экологической среды.
ГБОУ средняя школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга занимается проблемами создания адаптивной экологической среды школы с 2012 года.
Для возможности более эффективного решения данных проблем на базе школьного пресс-клуба «АйКИДО» была создана творческая группа учителей и учащихся средней и старшей школы, в задачи которой входила разработка и составление программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования.
Решение поставленной задачи творческая группа начала с создания на базе пресс-клуба «АйКИДО» школьного экологического сообщества «Young lovers of nature»(YLN) и организации группы «ВКонтакте» « Химия.Школа 519».
В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.
Члены пресс-клуба «АйКИДО» провели устные журналы «Природа – мой дом» для учащихся начальных классов школы № 519, организовали флешмоб «Среда обитания: береги ее», который привлек внимание всех, проживающих на территории микрорайона МО «Звездное» к проблемам экологии. Активное обсуждение работы школьного экологического сообщества, её дальнейших планов велось посредством сетевого взаимодействия в группе «В контакте» «Химия. Школа 519». Члены «YLN» начали работу над созданием видеороликов, которые могут помочь в воспитании активного, неравнодушного отношения к нарастающим негативным изменениям в окружающей среде и вступили в группу «В контакте» детской киностудии «Жираф», где разместили созданные ролики, агитирующие за бережное отношение к природе.
Главная задача, которую ставило перед собой «YLN» – сделать человека активным и осознанным участником природопользования. Однако экологическое воспитание как педагогический процесс не только опирается на экологические знания, но и осуществляется через чувственно - эмоциональную сферу, душевную подготовку обучающихся к восприятию воспитания экологических ценностей. Указанные факторы нашли свое отражение в программе воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Человек и природа», которая была создана в 2012 году творческой группой под руководством Елизаровой А.В., возглавляющей школьный пресс-клуб «АйКИДО», и Подкопаевой Е.А., учителя химии.
Программа и организация работы по ее реализации составлена в соответствии со стандартами второго поколения, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на него.
Цель программы «Человек и природа» – повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение школьников навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле.
Программа предусматривает такие виды деятельности учащихся и формы занятий, как, во-первых, получение представлений об экологии, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья. Во-вторых, участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни и практической природоохранительной деятельности. В-третьих, составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролирование их выполнения в различных формах мониторинга. В-четвертых, получение представлений о возможном негативном влиянии различных экологических факторов на здоровье человека. В-пятых, приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»). И в-шестых, разработку и реализацию учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.
В результате реализации предложенной программы обучающиеся получают первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Также у обучающихся формируется первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в рамках школы и личный опыт участия в экологических инициативах и проектах.
Экологическое воспитание напрямую связано с экологической ответственностью и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критичное отношение к себе и другим. Следовательно, работая над реализацией программы «Человек и природа», можно спрогнозировать следующую модель личности ученика на уровне осознания, знания, умений и практических навыков.
Осознает
ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,
роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья.
Знает
нормы и правила экологической этики,
законодательство в области экологии здоровья.
Умеет
демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности,
анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека,
использовать социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды.
Имеет опыт
участия в пропаганде экологически целесообразного поведения,
в создании экологически безопасного уклада школьной жизни,
в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения, негативно относится к нерациональному ресурсосбережению.
Владеет
умением сетевого сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей.
В результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественно-научных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Эффективность реализации программы «Человек и природа» оценивается в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня экологической грамотности и культуры. Формой отчета реализации данной программы является проведение Месячника экологических знаний.
Таким образом, экологическое воспитание в рамках программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования осуществляется на основе личностного подхода и направляется на взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель: овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества.
Так экологическое направление стало приоритетным в воспитательной деятельности ГБОУ школы №519 Московского района Санкт - Петербурга, особенностью которой является её открытость для ближайшего социума. У учащихся, родителей существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Человек и природа» Программа воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования »
Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Ф.Бэкон
Английский философ Френсис Бэкон почти четыреста лет назад писал: «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей». Эти слова не теряют своей актуальности и сегодня.
Кабинет Министров РФ, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ в 1997 году утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН и ЮНЕСКО. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников. Сегодня крайне важно воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений?
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования и воспитания считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения.
В словаре юного эколога под понятием «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» подразумевается «формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов».
В нашей стране создана стройная система экологического воспитания как на формальном (детский сад, школа, вуз), так и на неформальном уровнях (например, общества охраны природы, сетевые экологические сообщества и др.). Существенную роль в экологическом воспитании играют печать, радио, телевидение, кино, музеи, выставки, заповедники, зеленые экологические патрули и др.
«Процесс экологического воспитания может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с младшего школьного возраста, при этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды», – так записано в Программе непрерывного экологического образования.
Среди многочисленных проблем экологического образования особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников, а значит, создание в школе адаптивной экологической среды.
ГБОУ средняя школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга занимается проблемами создания адаптивной экологической среды школы с 2012 года.
Для возможности более эффективного решения данных проблем на базе школьного пресс-клуба «АйКИДО» была создана творческая группа учителей и учащихся средней и старшей школы, в задачи которой входила разработка и составление программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования.
Решение поставленной задачи творческая группа начала с создания на базе пресс-клуба «АйКИДО» школьного экологического сообщества «Young lovers of nature»(YLN) и организации группы «ВКонтакте» « Химия.Школа 519».
В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.
Члены пресс-клуба «АйКИДО» провели устные журналы «Природа – мой дом» для учащихся начальных классов школы № 519, организовали флешмоб «Среда обитания: береги ее», который привлек внимание всех, проживающих на территории микрорайона МО «Звездное» к проблемам экологии. Активное обсуждение работы школьного экологического сообщества, её дальнейших планов велось посредством сетевого взаимодействия в группе «В контакте» «Химия. Школа 519». Члены «YLN» начали работу над созданием видеороликов, которые могут помочь в воспитании активного, неравнодушного отношения к нарастающим негативным изменениям в окружающей среде и вступили в группу «В контакте» детской киностудии «Жираф», где разместили созданные ролики, агитирующие за бережное отношение к природе.
Главная задача, которую ставило перед собой «YLN» – сделать человека активным и осознанным участником природопользования. Однако экологическое воспитание как педагогический процесс не только опирается на экологические знания, но и осуществляется через чувственно - эмоциональную сферу, душевную подготовку обучающихся к восприятию воспитания экологических ценностей. Указанные факторы нашли свое отражение в программе воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Человек и природа», которая была создана в 2012 году творческой группой под руководством Елизаровой А.В., возглавляющей школьный пресс-клуб «АйКИДО», и Подкопаевой Е.А., учителя химии.
Программа и организация работы по ее реализации составлена в соответствии со стандартами второго поколения, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние нанего.
Цель программы «Человек и природа» – повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение школьников навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле.
Программа предусматривает такие виды деятельности учащихся и формы занятий, как, во-первых, получение представлений об экологии, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья.Во-вторых, участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни и практической природоохранительной деятельности. В-третьих, составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролирование их выполнения в различных формах мониторинга. В-четвертых, получение представлений о возможном негативном влиянии различных экологических факторов на здоровье человека. В-пятых, приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»).И в-шестых, разработку и реализацию учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.
В результате реализации предложенной программыобучающиеся получают первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Также у обучающихся формируется первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в рамках школы и личный опыт участия в экологических инициативах и проектах.
Экологическое воспитание напрямую связано с экологической ответственностью и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критичное отношение к себе и другим. Следовательно, работая над реализацией программы «Человек и природа», можно спрогнозировать следующую модель личности ученика на уровне осознания, знания, умений и практических навыков.
Осознает
ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни,
роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья.
Знает
нормы и правила экологической этики,
законодательство в области экологии здоровья.
Умеет
демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности,
анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека,
использовать социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды.
Имеет опыт
участия в пропаганде экологически целесообразного поведения,
в создании экологически безопасного уклада школьной жизни,
в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения, негативно относится к нерациональному ресурсосбережению.
Владеет
умением сетевого сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей.
В результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественно-научных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Эффективность реализации программы «Человек и природа» оценивается в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня экологической грамотности и культуры. Формой отчета реализации данной программы является проведение Месячника экологических знаний.
Таким образом, экологическое воспитание в рамках программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования осуществляется на основе личностного подхода и направляется на взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель: овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества.
Так экологическое направление стало приоритетным в воспитательной деятельности ГБОУ школы №519 Московского района Санкт - Петербурга, особенностью которой является её открытость для ближайшего социума. У учащихся, родителей существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме.