Влияние выставочной деятельности на социализацию личности учащихся.
Влияние выставочной деятельности на социализацию личности учащихся.
Цель данной методической работы – помощь педагогам общеобразовательного и дополнительного образования в организации выставок комнатных растений, кактусов и суккулентов, как эффективному средству социализации личности учащихся.
В ходе написания методической работы было решено несколько задач:
1. Показать этапы организации выставки, определение круга участников, подбор растений, организацию рекламы.
2. Дать примеры общей концепции выставки.
3. Дать рекомендации по практическому монтажу экспозиции.
3. Показать влияние деятельности по организации выставок на социализацию личности ребёнка.
В ХХI веке всё более актуальным является привлечение внимания детей к вопросам охраны природы, повышение интереса к естественным наукам, что явится первым шагом на пути воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биологического равновесия на Земле, которое нарушается при нерациональном использовании природных богатств. Подростки, изучая культуру редких суккулентных растений, приобщаются к общественно полезному труду. Интерес школьников к кактусам, стремление собирать коллекции и выращивать дома различные суккуленты служат основой экологического воспитания. Маленький сад на окне означает для многих путешествие в мир природы, открытие далёких стран. Он пробуждает стремление разгадать тайну кактусов, существующих там, где в условиях засухи гибнет всё живое. Интерес детей к новым, малоизвестным растениям легко направить на укрепление любви к природе и развитие бережного отношения к окружающему нас миру живых существ. Воспитание экологической грамотности, несомненно, способствует формированию нравственной культуры и социализацию личности учащихся.
Выставка кактусов и суккулентов даёт развёрнутое представление о ксерофитной флоре пустынь и полупустынь, дополняя школьные программы «Природоведение», «Окружающий мир», «Ботаника», «Биология», «География» и др. и может быть приурочена к осенним или весенним школьным каникулам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние выставочной деятельности на социализацию личности учащихся. »
МБОУДО
"Станция юных натуралистов"
АГО
Бабенкова Алёна Ивановна
Влияние выставочной деятельности на социализацию личности учащихся.
(На примере организации выставки кактусов и суккулентов на СЮН г. Асбеста).
(методическая разработка)
Асбест
2014 год
Аннотация
Цель данной методической работы – помощь педагогам общеобразовательного и дополнительного образования в организации выставок комнатных растений, кактусов и суккулентов, как эффективному средству социализации личности учащихся.
В ходе написания методической работы было решено несколько задач:
1. Показать этапы организации выставки, определение круга участников, подбор растений, организацию рекламы.
2. Дать примеры общей концепции выставки.
3. Дать рекомендации по практическому монтажу экспозиции.
3. Показать влияние деятельности по организации выставок на социализацию личности ребёнка.
В ХХI веке всё более актуальным является привлечение внимания детей к вопросам охраны природы, повышение интереса к естественным наукам, что явится первым шагом на пути воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биологического равновесия на Земле, которое нарушается при нерациональном использовании природных богатств. Подростки, изучая культуру редких суккулентных растений, приобщаются к общественно полезному труду. Интерес школьников к кактусам, стремление собирать коллекции и выращивать дома различные суккуленты служат основой экологического воспитания. Маленький сад на окне означает для многих путешествие в мир природы, открытие далёких стран. Он пробуждает стремление разгадать тайну кактусов, существующих там, где в условиях засухи гибнет всё живое. Интерес детей к новым, малоизвестным растениям легко направить на укрепление любви к природе и развитие бережного отношения к окружающему нас миру живых существ. Воспитание экологической грамотности, несомненно, способствует формированию нравственной культуры и социализацию личности учащихся.
Выставка кактусов и суккулентов даёт развёрнутое представление о ксерофитной флоре пустынь и полупустынь, дополняя школьные программы «Природоведение», «Окружающий мир», «Ботаника», «Биология», «География» и др. и может быть приурочена к осенним или весенним школьным каникулам.
Сведения об авторе: Бабенкова Алёна Ивановна, педагог доп. образования 1 квалификационной категории МБОУДО "Станции юных натуралистов", тел: 343(65)7- 01- 45
Пояснительная записка
Социализация – процесс адаптации личности к условиям среды, усвоение опыта, норм, правил, ценностей данного общества. Изменившаяся экономическая ситуация в нашей стране ставит перед человеком задачи, среди которых, прежде всего, деловитость, энергичность, активность, способность к построению альтернатив жизненного выбора и готовность к наибольшему числу вариантов развития событий, ответственность, профессионализм и компетентность. Включение воспитанников в самую разнообразную социальную и личностно значимую деятельность является необходимым условием успешного развития процесса самореализации личности в обществе.
Выставка предполагает знакомство школьников и людей разных возрастов с многообразием суккулентной флоры различных районов Земли, получение знаний о культуре растений засушливых районов субтропиков и тропиков. Возникший интерес можно направить на желание формировать свои собственные коллекции. Увлечение кактусами – часто общее и любимое занятие в семье. Любовь к живой природе детей и взрослых помогает объединить усилия семьи, школы и УДО в экологическом воспитании и всестороннем развитии личности школьников.
Кактусы и суккуленты привлекают внимание не только ботаников, изучающих жизнь растений в условиях засухи, не только любителей кактусоводов, но и широкий круг людей разного возраста, не равнодушных к чудесам природы. Ведь суккуленты, эти стойкие и выносливые растения природа наделила разнообразными защитными приспособлениями, помогающими выдерживать продолжительную засуху, что отразилось в их исключительно необыкновенном и удивительном внешнем виде. Кактусы и другие суккуленты имеют необычайно разнообразные стебли, колючки, цветки.
Суккулентные растения наглядно знакомят учащихся и других посетителей с флорой других стран, с разнообразием растительного покрова Земли. Кактусы, в силу биологических особенностей – медленнорастущие растения, в раннем возрасте они приобретают все видовые признаки, что позволяет при комнатной культуре собирать коллекции очень большого видового разнообразия. Сохранение видового богатства суккулентных растений, обитающих в различных почвенно–климатических условиях, малопригодных для возделывания сельскохозяйственных культур, имеет большое значение для освоения человеком огромных пространств пустыни и её биологических ресурсов.
Организация выставки кактусов и суккулентов, как и всякая другая общественная деятельность, способствует мотивации воспитанников и их родителей к практической деятельности, воспитывает уважение к своему и чужому труду. Взаимодействие с различными общественными организациями города в процессе организации выставки, осмотр частных коллекций взрослых любителей – кактусоводов и общение с ними, расширяют кругозор учащихся и помогают социальной адаптации в обществе.
Социализация – процесс, в ходе которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, человеческим обычаям, ценностям, становятся личностью. Процесс социализации принято делить на четыре этапа, соответствующие жизненным циклам: первичная социализация – этап младенческого возраста; вторичная социализация – этап получения формального образования; социализация зрелости – этап создания собственной семьи; социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности.
Содержание, характер и качество вторичной социализации определяются уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. Не смотря на влияние семьи, от которой зависит в какую школу пойдёт учиться ребёнок, какие книги он будет читать, подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение индивида к миру научных систематизированных знаний, начинается именно в школе. Однако основное и дополнительное образование преследуют не только эту цель. Главное – общая подготовка индивида к дальнейшей жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных и неформальных организаций. Образование передаёт умения и навыки знаний, в которых нуждается индивид, чтобы преуспеть в этом мире, а также формирует характер и развивает ум.
Бесспорно, главной функцией этапа вторичной социализации является интеллектуализация личности, т.е. максимально возможное наполнение её информацией, где важная задача отводится дополнительному образованию.
1. Этапы организации выставки:
1.1. Определение круга участников.
1.2. Подбор растений.
1.3. Дата и сроки проведения выставки.
1.4. Реклама.
1.1. Выставка кактусов и суккулентов может иметь несколько целей: это и популяризация коллекционирования кактусов и суккулентов среди населения города, как организация познавательного досуга, это и показ воспитанниками Д.О. своих достижений, это и взаимодействие школьников с общественными организациями города в целях общественного социального воспитания.
Организовать такую узкоспециализированную выставку нелегко, поэтому для участия в ней кроме школьников, часто привлекаются взрослые, любители – цветоводы и кактусоводы города или члены клуба любителей кактусов, если такой имеется. Также можно пригласить поучаствовать магазины комнатных цветов с продажей своего ассортимента.
Итак, сначала определяется круг участников выставки. Изначально количество участников определяется величиной помещения, где будет проходить выставка, но чем больше участников, тем больше связей с интересными людьми, общественными организациями (клубами, центрами, магазинами, тепличными хозяйствами и т.д.), тем больше разнообразных экспонатов. Тем более значительным окажется это мероприятие в глазах воспитанников. Ребята приобретут новый опыт взаимодействия с взрослыми людьми, родителями и общественными организациями.
Новые социальные условия предъявляют к психологическим возможностям человека довольно высокие требования, с которыми он порой справиться не может. Подобные мероприятия являются средством включения школьников в процесс активного взаимодействия с окружающей социальной средой, и адаптации в ней.
1.2. После определения круга участников составляется список будущих экспонатов.
Ассортимент подбирается так, чтобы растения не дублировали друг друга, а напротив было представлено как можно больше разнообразных видов. Так, учреждение представляет свои суккулентные растения, обычно не менее 50 экземпляров (в коллекции СЮН г.Асбеста имеется около 100 видов суккулентных растений); на конкурс лучшего кактусовода приносят свои растения школьники, примерно по 5 штук; представляют персональные коллекции взрослые любители – кактусоводы, каждый обычно не менее 10 - 20 экземпляров.
Экспозиция таких некрупных объектов, какими являются большинство кактусов и суккулентов, должна содержать не менее 200 экспонатов. Стоит напомнить, что все растения должны быть здоровыми, без вредителей и болезней. Все экземпляры должны пройти предвыставочную обработку. Растения следует вымыть, удалить засохшие листочки и веточки у суккулентов, у кактусов следует почистить стебель от известкового налёта, который образуется от соприкосновения с землёй. При необходимости можно заменить верхний слой почвы или пересадить растение в эстетичную посуду. Каждый горшочек должен быть снабжён этикеткой.
При транспортировке растений на выставку, следует учитывать, что суккуленты в большинстве своём очень ломкие растения, а кактусы – колючие. Транспортировать эти растения лучше всего в коробках и прочных сумках. Чтобы кактусы не кололи друг друга, желательно каждый экземпляр обернуть газетой.
Педагогу необходимо проследить, чтобы школьники не планировали доставку крупномерных экземпляров без помощи родителей.
Кроме растений, желательно также организовать и небольшую выставку – продажу сопутствующих артефактов, в данном случае это могут быть книги, фотографии, открытки, значки на данную тематику.
1.3. После определения круга участников и количества экспонатов, следует сделать план соответствующего помещения, наметить количество мебели и оборудования. Затем необходимо заняться рекламой мероприятия, чтобы труды не пропали даром.
Но прежде всего, нужно обдумать дату и сроки проведения выставки, часы её работы. В детском учреждении выставку лучше всего проводить в каникулярное время, чтобы мероприятие не мешало учебному процессу. Понятно, что в зимние каникулы проводить такую выставку, не стоит: и растения по морозу никто не понесёт, и новогодних мероприятий и так предостаточно.
В летнее время – другие проблемы: в связи с отпусками - отсутствие и зрителей, и участников, а те, кто не уехал из города – пропадают на садовых участках и дачах.
Другое дело – выставка, приуроченная к осенним каникулам. Всё население уже в городе, к ноябрю урожаи собраны и переработаны, а на улице ещё несильные заморозки. Также удобно проводить выставки и в весенние каникулы, которые проходят в конце марта.
Чем больше участников и экспонатов, тем продолжительней должна быть выставка. Нет смысла развёртывать грандиозную экспозицию на 1-2 дня. В то же время такая специализированная выставка имеет свои пределы по времени, она зависит и от самочувствия растений, и от продолжительности каникулярного времени.
Практика показывает, что лучше всего в детском учреждении удаются выставки, проходящие от 2 до 5дней, время работы: с 12 до 15 часов.
1.4. Стоит уделить самое пристальное внимание рекламе. Объявления о выставке желательно подать во все городские газеты, хорошо бы также и на телевидение. В объявлении необходимо указать дату и время работы выставки, краткую информацию о тематике выставки, категорию приглашаемых людей, адрес здания, где проходит мероприятие. Образец такого объявления см. приложение №1.
Небольшие, но красочные афишки размещаются по городу в людных местах, на досках объявлений, либо внутри учреждений, с разрешения администрации. Это могут быть магазины, больницы, школы, детские сады. Обычно такое объявление, как выставка растений в детском учреждении не вызывает ни у кого возражений, и администрация всегда идёт навстречу.
Вместо объявления, в газету можно написать небольшую статью, рассказывающую о работе УДО, вашего детского объединения и о предстоящей выставке. Написать статью можно поручить кому-то из воспитанников, а потом отредактировать её.
Также можно приготовить из черновиков небольшие листовки – приглашения, написанные самими воспитанниками. Их можно повесить на подъезды близлежащих домов или разложить в почтовые ящики, что с удовольствием сделают воспитанники. В истории нашего детского объединения был случай, когда женщина соседнего со станцией юннатов дома, долго удивлялась и восхищалась всему увиденному, впервые попав на выставке внутрь помещения: «Всю жизнь здесь живу, и не знала что здесь так интересно!».
Также хорошо бы организовать небольшое выступление на местном радио. Подготовленный и прорепетированный текст может прочитать воспитанник любого возраста. Для него это станет незабываемым, значимым событием, способным повысить самооценку и уверенность в себе.
В помещении, где будет проходить выставка, у входа и непосредственно возле экспозиции, обязательно следует повесить плакат или афишу с названием выставки. Название создаёт интригу, даёт идею, создаёт настроение.
Нужна также аннотация к выставке и этикетки к экспонатам. Аннотация должна освещать концепцию выставки, цикличность проведения подобных выставок, круг экспонатов, кратко представить участников выставки. См. приложение №2.
2. Проектирование экспозиции.
2.1. Общая концепция выставки.
2.2. Принципы компонования экспонатов.
2.3. Документация выставки.
2.1. Проектирование экспозиции начинается с разработки общей концепции выставки (научная подготовка; зачем, что хотите показать, приёмы и принципы). Художественное оформление выставки начинается с эскиза. Делается план помещения, план экспозиции, текстовое объяснение.
2.2. Современная экспозиция – знаковая система, где языком служат экспонаты. Существуют следующие принципы компонования экспонатов: научный, предметный, коммуникативный, эстетический, историко-хронологический, проблемный, творческо-деятельный, коллекционный, комплексно-тематический.
Выставка кактусов и суккулентов может быть скомпонована по следующим принципам:
1)Научный – по систематическому признаку, когда выставка предполагает показ суккулентных представителей большинства семейств с наибольшим количеством видов. Семейство Кактусовых на систематической выставке может быть расставлено по систематике Курта Бакеберга: обширное семейство Кактусовых (более 3000 видов) делится на 3 подсемейства: Перескиевые, Опунциевые, Цереусовые. Цереусовые, в свою очередь по форме и местам произрастания делят на: южноамериканские столбовидные кактусы, южноамериканские шаровидные кактусы, североамериканские столбовидные кактусы, североамериканские шаровидные кактусы. Такая экспозиция очень познавательна и наглядна.
Другим примером научного подхода может служить группирование по географическому или экологическому признакам. Выставка, представляющая группы растений по географическому принципу, также может быть очень интересной. Учёными выделяется четыре крупных центра произрастания суккулентных растений. Это, прежде всего – Южная Африка, затем остров Мадагаскар, с его самобытной флорой и, наконец, Северная и Южная Америка, родина Семейства Кактусовых и других суккулентных семейств. Есть небольшое количество суккулентов и на материке Евразия, в пустынях и горах, вплоть до умеренных широт.
Суккуленты, расставленные группами по центрам произрастания, дают возможность непосредственного наблюдения и запоминания ассортимента флористических областей Земного шара.
Такие выставки являются активными формами образовательного процесса с одной стороны, с другой - развивающей формой полезного досуга, расширяющего кругозор, обеспечивающего участникам эмоционально – чувственный контакт с живой природой.
2)Предметный – просто хорошо расставленные экспонаты с названиями, где каждый экспонат говорит сам за себя. Выставка экзотических, никогда ранее не виденных растений это прекрасная релаксация и отдых для детей и взрослых, получение эмоционального удовольствия.
3)Коммуникативный – когда возле каждой экспозиции находится владелец и презентует свои растения, общается со зрителями. Подобные моменты всегда желательны на любых выставках, они создают особую атмосферу праздника, клубности, элитной тусовки.
4) Эстетический – когда на выигрышных драпировках, в прекрасных горшочках, расставляются безупречные растения так, чтобы подчёркивать красоту друг друга. Большое значение на подобной выставке имеют свет и музыкальное оформление. Такая выставка призвана, прежде всего, приносить отдых, релаксацию и эстетическое наслаждение зрителям, а затем уже удовлетворение познавательных интересов.
5)Историко-хронологический – когда кактусы и суккуленты расставлены по датам их открытия и описания учёными. Первые кактусы появились в Европе уже в 1570 году. Это были мелокактусы и цереусы, привлекшие моряков Колумба своим необычным видом. С тех пор число вновь открываемых видов продолжается. Особенно интересны последние новинки – ацтекиумы, юбельманнии, карликовые крупноцветковые мамиллярии, и пр. Совсем недавно открыты даже новые роды кактусов, такие, как Цинтия (1969г.), Ахарагма 1984г.), Геохинтония (1991г.). Если такие кактусы не представлены на выставке, можно ограничиться иллюстративным материалом. Данная выставка может быть очень интересной и наглядной, но требует большой предварительной работы с книгами, каталогами и атласами.
6)Проблемный – когда выставка поднимает или иллюстрирует, какую либо проблему или тему. Среди суккулентов можно показать явление конвергации, когда растения из разных семейств и родов, произрастая в идентичных условиях, становятся похожими по внешнему виду. Например, молочай канделябровидный напоминает цереус (сем. Кактусовых), молочай тучный – астрофитум звёздчатый (сем. Кактусовые), толстянка мезембриантемосходная (сем. Толстянковых) похожа на титанопсис (сем. Аизооновых), эхеверия агавовидная на агаву (сем. Агавовые), ариокарпус треугольный (сем. Кактусовые) напоминает хавортию (сем. Асфоделовых) и т.д. список можно бесконечно продолжать.
7)Творческо-деятельный принцип. Это интерактивная игровая выставка, когда на выставке можно не только смотреть, но и трогать экспонаты, взаимодействовать с ними. В нашем случае, работать с растениями, например: черенковать, опылять, пересаживать, или
прививать, под руководством консультанта, которым может быть и педагог, и учащийся. Можно также организовать мастер-класс по составлению композиций из суккулентных растений.
8)Коллекционный - когда экспонаты расставлены на отдельные группы, где представлены личные мини-коллекции кактусоводов, как взрослых, так и детей. Известны пристрастия в собирании только миниатюрных или белоопушённых кактусов, красноколючковых или красноцветковых, лысых или только длинноколючковых и т.д. Каждый человек формирует коллекцию соответственно своим вкусам и возможностям, поэтому всегда одна коллекция не похожа на другую, и это чрезвычайно интересно.
9) Комплексно-тематический – когда композиция выставки объединяет два или несколько принципов. Например: научный и коллекционный, предметный и творческо–деятельный,
эстетический и историко–хронологический и т.д.
2.3. Документация выставки предполагает: положение о выставке, афишу, аннотацию, заметку в газете, композиционный эскиз. Необходимы: список участников, списки экспонируемых растений, списки растений «на продажу». А также: этикетки, сценарии открытия и закрытия выставки, экскурсию по экспозиции, книгу отзывов для посетителей, книгу заказов на растения с адресами и телефонами заказчиков.
Каждое растение, экспонируемое на выставке, должно быть снабжено этикеткой. На ней необходимо отразить родовое и видовое название, по-русски и по – латыни, место произрастания, желательно происхождение данного экземпляра, год посева. Этикетки помещаются непосредственно на горшки с растениями или раскладываются рядом внизу. Если растения и горшочки очень мелкие – ставится просто номер и делается одна общая этикетка. Примеры этикеток можно посмотреть вприложении №3.
Подобная работа способствует формированию у воспитанников таких качеств, как аккуратность, усидчивость, методичность, стремление доводить начатое дело до конца.
Для посетителей желательно заранее подготовить небольшие листовки с правилами ухода за суккулентными растениями, см. приложение № 4.
Необходимо, чтобы, как у экскурсоводов, так и у консультантов, на груди были бейджики, с их именами и званиями так как данное мероприятие предполагает дежурных, продавцов, кассира и билетёра.
3. Практический монтаж экспозиции.
3.1. Освещение.
3.2. Фон.
3.3. Композиционные приёмы.
3.1. Практический монтаж выставки следует начинать, учитывая имеющееся и специальное освещение. Подсознание всегда уводит от темноты к свету, т.е. экспозиция должна быть выделена светом, помимо общего верхнего, ровного освещения.
Необходимое растениям освещение может быть естественным или искусственным. Свет обычной лампочки, направленный на растение многократно усиливает его привлекательность.
Объём создает верхний и боковой свет. Лучше всего пользоваться лампами с точечным источником света или софитами, однако они дают много тепла. Включите лампу и подержите ладонь над ближайшим к лампе растением. Если вы почувствуете тепло, значит растение находится слишком близко от лампы. Различают: направленный свет, подсветку и освещение сзади.
Направленный свет создают лампой или несколькими лампами с точечными источниками света, находящимися сверху над растениями или группой растений. Этот способ освещения имеет два преимущества: от группы освещаемых растений создаётся впечатление единого целого и позволяет выделить отдельные части растений.
Подсветка. Лампу или несколько ламп устанавливают на уровне пола перед растением. Освещается стебель и листья, если имеются. Но основная цель подсветки – создать тень на стене позади растения. Подсветкой можно добиться совершенно необыкновенных эффектов.
Освещение сзади. Лампа или лампы размещают на уровне пола позади растения. Основная цель – добиться, чтобы растение воспринималось в виде силуэта. Так можно освещать только крупные растения и для этого нужно много света.
Установив дополнительное освещение, не забудьте снабдить его предупреждающими табличками и провести воспитанникам специальный инструктаж по технике безопасности.
3.2. Огромную роль при оформлении выставки играет фон, на котором расставляются оборудование и растения. Для большинства растений наилучшим фоном является простая, без узора стена любого пастельного цвета. Особенно это относится к кактусам, которые являются некрупными и зачастую мелкими растениями с разнообразным узором из колючек и некрупных цветков. Пёстролистные же суккуленты и суккуленты с белым восковым налетом на светлом фоне будут смотреться плохо, им больше подходит тёмный фон.
3.3. Массивный показ множества растений на небольшом пространстве бывает не очень удачным. Если собрать всю выставку вдоль одной стены в единую крупную композицию, пусть очень красивую и безупречную, она может показаться зрителям одним ярким красивым пятном, на который с удовольствием посмотрят… 5минут.
Перенасыщенная композиция не воспринимается. Самое трудное – экспонирование мелких предметов, какими и являются многие кактусы и суккуленты, правильнее всего будет сгруппировать по 5-7 штук по различным принципам. Следует продумать экспозиционные узлы и оборудование к ним. Чем больше расстояние от экспонатов (т.е. промежутки), тем торжественнее смотрится экспозиция. Именно ритм определяет маршрут зрителей и время просмотра.
Следует продумать ход зрителей по сценарному ходу. Вход на выставку – это точка, из которой видна вся экспозиция. Экспонаты выставки могут быть расставлены на столах, подиумах, кубах, вытянутых прямоугольниках и других модулях, разнообразных подставках, в тепличках с подсветкой, даже на полу, если он задрапирован и разделён на тематические секторы. Очень важно правильно решить композицию выставки. Экспозицию можно разбить не более чем на семь групп, или композиций, не больше, дальше смотреть не будут, это установлено психологами. Идеальная экспозиция состоит из пяти композиций. Усталость начинается через 20 минут, поэтому экскурсию по выставке надо планировать в этих пределах.
Итак, экспозицию выставки необходимо разбить на несколько отдельных композиций. Для этих целей, при монтаже выставки суккулентных растений применяются следующие композиционные приёмы:
1) Выделяют экспозиционный центр, где помещают главный экспонат.
Это может быть растение , усыпанное цветами, либо с одним, но огромным цветком, либо просто очень крупный, для данной группы
растений экземпляр и т.д. Придать экспонату значимость можно с помощью отдельного постамента, торжественной драпировки, специального освещения.
2)Выделяют связи между экспонатами, например с помощью ритма промежутков. Растения можно сблизить или отдалить друг от друга, выделить отдельную группу подсветкой, драпировкой, подставкой.
3)Используют сопоставление и контрастность. Например, чередуют колючие экземпляры и кактусы без колючек. Кактусы с белыми и чёрными колючками, суккуленты с белыми и красными листьями и т.д.
4)Создают разрядку, то есть значительное пустое пространство между отдельными композициями.
5) Организуют близкий и дальний план. На дальнем плане могут быть помещены крупные, не особо интересные растения вблизи, но привлекающие своей формой взгляд издалека. На переднем плане помещаются крохотные миниатюры, требующие разглядывания вблизи. Это могут быть литопсы среди цветных галек, цветущие турбиникарпусы, фрайлеи, блоссфельдии.
6)Учитывают экспозиционную контактность материалов. Крупные и тяжёлые по весу растения ставятся вниз, средние по размеру и тяжести ставятся выше, и на самый верх наиболее легкие, воздушные растения, но не миниатюрные.
Могут быть применены и такие необычные экспозиционные приёмы, как:
7) Экспозиция в окне, или в «иллюминаторе», заглядывая в который вы видите предлагаемый пейзаж или диораму.
8)Скрытый план (помещение зеркала или два одинаковых экземпляра рядом «спереди и сзади».
9) Проблемная группировка, вскрывающая какую-либо проблему. Например, фотографии с мест произрастания кактусов и эти же виды в коллекции, проблема исчезновения многих видов в природе, в связи с освоением человеком новых земель и т.д.
10)Музейный натюрморт – экспозиционный приём, когда из разных предметов составляют единое целое. Например, можно оформить уголок «охотников за кактусами», где стоит старая палатка, лежат альпинисткое снаряжение, фляжка, бинокль, блокнот для зарисовки растений и наконец, сами кактусы, не вырванные, а растущие в насыпанном «песчаном холме».
4. Влияние деятельности по организации выставок на социализацию личности ребёнка.
4.1. Обоснование проблемы.
4.2. Воспитательный аспект.
4.3. Профориентация.
4.4. Влияние деятельности по организации выставки на социализацию личности.
4.1. Взрослый человек живёт в четырёх жизненных сферах: профессиональной, семейной, культурно–досуговой и общественной, а значит, и готовить подрастающее поколение надо для жизни во всех сферах взаимоотношений. Сегодня в обществе прогрессирует «опустошение современных форм жизни», ухудшение её качества в новом социальном и экологическом окружении и вытекающего отсюда дефицита социализации молодёжи, что может привести к самым катастрофическим последствиям.
4.2. Социализация осуществляется через ряд условий. Такими факторами являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение – это специально организованная деятельность с целью передачи опыта ребёнку и формирования у него определённых, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Дополнительное экологическое образование
Во время деятельности по организации такого мероприятия, как выставка, центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления человеческой деятельности, создаются все необходимые условия для личностного развития ребёнка, формирование будущего члена общества. Это и человеческие отношение между учителем и учащимся на основе духа партнёрства, демократического стиля, свободы выбора, это и тесные контакты с родителями и социальной средой. Это и отношения со сверстниками на основе общности интересов, товарищества, терпимости, взаимопомощи, а также воспитание в духе общности и социальной ответственности, самоуправление учащихся, самовоспитание, оптимистический настрой, переживание успеха, радость.
4.3. В процессе подготовки выставки и в дальнейшем её проведении воспитанники имеют возможность попробовать себя в различных видах деятельности, знакомятся с различными профессиями, примеряют их на себя. Так для поддержания порядка на выставке, назначаются дежурные и кассир, если выставка платная. Как показывает опыт дети уже 5 -6 классов неплохо справляются с этой работой.
Для проведения выставки на высоком уровне, из двух-трёх учащихся с хорошей памятью и дикцией, готовятся экскурсоводы. Как педагоги, так и воспитанники детского объединения могут работать на выставке консультантами, объясняя в доступной форме культуру суккулентов для начинающих любителей, чтобы как можно больше людей занимались разведением этих интересных растений. Работа экскурсовода или консультанта предопределяет углублённое изучение систематики семейства Кактусовых, их экологические группы, климатические особенности мест обитания, под влиянием которых выработались высокоспециализированные органы суккулентов. Вообще, хорошо оформленный текст, в адресной папке, может быть даже просто прочитан экскурсоводом, тем не менее, тот должен быть готов ответить на все вопросы.
Для проведения церемонии открытия и закрытия выставки необходимо подготовить ведущего, из числа преподавателей или воспитанников. Талантливых детей можно привлечь к написанию сценария, пусть попробуют себя в роли сценариста, режиссёра, актёров, звукооператоров.
В течение выставки обычно проводится конкурс представленных экспонатов среди участников выставки по различным номинациям. Например: «Прекрасное цветение», «Мастер-кактусовод», «Миниатюрный садик», «Суперэкземпляр», «Патриарх коллекций», «Здоровье и красота», «Суперколючки», «Любимец публики». Темы номинаций должны быть известны участникам заранее, для этого разрабатывается положение о выставке и доводится до сведения участников.
Для оценки растений на конкурсе заранее выбирается компетентное жюри, подготавливаются оценочные листы. В состав жюри, кроме взрослых, могут войти эрудированные воспитанники постарше. Работа в жюри предопределяет взаимодействие со взрослыми, аккуратность, серьёзность, ответственность, самостоятельность принятия решений.
Ролевые игры (дежурный, экскурсовод, консультант, продавец и т.д.) являются эффективными средствами социализации личности учащегося, методами обучения и воспитания коммуникативных качеств.
4.4. Влияние организации и подготовки выставки на социализацию личности учащихся отслеживается при помощи наблюдения и такого контрольно – диагностического способа, как тестирование.
Наблюдения за воспитанниками в процессе организации выставки суккулентных растений, показали: ребята с удовольствием принимают участие в подобного рода деятельности, понимают ответственность, возложенных на них обязательств,
Тестирование служит средством обратной связи для педагогов, учащихся, родителей.
В процессе деятельности по подготовке выставки декоративных растений идёт развитие участников по пяти основным «потенциалам», определяющим социализацию личности:
1. У воспитанников увеличивается познавательный потенциал, который определяется , прежде всего, объёмом и качеством информации, которой располагает личность.
3. Развивается творческий потенциал личности за счёт расширения репертуара умений и навыков, апробирования способностей к действию, и реализации их в общественной сфере деятельности.
4.Возрастает коммуникативный потенциал личности, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.
5. Улучшается эстетический потенциал личности, за счёт повышения художественных потребностей и их удовлетворению.
Литература:
Беккет К. Растения под стеклом. – М: Мир, 1992
Борисенко Т.И. Кактусы, справочник. – Киев: Наукова думка, 1986.
Гэунин В.А. Цветоводство: практикум. – Львов: Высшая школа, 1988.
Дополнительное экологическое образование: пути социализации личности ребёнка/ Сборник тезисов докладов – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 2002..
Ежедневный уход. Секреты успеха. Пер. с франц. Крупичевой И. – М: Эксмо, 2004.
Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. – М.: 1993.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: ИЦ «Академия», 1996.
Ильина Е.Я., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. – Свердловск: изд-во ун-та, 1991.
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. – М.: Просвещение, 1983.
Сасеков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. - Л.: Наука, 1983.
Суханова Н.П. Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов. – М: Колос, 1994.
Удалова Р.А. Агавы, алоэ и другие суккуленты. – СПО: Агропромиздат, 1994.
Хессайон Д.Р. Всё об аранжировке цветов. – М: Кладезь, 1996.
Хессайон Д.Р. Всё о комнатных растениях. – М: Кладезь,1996.
Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М: Просвещение, 1975.
27-29марта с 12до15ч
на станции юннатов состоится
Выставка комнатных растений
и кактусов
Приглашаются все желающие!
Адрес станции юннатов: пр.Ленина, дом31/1
27-29марта с 12до15ч
на станции юннатов состоится
Выставка комнатных растений
и кактусов
Приглашаются все желающие!
Адрес станции юннатов: пр.Ленина, дом31/1
Приложение №2
Аннотация к выставке.
Выставка кактусов и суккулентов «Колючее чудо».
Вас приветствует ежегодная выставка кактусов и других суккулентов, проходящая на асбестовской станции юннатов два раза в год, в весенний и осенний периоды, приходящиеся на время школьных каникул.
Сегодня Вы имеете возможность познакомиться или продолжить знакомство с удивительным миром необычных растений из разнообразных пустынных мест Земного шара.
Вы увидите растения, приближающиеся по форме к идеальным шарам, к сплющенным сферам, полушариям, многоугольникам, кубам, цилиндрам, многогранникам и пирамидам. Вы увидите растения, похожие на колонны, столбы, палицы первобытных охотников, скипетры и державы, на булавы, на ежей, дикобразов, ёршики для мытья бутылок, на клочья хлопка, подушки мха, куски гранита, изделия из камня, нефритовые безделушки. Вы увидите здесь растения, похожие на орденские звёзды, ананасные, еловые и сосновые шишки, на голову старого волшебника, на морских ежей, на бутылки и вообще уже ни на что не похожие уродливо причудливые куски и комья живого зелёного и шерстистого вещества.