Экология – наука очень простая, и в то же время- очень сложная, т.к. она старается понять взаимоотношения между существами и веществами. В современную эпоху научно-технической революции необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Всё это заставило сегодня человечество обратить особое внимание на вопросы охраны природы. Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого гражданина нашей страны. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нём правильного отношения к природе. Нужно сделать так, чтобы природа не скудела, а становилась богаче и краше. Этого добиться можно путём формирования у каждого человека правильного экологического мышления.
У большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественно-научные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.
- Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности,
- культуру труда,
- культуру духовного общения с природой.
В этом отношении для педагога важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность студента, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание студентов. В курсе химии предлагается ознакомление студентов с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.
Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
Роль химии и биологии в решении экологических проблем на современном этапе значительна: Они могут ответить на вопрос, о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы. Они способствуют решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы. Они позволяют получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д. Поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.
Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого жителя нашей республики. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нём правильного отношения к природе. Этого добиться можно путём формирования у каждого человека правильной экологической культуры.
Экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также во внеурочной деятельности. От педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной концепции, целей, места в системе общего образования, подходов к отбору содержания и методическому сопровождению. Современная концепция общего экологического образования опирается на системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации и воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Естественнонаучные предметы предусматривают воспитание у студентов ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применением в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития. Значительная часть научно-экологической информации передается учителем.
Показателем экологического воспитания студентов является выражение их заботливого отношения к окружающей среде, к проблемам охраны природы. Разностороннее мировоззрение формируется под влиянием знаний о комплексе экологических проблем современности на всех уровнях — глобальном, национальном, местном.
Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности, культуру труда, культуру духовного общения с природой. В этом отношении для педагога важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность студента, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание студентов.
Моими экологическими целями на уроках химии являются:
- формировать у студентов экологическую компетентность, направленную на положительное отношение к экологии окружающей среды.
– создание системы непрерывного экологического образования;
– формирование устудентов общественной позиции;
– выявление связи между теоретической и научно-практической деятельностью;
– формирование основ здорового образа жизни;
– формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология, химия – экономика, химия – социология).
Для осуществления поставленных целей мне нужно решить следующие задачи:
– разработать содержание экологической информации;
– определить методы и приемы, используемые для формирования у учащихся знаний, умений и навыков по проблеме взаимосвязи химии и защиты окружающей среды;
– разработать и подобрать цикл обучающих и контролирующих задач;
-способствовать вовлечению студентов в глубокую познавательную деятельность;
-развивать творческую активность и самостоятельность студентов;
-воспитывать интерес к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья.
В процессе изучения экологических аспектов педагог формирует у студентов умения:
анализировать и оценивать процесс формирования и проведения общественной политики в области защиты окружающей среды.
Определять роль каждого гражданина в этом процессе.
Применять знания по химии и биологии для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения.
Использовать дополнительный материал для проведения исследований по изучению местных экологических проблем.
Химизация промышленности, сельского хозяйства и транспорта, здравоохранения и быта достигла широчайших размеров, и это, естественно, сказывается на взаимодействии природы и общества. Цели разумного регулирования этих отношений должны быть доведены до сознания студентов. Они должны усвоить следующее:
1) продукты жизни общества не должны накапливаться и оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природу;
2) размеры годового потребления возобновляющегося природного химического сырья не должны превышать его годовой прирост;
3) невозобновляющееся природное химическое сырье должно использоваться экономно, комплексно, необходимо уменьшить отходы при переработке.
На уроках химии формируются представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды. На уроках химии могут быть поставлены следующие цели, связанные с формированием экологической культуры учащихся: формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем, формирование здорового образа жизни, экологической компетентности, создание системы непрерывного экологического образования.
В процессе изучения экологических аспектов на уроках химии стараюсь формировать у студентов следующие умения: анализировать и оценивать процесс формирования и проведения общественной политики в области защиты окружающей среды, применять знания для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения.
Всё это осуществляется через практические задания, решение задач с экологическим содержанием. Как преподаватель химии, вижу свою задачу в том, чтобы вооружить студентов экологическими знаниями, привить им навыки экологической культуры.
Я стараюсь постоянно вовлекать студентов в самостоятельную, творческую работу:
Конкурсы информационных листов на экологические темы, подготовка сообщений, рефератов,
исторических справок - традиционны на каждом этапе изучения экологических вопросов на уроках и во внеурочной деятельности, что способствует расширению кругозора и глубокому научному изучению.
Цели экологического образования придают этому этапу некоторую специфику, поскольку у студентов должна быть сформирована не только система знаний и умений в области изучения окружающей природной среды, но и система отношений к экологическим проблемам.
В этой связи представляют интерес задания следующих типов:
1 тип - Задания, имеющие несколько решений (ответов), из которых студент должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией.
Такие задания позволяют подвести студентов к оценке «добра» и «зла» в отношении природы в целом или ее отдельных объектов.
2 тип - Задания, требующие от студентов выработки самостоятельного решения по какой-либо экологической проблеме.
3 тип - Задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер.
Задания позволяют оценить глубину знаний студентов и понимание ими природных закономерностей, поведения биологических систем в условиях антропогенного пресса, а также умение выбрать способ защиты от загрязнения и деградации.
4 тип - Задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека.
Такие задания позволяют оценить уровень сформированности у студентов умения переносить химические знания в сферу экологических проблем. В случаях выбора студентами «безразличных», негативных или неверных ответов следует организовать обсуждение предложенных ситуаций (проблем), убедить студентов в ошибочности их оценки и подвести к правильному решению.
В заключение следует подчеркнуть, что контролирующие задания должны соответствовать уровню сформированных экологических знаний у студентов и обязательно затрагивать эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них.
Свое выступление хотелось закончить правилами взаимодействия человека и природы, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер:
• «Все связано со всем».
• «Все должно куда-то деваться».
• «Природа знает лучше».
• «Ничто не дается даром».