kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание на уроках кубановедения

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Ильенко Надежда Борисовна,

     учитель начальных классов,

     высшая категория,

     победитель конкурса

     лучших учителей

     Российской Федерации

     МОУ СОШ № 6,

     ст. Ленинградская,

     Краснодарский край

    Экологическое

    образование и

    воспитание в

    начальной школе

        Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.

        Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля.

        Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, пить, есть, где-то жить. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притерпелись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. (Что такое? Кто такой? том 3, с.297)

        Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный на планете, кто нарушает законы экологии.

        С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья ради древесины, необходимой людям. Ещё страшнее, когда вырубленные в лесу деревья вовремя не вывезли, и они пропали от дождей.

        Всё больше загрязняются воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами.

        Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдает растительный и животный мир планеты.

       …Задумываемся ли мы над тем, что человек, срывая на лугу красивый цветок, убивая животных, делает беднее свою планету.

        Многие растения, животные и грибы, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Сведения о них внесены в Красные книги, которые созданы во многих странах.

        В нашей стране приняты важные решения об охране природы: об охране чистоты воздуха; о защите от загрязнения озёр, рек, морей; об экономии воды и другие.

       «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Их надо открывать и показывать». М. Пришвин.

        Предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы.

        С целью проверки экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста было проведено анкетирование. Анкетированием были охвачены учащиеся, их родители. Ниже приведены ответы родителей на вопросы анкеты.

               Вопросы:                                             Ответы:

1. Задумываетесь ли вы            1. Откровенно говоря не задумывались.

    над тем, как ведут себя                                                    (14 человек)

       На  уроки кубановедения, природоведения и окружающего мира ложиться основная роль в деле активизации экологического воспитания.

        Конечная цель экологического воспитания – формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.

        Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения.

        Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем построения учебной деятельности.

        Курс «Кубановедение» вносит свою лепту в формирование экологической культуры школьников.  На уроках кубановедения пожалуй самый благодатный материал для изучения природного равновесия родного края.

        Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре.

        Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи.

       1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.

        2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учетом регионального компонента.

        3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

        4. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

        Приоритетной задачей курса является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению.

        «Кубановедение « - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии; викторины; уроки-исследования; посещение музеев, выставок; встречи с интересными людьми и пр.

        Эффективность преподавания данного курса завит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология».

        В программе курса записано, что в процессе изучения родного края младшие школьники:

- устанавливают более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимают взаимозависимости в системе «человек – природа – общество».

- осознают необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получают начальные навыки экологической культуры.

        Одной из ведущих содержательных линий программы является «Человек и природа»: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Будем жить в ладу с природой» (1 класс), «Человек и природа» (2-4 классы).

Тема уроков: «Будем жить в ладу с природой».

1 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»

Текстовой коментарий-пояснение

            Будем жить в ладу с природой: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено на уроках кубановедения в 1 классе.

            Уроки по данной теме знакомят первоклассников с разными видами растений и животных Краснодарского края. На уроках используются новые информационные технологии. Каждый из данных уроков имеет мультимедийное сопровождение, что помогает усвоению программного материала, показывает красоту родного края, прививает любовь к Родине.

             Одним из уроков данной темы является урок-презентация, проведенный в 1 классе. Тема урока «Бережное отношение к природе. Отношение человека к растениям и животным».

            На уроке ставятся обучающие, развивающие и воспитательные цели. Обучающий аспект: выявляются и систематизируются знания учащихся о растительном и животном мире, учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Развивающий аспект: развиваются навыки устной речи учащихся, тренируется мыслительная деятельность. Воспитательный аспект: прививается любовь к Родине, бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в многообразии растительного  и животного мира лесов, на основе наблюдений даются описания отдельных видов растений и животных, интересных случаев из собственных наблюдений.

            Для поддержания и развития познавательного интереса учащихся - это урок-путешествие в природу, где дети должны убедиться, что растения и животные нашего края нуждаются в защите. На уроке выявляются и систематизируются знания учащихся о многообразии растительного и животного мира Кубани, на основе наблюдений дается характеристика отдельных видов растений и животных.

           С целью развития мышления, наблюдательности учеников в структуру уроков включены нестандартные текстовые задания, загадки. В урок включены экологические сказки и рассказы, экологические проблемные ситуации, которые способствуют развитию экологической культуры. Для развития эмоциональной сферы  учащихся, воспитания бережного отношения к природе включены литературные и музыкальные произведения.

           Путешествие проходит в два этапа. Первому этапу отведена большая часть времени на уроке. Объясню почему. Младшие школьники в природе больше общаются с растениями, насекомыми, птицами, более крупные животные обитают в лесах, где дети бывают очень редко. Именно поэтому считаю, что надо бережное отношение к природе воспитывать на конкретных примерах из жизни детей. На первом этапе учащихся ждут открытия: 1) Что такое «Красная книга»? 2) Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. 3) Цветы, как люди, плачут… 4) Многообразие цветов родного края. 5) Чудесная сила Незабудки: возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких и свою Родину. На втором этапе -  новые открытия. 1) Зверю – лес, птице – воздух. 2) Разнообразие животного мира Кубани. 3) Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. 4) Мы хозяева нашей природы. На уроке слушаются воспоминания-наблюдения из жизни прабабушки  двух учеников, используется частичное музыкальное сопровождение, разгадывание кроссворда, загадок, чтение стихотворений, сообщения учеников. Все это имеет мультимедийное сопровождение. Представлены  поделки и коллективные работы учащихся из жизни растительного и животного мира Краснодарского края; выставка книг и рисунков, что усиливает  восприятие изучаемого материала, помогает в достижении поставленных на уроке целей и задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках кубановедения»


Ильенко Надежда Борисовна,

учитель начальных классов,

высшая категория,

победитель конкурса

лучших учителей

Российской Федерации

МОУ СОШ № 6,

ст. Ленинградская,

Краснодарский край


Экологическое

образование и

воспитание в

начальной школе


Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля.

Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, пить, есть, где-то жить. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притерпелись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. (Что такое? Кто такой? том 3, с.297)

Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный на планете, кто нарушает законы экологии.

С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья ради древесины, необходимой людям. Ещё страшнее, когда вырубленные в лесу деревья вовремя не вывезли, и они пропали от дождей.

Всё больше загрязняются воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами.

Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдает растительный и животный мир планеты.

…Задумываемся ли мы над тем, что человек, срывая на лугу красивый цветок, убивая животных, делает беднее свою планету.

Многие растения, животные и грибы, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Сведения о них внесены в Красные книги, которые созданы во многих странах.

В нашей стране приняты важные решения об охране природы: об охране чистоты воздуха; о защите от загрязнения озёр, рек, морей; об экономии воды и другие.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Их надо открывать и показывать». М. Пришвин.

Предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы.

С целью проверки экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста было проведено анкетирование. Анкетированием были охвачены учащиеся, их родители. Ниже приведены ответы родителей на вопросы анкеты.

Вопросы: Ответы:

1. Задумываетесь ли вы 1. Откровенно говоря не задумывались.

над тем, как ведут себя (14 человек)

На уроки кубановедения, природоведения и окружающего мира ложиться основная роль в деле активизации экологического воспитания.

Конечная цель экологического воспитания – формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.

Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем построения учебной деятельности.

Курс «Кубановедение» вносит свою лепту в формирование экологической культуры школьников. На уроках кубановедения пожалуй самый благодатный материал для изучения природного равновесия родного края.

Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи.

1. На основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.

2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учетом регионального компонента.

3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

4. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

Приоритетной задачей курса является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению.

«Кубановедение « - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии; викторины; уроки-исследования; посещение музеев, выставок; встречи с интересными людьми и пр.

Эффективность преподавания данного курса завит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология».

В программе курса записано, что в процессе изучения родного края младшие школьники:

- устанавливают более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимают взаимозависимости в системе «человек – природа – общество».

- осознают необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получают начальные навыки экологической культуры.

Одной из ведущих содержательных линий программы является «Человек и природа»: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Будем жить в ладу с природой» (1 класс), «Человек и природа» (2-4 классы).

Тема уроков: «Будем жить в ладу с природой».

1 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»

Текстовой коментарий-пояснение

Будем жить в ладу с природой: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено на уроках кубановедения в 1 классе.

Уроки по данной теме знакомят первоклассников с разными видами растений и животных Краснодарского края. На уроках используются новые информационные технологии. Каждый из данных уроков имеет мультимедийное сопровождение, что помогает усвоению программного материала, показывает красоту родного края, прививает любовь к Родине.

Одним из уроков данной темы является урок-презентация, проведенный в 1 классе. Тема урока «Бережное отношение к природе. Отношение человека к растениям и животным».

На уроке ставятся обучающие, развивающие и воспитательные цели. Обучающий аспект: выявляются и систематизируются знания учащихся о растительном и животном мире, учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Развивающий аспект: развиваются навыки устной речи учащихся, тренируется мыслительная деятельность. Воспитательный аспект: прививается любовь к Родине, бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в многообразии растительного и животного мира лесов, на основе наблюдений даются описания отдельных видов растений и животных, интересных случаев из собственных наблюдений.

Для поддержания и развития познавательного интереса учащихся - это урок-путешествие в природу, где дети должны убедиться, что растения и животные нашего края нуждаются в защите. На уроке выявляются и систематизируются знания учащихся о многообразии растительного и животного мира Кубани, на основе наблюдений дается характеристика отдельных видов растений и животных.

С целью развития мышления, наблюдательности учеников в структуру уроков включены нестандартные текстовые задания, загадки. В урок включены экологические сказки и рассказы, экологические проблемные ситуации, которые способствуют развитию экологической культуры. Для развития эмоциональной сферы учащихся, воспитания бережного отношения к природе включены литературные и музыкальные произведения.

Путешествие проходит в два этапа. Первому этапу отведена большая часть времени на уроке. Объясню почему. Младшие школьники в природе больше общаются с растениями, насекомыми, птицами, более крупные животные обитают в лесах, где дети бывают очень редко. Именно поэтому считаю, что надо бережное отношение к природе воспитывать на конкретных примерах из жизни детей. На первом этапе учащихся ждут открытия: 1) Что такое «Красная книга»? 2) Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. 3) Цветы, как люди, плачут… 4) Многообразие цветов родного края. 5) Чудесная сила Незабудки: возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких и свою Родину. На втором этапе - новые открытия. 1) Зверю – лес, птице – воздух. 2) Разнообразие животного мира Кубани. 3) Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. 4) Мы хозяева нашей природы. На уроке слушаются воспоминания-наблюдения из жизни прабабушки двух учеников, используется частичное музыкальное сопровождение, разгадывание кроссворда, загадок, чтение стихотворений, сообщения учеников. Все это имеет мультимедийное сопровождение. Представлены поделки и коллективные работы учащихся из жизни растительного и животного мира Краснодарского края; выставка книг и рисунков, что усиливает восприятие изучаемого материала, помогает в достижении поставленных на уроке целей и задач.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое воспитание на уроках кубановедения

Автор: Ильенко Надежда Борисовна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274874


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства