Выступление на семинаре ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся Варнавинской СОШ учителя истории, руководителя школьного музея Е.В. Беловой.
Сидя за школьной партой, нашим ученикам приоткрылись тайны математики и истории, биологии и физики. А известны ли им тайны человеческой души, человеческого духа? Как прекрасен мир, который окружает нас! Мы слышим журчание воды, пенье птиц, шелест листвы. В небе проплывают облака, а за ними бескрайнее пространство, неизведанные миры и галактики. И наша Земля летит в этом пространстве. Кто Я? В чем смысл моей жизни? - это вечные вопросы бытия, которые сопровождают человека и каждый из нас ищет ответы на них.
Человек бывает слаб и беззащитен перед землетрясениями, наводнениями, болезнями, войнами, катастрофами. Но если он песчинка в огромном мире, то кто возводит огромные небоскребы, строит плотины, управляет атомом?
Человек – сложный и удивительный мир, достойный изучения и восхищения, особенно если он силен не только телом, но и духом. ДУХ - это энергия, наполняющая тело человека. Душа – это внутренний мир человека: его мысли, взгляды, чувства, эмоции, пристрастия, душа плачет и смеется, страдает и радуется.
Задача учителя, воспитателя, родителя наполнить душу ребенка добрыми чувствами, положительными эмоциями, научить творить добро, быть милосердным, любить свой край, своих близких, уважать традиции семьи и своего народа. Такую задачу ставят и средства музейной педагогики.
Музейная работа со школьниками предполагает несколько направлений. Это пополнение музейного фонда, работа с документацией, оформление экспозиций и выставок, экскурсии, участие в школьных и районных мероприятиях. Здесь формируются навыки музееведения, образовательные, эстетические, коммуникативные умения. Наиболее полно и эффективно духовно – нравственные начала формируются при участии ребят в краеведческо- поисковой работе. Эта форма деятельности включает не только расширение знаний по истории края и страны, а сопереживание, в определенной степени соучастие в событиях прошлого и настоящего, дети видят связь времен и свое место в ходе исторического процесса, гордятся подвигом предков, учатся чтить традиции прошлого, уважать и ценить людей, любить малую родину. В ходе такой работы порой меняются взгляды, мировоззрение, что отражается на душе ребенка, она становится милосерднее, помыслы чище, поступки добрее.
Изучая подвижническую деятельность Преподобного Варнавы Ветлужского, дети начинают понимать смысл святости, служения Богу и людям, поэтому особый интерес проявляют к истории основания Варнавина, варнавинского мужского монастыря, истории храмового комплекса, украшавшего уездный город Варнавин до 20х годов прошлого столетия. Что чувствовал верующий прихожанин, когда прикасался к святым мощам, какую надежду на исцеление испытывал больной, какие мысли посещали паломников в далекие годы, можно представить, глядя на старые фотографии утерянных святынь и читая сохранившиеся воспоминания. Писатель М.М. Пришвин, в 1908 году посетивший Варнавин описал ночь в Никольском храме возле гробницы Варнавы: « Темнеет в деревянной церкви. Трепещет огонек над гробницей Варнавы… Церковь полна. Люди сидят на полу со своими котомками, дожидаются чтения жития святого. Собрались издалека, усталые, мокрые. Кто-то в черном кафтане с большой книгой подходит к огню и читает житие. В огромной книге – все чудеса святого. Чтение на всю ночь. Так когда-то, давным- давно, по всей Руси читали такие жития во всех церквах. Так воспитывалась древняя Русь» (стр.99. Варн. Старина.) Об ответственности за сохранение памятников истории и религии, об утраченных святынях Варнавина говорится в работе Н.Седуновой « Один день из жизни уездного города Варнавина»
Особое место в краеведческой работе занимает изучение родословной. Дети должны знать свои корни, гордиться своими предками. Наши ребята неоднократно принимали участие в областном конкурсе « История семьи в истории страны». Это Крылова Людмила, Волкова Ольга, Пугачев Артем. Вот отрывок из работы А.Пугачева: « Мое родословное древо уходит корнями в историю русского православного крестьянства. Мои предки не боялись тяжелого труда, не представляли жизни без земли- матушки. Они донесли до своих потомков уважение и любовь к родному дому, к русской природе, к истории семьи». В этом учебном году мы собираем материал для составления родословного древа Сидоркиной Светланы, ученицы 6 класса.
В музейной педагогике важное значение приобретают вещи, которые несут следы прошлой эпохи, эти экспонаты музея позволяют ощутить дыхание времени. Здание Красной школы уже само по себе памятник истории и архитектуры: тяжелая дубовая дверь, крыльцо, каменные ступеньки и перила, стены, актовый зал – все это эпоха женской гимназии. В музее есть несколько предметов того времени: учебники, чернильница, ящичек для уроков химии, школьный звонок, имеются фотографии первого учебного и ученического коллектива. Изучая материал по истории школы, современные дети начинают понимать смысл благотворительности, милосердия. Князь А.П.Трубецкой подарил землю с садом и огородом, зданиями для будущей гимназии, Вдова почетного гражданина Варнавина Попова учредила стипендию для бедных, но способных девочек, пожертвовали 15000 золотых рублей супруги Кочуковы. Об этом мы узнаем на экскурсии «В начале пути. Из истории женской гимназии»
Экскурсия « Дети блокадного Ленинграда в Варнавино» также речь идет о милосердии. Со слезами на глазах вспоминает бывшая блокадница В.М. Бабушкина : « Варнавино – святая земля. Только благодаря варнавинцам мы остались живы. Они сами голодали, но делились с нами последним и всех блокадников спасли.» Экскурсовод рассказывает как приплыли на барже по Ветлуге блокадники, как несли на руках в Красную гору обессиленных детишек жители поселка, как шили им одежду и обувь. Все это не оставляет равнодушными слушателей.
Особый смысл самопожертвования и духовности дает материал о подвиге варнавинцев в годы Великой Отечественной войны. Так в работе « У войны не женское лицо» есть такое начало: « Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово « милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг, но главное – мать. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, ее дом, ее детей. В музее собран достаточно хороший материал о войне, есть фронтовые письма, воспоминания фронтовиков с дарственной надписью музея школы, вещи солдат и тружеников тыла, книги о войне, ордена и медали, стенд о А.И. Карасеве, отце учителя английского языка Л.А. Зеленкиной. Все это помогает проводить уроки, классные часы по воспитанию патриотизма и гражданственности.
Таким образом, мы видим, что средства музейной педагогики дают хорошую возможность для духовно – нравственного воспитания учащихся, но работа эта сложная и кропотливая, результаты не увидищь и не проверишь сразу, они не подвергаются статистике, оценкам, процентам. Не все дети одинаково живо откликаются на предложение участвовать в краеведческо – поисковой и музейной работе. Задача родителей и педагогов заинтересовать ребенка изучением прошлого семьи, края, воспитывать милосердие, патриотизм. Тогда не будут черствыми души наших детей и у нашей нации будет будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выступление на семинаре ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся Варнавинской СОШ учителя истории, руководителя школьного музея Е.В. Беловой.
Сидя за школьной партой, нашим ученикам приоткрылись тайны математики и истории, биологии и физики. А известны ли им тайны человеческой души, человеческого духа? Как прекрасен мир, который окружает нас! Мы слышим журчание воды, пенье птиц, шелест листвы. В небе проплывают облака, а за ними бескрайнее пространство, неизведанные миры и галактики. И наша Земля летит в этом пространстве. Кто Я? В чем смысл моей жизни? - это вечные вопросы бытия, которые сопровождают человека и каждый из нас ищет ответы на них.
Человек бывает слаб и беззащитен перед землетрясениями, наводнениями, болезнями, войнами, катастрофами. Но если он песчинка в огромном мире, то кто возводит огромные небоскребы, строит плотины, управляет атомом?
Человек – сложный и удивительный мир, достойный изучения и восхищения, особенно если он силен не только телом, но и духом. ДУХ - это энергия, наполняющая тело человека. Душа – это внутренний мир человека: его мысли, взгляды, чувства, эмоции, пристрастия, душа плачет и смеется, страдает и радуется.
Задача учителя, воспитателя, родителя наполнить душу ребенка добрыми чувствами, положительными эмоциями, научить творить добро, быть милосердным, любить свой край, своих близких, уважать традиции семьи и своего народа. Такую задачу ставят и средства музейной педагогики.
Музейная работа со школьниками предполагает несколько направлений. Это пополнение музейного фонда, работа с документацией, оформление экспозиций и выставок, экскурсии, участие в школьных и районных мероприятиях. Здесь формируются навыки музееведения, образовательные, эстетические, коммуникативные умения. Наиболее полно и эффективно духовно – нравственные начала формируются при участии ребят в краеведческо- поисковой работе. Эта форма деятельности включает не только расширение знаний по истории края и страны, а сопереживание, в определенной степени соучастие в событиях прошлого и настоящего, дети видят связь времен и свое место в ходе исторического процесса, гордятся подвигом предков, учатся чтить традиции прошлого, уважать и ценить людей, любить малую родину. В ходе такой работы порой меняются взгляды, мировоззрение, что отражается на душе ребенка, она становится милосерднее, помыслы чище, поступки добрее.
Изучая подвижническую деятельность Преподобного Варнавы Ветлужского, дети начинают понимать смысл святости, служения Богу и людям, поэтому особый интерес проявляют к истории основания Варнавина, варнавинского мужского монастыря, истории храмового комплекса, украшавшего уездный город Варнавин до 20х годов прошлого столетия. Что чувствовал верующий прихожанин, когда прикасался к святым мощам, какую надежду на исцеление испытывал больной, какие мысли посещали паломников в далекие годы, можно представить, глядя на старые фотографии утерянных святынь и читая сохранившиеся воспоминания. Писатель М.М. Пришвин, в 1908 году посетивший Варнавин описал ночь в Никольском храме возле гробницы Варнавы: « Темнеет в деревянной церкви. Трепещет огонек над гробницей Варнавы… Церковь полна. Люди сидят на полу со своими котомками, дожидаются чтения жития святого. Собрались издалека, усталые, мокрые. Кто-то в черном кафтане с большой книгой подходит к огню и читает житие. В огромной книге – все чудеса святого. Чтение на всю ночь. Так когда-то, давным- давно, по всей Руси читали такие жития во всех церквах. Так воспитывалась древняя Русь» (стр.99. Варн. Старина.) Об ответственности за сохранение памятников истории и религии, об утраченных святынях Варнавина говорится в работе Н.Седуновой « Один день из жизни уездного города Варнавина»
Особое место в краеведческой работе занимает изучение родословной. Дети должны знать свои корни, гордиться своими предками. Наши ребята неоднократно принимали участие в областном конкурсе « История семьи в истории страны». Это Крылова Людмила, Волкова Ольга, Пугачев Артем. Вот отрывок из работы А.Пугачева: « Мое родословное древо уходит корнями в историю русского православного крестьянства. Мои предки не боялись тяжелого труда, не представляли жизни без земли- матушки. Они донесли до своих потомков уважение и любовь к родному дому, к русской природе, к истории семьи». В этом учебном году мы собираем материал для составления родословного древа Сидоркиной Светланы, ученицы 6 класса.
В музейной педагогике важное значение приобретают вещи, которые несут следы прошлой эпохи, эти экспонаты музея позволяют ощутить дыхание времени. Здание Красной школы уже само по себе памятник истории и архитектуры: тяжелая дубовая дверь, крыльцо, каменные ступеньки и перила, стены, актовый зал – все это эпоха женской гимназии. В музее есть несколько предметов того времени: учебники, чернильница, ящичек для уроков химии, школьный звонок, имеются фотографии первого учебного и ученического коллектива. Изучая материал по истории школы, современные дети начинают понимать смысл благотворительности, милосердия. Князь А.П.Трубецкой подарил землю с садом и огородом, зданиями для будущей гимназии, Вдова почетного гражданина Варнавина Попова учредила стипендию для бедных, но способных девочек, пожертвовали 15000 золотых рублей супруги Кочуковы. Об этом мы узнаем на экскурсии «В начале пути. Из истории женской гимназии»
Экскурсия « Дети блокадного Ленинграда в Варнавино» также речь идет о милосердии. Со слезами на глазах вспоминает бывшая блокадница В.М. Бабушкина : « Варнавино – святая земля. Только благодаря варнавинцам мы остались живы. Они сами голодали, но делились с нами последним и всех блокадников спасли.» Экскурсовод рассказывает как приплыли на барже по Ветлуге блокадники, как несли на руках в Красную гору обессиленных детишек жители поселка, как шили им одежду и обувь. Все это не оставляет равнодушными слушателей.
Особый смысл самопожертвования и духовности дает материал о подвиге варнавинцев в годы Великой Отечественной войны. Так в работе « У войны не женское лицо» есть такое начало: « Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово « милосердие». Есть и другие слова: сестра, жена, друг, но главное – мать. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, ее дом, ее детей. В музее собран достаточно хороший материал о войне, есть фронтовые письма, воспоминания фронтовиков с дарственной надписью музея школы, вещи солдат и тружеников тыла, книги о войне, ордена и медали, стенд о А.И. Карасеве, отце учителя английского языка Л.А. Зеленкиной. Все это помогает проводить уроки, классные часы по воспитанию патриотизма и гражданственности.
Таким образом, мы видим, что средства музейной педагогики дают хорошую возможность для духовно – нравственного воспитания учащихся, но работа эта сложная и кропотливая, результаты не увидищь и не проверишь сразу, они не подвергаются статистике, оценкам, процентам. Не все дети одинаково живо откликаются на предложение участвовать в краеведческо – поисковой и музейной работе. Задача родителей и педагогов заинтересовать ребенка изучением прошлого семьи, края, воспитывать милосердие, патриотизм. Тогда не будут черствыми души наших детей и у нашей нации будет будущее.