МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Детство - это самый счастливый период жизни человека, пора весёлых игр и ярких впечатлений, но вместе с тем время интенсивного развития и роста. И перед каждым современным родителем и педагогом встаёт вопрос, как организовать процесс гармоничного развития ребёнка так, чтобы он приносил радость.
Дошкольный возраст – сложный и драматический (как, и впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на путь познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.
Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы («Как появилась жизнь на земле?» «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.
Очень важно, чтобы рядом оказались понимающие люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способными подержать возникший интерес, оказывая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете земля разные?» и т.п. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами.
И для того, чтобы дарить детям праздник и вместе с тем способствовать интеллектуальному и культурному росту ребёнка, все ресурсы есть у музея. Ведь сам музей - это место необыкновенное, и как дети говорят, сказочное. И с этим трудно не согласиться. Где вы ещё за одно посещение сможете попутешествовать как во времени, так и в пространстве, встретив прошлое лицом к лицу с помощью свидетеля минувшего - музейного экспоната.
Во многих дошкольных учреждения сегодня создаются различные музеи. Слово «музей» происходит от греческого слова «museum» - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему, на тропах цивилизации, обществу приходится обращаться к опыту предков. Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать активной творческой деятельностью человека, если знакомить с родной культурой с самого раннего детства, потому, что в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Их познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.
Актуальной на сегодня становится проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний - отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний — личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды.
Музейная педагогика - это отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно - образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Концептуальная основа музейно - образовательной среды ДО - субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально - средовые, деятельностные.
При всех подходах музейно-педагогическая деятельность может осуществляться, как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве — детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими и с историко – культурными смыслами, начинает играть роль Воспитателя.
Так же нужно не забывать, что организация музея является результатом краеведчеcкой и экскурсионной работы ПЕДАГОГОВ, ВОСПИТАННИКОВ и их РОДИТЕЛЕЙ.
Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. Например, в научно-вспомогательный фонд могут войти копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях города, научно-познавательная и художественная литература о природе, культурном наследии коренных жителей, макеты улицы, на которой расположен детский сад, некоторых архитектурных достопримечательностей. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного города, горно-обогатительном комбинате, истории и символике городов. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд мини-музея представлен игрушками, поделками, рукописными книгами, рабочими тетрадями.
Не каждый предмет может стать музейным экспонатом. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Самыми ценными для музея образовательного учреждения являются исторические источники, т. е. материалы, которые могут быть использованы для познания прошлого.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев используется различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных можно родителями, прикрепляются к стенам, стоят на полу.
Музейные предметы подразделяются
Подлинные памятники материальной и духовной культуры, памятники природы, являющиеся первоисточниками знаний о природе и обществе.
Предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции. Точные воспроизведения подлинников изготавливается педагогами, родителями и детьми.
Фото и ксерокопии, макеты, схемы, собрания копий тех или иных предметов, репродукций с картин, наглядных пособий.
Фонд подлинных материалов, которые составляют его основу
Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи)
Письменные (документы на различных носителях)
Изобразительные (картины, скульптуры, графика)
Музейные предметы
Размещение мини-музеев. Для расположения мини-музея используются различные части групповых комнат, раздевалок.
Возраст детей. В нашем детском саду мини – музей рассчитан для детей от 2 до 5 лет.
Основные функции мини-музея:
Знакомство с бытом и обычаями казахского, русского и народов Англии.
Способствование познавательному, речевому, художественно – эстетическому, нравственному, эмоциональному развитию детей.
Формирование детско-взрослой совместной деятельности.
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.
Организация культурно – просветительской, информационной и воспитательной деятельности.
Классификация музеев
Комплексные, среди которых особое место занимают краеведческие музеи, включающие отделы природы, истории и культуры родного края.
Этнографические
( к нему классифицируется мини –музеи детского – сада «Снежинка»).
Художественные
Исторические
Технические
Естественно- научные
Один из критериев деятельности музея – это разнообразие формы работы:
Форма работы
Фонд детского творчества
Праздники,
развлечения
Выставки, конкурсы
Экскурсии- путешествия
Театрализованные игры
Кружковая работа
Организованная учебная деятельность
Направления деятельности музея:
· Поисково-исследовательская деятельность;
· научно- исследовательская;
· экспозиционная;
· культурно – образовательная;
· театральная и практическая деятельность;
· игровая ситуация;
· самостоятельная деятельность.
В музее проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, фольклорные праздники, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями того или иного народа.
Методические принципы проведения мероприятий
Осуществляется ориентация на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы детей.
Периодичность посещения музея 2 раза в месяц, продолжительность организованной учебной деятельности – 20 мин.
Подбирается тематика, учитывается круг интересов детей соответствующие уровню понимания воспринимаемого материала.
Обеспечивается предварительный психологический настрой детей на восприятие содержания экскурсии.
Приобщение к разным культурам в этнографических музеях идет по пути организации «веселых ярмарок», где дети сами заготавливают предметы народных промыслов, с включением обрядов, традиций национальной кухни. Отсюда появляется такой термин как «живой музей», т.е. это пространство для диалога и экспериментирования.
Создать поле для подобной деятельности детей под силу опытным, увлеченным своим делом педагогам детского сада.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что достигнув определенных целей, как во время создания мини-музеев, так и после коллектив детского сада «Снежинка» (СКО, г. Петропавловск) внедряет в свою творческую работу музейную педагогику.
Экспонаты музея постоянно используются педагогом по изодеятельности, воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром. После каждого занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, вопросы ребят об утвари в мини - музее «Чудо - горница»
В музейно - педагогическом процессе – принимают участие музейный педагог, воспитатель, родители и дети.
Формы взаимодействия семейного и общественного воспитания
Разработка сценария семейной экскурсии, ознакомление с методикой ее проведения.
Разработка тематического проекта, который отражает интересы всех участников педагогического процесса.
Совместная с родителями разработка содержания экскурсии, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
Активное участие родителей в работе до создания музея и после создания музея.
Мы пришли к выводу, что методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея обеспечивает высокий педагогический эффект работы по приобщению детей к культуре своего народа.
Таким образом, у музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача - формирование ценностного, личностного, эмоционально - окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом.