Возможности музейной педагогики в краеведении, для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников.
Возможности музейной педагогики в краеведении, для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №14»
Музейная педагогика и её возможности в процессе воспитания
Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с этим музейная педагогика позволяет:
— изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;
— определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;
— обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;
— выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;
— прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением.
В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:
1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;
2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;
3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей;
4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.
Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности музейной педагогики в краеведении, для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №14»
Возможности музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников.
Работу выполнил учитель истории
и краеведения
МБОУ «ООШ№14» г.Троицка,
Челябинской области
Пяткова Татьяна Леонидовна
г.Троицк – 2014г.
Введение
Музейная педагогика и её возможности в процессе воспитания
Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с этим музейная педагогика позволяет:
— изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;
— определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;
— обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;
— выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;
— прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением.
В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:
1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;
2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;
3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей;
4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.
Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.
Актуальность заключается в том, что - школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности педагогов и учащихся и обладают значительным образовательным потенциалом.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Структура модели музейной педагогики:
цель,
задачи,
направления,
специальные требования,
формы и методы работы,
принципы,
музейные педагогические технологии.
Цели:
создание условий для развития навыков учебно-исследовательской деятельности школьников, путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
вовлечение детей в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.
развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма.
формирование у детей высокой нравственности, социальной активности, инициативности, ответственности и трудолюбия.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Краеведческая деятельность в нашей школе осуществляется в рамках внеурочной (занятия краеведческих кружков) деятельности. В своей внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьного музея.
Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.
Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей города. Поэтому на внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными. Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность. Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов: наград, удостоверений, Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.
Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.
В ходе таких занятий я занимаю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.
Материал дети могут усвоить только в определенных формах учебно-исследовательской или практической деятельности учащихся. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Совет музея долгое время работал в тесной связи с советом ветеранов в г.Троицка. Сотрудники провели видеосъемку стендов школьного музея, в квартирах ветеранов блокадников и защитников.
Работа «900 Блокадных дней и ночей» организуется на основе самоуправления и проводится согласно плану.
Руководит музеем Совет, который состоит из 12 человек: представители администрации школы, учителя, учащиеся. Работают 4 экскурсовода из числа учащихся.
Основным предметом деятельности школьного музея является реализация постановлений и решений правительства России и высших образовательных и ветеранских организаций по улучшению военно-патриотического и идейно-политического воспитания учащихся и молодежи.
Деятельность музея направлена на:
воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению;
достойную службу в рядах Российской Армии;
изучение истории нашей страны;
изучение Блокады Ленинграда;
знание подвигов, совершенных во время Блокады 1941-1944 г.г. нашими земляками.
3.В своей деятельности Школьный музей руководствуется документами министерства образования России и Челябинской области, органов управления образованием города Троицка.
II. Организация воспитательного процесса.
1.Организация воспитательного процесса в Музее строится на основе плана, разработанного Советом музея и утвержденного на заседании педагогического Совета на один учебный год.
2.В учебном плане четко указан график работы школьного музея:
определены дни и часы работы;
время проведения экскурсий и тематических занятий классов;
проведение теоретических и практических занятий кружковцев;
выезды кружковцев на экскурсии в школьные и другие музеи города.
3.Работа музея начинается с 1 сентября. Продолжительность работы до 30 мая.
4.Текущий контроль за работой музея осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.
5.В конце учебного года подводятся итоги работы Музея, торжественно вручаются удостоверения – «экскурсовода школьного музея».
В школе проводятся мероприятия: тематические уроки истории, уроки мужества и добра, посвященные Блокаде Ленинграда с приглашением экскурсоводов. Рассказываем о зверствах фашистов на оккупированных территориях. С учащимися начальных классов проводятся беседы по более доступным для них темам, например, «Дневник Тани Савичевой», «Блокада глазами детей» и т.д.
Дети пишут рефераты и сочинения с использованием материалов и экспозиции музея, выпускают стенгазеты. В музее регулярно проводятся экскурсии для учащихся близлежащих школ и учащихся нашей школы.
Принимаем участие в областных и городских фестивалях и конкурсах школьных музеев.
Проводим встречи с представителями совета ветеранов, с защитниками и блокадниками Ленинграда. Регулярно посещаем и поздравляем ветеранов блокадников и защитников с праздниками, оказываем посильную помощь на дому.
По традиции, получившей начало в 2004 году, каждый год проводятся встречи с нашими Троичанами - ветеранами блокадниками и защитниками Ленинграда. Такая встреча состоялась и 27 января 2014 года. На встрече присутствовали ветераны: Блокадники:Карпушева Валентина Александровна, Пшеничная Антонина Ивановна, Нехорошкова Валерия Александровна, Урядова Тамара Васильевна,Никитина Зоя Михайловна.
Защитники: Петров Николай Иванович, Печерица Григорий Иванович, Родина Нина Федоровна, Матюхин Иван Петрович, Парфенова Александра Акимовна.
Встреча была посвящена 70-й годовщине Снятия Блокады Ленинграда. Встреча проходила в стенах нашей школы, учащиеся подготовили концерт, стихи для блокадников и защитников.
На 12 апреля 2014 года в музее проведено 1340 экскурсий. Обслужено 31 373 посетителя.
За период с 01 сентября 2012 года по 12 апреля 2013 года проведено 7 экскурсий. В музее побывало 157 посетителей.
Материалы музея позволяют восстановить нелегкие времена Великой Отечественной войны в дни Блокады Ленинграда на уроках и напоминать учащимся об угрозах фашизма для человечества.
Музейная педагогика дает возможность для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников:
развитию патриотизма и гражданственности; развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересную исследовательскую работу в школьном музее и школе;
возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.
Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки. Современное образованиеневозможно безвовлечения учащихсяв исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования её для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-иследовательской деятельности. Я эту работу веду в кружке «Музей», главными темами которого являются креведение.
Так, например, я в своей школе разработала и провожу цикл музейных занятий «Музей».
Цель моего кружка: создать условия для развития учащегося посредством музейной деятельности, формирования активности учащихся, интелектуального развития путём их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность.
Заключение
Направление работы музейной педагогики в нашей школе и моём кружке «Музей» — очень нужно и важно, так как музейная педагогика даёт возможность для формирования навыком у учащихся в учебно-исследовательской деятельности.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Литература
Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.