kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности музейной педагогики в краеведении, для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музейная педагогика и её возможности в процессе воспитания

Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с этим музейная педагогика позволяет:

 — изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;

 — определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;

 — обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;

 — выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;

 — прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.

     Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.  Она осуществляет связь  прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением.

В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:

 1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;

 2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

 3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей;

 4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.

Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.

 

       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности музейной педагогики в краеведении, для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №14»


























Возможности музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников.
















Работу выполнил учитель истории

и краеведения

МБОУ «ООШ№14» г.Троицка,

Челябинской области

Пяткова Татьяна Леонидовна







г.Троицк – 2014г.


Введение


Музейная педагогика и её возможности в процессе воспитания

Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с этим музейная педагогика позволяет:

 — изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;

 — определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;

 — обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;

 — выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;

 — прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением.

В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:

 1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;

 2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

 3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей;

 4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.

Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.

 

Актуальность заключается в том, что - школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности педагогов и учащихся и обладают значительным образовательным потенциалом.


Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Структура модели музейной педагогики:

  • цель,

  • задачи,

  • направления,

  • специальные требования,

  • формы и методы работы,

  • принципы,

  • музейные педагогические технологии.



Цели:

  • создание условий для развития навыков учебно-исследовательской деятельности школьников, путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.


  • вовлечение детей в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

  • развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма.

  • формирование у детей высокой нравственности, социальной активности, инициативности, ответственности и трудолюбия.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Краеведческая деятельность в нашей школе осуществляется в рамках внеурочной (занятия краеведческих кружков) деятельности.
В своей внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьного музея.

Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей города.
Поэтому на внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными. Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность. 
Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов: наград, удостоверений, Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет. 

Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.

В ходе таких занятий я занимаю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят
с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.

Материал дети могут усвоить только в определенных формах учебно-исследовательской или практической деятельности учащихся. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.

Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.

Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;

Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;

Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Совет музея долгое время работал в тесной связи с советом ветеранов в г.Троицка. Сотрудники провели видеосъемку стендов школьного музея, в квартирах ветеранов блокадников и защитников.

Работа «900 Блокадных дней и ночей» организуется на основе самоуправления и проводится согласно плану.

Руководит музеем Совет, который состоит из 12 человек: представители администрации школы, учителя, учащиеся. Работают 4 экскурсовода из числа учащихся.

Основным предметом деятельности школьного музея является реализация постановлений и решений правительства России и высших образовательных и ветеранских организаций по улучшению военно-патриотического и идейно-политического воспитания учащихся и молодежи.

Деятельность музея направлена на:

  • воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению;

  • достойную службу в рядах Российской Армии;

  • изучение истории нашей страны;

  • изучение Блокады Ленинграда;

  • знание подвигов, совершенных во время Блокады 1941-1944 г.г. нашими земляками.

3.В своей деятельности Школьный музей руководствуется документами министерства образования России и Челябинской области, органов управления образованием города Троицка.

II. Организация воспитательного процесса.

1.Организация воспитательного процесса в Музее строится на основе плана, разработанного Советом музея и утвержденного на заседании педагогического Совета на один учебный год.

2.В учебном плане четко указан график работы школьного музея:

    • определены дни и часы работы;

    • время проведения экскурсий и тематических занятий классов;

    • проведение теоретических и практических занятий кружковцев;

    • выезды кружковцев на экскурсии в школьные и другие музеи города.

3.Работа музея начинается с 1 сентября. Продолжительность работы до 30 мая.

4.Текущий контроль за работой музея осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.

5.В конце учебного года подводятся итоги работы Музея, торжественно вручаются удостоверения – «экскурсовода школьного музея».

В школе проводятся мероприятия: тематические уроки истории, уроки мужества и добра, посвященные Блокаде Ленинграда с приглашением экскурсоводов. Рассказываем о зверствах фашистов на оккупированных территориях. С учащимися начальных классов проводятся беседы по более доступным для них темам, например, «Дневник Тани Савичевой», «Блокада глазами детей» и т.д.

Дети пишут рефераты и сочинения с использованием материалов и экспозиции музея, выпускают стенгазеты. В музее регулярно проводятся экскурсии для учащихся близлежащих школ и учащихся нашей школы.

Принимаем участие в областных и городских фестивалях и конкурсах школьных музеев.

Проводим встречи с представителями совета ветеранов, с защитниками и блокадниками Ленинграда. Регулярно посещаем и поздравляем ветеранов блокадников и защитников с праздниками, оказываем посильную помощь на дому.

По традиции, получившей начало в 2004 году, каждый год проводятся встречи с нашими Троичанами - ветеранами блокадниками и защитниками Ленинграда. Такая встреча состоялась и 27 января 2014 года. На встрече присутствовали ветераны: Блокадники:Карпушева Валентина Александровна, Пшеничная Антонина Ивановна, Нехорошкова Валерия Александровна, Урядова Тамара Васильевна,Никитина Зоя Михайловна.

Защитники: Петров Николай Иванович, Печерица Григорий Иванович, Родина Нина Федоровна, Матюхин Иван Петрович, Парфенова Александра Акимовна.

Встреча была посвящена 70-й годовщине Снятия Блокады Ленинграда. Встреча проходила в стенах нашей школы, учащиеся подготовили концерт, стихи для блокадников и защитников.

На 12 апреля 2014 года в музее проведено 1340 экскурсий. Обслужено 31 373 посетителя.

За период с 01 сентября 2012 года по 12 апреля 2013 года проведено 7 экскурсий. В музее побывало 157 посетителей.

Материалы музея позволяют восстановить нелегкие времена Великой Отечественной войны в дни Блокады Ленинграда на уроках и напоминать учащимся об угрозах фашизма для человечества.

Музейная педагогика дает возможность для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников:

  • развитию патриотизма и гражданственности;
    развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

  • объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

  • организовать интересную исследовательскую работу в школьном музее и школе;

  • возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.

    Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки. Современное образованиеневозможно безвовлечения учащихсяв исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования её для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-иследовательской деятельности.
    Я эту работу веду в кружке «Музей», главными темами которого являются креведение.

Так, например, я в своей школе разработала и провожу цикл музейных занятий «Музей».

Цель моего кружка: создать условия для развития учащегося посредством музейной деятельности, формирования активности учащихся, интелектуального развития путём их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность. 





























Заключение


Направление работы музейной педагогики в нашей школе и моём кружке «Музей» — очень нужно и важно, так как музейная педагогика даёт возможность для формирования навыком у учащихся в учебно-исследовательской деятельности.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.







































Литература

  1. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70.

  2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

  3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Пяткова Татьяна Леонидовна

Дата: 09.08.2014

Номер свидетельства: 111540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства