kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа работы кружка музейного дела "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

 

 - поисковая и исследовательская работа по изучению истории школы с момента основания до наших дней;

 - поисковая и исследовательская работа по изучению истории города, области;

 - распространение знаний об истории школы, города, области;

 - проведение эколого-этнографических экспедиций, поездок по родному краю и стране;

 - осуществление совместной деятельности с ветеранами ВОВ микрорайона;

 - создание воспитательного пространства как системы отношений, возникающих в процессе взаимодействия школьного музея с социумом;

 - участие в реализации областных программ «Отечество» и «Моё Отечество»;

 - установление связей с другими музеями подобного профиля;

 - развитие форм ученического самоуправления;

 - освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

 - использование материалов музея для проведения уроков.

 

 

 

 

Для реализации поставленных задач в работе музея используются поурочная система, метод секционной работы, традиционные методы работы (беседа, экскурсия, рассказ), так и обусловленные музейной спецификой (музейные праздники, интерактивные элементы экспозиции, организация работы по путеводителю и т.д.). Использование креативных форм деятельности помогает установить невербальный контакт ребёнка с музейным предметом. Поисковая или исследовательская стратегия работы кружка заключается в специальном и последовательном наборе мыслительных операций: постановке проблемы, выдвижении гипотезы, её проверке и поиске фактов, её подтверждающих. В деятельности кружка учитывается адресность (ориентирование на конкретную социальную группу детей), принцип интерактивности (приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир), метод диалога, который является основой музейно-педагогической деятельности, а также используется опыт, накопленный музеями города по ведению работы с учащимися школ города.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъекты деятельности:

 

 

Основными участниками кружка являются учащиеся 10-классов, так как в этом возрасте начинает чётко формироваться нравственная и гражданская позиция учащихся. Они наиболее активно участвуют в общественной жизни школы и общества. В этот период у подростков наиболее эффективно работают все каналы восприятия (логико-аналитический, чувственный, психомоторный). Получает наибольшее развитие коммуникативная сфера. Это период, когда учащиеся уже определяются с профессиональным выбором.

 

 

 

 

 

 Структура кружка:

 

 

Кружок состоит из секций:

 

 - исторической;

 - эколого-этнографической;

 - школьной.

 

 

 

 

Из представителей каждой секции формируется Совет кружка, который утверждает план работы кружка, основные направления деятельности. В конце каждого учебного года проводится общее собрание, на котором представители Совета отчитываются о проделанной работе. Раз в неделю проводится занятие или заседание секции. Координирует работу учитель-предметник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

  Последнее десятилетие в России характеризуется прежде всего как период активных социальных преобразований, которые находят своё отражение и в тенденциях развития дополнительного образования.

Основные проблемы в области воспитания связаны с политическими и экономическими изменениями, происходящими в обществе. Наблюдается сильное расслоение общества, что ведёт к разрушению сложившихся семейных традиций, девальвации духовных ценностей, падению уровня образования и культуры подрастающего поколения, что в конечном итоге негативно влияет на формирование гражданского сознания у детей и молодёжи. Поэтому в наше время особенно важно воспитание у подрастающего поколения таких качеств, как патриотизм, гражданственность, бережное отношение к окружающей природе, духовным и культурным ценностям нашего народа.

    Школьный музей, являясь составной частью воспитательной системы школы, позволяет реализовывать основные направления патриотического воспитания в рамках учебного заведения. Школьный музей трудно определить одним понятием, поскольку ему присуще множество учебно-воспитательных и социально-культурных функций.

Школьный музей – это банк данных о культурном и природном наследии. Это форма организации досуга. Средство привития подросткам навыков самоуправления и самоорганизации. Школьный музей помогает учащимся реализовать свои творческие способности, развивать навыки интеллектуального и физического труда, навыки специальной и научно-професссиональной деятельности. Наконец, это средство воспитания патриотизма, интернационализма, гражданского и исторического сознания.

Цели деятельности кружка:

Основной целью деятельности кружка музейного дела «Истоки» является формирование у подрастающего поколения гражданско-патриотического сознания, воспитание нравственной, культурно развитой личности на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание деятельности.

Основное содержание программы деятельности кружка музейного дела «Истоки» определяется планом воспитательной работы школы.

Тема

Цель

Содержание занятий

Время

          Месяц

1. «Знакомство с музейным делом»

Ознакомление учащихся с музейным делом

  1. Урок музееведения (беседа).
  2. Посещение Городского музея (встреча с работниками музея. Ознакомление с работой музея).
  3. Посещение Саровской Пустыни
  4. Заседание секций музея. Определение направлений работы.
  5. Общее собрание кружка, выбор Совета.
  6. Обучающий урок (обучение навыкам описания экспонатов)

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

2. «Научно-исследовательская работа учащихся»

Ознакомление и обучение учащихся навыкам исследовательской работы

1. Научно-исследовательская работа музея. Вводный урок.

2. Как написать научно-исследовательскую работу.

3. Использование метода проекта в школьном музее.

4. Как использовать документальные источники. Персонифицирование материала.

5. Как организовать экспозицию или выставку. навыки музейного дизайна.

6. Сбор материалов о ветеранах ВОВ микрорайона.

7. Сбор материала о выпускниках школы (создание банка данных)

8. Сбор материала к году Семьи. Оформление материала.

2 ч

2 ч

Январь-февраль

март

в течение года

3. «Профессия экскурсовод»

Ознакомление и обучение учащихся навыкам экскурсионной деятельности.

1. Беседа «Профессия экскурсовод».

2. Основные формы работы с посетителями.

3. Обучение экскурсоводческой деятельности.

апрель

4. «Формы музейной педагогики»

Ознакомление и обучение учащихся формам музейной педагогики.

1. Как провести игры, тематические вечера, музейные праздники, беседы.

2. Подготовка викторины для учащихся 3-4 классов по истории города.

3.Сбор материала по истории города. Оформление материала. Подготовка экскурсоводов по этой тематике.

4. Оформление материалов по ветеранам ВОВ микрорайона.

5. Реализация проекта «Природные богатства Дивеевского района». Оформление экспозиции.

7. Сбор совета музея. Отчет о деятельности.

май

в течение года

май

Ожидаемые результаты.

  1. Музей станет частью системы патриотического воспитания учащихся в школе.

Ожидаемый результат в субъекте:

1.1.Осознание вклада России в историю мировой культуры и исторические судьбы мира.

1.2.Проявление чувства гордости за свою страну и ее «вооруженные силы»;

1.3.Осознание единства с духовным наследием русского народа;

1.4.Способность к участию в социанально-значимых общественных инициативах;

1.5.Проявление чувства гордости и любви к Городу, родному краю, школе.

 

 

Список литературы:

  1. Т. Макарова, Т. Чичканова «Обязательная среда музея? – Да, если это музей детский», Народное образование 2/2002г.
  2. Ю. А. Попович «Туристическо-краеведческое движение «Отечество» - школа юных патриотов России», «Дополнительное образование» 11/2005г.
  3. Е. В. Гетманская  «Мы идем в музей» «Дополнительное образование» 4/2004г.
  4. План воспитательной работы школы на 2007/2008гг.

 

 

 

 

 

 

    

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка музейного дела "Истоки" »

Задачи:



- поисковая и исследовательская работа по изучению истории школы с момента основания до наших дней;

- поисковая и исследовательская работа по изучению истории города, области;

- распространение знаний об истории школы, города, области;

- проведение эколого-этнографических экспедиций, поездок по родному краю и стране;

- осуществление совместной деятельности с ветеранами ВОВ микрорайона;

- создание воспитательного пространства как системы отношений, возникающих в процессе взаимодействия школьного музея с социумом;

- участие в реализации областных программ «Отечество» и «Моё Отечество»;

- установление связей с другими музеями подобного профиля;

- развитие форм ученического самоуправления;

- освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

- использование материалов музея для проведения уроков.





Для реализации поставленных задач в работе музея используются поурочная система, метод секционной работы, традиционные методы работы (беседа, экскурсия, рассказ), так и обусловленные музейной спецификой (музейные праздники, интерактивные элементы экспозиции, организация работы по путеводителю и т.д.). Использование креативных форм деятельности помогает установить невербальный контакт ребёнка с музейным предметом. Поисковая или исследовательская стратегия работы кружка заключается в специальном и последовательном наборе мыслительных операций: постановке проблемы, выдвижении гипотезы, её проверке и поиске фактов, её подтверждающих. В деятельности кружка учитывается адресность (ориентирование на конкретную социальную группу детей), принцип интерактивности (приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир), метод диалога, который является основой музейно-педагогической деятельности, а также используется опыт, накопленный музеями города по ведению работы с учащимися школ города.










Субъекты деятельности:



Основными участниками кружка являются учащиеся 10-классов, так как в этом возрасте начинает чётко формироваться нравственная и гражданская позиция учащихся. Они наиболее активно участвуют в общественной жизни школы и общества. В этот период у подростков наиболее эффективно работают все каналы восприятия (логико-аналитический, чувственный, психомоторный). Получает наибольшее развитие коммуникативная сфера. Это период, когда учащиеся уже определяются с профессиональным выбором.






Структура кружка:



Кружок состоит из секций:


- исторической;

- эколого-этнографической;

- школьной.





Из представителей каждой секции формируется Совет кружка, который утверждает план работы кружка, основные направления деятельности. В конце каждого учебного года проводится общее собрание, на котором представители Совета отчитываются о проделанной работе. Раз в неделю проводится занятие или заседание секции. Координирует работу учитель-предметник.
















Актуальность



Последнее десятилетие в России характеризуется прежде всего как период активных социальных преобразований, которые находят своё отражение и в тенденциях развития дополнительного образования.

Основные проблемы в области воспитания связаны с политическими и экономическими изменениями, происходящими в обществе. Наблюдается сильное расслоение общества, что ведёт к разрушению сложившихся семейных традиций, девальвации духовных ценностей, падению уровня образования и культуры подрастающего поколения, что в конечном итоге негативно влияет на формирование гражданского сознания у детей и молодёжи. Поэтому в наше время особенно важно воспитание у подрастающего поколения таких качеств, как патриотизм, гражданственность, бережное отношение к окружающей природе, духовным и культурным ценностям нашего народа.

Школьный музей, являясь составной частью воспитательной системы школы, позволяет реализовывать основные направления патриотического воспитания в рамках учебного заведения. Школьный музей трудно определить одним понятием, поскольку ему присуще множество учебно-воспитательных и социально-культурных функций.

Школьный музей – это банк данных о культурном и природном наследии. Это форма организации досуга. Средство привития подросткам навыков самоуправления и самоорганизации. Школьный музей помогает учащимся реализовать свои творческие способности, развивать навыки интеллектуального и физического труда, навыки специальной и научно-професссиональной деятельности. Наконец, это средство воспитания патриотизма, интернационализма, гражданского и исторического сознания.





Цели деятельности кружка:



Основной целью деятельности кружка музейного дела «Истоки» является формирование у подрастающего поколения гражданско-патриотического сознания, воспитание нравственной, культурно развитой личности на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса.











Содержание деятельности.

Основное содержание программы деятельности кружка музейного дела «Истоки» определяется планом воспитательной работы школы.

Тема

Цель

Содержание занятий

Время

Месяц

1. «Знакомство с музейным делом»

Ознакомление учащихся с музейным делом

  1. Урок музееведения (беседа).

  2. Посещение Городского музея (встреча с работниками музея. Ознакомление с работой музея).

  3. Посещение Саровской Пустыни

  4. Заседание секций музея. Определение направлений работы.

  5. Общее собрание кружка, выбор Совета.

  6. Обучающий урок (обучение навыкам описания экспонатов)

1ч.


1ч.




1ч.


1ч.



1ч.


1ч.

Сентябрь-октябрь








Ноябрь-декабрь







2. «Научно-исследовательская работа учащихся»

Ознакомление и обучение учащихся навыкам исследовательской работы

1. Научно-исследовательская работа музея. Вводный урок.

2. Как написать научно-исследовательскую работу.

3. Использование метода проекта в школьном музее.

4. Как использовать документальные источники. Персонифицирование материала.

5. Как организовать экспозицию или выставку. навыки музейного дизайна.

6. Сбор материалов о ветеранах ВОВ микрорайона.

7. Сбор материала о выпускниках школы (создание банка данных)

8. Сбор материала к году Семьи. Оформление материала.



2 ч


2 ч














Январь-февраль












март


в течение года

3. «Профессия экскурсовод»

Ознакомление и обучение учащихся навыкам экскурсионной деятельности.

1. Беседа «Профессия экскурсовод».

2. Основные формы работы с посетителями.

3. Обучение экскурсоводческой деятельности.





апрель

4. «Формы музейной педагогики»

Ознакомление и обучение учащихся формам музейной педагогики.

1. Как провести игры, тематические вечера, музейные праздники, беседы.

2. Подготовка викторины для учащихся 3-4 классов по истории города.

3.Сбор материала по истории города. Оформление материала. Подготовка экскурсоводов по этой тематике.

4. Оформление материалов по ветеранам ВОВ микрорайона.

5. Реализация проекта «Природные богатства Дивеевского района». Оформление экспозиции.

7. Сбор совета музея. Отчет о деятельности.


















май





в течение года











май


Ожидаемые результаты.


  1. Музей станет частью системы патриотического воспитания учащихся в школе.

Ожидаемый результат в субъекте:

    1. Осознание вклада России в историю мировой культуры и исторические судьбы мира.

    2. Проявление чувства гордости за свою страну и ее «вооруженные силы»;

    3. Осознание единства с духовным наследием русского народа;

    4. Способность к участию в социанально-значимых общественных инициативах;

    5. Проявление чувства гордости и любви к Городу, родному краю, школе.



Список литературы:


  1. Т. Макарова, Т. Чичканова «Обязательная среда музея? – Да, если это музей детский», Народное образование 2/2002г.

  2. Ю. А. Попович «Туристическо-краеведческое движение «Отечество» - школа юных патриотов России», «Дополнительное образование» 11/2005г.

  3. Е. В. Гетманская «Мы идем в музей» «Дополнительное образование» 4/2004г.

  4. План воспитательной работы школы на 2007/2008гг.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа работы кружка музейного дела "Истоки"

Автор: Антипова Вера Николаевна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Краеведение (учебная программа) "
    ["seo_title"] => string(37) "kraieviedieniie-uchiebnaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "150834"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420561003"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt_russkaia_izba"
    ["file_id"] => string(6) "361633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479842864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства