занятие предназначено для дополнительного образования детей от 8 до 14 лет. Дети знакомятся с основными приемами техники вырезания по бумаге. приучаются к аккуратности в работе и с работой канцелярским ножом. Узнают историю и традиции подготовки к новому году, через народный календарь, через народные традиции приобщает детей к народной мудрости, создает условия для использования своих сил и возможностей в изготовлении украшений к празднику, развивает творческие способности и эстетический вкус
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«декоративная резьба по бумаге »
Тема урока:
« Декоративная резьбапо бумаге»
Этапы урока:
- Экскурс в историю;
- Техника безопасности;
- Практическое выполнение;
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с древним видом искусства –вырезанкой.
- Научить основным приемам и навыкам техники вырезания по
бумаге.
- Познакомить с разновидностями и схемами резьбы
- Привить внимательность, усидчивость и любовь к народному творчеству
- Практически выполнить творческую работу.
Обучающая цель:
- познакомить учащихся с особенностями вырезания из бумаги;
- сосредоточить внимание на возможности изготовления изделий из бумаги;
- рассказать о традициях подготовки к Новому году и Рождеству.
Развивающая цель:
- создать условия для плодотворного творческого процесса для выполнения изделий из бумаги,
- содействовать развитию мышления,
- создать условия для понимания ответственности человека, который занимается творческой деятельностью;
- создать на занятии атмосферу благожелательного взаимопонимания, содействующую самовыражению детей.
Воспитывающая цель:
через народный календарь, через народные традиции приобщить детей к народной мудрости, создать условия для использования своих сил и возможностей в изготовлении украшений к празднику, развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Основные методы работы:
-рассказ педагога
-наблюдения
-метод упражнения
-наглядный метод
-самореализация
Оборудование для учителя:
Наглядные пособия по декоративной резьбе по бумаге, работы учащихся, а также презентация по теме
Оборудование для учащихся:
лист белой бумаги, карандаш, резинка, доска для вырезания, резак или канцелярский нож
Содержание урока.
Организационный момент. Определение времени для конкретной работы. /1 мин/
- приветствие
- наличие учащихся
- тема занятия
- цели (определяем вместе с ребятами).
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня урок – сказка. Бумажная сказка. Разве такая сказка может быть, спросите вы? Да. И мы с вами за один урок побываем в такой сказке. Готовы?
П.Основная часть. (рассказ педагога с последующей практической работой).
Многие из нас на Новый год и Рождество украшают свои окна вырезанными из бумаги снежинками.
Это достаточно простое занятие, и каждый знает, что вырезание из бумаги является одним из видов декоративно-прикладного искусства, которое имеет глубокие традиции и тысячелетнюю историю.
Искусство вырезания ажурных узоров из белой, черной или цветной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Вместе с секретом изготовления бумаги это искусство распространилось по всему миру. Хорошо известны вырезки из бумаги народов Китая, Японии, Литвы, Мексики, Дании, Германии, Финляндии, Украины и других стран.
Точная дата рождения вырезания из бумаги неизвестна, в
одних источниках это 10 век нашей эры, в других 1 век нашей эры.
В любом случае она тесно связана с изобретением бумаги в эпоху династии Хань в Китае.
Существуют много сказаний, легенд об изобретение бумаги. Способ выделки китайцы хранили в строгом секрете. В те далекие времена бумага стоила немалых денег, поэтому искусство художественной вырезанки поначалу распространилось в императорских дворцах и домах знали – как способ времяпровождения, популярный среди придворных дам.
Позднее, в 7-13 веках, вырезание из бумаги получило широкое распространение и среди простого народа. Бумажные вырезки использовали, как праздничные подарки, выражающие благоположения. Начиная с 15 столетия, бумажные вырезки стали неотъемлемой частью китайского быта. Особенно этот вид искусства тесно связан с праздником весны в Китае, который напоминает Европейское рождество, Пасху и Новый год, проходящие одновременно во время одного празднования.
Китайцы украшают дома различными вырезанками, складными украшениями из тонкой бумаги и маленькими фонариками, которые наклеивают на стены, уголки потолков, двери и оконные стекла.
Строгая простота китайского дома, оживается этими яркими, живыми созданиями. Народное искусство непременно соединено со счастливыми событиями в жизни людей.
Так, например, в провинции Тень-Тяньг молодые девушки перед замужеством изучали искусство вырезания так же хорошо, как кулинарию, шитье и вышивку.
Искусство китайских вырезанок в страны Азии и Европы датируются 7-м веком нашей эры. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Великому Шелковому пути, по всему Евроазиатскому континенту.
Но гораздо раньше, чем появилась бумага, и попала в страны Азии и Европы, там существовало искусство стилизации. Образцы, которого были найдены при археологических раскопках и датируются V-III в.в. до н.э.
В вечной мерзлоте сохранились седла коней, покрытые войлоком, и украшенные аппликацией из кожи.
Сам термин аппликация происходит от латинского слова прикладывание и обозначает один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Основными признаками аппликации являются силуэтность, и плоскостная обобщенная трактовка образа.
Аппликацию можно выполнить из различных материалов: кожи, сукна, бумаги, соломы, засушенных растений. Многие столетия аппликация находит самое широкое применение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии и Франции.
Первые примеры вырезок в Европе мы встречаем во Франции в 16 веке, где небольшим ножичком вырезали из бумаги различные сюжеты, предназначенные для обрамления Святой или Святого. К наиболее молодому виду аппликации из бумаги относятся силуэты.
Первые силуэты мы видим на греческих вазах еще в VI в до н.э. А возродилось это искусство во Франции и там же получило свое название. При Людовиге 14 (XVIII в.) главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, из которых предлагал сохранить личные расходы короля и на содержание двора.
Естественно это не понравилось, и главный контролер стал предметом общих насмешек высшего общества, после чего он был вынужден уйти в отставку. Ему оставалось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него даже была нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название «силуэт», которое дошло до наших дней. Им увлекались многие художники.
На протяжении многих веков развивалось декоративное искусство вырезания из бумаги, и у каждого народа был свой неповторимый стиль этих изделий.
На территорию нашей страны вырезанка попала из Польши, где в 19 веке повсеместно распространилось, как декоративное украшение изб и домов название выценанка.
Особенно она прижилась в Белоруссии и Украине, где ее называют «вытинянками». Вырезки из бумаги в каждом районе Украины и Белоруссии отличаются друг от друга. Они так же служат для украшения домов и отражают творческую фантазию каждого мастера. В основу вытинянок входят мотивы цветов, петухов, разных птиц, бывают и бытовые сценки. Могут быть и из белой бумаги, а могут быть и цветными.
Просмотр презентации на компьютере (см.отдельно)
В настоящее время это искусства незаслуженно забыто, но есть энтузиасты, к которым относимся и мы с вами, которые стремятся возродить этот удивительный вид декоративной резьбы по бумаге.
Сегодня мы с вами освоим основные приемы резьбы по бумаге и попробуем выполнить небольшие творческие композиции.
Но прежде, чем мы преступим к работе, мы поговорим о технике безопасности. Как правильно держать резак и ножницы, и быть осторожными по отношению к сидящему рядом. А так же об опрятности рабочего места т.к. после вырезания остается много мелких деталей, которые нужно аккуратно собирать и выбрасывать в мусорную корзину, а не складывать на пол.
3.Обоснование рационального размещения материалов, инструментов и приспособлений. /2 мин/ - Что нам сегодня потребуется для работы? /Лист цветной бумаги и белой бумаги, канцелярский нож/ - Как разместим материалы и инструменты на столе? /Учитывая небольшое количество материалов и инструментов, разместим цветную бумагу на правом и левом углах стола, рядом положим канцелярский нож, а коробку для отходов поставим посередине/
4. Обсуждение возможных травмоопасных ситуаций./ 2 мин/ - У вас на столах лежит канцелярский нож. Напомните правила работы с ножом. /Канцелярский нож нельзя передавать лезвиями вверх; не работая с ними, держать их лезвиями вверх или оставлять на парте; если невнимательно резать ножом, могут пострадать пальцы/ IV. Обсуждение условий соблюдения правил личной гигиены./1 мин/ - Во время работы с бумагой, мелкие обрезки складываем в коробку для отходов. В конце урока все отходы выбрасываем в ведро для мусора, моем руки.
5. Презентация по теме «Декоративное вырезание из бумаги»
V. Выполнение практической работы. /25 минут/ - Вот он самый обычный лист бумаги. На нём можно нарисовать рисунок, написать письмо, наконец, просто смять, порвать или выбросить его. Но не торопитесь делать это. Давайте лучше попробуем превратить этот обычный лист бумаги в волшебный.
6.Подведение итогов - мини выставка работ воспитанников детского дома
Из простой бумаги мастерим как маги.
Распускаются цветы невиданной красоты,
Папоротник у нас цветет – счастье нам несет.
Все мы можем смастерить, красотой всех
удивить.
Наше занятие мы завершаем, счастья, здоровья, удачи желаем.
ЛИТЕРАТУРА
Н. Голубева «Аппликация из природного материала», Культура и традиция, 2002год,
М.А.Гусанова «Аппликация», Просвещение, 1987гол,
А.Гир «Новый год и Рождество», Мир книги, 2007год,
М.И.Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги», Ярославль, 2000год,
К.Митителло «Аппликация и пэчворк для дома и дачи», Эксмо, 2007год,
К.Митителло «Аппликация. Техника и искусство», Эксмо, 2003год,
К.Митителло «Большая книга подарков», Эксмо, 2005год.
Награждается
Ефимова Анастасия
воспитанница МГБУ детский дом №9 г.Уфа
за участие в региональном конкурсе прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК»
за креативный подход к оформлению работы
«Мой край Родной»
Директор Чесноковского детского дома Минниярова Л.М.
Награждается
Фахретдинова Элина
воспитанница МГБУ детский дом №9 г.Уфа
за участие в региональном конкурсе прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК»
за креативный подход к оформлению работы
«Дерево счастья»
Директор Чесноковского детского дома Минниярова Л.М.
Награждается
Верховцев Дмитрий
воспитанник МГБУ детский дом №9 г.Уфа
за участие в региональном конкурсе прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК»
за креативный подход к оформлению работы
«Морская жизнь»
Директор Чесноковского детского дома Минниярова Л.М.
Награждается
Вдовина Валерия
воспитанница МГБУ детский дом №9 г.Уфа
за участие в региональном конкурсе прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК»
за креативный подход к оформлению работы
«Наш детский дом»
Директор Чесноковского детского дома Минниярова Л.М.