kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"История городецкой росписи". Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие эмоционально-оценочного отношения к традиционной национальной культуре родного края. Задачи: - познакомить детей с историей городецкой росписи; - учить детей выполнять элементы росписи; - воспитывать интерес к народным промыслам. Материалы: городецкие композиции, иллюстрации с изображением деревянных предметов быта и орудий труда, таблицы с элементами городецкой росписи, листы бумаги формата А-4, кисти, гуашь. Ход занятия. 1. Теоретическая часть. Беседа «История городецкой росписи» Городецкая роспись появилась больше 100 лет назад в деревнях по реке Узоле, а продавать свои изделия мастера приезжали в старинное село Городец (основанное в 1152г. Юрием Долгоруким). По названию этого села и стала называться роспись Городецкой. А как она появилась? Городецкие леса очень богаты и поэтому местные жители все в основном делали из дерева, начиная от кораблей и заканчивая игрушками. Свои дома они украшали глухой резьбой так, что их дома превращались в терема. Посуда у них тоже была деревянной. Из дерева вырезали сани, мебель, колыбельки для младенцев, игрушки, а также орудия труда: рубели, вальки, веретена, прялки. Прялка – это приспособление для прядения шерсти. Состоит она из донца, на которое садится пряха; в донце есть специальное отверстие – копылок, в которое вставляется гребень, а на гребень насаживается шерсть. После работы пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно служило украшением. Донце было гордостью каждой девушки и женщины, поэтому его старались как можно лучше украсить. Вначале мастера украшали донце резьбой, но городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих донца прялок) всегда искали что-то новое. Поэтому стали использовать в своей резьбе инкрустацию. На дне реки Узолы было много мореного дуба или «топляка», как его называли. От долгого лежания в воде дуб становился очень прочным и приобретал красивый черный цвет. Донечники вырезали из мореного дуба фигурки темного цвета и вставляли в сделанные заранее углубления в донцах. Этот способ украшения и назывался инкрустацией. Но резьба, а тем более инкрустация была очень долгой и трудной работой, поэтому некоторые мастера стали использовать в своей работе роспись. Городецкая роспись выполнялась в три этапа: сначала делался замалевок, затем прокладка и оживка. Для замалевка использовались все краски кроме белой, черной, желтой и зеленой. Замалевки оттенялись прокладкой темного или черного цвета, и в конце наносилась оживка белого или желтого цвета. И вот уже зацвели яркие городецкие цветы: сказочные розаны и нежные купавки. Пройдется мастер по работе еще раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя рисунок. Но не только цветы использовались в городецкой росписи, а также сказочные, тонконогие кони, райские птицы, гордые петухи. А еще мастера любили изображать сцены из жизни людей. Лица при этом писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы. 2. Практическая часть – творческие задания В городецкой росписи свои правила, свои законы, которые складывались годами. В ней используются определенные элементы, которые отличают эту роспись от других. Сейчас я предлагаю освоить основные элементы. В основе всех городецких цветов лежит круг, поэтому сначала нам необходимо научиться рисовать круги большие и маленькие. Рисовать круг нужно всей кистью в два приема: сверху вниз, выгибая ее влево, затем еще одну дугу сверху вниз, выгибая ее вправо. Затем закрашиваем поверхность круга ровными движениями всей кисти. Если круг получился неровный, то его нужно выровнять, прикладывая опять всю кисть. При этом направление кисти должно быть по кругу сверху вниз, лист при необходимости можно поворачивать. (Дети выполняют задание, рисуя круги). Следующий элемент – скобки. Маленькие скобки можно нарисовать в один прием: начинаем рисовать концом кисти, затем прикладываем кисть и постепенно отпускаем ее, заканчивая скобку опять концом кисти. Затем аккуратно выравниваем скобку, придавая ей полукруглый вид. Большую скобку обычно рисуют в два приема, начиная от ее концов и соединяя посередине. (Дети выполняют задание, рисуя скобки). Элемент «капельки» используют для оживки, для лепестков ромашки. Кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и также резко отрывают. Получается мазок – тонкий вначале и широкий в конце, похожий на каплю. (Дети выполняют задание, рисуя «капельки»). Точки можно выполнять обратным концом кисти или специальным тампоном. Для городецких работ характерна также ноздреватая дорожка, которая используется для оживки цветов, изображения кроны деревьев, украшения одежды людей, оформления рамки досок. С этой целью городецкие мастера используют высохший гриб-дождевик (можно использовать шелковую ткань в рубчик плотно свернутую в трубочку). Листья можно рисовать по одному, а можно объединять в двулистники, трилистники и пятилистники. В двулистниках листья направлены в разные стороны. В трилистнике и пятилистнике центральный лист может быть направлен в любую сторону, а крайние листочки – в разные стороны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"История городецкой росписи". Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству »


















Конспект занятия

по декоративно-прикладному искусству

«История городецкой росписи»

для средней группы




Автор: Знатнина Любовь Антоновна -

руководитель изостудии «Спектр»








Цель: развитие эмоционально-оценочного отношения к традиционной национальной культуре родного края.


Задачи:

- познакомить детей с историей городецкой росписи;

- учить детей выполнять элементы росписи;

- воспитывать интерес к народным промыслам.


Материалы: городецкие композиции, иллюстрации с изображением деревянных предметов быта и орудий труда, таблицы с элементами городецкой росписи, листы бумаги формата А-4, кисти, гуашь.


План занятия.

1.Беседа «История городецкой росписи».

2.Практическая часть.

3.Рефлексия занятия.


Ход занятия.

  1. Теоретическая часть. Беседа «История городецкой росписи»

Городецкая роспись появилась больше 100 лет назад в деревнях по реке Узоле, а продавать свои изделия мастера приезжали в старинное село Городец (основанное в 1152г. Юрием Долгоруким). По названию этого села и стала называться роспись Городецкой. А как она появилась?

Городецкие леса очень богаты и поэтому местные жители все в основном делали из дерева, начиная от кораблей и заканчивая игрушками. Свои дома они украшали глухой резьбой так, что их дома превращались в терема. Посуда у них тоже была деревянной. Из дерева вырезали сани, мебель, колыбельки для младенцев, игрушки, а также орудия труда: рубели, вальки, веретена, прялки.

Прялка – это приспособление для прядения шерсти. Состоит она из донца, на которое садится пряха; в донце есть специальное отверстие – копылок, в которое вставляется гребень, а на гребень насаживается шерсть. После работы пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно служило украшением. Донце было гордостью каждой девушки и женщины, поэтому его старались как можно лучше украсить. Вначале мастера украшали донце резьбой, но городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих донца прялок) всегда искали что-то новое. Поэтому стали использовать в своей резьбе инкрустацию.

На дне реки Узолы было много мореного дуба или «топляка», как его называли. От долгого лежания в воде дуб становился очень прочным и приобретал красивый черный цвет. Донечники вырезали из мореного дуба фигурки темного цвета и вставляли в сделанные заранее углубления в донцах. Этот способ украшения и назывался инкрустацией. Но резьба, а тем более инкрустация была очень долгой и трудной работой, поэтому некоторые мастера стали использовать в своей работе роспись.

Городецкая роспись выполнялась в три этапа: сначала делался замалевок, затем прокладка и оживка. Для замалевка использовались все краски кроме белой, черной, желтой и зеленой. Замалевки оттенялись прокладкой темного или черного цвета, и в конце наносилась оживка белого или желтого цвета.





































И вот уже зацвели яркие городецкие цветы: сказочные розаны и нежные купавки. Пройдется мастер по работе еще раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя рисунок. Но не только цветы использовались в городецкой росписи, а также сказочные, тонконогие кони, райские птицы, гордые петухи. А еще мастера любили изображать сцены из жизни людей. Лица при этом писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги-брови, черточки-глаза, дуги-губы.


2. Практическая часть – творческие задания

В городецкой росписи свои правила, свои законы, которые складывались годами. В ней используются определенные элементы, которые отличают эту роспись от других. Сейчас я предлагаю освоить основные элементы.

В основе всех городецких цветов лежит круг, поэтому сначала нам необходимо научиться рисовать круги большие и маленькие. Рисовать круг нужно всей кистью в два приема: сверху вниз, выгибая ее влево, затем еще одну дугу сверху вниз, выгибая ее вправо. Затем закрашиваем поверхность круга ровными движениями всей кисти. Если круг получился неровный, то его нужно выровнять, прикладывая опять всю кисть. При этом направление кисти должно быть по кругу сверху вниз, лист при необходимости можно поворачивать. (Дети выполняют задание, рисуя круги).

Следующий элемент – скобки. Маленькие скобки можно нарисовать в один прием: начинаем рисовать концом кисти, затем прикладываем кисть и постепенно отпускаем ее, заканчивая скобку опять концом кисти. Затем аккуратно выравниваем скобку, придавая ей полукруглый вид. Большую скобку обычно рисуют в два приема, начиная от ее концов и соединяя посередине. (Дети выполняют задание, рисуя скобки).

Элемент «капельки» используют для оживки, для лепестков ромашки.

Кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и также резко отрывают. Получается мазок – тонкий вначале и широкий

в конце, похожий на каплю. (Дети выполняют задание, рисуя «капельки»).

Точки можно выполнять обратным концом кисти или специальным тампоном.

Для городецких работ характерна также ноздреватая дорожка, которая используется для оживки цветов, изображения кроны деревьев, украшения одежды людей, оформления рамки досок. С этой целью городецкие мастера используют высохший гриб-дождевик (можно использовать шелковую ткань в рубчик плотно свернутую в трубочку).

Листья можно рисовать по одному, а можно объединять в двулистники, трилистники и пятилистники. В двулистниках листья направлены в разные стороны. В трилистнике и пятилистнике центральный лист может быть направлен в любую сторону, а крайние листочки – в разные стороны.


3. Заключительная часть - рефлексия занятия.

С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?

Когда и где он зародился?

На каких предметах впервые ее стали использовать?

Какие элементы вы сегодня освоили?









































Приложение 1. Элементы городецкой росписи











Приложение 2. Изделия городецкой росписи










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"История городецкой росписи". Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству

Автор: Знатнина Любовь Антоновна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства