Современное декоративно-прикладное искусство.
Городская культура современной России в 1990–2000-е годы сформировала и поставила в один ряд с общепризнанными сложившимися областями декоративного искусства ХХ столетия, такими как роспись по ткани, набойка, гобелен, художественная керамика, стекло, ювелирное искусство, художественная эмаль, лаковая миниатюрная живопись и художественная роспись по дереву и металлу, направления творчества, лежащие ранее на периферии «высокого» декоративного искусства — в сфере традиционных ремесел и рукоделия, однако имеющие многолетний опыт в непрофессиональном самодеятельном искусстве и художественном ремесле, как в нашей стране, так и за рубежом.
Широкую популярность приобрели пэчворк, или лоскутное шитье, бисероплетение, художественное шитье (в том числе — золотное и лицевое), петельная (ковровая) вышивка, нетканый гобелен, исполненный в прошивной и иглопробивальной техниках, иконопись, роспись пасхальных яиц и матрешек и художественная кукла.
Художественная роспись по ткани, имеющая в России устойчивые традиции и получившая широкое распространение в 1970–1980-е годы в декоративно-оформительских работах, при создании станковых форм и массовых фабричных изделий — товаров народного потребления, сохранила господствующую позицию среди декоративных искусств, получив при этом обобщенное современное определение «батик». Одновременно такие приемы росписи как классический (горячий) и холодный батик и свободная роспись, уже в начале 90-х годов дополнились красочной печатью с клише, свободным напылением красок на ткань аэрографом и через трафарет, нанесением линейного и штрихового графического рисунка и применением акриловых красок и рельефных паст. В настоящее время художники для создания станковых произведений и оригинальных модельных тканей начали использовать цветную принтерную печать по авторским рисункам и фотографиям, обработанным с помощью цифровых технологий.
Лучшие творческие образцы ежегодно представляются на международных текстильных смотрах.
Гобелены — тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей, уже в конце 1980-х годов обрели среди авторов-приверженцев малую камерную форму, получившую наименование мини-гобелена. В настоящее время гобелен является одной из немногих областей декоративного искусства, базирующихся на ручной технике исполнения, одновременно включающих, наряду с текстильной нитью, разнообразные материалы: металл, стекло, пластики, керамику, бумагу, конский волос и другие. Такие гобелены получили название таписерия.
Наиболее доступным для мастеров стало создание коллажей из натуральных и синтетических волокон, тканей, кожи, бумаги ручного отлива и других материалов, помещенных на текстильную основу, с последующей машинной прошивкой цветными нитями для закрепления и получения художественного результата, которые утвердилось как самостоятельное направление художественного текстиля В начале 2000-х годов художники приступили к освоению технологии выполнения нетканых декоративных композиций, используя в качестве материала непряденую шерсть, окрашенную в различные цвета, получивших название «войлочных гобеленов» или «войлочных картин». Войлочный гобелен потребовал специального закрепления волокон на основе иглопробивальной машиной. Сегодня эта технология создания нетканых гобеленов приобрела огромную популярность, однако ремесленная сторона исполнения значительного числа работ пока превалирует над их художественной самостоятельностью.
Во второй половине 1980-х годов в России для создания декоративных панно, одежды и различных аксессуаров в народных традициях получила распространение техника лоскутного шитья, или лоскутной мозаики. Имея глубокие корни в традиционном ремесле, это направление художественного текстиля быстро было подхвачено профессиональными художниками и самодеятельными мастерами, поучив в 90-е годы, благодаря обилию переводных изданий, название «пэчворк» и «квилт» (при наличии объемной простежки). Тогда же собственно классическое лоскутное шитье геометрического рисунка, характерной особенностью которого были скрытые швы и наличие внешней прострочки, дополнилось аппликацией из ткани и кружева, нашитой тесьмой, шнуром и другими элементами, что позволило авторам создавать разнообразные текстильные декоративные и тематические картины и панно. В настоящее время лоскутное шитье остается одной из популярных областей декоративного искусства, имеющую своих неизменных приверженцев в России, странах Западной Европы, государствах Балтии и в США, участвующих в ежегодно проводимых международных смотрах и фестивалях.
Новым направлением художественного текстиля 1990-х годов стало возрожденное в России после семидесятилетнего забвения лицевое шитье золотыми и серебряными нитями и цветным шелком — текстильная или шитая икона. Следуя в целом религиозному канону, текстильная икона между тем ушла от скупых лаконичных приемов монастырского шитья XIX века в сторону большей красочности и декоративности и приобрела особое современное звучание.
Традиционная иконопись темперными красками также пережила в 1990-е годы второе рождение. Сохраняющаяся десятилетиями в форме светской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше прославленных центров Палеха, Мстеры и Холуя, иконописная техника обогатилась приемами, почерпнутыми из опыта реставрации древнерусской живописи.
В конце 80-х годов несколько профессиональных авторов предприняли попытку возрождения художественной росписи подарочных пасхальных яиц, весьма популярной в России во второй половине XIX–начале ХХ века и сохранявшейся лишь в народной полхов-майданской росписи по дереву.
Эта инициатива была подхвачена сотнями художников и самодеятельных мастеров, расписывающих сегодня не только формы из дерева, но и использующих в качестве основы фарфор, стекло и папье-маше. Сувенирное пасхальное яйцо ныне утратило исключительную роль ритуального подарка в день Светлого Христова Воскресения и стало в ряде случаев авторским арт-объектом.
Практически все направления резьбы по дереву имеют в России многолетние традиции, и за исключением резной иконы, сохранялись в художественной практике профессиональных и самодеятельных мастеров и находили общественное признание и поддержку в ХХ веке. Резная деревянная икона, как и шитая икона и иконопись, начинает самостоятельное формирование и развитие в 1990-е годы, и поправу принадлежит к числу наиболее каноничных областей декоративного искусства.
Сохраняется популярность глиняной игрушки и плетение бисером. Которое никогда не составляло отдельной области профессионального декоративного искусства ХХ века, хотя вышивка бисером и стеклярусом являлась важнейшим декоративным элементом костюма XVIII столетия, а с начала XIX века плетение и вышивка бисером приобретает в России массовый характер. Плетение и вышивка бисером сохраняется в элементах народного и театрального костюма и в аксессуарах также и в ХХ столетии.
Самым молодым направлением декоративного искусства России стала художественная кукла. До конца 1980-х годов кукла изготавливалась массовым тиражом и была игровой или сувенирной, а авторами ее выступали художники, работающие на фабриках игрушки и на предприятиях народных художественных промыслов. На рубеже 80-х–90-х годов в эту область пришли скульпторы, театральные художники и модельеры. Их усилиями в декоративном искусстве сформировалось самостоятельное направление, которое в настоящее время представлено оригинальными авторскими работами из фарфора или специального пластика и текстиля, имеющими преимущественно выставочно-коллекционный характер, разнообразными текстильными (тряпичными) куклами и куклами из папье-маше.
История последних десятилетий показала, что современное декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии. Художественное наследие во всем его многообразии органично обогащает новые декоративные формы, вызванные широким проникновением технологий ХХI века.