Панно «Караси».Выполнила учитель изобразительного искусства и технологии Степанова Тамара Ивановна. МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А. П. Павлова»
Введение
В истории, в искусстве, в судьбах народов все взаимосвязано.Якутская резьба по дереву, развивавшая в сфере домашнего материального производства, в сфере ремесла – прежде всего, бытовое народное искусство. Как правило, для мастеров сырьем служило то, что постоянно находилось у них под руками, т. е. природные материалы. Наравне с этим на художественно обработанные изделия накладывали отпечаток практический опыт, талант, поэтический склад души самого народа. Поэтому эти изделия воспринимаются как своеобразная, «овеществленная» история народа.
Цель: Изготовить декоративное панно «Караси» в художественной резьбе по дереву, для раскрытия и передачи самобытности народа.
Объект исследования: Изучения истории рыболовства народа Саха, изучение художественной резьбы по дереву.
Предмет исследования: Соответствующее композиционное решениепанно «Караси». Процесс изготовления декоративного панно в технике барельефной резьбы по дереву.
Задача исследования:
- изучения народных традиций связанных с рыболовством;
- изучение видов художественной резьбы по дереву;
- поиск композиции, выбор лучшей идеи;
- изготовления декоративного панно с использованием техники барельефной резьбы по дереву;
Актуальность:Изучение самобытности народа и передача его в современномхудожественном резьбе формирует у человека духовную культуру.
Практическая значимость:Выполненное изделие может быть полезна как художественное произведение и как украшение интерьера; окажет помощь учителям технологии, студентам и как наглядное и методическое пособие во внеурочном занятии.
Из истории рыболовства народа Саха
Именно своим трудолюбием выжил в столь суровый климат в те далекие, былые времена народ Саха. В 17 веке, рыболовство для беднейших слоев населения, лишенных скота, оно было главным источником существования, которые кормились рыболовством и охотой. Ловили рыб неводом (мунха), сетью (илим), мордами (туу), саками куйуур. Рыба шла в пишу в варе¬ном, жареном, копченом, вя¬леном, квашеном и мороже¬ном виде. Карасей преиму¬щественно варили и жарили. Жарили на деревянных вертелах (Yтэhэ), на костре. Карась для якутского народа испокон веков приклоняем. Выработанная за столетия национальная кухня, нередко сопутствующим обрядами, становится частью традиционной национальной культуры. Что может быть вкусней и сытней во время сенокоса жареный карась на костре.
Замысел, поиск композиции
Выбор сюжета панно «Караси» основывался к любви родному краю, уважению трудолюбивому народу. Панно выполнено на вертикально прямоугольном доске из древесины сосны размером 80x50, толщиной 4 см. Центральной фигурой панно являются караси, нанизанные на деревянном вертеле- утэhэ на фоне дыма от летнего костра. На карасях вырезаны плоскорельефной резьбой изображения рыболовов. Как бы эти рыболовы с далекого былого времени отражены на чешуях карасей. Нижней части вырезаны травы, они передают тепло лета, а цветок одуванчика придает чувство легкости. Камыш и фон с подобранной текстурой напоминают рыбное озеро.На панно отразилось долгожданное, щедрое лето Якутии - караси жарятся на костре, напоминая нам запах жареного карася, дыма от костра во время сенокоса.
Ход выполнения панно
Одним из наиболее распространенных и художественно выразительных видов резьбы является резьба барельефная, я выполню панно этой резьбой.
Барельефная резьба. Достаточно высокий рельеф (от 5 мм и выше), изображения в котором пластичны, сложны по светотеневой разработке, но одновременно связаны и с фоном называют барельефом. Барельеф изображает предмет, видимый нам не только спереди (в фас), но и сбоку.
1. Необходимо подготовить наш основной материал – высушенные, аккуратно строганныедоски сосны, размером 80х50см, толщиной 4см, с ровной поверхностью соединяем с помощью столярного клея, рейки и зажима. Время склеивания 24 часа.
2. С помощью копировальной бумаги переводим эскиз на подготовленную поверхность заготовки.
3. Обводка по контуру всех деталей рисунка.
4. Обводка по контуру всех деталей рисунка. Надрезнаиболее выступающие рисунки, 1 план – рыбы.
5. Надрез более низкого рисунка, 2 план, это у нас огонь и дым от огня.
6. Углубляем фон панно. Уточнения формы деталей рисунка.
8. Вырезаем изображения рыболовов на законченной поверхности рыб, плоскорельефной резьбой.Надрез чешуи рыбы.Шлифуем детали осторожно мелкой наждачной бумагой.
12. Тонирую морилкой, под цвет коры соснышлифуем выступающие поверхности фрагментов, придавая выразительность, пластичность, объемность.
Инструменты:ножи косяки разных размеров, прямые, косые стамески разных размеров, полукруглые резцы разных размеров
Заключение
Народное искусство - наиболее до¬ступная для детей форма отображения действительности в творческой деятельности.
Приобщение школьников к самобытной и духовной культуре народа немыслимо без обращения к народным промыслам, к народному декоративно-прикладномуискусству, к трудовым традициям. Эту задачу частично можно решить, при организации внеурочной занятии.
Выбор сюжета панно «Караси» основывался к любви родному краю, уважению трудолюбивому народу, оно воспевает приход долгожданного лета после суровой, холодной зимы. Изделия декоративно-приклад¬ного искусства, которые видят дети,
раскрывают перед нимибо¬гатства культуры народа, помогают им освоить традиции и обы¬чаи предков, понимать и любитькрасоту, приобщиться к тру¬ду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Панно «Караси». Выполнила учитель изобразительного искусства и технологии Степанова Тамара Ивановна. МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А. П. Павлова»
Введение
В истории, в искусстве, в судьбах народов все взаимосвязано. Якутская резьба по дереву, развивавшая в сфере домашнего материального производства, в сфере ремесла – прежде всего, бытовое народное искусство. Как правило, для мастеров сырьем служило то, что постоянно находилось у них под руками, т. е. природные материалы. Наравне с этим на художественно обработанные изделия накладывали отпечаток практический опыт, талант, поэтический склад души самого народа. Поэтому эти изделия воспринимаются как своеобразная, «овеществленная» история народа.
Цель: Изготовить декоративное панно «Караси» в художественной резьбе по дереву, для раскрытия и передачи самобытности народа.
Объект исследования: Изучения истории рыболовства народа Саха, изучение художественной резьбы по дереву.
Предмет исследования: Соответствующее композиционное решение панно «Караси». Процесс изготовления декоративного панно в технике барельефной резьбы по дереву.
Задача исследования:
- изучения народных традиций связанных с рыболовством;
- изучение видов художественной резьбы по дереву;
- поиск композиции, выбор лучшей идеи;
- изготовления декоративного панно с использованием техники барельефной резьбы по дереву;
Актуальность: Изучение самобытности народа и передача его в современном художественном резьбе формирует у человека духовную культуру.
Практическая значимость: Выполненное изделие может быть полезна как художественное произведение и как украшение интерьера; окажет помощь учителям технологии, студентам и как наглядное и методическое пособие во внеурочном занятии.
Из истории рыболовства народа Саха
Именно своим трудолюбием выжил в столь суровый климат в те далекие, былые времена народ Саха. В 17 веке, рыболовство для беднейших слоев населения, лишенных скота, оно было главным источником существования, которые кормились рыболовством и охотой. Ловили рыб неводом (мунха), сетью (илим), мордами (туу), саками куйуур. Рыба шла в пишу в вареном, жареном, копченом, вяленом, квашеном и мороженом виде. Карасей преимущественно варили и жарили. Жарили на деревянных вертелах (Yтэhэ), на костре. Карась для якутского народа испокон веков приклоняем. Выработанная за столетия национальная кухня, нередко сопутствующим обрядами, становится частью традиционной национальной культуры. Что может быть вкусней и сытней во время сенокоса жареный карась на костре.
Замысел, поиск композиции
Выбор сюжета панно «Караси» основывался к любви родному краю, уважению трудолюбивому народу. Панно выполнено на вертикально прямоугольном доске из древесины сосны размером 80x50, толщиной 4 см. Центральной фигурой панно являются караси, нанизанные на деревянном вертеле - утэhэ на фоне дыма от летнего костра. На карасях вырезаны плоскорельефной резьбой изображения рыболовов. Как бы эти рыболовы с далекого былого времени отражены на чешуях карасей. Нижней части вырезаны травы, они передают тепло лета, а цветок одуванчика придает чувство легкости. Камыш и фон с подобранной текстурой напоминают рыбное озеро. На панно отразилось долгожданное, щедрое лето Якутии - караси жарятся на костре, напоминая нам запах жареного карася, дыма от костра во время сенокоса.
Ход выполнения панно
Одним из наиболее распространенных и художественно выразительных видов резьбы является резьба барельефная, я выполню панно этой резьбой.
Барельефная резьба. Достаточно высокий рельеф (от 5 мм и выше), изображения в котором пластичны, сложны по светотеневой разработке, но одновременно связаны и с фоном называют барельефом. Барельеф изображает предмет, видимый нам не только спереди (в фас), но и сбоку.
1. Необходимо подготовить наш основной материал – высушенные, аккуратно строганные доски сосны, размером 80х50см, толщиной 4см, с ровной поверхностью соединяем с помощью столярного клея, рейки и зажима. Время склеивания 24 часа.
2. С помощью копировальной бумаги переводим эскиз на подготовленную поверхность заготовки.
3. Обводка по контуру всех деталей рисунка.
4. Обводка по контуру всех деталей рисунка. Надрез наиболее выступающие рисунки, 1 план – рыбы.
5. Надрез более низкого рисунка, 2 план, это у нас огонь и дым от огня.
6. Углубляем фон панно. Уточнения формы деталей рисунка.
8. Вырезаем изображения рыболовов на законченной поверхности рыб, плоскорельефной резьбой. Надрез чешуи рыбы. Шлифуем детали осторожно мелкой наждачной бумагой.
12. Тонирую морилкой, под цвет коры сосны шлифуем выступающие поверхности фрагментов, придавая выразительность, пластичность, объемность.
Инструменты: ножи косяки разных размеров, прямые, косые стамески разных размеров, полукруглые резцы разных размеров
Заключение
Народное искусство - наиболее доступная для детей форма отображения действительности в творческой деятельности.
Приобщение школьников к самобытной и духовной культуре народа немыслимо без обращения к народным промыслам, к народному декоративно-прикладному искусству, к трудовым традициям. Эту задачу частично можно решить, при организации внеурочной занятии.
Выбор сюжета панно «Караси» основывался к любви родному краю, уважению трудолюбивому народу, оно воспевает приход долгожданного лета после суровой, холодной зимы. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети,
раскрывают перед ними богатства культуры народа, помогают им освоить традиции и обычаи предков, понимать и любить красоту, приобщиться к труду.