Занятия 9-10 (7 кл)
Тема: «ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБОЙ».
Цели: 1). Учить работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал для работы, изображать на чертежах и рисунках изделия с отделкой геометрической резьбой. 2).Воспитывать аккуратность в работе. 3).Развивать навыки и умения работы с чертёжными и разметочными инструментами.
Оборудование: Образцы изделий, чертёж, таблица «Линии чертежа», кейс: «Трехгранно-выемчатая резьба», компьютер, плакаты, в т.ч. по технике безопасности,
На рабочих местах: Изделия обучающихся, распечатки таблиц с «Азбукой» геометрической резьбы, распечатки фотографий изделий и изделия с геометрической резьбой, тренировочные дощечки, учебники, рабочие тетради, чертёжные принадлежности.
Объект труда: Изделия для декорирования геометрической резьбой
Тип занятия: Комбинированный.
Ход занятия.
Изучив данный учебный элемент, вы сможете
- Познакомиться с одним из древнейших видов художественной обработки дерева – резьбой
- Используя минимальный набор инструментов и недорогие, доступные материалы создавать произведения декоративно-прикладного искусства
- Развивать интеллектуальные, познавательные и творческие способности.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
Введение элементов декоративно-прикладного искусства на уроках технологии позволяет решать несколько задач:
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и результатам своего труда;
- познакомить учащихся с миром художественных ремёсел, традициями художественной обработки материалов;
- воспитывать бережное отношение к материалам, в том числе бросовым;
- развивать творческие способности учащихся;
- привлекать к изучению большой объём дополнительной информации из таких областей знания как история, история искусства, этнография материаловедение и др.;
- развивать художественный вкус.
Декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии. Появляются новые виды декоративно-прикладного творчества, новые способы художественной обработки материалов. Как правило, большинство художественных ремёсел роднит использование самых распространённых и доступных материалов – дерева, глины, соломы, кости, лоскутков ткани и т.д. и простота технологических приёмов обработки. Это позволяет заниматься созданием художественных изделий высокого уровня в самых неприхотливых домашних условиях, из подручных и бросовых материалов, имея минимальный набор инструментов. Но, для того, чтобы ребёнок захотел работать, его надо этому научить, показать ему, что он это сможет. Этой цели и служит данный учебный элемент.
Дополнительные сведения
Резьба по дереву один из древнейших и наиболее красивых видов декоративно-прикладного искусства, насчитывающий уже несколько тысяч лет. Резьба берёт своё начало от порезок-оберегов, которыми человек каменного века украшал своё оружие и тотемы. Первоначально, она, как и другие виды искусства, имела культовое значение. Каждая геометрическая фигура в народном творчестве несла свой смысл, свою символику. Таким образом, любое резное изделие несёт зашифрованное с помощью символов пожелание добра, счастья и удачи. Резьбой украшали царские дворцы и крестьянские избы, корабли, мебель, посуду, орудия труда – прялки, швейки, вальки, люльки для детей, игрушки.
Существует довольно много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы:
1плосковыемчатая, 2)плоскорельефная, 3)рельефная, 4)объёмная, 5)пропильная (прорезная), 6)комбинированна
Геометрическая резьба
Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву. Она обычно выполняется в виде двух- или трехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Отсюда и происходят её названия. Технически – это один из самых простых видов резьбы, вполне посильный для обучающихся 7-х классов. Ввиду лёгкости выполнения и доступности материалов, этот вид резьбы получил в России самое широкое распространение. Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари), точеная и долбленая посуда (чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны), орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки).
Инструменты
Для выполнения геометрической резьбы необходим всего лишь один инструмент – косой нож.
Такой нож несложно изготовить самостоятельно из сломанного ножовочного полотна и деревянного бруска
Заточка первой фаски под углом 150 осуществляется на обдирочно-заточном станке до образования заусенца, который убирается на оселке под углом 300. Лезвие полируется на войлочном круге с пастой ГОИ.
«Азбука» резьбы
Несмотря на немыслимое количество никогда не повторяющихся узоров, которое позволяет получить геометрическая резьба, в её основе лежит от 20 до 40 «азбучных» элементов. Именно из них, как письменность из букв алфавита и складывается всё резное многообразие.
Организация рабочего места
При выполнении резьбы особое внимание следует уделить организации рабочего места. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно было брать их не затрачивая времени на поиски. И если инструмент разбросан, в беспорядке, можно не только выбиться из рабочего ритма, но и получить травму.
Для уменьшения напряжения на глаза рекомендуется простое упражнение: периодически 1 раз в полчаса приостановить работу и перевести взгляд на предмет, находящийся вдали, затем на предмет перед собой и так повторить несколько раз.
Подготовительный этап
Перед отделкой изделия резьбой следует подготовить его поверхность. Поверхность изделия тщательно шлифуется шлифшкурками разной зернистости.* Шлифовка ведётся вдоль волокон. На изделии не должно остаться следов обработки инструментами, царапин. Для удаления ворса, поверхность изделия слегка смачивают водой и просушивают. Поднявшийся ворс удаляется мелкозернистой шкуркой
Рисунок прорабатывается сначала на бумаге. Начинают с общей композиции: разбивают поле рисунка на крупные элементы – круги, ромбы и т.д., в которые будут вписываться «азбучные» элементы. Разметку производят с помощью инструментов карандашами ТМ (HB). Мягкие карандаши пачкают, твёрдые – царапают поверхность изделия. Для удобства выполнения резьбы, наносят линии наколки
* Обычно, поверхности под резьбу не рекомендуется обрабатывать шлифшкуркой, а только строгать или резать, т.к. зёрна абразива, забиваясь в поры древесины тупят режущий инструмент. Но для обучающихся 7 класса, чистовая отделка поверхности без шлифования практически невыполнима.
Выполнение резьбы
Технология выполнения геометрической резьбы складывается их двух операций: 1) наколки (надрезки) и 2) подрезки.
Наколка выполняется так: нож, зажатый в кулаке, вертикально втыкается в точку схождения лучей. Лезвие ножа направлено по лучу. В центре треугольника лезвие углубляется на 3-4 мм., у вершин выходит на поверхность. Затем, наклоняя руку то влево, то вправо, строго по направлению волокон, производят подрезку наколотых элементов по линиям сторон треугольников. Лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево в точке схождения лучей и постепенно выходит на поверхность у вершин.
Правила Т.Б. в работе
- На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Крышка верстака или стола должны периодически очищаться щёткой–смёткой от мусора. Забытая под стружками ножовка или стамеска могут стать причиной травмы.
- Запрещается выполнять резьбу на весу без упора, держа изделие на коленях или упирая в грудь; при резьбе по дереву непременным условием является прочное закрепление заготовки. Не рекомендуется поддерживать заготовку; от напряжения заготовка может соскользнуть и поранить руку.
- Неиспользуемые инструменты должны лежать на крышке верстака или в укладке лезвием «от себя». Передавать друг другу режущие инструменты не рекомендуется. Лучше положить инструмент на стол ближе к тому, кому он нужен.
- При работе косым ножом, его крепко держат в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку, пальцами другой руки направляя кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка. Иногда помогают нажимом движению ножа, иногда его сдерживают.
- При работе столярными инструментами следует соблюдать общие правила техники безопасности при обработке древесины.
- В нерабочем состоянии все инструменты следует хранить в деревянной укладке или в сумке так, чтобы их лезвия не соприкасались.
После просмотра части презентации, обучающиеся ещё раз конкретизируют план работы. Но для тог, чтобы не испортить работу, необходимо выполнить ряд тренировочных упражнений на доске/
Источники
Здесь указана литература не только послужившая источником данной презентации, но и рекомендованная для чтения.
Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. – 2-е изд., испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. - 256 с.: ил
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Практ. пособие.-4-е изд.,перераб. и доп. – М. Высш. Ш – 142 1989. с.: ил.
Симоненко В.Д. Технология. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Саморадский; под ред. В.Д. Симоненко. – 6-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 176 с.:
http://yandex.ru/yandsearch?lr=38&oprnd=8196335664&text=Художественная+резьба+по+дереву+