kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс "Резьба по дереву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                       Занятия 9-10 (7 кл)

   Тема:  «ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ  ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБОЙ».

   Цели:  1). Учить работать с различными  источниками информации, отбирать нужный материал для работы, изображать на чертежах и рисунках изделия с отделкой геометрической резьбой. 2).Воспитывать аккуратность в работе. 3).Развивать навыки и умения работы с чертёжными и разметочными  инструментами.

   Оборудование:  Образцы изделий, чертёж, таблица «Линии чертежа», кейс: «Трехгранно-выемчатая резьба», компьютер, плакаты, в т.ч. по технике безопасности,

На рабочих местах: Изделия обучающихся, распечатки таблиц  с «Азбукой» геометрической резьбы, распечатки фотографий изделий и изделия с геометрической резьбой, тренировочные дощечки, учебники, рабочие тетради, чертёжные принадлежности. 

                                          Объект труда:  Изделия для декорирования геометрической резьбой

                                          Тип занятия:  Комбинированный.

Ход занятия.

Изучив данный учебный элемент, вы сможете

  1. Познакомиться с одним из древнейших видов художественной обработки дерева – резьбой
  2. Используя минимальный набор инструментов и недорогие, доступные материалы создавать произведения декоративно-прикладного искусства
  3. Развивать интеллектуальные, познавательные и творческие способности.

        Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

       Введение элементов декоративно-прикладного искусства на уроках технологии позволяет решать несколько задач:

  • повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и результатам своего труда;
  • познакомить учащихся с миром художественных ремёсел, традициями художественной обработки материалов;
  • воспитывать бережное отношение к материалам, в том числе бросовым;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • привлекать к изучению большой объём дополнительной информации из таких областей знания как история, история искусства, этнография материаловедение и др.;
  •  развивать художественный вкус.

    Декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии.      Появляются новые виды декоративно-прикладного творчества, новые способы художественной обработки материалов. Как правило, большинство художественных  ремёсел  роднит использование самых распространённых и доступных материалов – дерева, глины, соломы, кости, лоскутков ткани и т.д.  и простота технологических приёмов обработки. Это позволяет заниматься созданием художественных изделий высокого уровня в самых неприхотливых домашних условиях, из подручных и бросовых материалов, имея минимальный набор инструментов.  Но, для того, чтобы ребёнок захотел работать, его надо этому научить, показать ему, что он это сможет. Этой цели и служит данный учебный элемент.   

 Дополнительные сведения

     Резьба по дереву один из древнейших и наиболее красивых видов декоративно-прикладного искусства, насчитывающий уже несколько тысяч лет. Резьба берёт своё начало от порезок-оберегов, которыми человек каменного века украшал своё оружие и тотемы. Первоначально, она, как и другие виды искусства, имела культовое значение. Каждая геометрическая фигура в народном творчестве  несла свой смысл, свою символику. Таким образом, любое резное изделие несёт зашифрованное с помощью символов пожелание добра, счастья и удачи. Резьбой украшали царские дворцы и крестьянские избы, корабли, мебель, посуду, орудия труда – прялки, швейки, вальки, люльки для детей, игрушки.

        Существует довольно много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы:

1плосковыемчатая, 2)плоскорельефная, 3)рельефная, 4)объёмная, 5)пропильная (прорезная), 6)комбинированна

Геометрическая резьба

         Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву. Она обычно выполняется в виде двух- или трехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Отсюда и происходят её названия. Технически – это один из самых простых видов резьбы, вполне посильный для обучающихся 7-х классов. Ввиду  лёгкости выполнения и доступности материалов, этот вид резьбы получил в России самое широкое распространение. Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари), точеная и долбленая посуда (чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны), орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки).

Инструменты

      Для выполнения геометрической резьбы необходим всего лишь один инструмент – косой нож.

Такой нож несложно изготовить самостоятельно из сломанного ножовочного полотна и деревянного бруска

    Заточка первой фаски под углом 150 осуществляется на обдирочно-заточном станке до образования заусенца, который убирается на оселке под  углом  300.  Лезвие полируется на войлочном круге  с пастой ГОИ. 

«Азбука» резьбы
         Несмотря на немыслимое количество никогда не повторяющихся узоров, которое позволяет получить  геометрическая резьба, в её основе лежит  от 20 до 40 «азбучных» элементов. Именно из них, как письменность  из букв алфавита и складывается всё  резное многообразие.

Организация рабочего места

        При выполнении резьбы особое внимание следует уделить организации рабочего места. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно было брать их не затрачивая времени на поиски. И если инструмент разбросан, в беспорядке, можно не только выбиться из рабочего ритма, но и получить травму.

        Для уменьшения напряжения на глаза рекомендуется простое упражнение: периодически 1 раз в полчаса приостановить работу и перевести взгляд на предмет, находящийся вдали, затем на предмет перед собой и так повторить несколько раз.

Подготовительный этап

    Перед отделкой изделия  резьбой следует подготовить его поверхность. Поверхность изделия тщательно шлифуется шлифшкурками разной зернистости.* Шлифовка ведётся вдоль волокон. На изделии не должно остаться следов обработки инструментами, царапин. Для удаления ворса, поверхность изделия слегка смачивают водой и просушивают. Поднявшийся ворс удаляется мелкозернистой шкуркой

     Рисунок прорабатывается сначала на бумаге. Начинают с общей композиции: разбивают поле рисунка на крупные элементы – круги, ромбы и т.д., в которые будут вписываться «азбучные» элементы. Разметку производят с помощью инструментов карандашами ТМ (HB). Мягкие карандаши пачкают, твёрдые – царапают поверхность изделия. Для удобства  выполнения резьбы, наносят линии наколки

* Обычно, поверхности под резьбу не рекомендуется обрабатывать шлифшкуркой, а только строгать или резать, т.к. зёрна абразива, забиваясь в поры древесины тупят режущий инструмент.  Но для обучающихся 7 класса, чистовая отделка поверхности без шлифования практически невыполнима.

Выполнение резьбы

        Технология выполнения геометрической резьбы складывается их двух операций:  1) наколки  (надрезки) и 2) подрезки.
Наколка выполняется так: нож, зажатый в кулаке, вертикально втыкается в точку схождения лучей. Лезвие ножа направлено по лучу. В центре треугольника лезвие углубляется на 3-4 мм., у вершин выходит на поверхность. Затем, наклоняя руку то влево, то вправо, строго по направлению волокон, производят подрезку наколотых элементов по линиям сторон треугольников. Лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево в точке схождения лучей и постепенно выходит на поверхность у вершин.

Правила Т.Б. в работе

  • На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Крышка верстака или стола должны периодически очищаться щёткой–смёткой от мусора. Забытая под стружками ножовка или стамеска могут стать причиной травмы.
  •   Запрещается выполнять резьбу на весу без упора, держа изделие на коленях или упирая в грудь; при резьбе по дереву непременным условием является прочное закрепление заготовки. Не рекомендуется поддерживать заготовку; от напряжения заготовка может соскользнуть и поранить  руку.
  •  Неиспользуемые инструменты должны лежать на крышке верстака или в укладке лезвием «от себя». Передавать друг другу режущие инструменты не рекомендуется. Лучше положить инструмент на стол ближе к тому, кому он нужен.
  •  При работе косым ножом, его крепко держат в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку, пальцами другой руки направляя кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка. Иногда помогают нажимом движению ножа, иногда его сдерживают.
  •  При работе столярными инструментами следует соблюдать общие правила техники безопасности при обработке древесины.
  •  В нерабочем состоянии все инструменты следует хранить в деревянной укладке или в  сумке так, чтобы их лезвия не соприкасались.

     После просмотра части презентации, обучающиеся ещё раз конкретизируют план работы. Но для тог, чтобы не испортить работу, необходимо выполнить ряд тренировочных упражнений на доске/

Источники

     Здесь указана литература не только послужившая источником данной презентации, но и рекомендованная для чтения.

Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. – 2-е изд., испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. - 256 с.: ил

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Практ. пособие.-4-е изд.,перераб. и доп. – М. Высш. Ш – 142 1989. с.: ил.

Симоненко В.Д. Технология. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Саморадский; под ред. В.Д. Симоненко. – 6-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 176 с.:

http://yandex.ru/yandsearch?lr=38&oprnd=8196335664&text=Художественная+резьба+по+дереву+

     

Просмотр содержимого документа
«Кейс "Резьба по дереву" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 Красноармейского района г. Волгограда Учебный кейс Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема: «Резьба по дереву» Разработал: Игнатьев Константин Владимирович учитель технологии МОУ гимназии № 2  г.Волгограда. Волгоград 2014

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 2

Красноармейского района г. Волгограда

Учебный кейс

Раздел: «Художественная обработка древесины»

Тема:

«Резьба по дереву»

Разработал:

Игнатьев Константин Владимирович учитель технологии МОУ гимназии № 2

г.Волгограда.

Волгоград 2014

Учебный элемент «Резьба по дереву» Изучив данный учебный элемент, вы сможете:

Учебный элемент

«Резьба по дереву»

Изучив данный учебный элемент, вы сможете:

  • Познакомиться с одним из древнейших видов художественной обработки дерева - резьбой
  • Используя минимальный набор инструментов и недорогие доступные материалы создавать произведения декоративно – прикладного искусства
  • Развить познавательные, интеллектуальные и творческие способности
Ситуация  При изучении темы «Технология создания изделий из древесины» семиклассникам на выбор предлагается изготовить одно из изделий бытового назначения: а)лопатку, б)ложку, в) шкатулку. Но изделия без отделки смотрятся бедно. Оживить работу, сделать её произведением искусства можно применив один из видов художественной отделки. С выжиганием и росписью обучающиеся уже знакомы. А какие ещё существуют виды отделки изделий из древесины?  Какой вид отделки целесообразнее применить в данной ситуации?  Одним из самых древних и красивых способов отделки изделий из дерева является резьба. Изучите информацию о разных видах резьбы, необходимых инструментах и приспособлениях, а так же о приемах отделки изделий резьбой.

Ситуация

При изучении темы «Технология создания изделий из древесины» семиклассникам на выбор предлагается изготовить одно из изделий бытового назначения: а)лопатку, б)ложку, в) шкатулку. Но изделия без отделки смотрятся бедно. Оживить работу, сделать её произведением искусства можно применив один из видов художественной отделки. С выжиганием и росписью обучающиеся уже знакомы. А какие ещё существуют виды отделки изделий из древесины?

Какой вид отделки целесообразнее применить в данной ситуации?

Одним из самых древних и красивых способов отделки изделий из дерева является резьба. Изучите информацию о разных видах резьбы, необходимых инструментах и приспособлениях, а так же о приемах отделки изделий резьбой.

Резьба по дереву Резьба по дереву, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного искусства, способ художественной обработки дерева путём вырезания. Резьба употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведений миниатюрной пластики.

Резьба по дереву

Резьба по дереву, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного искусства, способ художественной обработки дерева путём вырезания. Резьба употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведений миниатюрной пластики.

Резьба по дереву  Резьба по дереву встречается практически у всех народов мира: православный крест (Россия), скульптура Шивы (Индия), голова идола народа маори (Новая Зеландия), африканская маска (Конго), тотемный столб североамериканских индейцев (Канада), мудрая обезьяна «Ничего не слышу» (Япония), Мадонна (Италия).

Резьба по дереву

Резьба по дереву встречается практически у всех народов мира: православный крест (Россия), скульптура Шивы (Индия), голова идола народа маори (Новая Зеландия), африканская маска (Конго), тотемный столб североамериканских индейцев (Канада), мудрая обезьяна «Ничего не слышу» (Япония), Мадонна (Италия).

Резьба по дереву  Резьба берёт своё начало от порезок-оберегов, которыми человек каменного века украшал своё оружие и тотемы. Первоначально, она, как и другие виды искусства, имела культовое значение. Каждая геометрическая фигура в народном творчестве несла свой смысл, свою символику:   - розетка с лучами или просто круг — символ солнца, жизни;   - спираль — вихрь, беспокойство, буря;   - капля — вода, зерно, символ жизни;   - клетка — поле, какое-либо пространство;   - ромб — мощь, сила, удача;   - крест — человек, душа;   - точка — первооснова всего, и т. д.  Таким образом, любое резное изделие несёт зашифрованное с помощью символов пожелание добра, счастья и удачи. Резьбой украшали царские дворцы и крестьянские избы, корабли, мебель, посуду, орудия труда – прялки, швейки, вальки, люльки для детей, игрушки. Существует довольно много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы:

Резьба по дереву

Резьба берёт своё начало от порезок-оберегов, которыми человек каменного века украшал своё оружие и тотемы. Первоначально, она, как и другие виды искусства, имела культовое значение. Каждая геометрическая фигура в народном творчестве несла свой смысл, свою символику:

  - розетка с лучами или просто круг — символ солнца, жизни;

  - спираль — вихрь, беспокойство, буря;

  - капля — вода, зерно, символ жизни;

  - клетка — поле, какое-либо пространство;

  - ромб — мощь, сила, удача;

  - крест — человек, душа;

  - точка — первооснова всего, и т. д.

Таким образом, любое резное изделие несёт зашифрованное с помощью символов пожелание добра, счастья и удачи.

Резьбой украшали царские дворцы и крестьянские избы, корабли, мебель, посуду, орудия труда – прялки, швейки, вальки, люльки для детей, игрушки.

Существует довольно много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы:

Классификация видов резьбы Трёхгранно-выемчатая Плосковыемчатая Скобчатая Контурная Заоваленная Плоскорельефная С подушечным фоном С подобранным фоном Барельеф Рельефная Горельеф Объёмная Плоская Прорезная Ажурная Комбинированная

Классификация видов резьбы

Трёхгранно-выемчатая

Плосковыемчатая

Скобчатая

Контурная

Заоваленная

Плоскорельефная

С подушечным фоном

С подобранным фоном

Барельеф

Рельефная

Горельеф

Объёмная

Плоская

Прорезная

Ажурная

Комбинированная

Плосковыемчатая резьба  Плосковыемчатая резьба – вид резьбы, в котором фоном является плоская поверхность изделия, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка она может быть трёхгранно-выемчатой (геометрической), скобчатой или контурной. Скобчатая резьба Геометрическая резьба Контурная резьб а

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба – вид резьбы, в котором фоном является плоская поверхность изделия, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка она может быть трёхгранно-выемчатой (геометрической), скобчатой или контурной.

Скобчатая резьба

Геометрическая резьба

Контурная

резьб а

Плоскорельефная резьба Плоскорельефная резьба – вид резьбы с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Различают резьбу заоваленную, с подушечным и подобранным фоном . Заоваленная С подушечным фоном С подобранным фоном

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба – вид резьбы с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Различают резьбу заоваленную, с подушечным и подобранным фоном .

Заоваленная

С подушечным фоном

С подобранным фоном

Рельефная резьба Рельефная резьба - вид резьбы , в котором формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельеф (низкий рельеф) и горельеф (высокий рельеф) с высотой орнамента более половины объёма. б г а в а, б – барельеф, в, г – горельеф (с контурными порезками)

Рельефная резьба

Рельефная резьба - вид резьбы , в котором формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельеф (низкий рельеф) и горельеф (высокий рельеф) с высотой орнамента более половины объёма.

б

г

а

в

а, б – барельеф, в, г – горельеф (с контурными порезками)

Объёмная резьба Объёмная резьба  – вид резьбы , в котором рельефное изображение частично или полностью отделено от фона, превращаясь в скульптуру

Объёмная резьба

Объёмная резьба – вид резьбы , в котором рельефное изображение частично или полностью отделено от фона, превращаясь в скульптуру

Прорезная резьба Прорезная резьба – вид резьбы у которой полностью удалён фон. Прорезная резьба может выполняться как с плоским орнаментом, так и в технике рельефной резьбы. Если она накладывается на какой-нибудь фон, её называют накладной резьбой  Особенно популярной пропильная резьба становится в XIX веке, когда ей начинают украшать жилые постройки.

Прорезная резьба

Прорезная резьба – вид резьбы у которой полностью удалён фон. Прорезная резьба может выполняться как с плоским орнаментом, так и в технике рельефной резьбы. Если она накладывается на какой-нибудь фон, её называют накладной резьбой

Особенно популярной пропильная резьба становится в XIX веке, когда ей начинают украшать жилые постройки.

Комбинированная резьба Комбинированная резьба – название условное. В других источниках её можно встретить под другими названиями. При изготовлении сложных изделий резчики используют обычно несколько видов резьбы, комбинируя их друг с другом. В одной работе встречается сочетание горельефа, барельефа, плоскорельефной, контурной и геометрической резьбы

Комбинированная резьба

Комбинированная резьба – название условное. В других источниках её можно встретить под другими названиями. При изготовлении сложных изделий резчики используют обычно несколько видов резьбы, комбинируя их друг с другом.

В одной работе встречается сочетание горельефа, барельефа, плоскорельефной, контурной и геометрической резьбы

Геометрическая резьба   Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву. Она обычно выполняется в виде двух- или трехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Отсюда и происходят её названия.  Технически – это один из самых простых видов резьбы, вполне посильный для обучающихся 7-х классов. Ввиду лёгкости выполнения и доступности материалов, этот вид резьбы получил в России самое широкое распространение.  Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари), точеная и долбленая посуда (чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны), орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки).

Геометрическая резьба

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву. Она обычно выполняется в виде двух- или трехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Отсюда и происходят её названия.

Технически – это один из самых простых видов резьбы, вполне посильный для обучающихся 7-х классов. Ввиду лёгкости выполнения и доступности материалов, этот вид резьбы получил в России самое широкое распространение.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари), точеная и долбленая посуда (чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны), орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки).

Инструменты  Для выполнения геометрической резьбы необходим всего лишь один инструмент – косой нож. Такой нож несложно изготовить самостоятельно из сломанного ножовочного полотна и деревянного бруска  Заточка первой фаски под углом 15 0  осуществляется на обдирочно-заточном станке до образования заусенца, который убирается на оселке под углом 30 0 . Лезвие полируется на войлочном круге с пастой ГОИ.

Инструменты

Для выполнения геометрической резьбы необходим всего лишь один инструмент – косой нож.

Такой нож несложно изготовить самостоятельно из сломанного ножовочного полотна и деревянного бруска

Заточка первой фаски под углом 15 0 осуществляется на обдирочно-заточном станке до образования заусенца, который убирается на оселке под углом 30 0 . Лезвие полируется на войлочном круге с пастой ГОИ.

Материалы  Для выполнения геометрической резьбы подходят практически все древесные породы. Но наилучшим материалом для неё является липа, или любая другая порода с мелкой текстурой и невысокой твёрдостью: осина, тополь, берёза, ольха. Древесина должна быть хорошо высушена (влажностью 8-12 %), не иметь пороков: сучков, трещин, участков с изменённой окраской и т.д. Липа Осина Тополь Берёза Ольха  Для выполнения крупной резьбы подходят хвойные породы с сильно выраженной текстурой: сосна, ель , кедр, ли ственница .

Материалы

Для выполнения геометрической резьбы подходят практически все древесные породы. Но наилучшим материалом для неё является липа, или любая другая порода с мелкой текстурой и невысокой твёрдостью: осина, тополь, берёза, ольха. Древесина должна быть хорошо высушена (влажностью 8-12 %), не иметь пороков: сучков, трещин, участков с изменённой окраской и т.д.

Липа

Осина

Тополь

Берёза

Ольха

Для выполнения крупной резьбы подходят хвойные породы с сильно выраженной текстурой: сосна, ель , кедр, ли ственница .

«Азбука» резьбы «Азбука» резьбы Несмотря на немыслимое количество никогда не повторяющихся узоров, которое позволяет получить геометрическая резьба, в её основе лежит от 20 до 40 «азбучных» элементов. Именно из них, как письменность из букв алфавита и складывается всё резное многообразие.

«Азбука» резьбы

«Азбука» резьбы

Несмотря на немыслимое количество никогда не повторяющихся узоров, которое позволяет получить геометрическая резьба, в её основе лежит от 20 до 40 «азбучных» элементов. Именно из них, как письменность из букв алфавита и складывается всё резное многообразие.

Организация рабочего места  При выполнении резьбы особое внимание следует уделить организации рабочего места. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно было брать их не затрачивая времени на поиски. И если инструмент разбросан, в беспорядке, можно не только выбиться из рабочего ритма, но и получить травму.  Для уменьшения зрительного напряжения при тонких кропотливых операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентные светильники, так и лампы накаливания, иногда даже лучше совмещать их. Общая освещённость рабочего места должна быть не менее 300 лк. При дневных занятиях свет должен падать спереди, т.к. в работе участвуют обе руки, и от них, при боковом освещении, тень будет падать на изделие. *** Внимание  Для уменьшения напряжения на глаза рекомендуется простое упражнение: периодически 1 раз в полчаса приостановить работу и перевести взгляд на предмет, находящийся вдали, затем на предмет перед собой и так повторить несколько раз.

Организация рабочего места

При выполнении резьбы особое внимание следует уделить организации рабочего места. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно было брать их не затрачивая времени на поиски. И если инструмент разбросан, в беспорядке, можно не только выбиться из рабочего ритма, но и получить травму.

Для уменьшения зрительного напряжения при тонких кропотливых операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентные светильники, так и лампы накаливания, иногда даже лучше совмещать их. Общая освещённость рабочего места должна быть не менее 300 лк. При дневных занятиях свет должен падать спереди, т.к. в работе участвуют обе руки, и от них, при боковом освещении, тень будет падать на изделие.

***

Внимание

Для уменьшения напряжения на глаза рекомендуется простое упражнение: периодически 1 раз в полчаса приостановить работу и перевести взгляд на предмет, находящийся вдали, затем на предмет перед собой и так повторить несколько раз.

Подготовительный этап  Перед отделкой изделия резьбой следует подготовить его поверхность.  Поверхность изделия тщательно шлифуется шлифшкурками разной зернистости.* Шлифовка ведётся вдоль волокон. На изделии не должно остаться следов обработки инструментами, царапин.  Для удаления ворса, поверхность изделия слегка смачивают водой и просушивают. Поднявшийся ворс удаляется мелкозернистой шкуркой  Рисунок прорабатывается сначала на бумаге. Начинают с общей композиции: разбивают поле рисунка на крупные элементы – круги, ромбы и т.д., в которые будут вписываться «азбучные» элементы.  Разметку производят с помощью инструментов карандашами ТМ (HB). Мягкие карандаши пачкают, твёрдые – царапают поверхность изделия. Для удобства выполнения резьбы, наносят линии наколки. * Обычно, поверхности под резьбу не рекомендуется обрабатывать шлифшкуркой, а только строгать или резать, т.к. зёрна абразива, забиваясь в поры древесины тупят режущий инструмент. Но для обучающихся 7 класса, чистовая отделка поверхности без шлифования практически невыполнима.

Подготовительный этап

Перед отделкой изделия резьбой следует подготовить его поверхность.

Поверхность изделия тщательно шлифуется шлифшкурками разной зернистости.* Шлифовка ведётся вдоль волокон. На изделии не должно остаться следов обработки инструментами, царапин.

Для удаления ворса, поверхность изделия слегка смачивают водой и просушивают. Поднявшийся ворс удаляется мелкозернистой шкуркой

Рисунок прорабатывается сначала на бумаге. Начинают с общей композиции: разбивают поле рисунка на крупные элементы – круги, ромбы и т.д., в которые будут вписываться «азбучные» элементы.

Разметку производят с помощью инструментов карандашами ТМ (HB). Мягкие карандаши пачкают, твёрдые – царапают поверхность изделия. Для удобства выполнения резьбы, наносят линии наколки.

* Обычно, поверхности под резьбу не рекомендуется обрабатывать шлифшкуркой, а только строгать или резать, т.к. зёрна абразива, забиваясь в поры древесины тупят режущий инструмент. Но для обучающихся 7 класса, чистовая отделка поверхности без шлифования практически невыполнима.

Выполнение резьбы Технология выполнения геометрической резьбы складывается их двух операций: 1) наколки (надрезки) и 2) подрезки. Наколка выполняется так: нож, зажатый в кулаке, вертикально втыкается в точку схождения лучей. Лезвие ножа направлено по лучу. В центре треугольника лезвие углубляется на 3-4 мм., у вершин выходит на поверхность. Затем, наклоняя руку то влево, то вправо, строго по направлению волокон, производят подрезку наколотых элементов по линиям сторон треугольников. Лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево в точке схождения лучей и постепенно выходит на поверхность у вершин.

Выполнение резьбы

Технология выполнения геометрической резьбы складывается их двух операций: 1) наколки (надрезки) и 2) подрезки.

Наколка выполняется так: нож, зажатый в кулаке, вертикально втыкается в точку схождения лучей. Лезвие ножа направлено по лучу. В центре треугольника лезвие углубляется на 3-4 мм., у вершин выходит на поверхность.

Затем, наклоняя руку то влево, то вправо, строго по направлению волокон, производят подрезку наколотых элементов по линиям сторон треугольников. Лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево в точке схождения лучей и постепенно выходит на поверхность у вершин.

Результат

Результат

Правила Т.Б. в работе

Правила Т.Б. в работе

  • На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Крышка верстака или стола должны периодически очищаться щёткой–смёткой от мусора. Забытая под стружками ножовка или стамеска могут стать причиной травмы.
  • Запрещается выполнять резьбу на весу без упора, держа изделие на коленях или упирая в грудь. Нельзя поддерживать заготовку рукой на линии реза; от напряжения нож может соскользнуть и поранить руку. Лучше закрепить заготовку на крышке в державках.
  • Неиспользуемые инструменты должны лежать на крышке верстака или в укладке лезвием «от себя». Передавать друг другу режущие инструменты не рекомендуется. Лучше положить инструмент на стол ближе к тому, кому он нужен.
  • При работе косым ножом, его крепко держат в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку, пальцами другой руки направляя кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка. Иногда помогают нажимом движению ножа, иногда его сдерживают.
  • При работе столярными инструментами следует соблюдать общие правила техники безопасности при обработке древесины.
  • В нерабочем состоянии все инструменты следует хранить в деревянной укладке или в сумке так, чтобы их лезвия не соприкасались.
Ошибки и виды брака в работе Виды брака Причины Наколка выполнена по сторонам треугольников. Невнимательность в работе. Брак неисправим. Наколка выполнена от вершин треугольников к центру. Невнимательность в работе. Выполнить наколку правильно. Древесина при резьбе заминается, грязный срез, древесина выкрашивается. Тупой нож. Заменить нож или править лезвие. Очень глубокая и грязная резьба. Неправильное положение ножа при подрезке. Держать нож положе. При резьбе, древесина выламывается и выкрашивается 1.Неправильное направление среза. Нож должен скользить по волокнам. Неравнобокие треугольники. На дне выемки остаются не вырезанные участки. 2. Не выполнена наколка. Неправильно выполнена наколка: или с наклоном ножа, или мелко. Заново выполнить наколку, затем – подрезку, срезая тонкий слой древесины. Нельзя выковыривать оставшиеся участки. Это не художественное ковыряние, а резьба.

Ошибки и виды брака в работе

Виды брака

Причины

Наколка выполнена по сторонам треугольников.

Невнимательность в работе. Брак неисправим.

Наколка выполнена от вершин треугольников к центру.

Невнимательность в работе. Выполнить наколку правильно.

Древесина при резьбе заминается, грязный срез, древесина выкрашивается.

Тупой нож. Заменить нож или править лезвие.

Очень глубокая и грязная резьба.

Неправильное положение ножа при подрезке. Держать нож положе.

При резьбе, древесина выламывается и выкрашивается

1.Неправильное направление среза. Нож должен скользить по волокнам.

Неравнобокие треугольники. На дне выемки остаются не вырезанные участки.

2. Не выполнена наколка.

Неправильно выполнена наколка: или с наклоном ножа, или мелко. Заново выполнить наколку, затем – подрезку, срезая тонкий слой древесины. Нельзя выковыривать оставшиеся участки. Это не художественное ковыряние, а резьба.

Задание

Задание

  • На тренировочной доске разметьте полоску «азбучных» элементов, например, «треугольников». Обязательно прорисуйте линии наколки.
  • Выполните наколку узора. При этом, нож держится вертикально в кулаке. Лезвие углубляется в точке схода лучей.
  • Выполните подрезку. Нож зажат в кулаке и наклонен под углом 30-35 0 к плоскости доски. Одну из сторон треугольника можно оставлять не вырезанной.
  • Переведите контуры своей заготовки на бумагу. Постройте на ней рисунок для геометрической резьбы. Можно пользоваться уже готовыми рисунками, или придумать свой. При этом, необязательно, чтобы вся поверхность была покрыта рисунком. На ней может оставаться достаточно свободного места.
  • При выполнении резьбы следите, чтобы рука, придерживающая заготовку не находилась на линии реза . Периодически сметайте со стола щёткой-смёткой вырезанные пирамидки.
  • При скалывании узора, найдите выломанный кусочек и вклейте его на место с помощью клея.
  • Найдите в литературе способы отделки резных изделий.
Глоссарий Резьба – один из видов декоративно-прикладного искусства, способ художественной обработки дерева путём вырезания специальными инструментами со снятием стружки. Геометрическая резьба  – разновидность плосковыемчатой резьбы с рисунком геометрического характера, расположенным ниже уровня фона «Азбука» резьбы  – от 20 – до 40 основных элементов, из которых образуется всё многообразие рисунков геометрической резьбы. Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Косой нож – нож, или плоская стамеска со скошенным под 45-60 0 прямым лезвием. Основной инструмент для выполнения геометрической и контурной резьбы. Наколка – первый этап выполнения плосковыемчатой и плоскорельефной резьбы. Выполняется косым ножом или стамесками в вертикальном положении. Подрезка - следующий этап резьбы, выполняемый ножом или стамесками в наклонном положении. При этом от заготовки отделяется клиновидная стружка.

Глоссарий

Резьба – один из видов декоративно-прикладного искусства, способ художественной обработки дерева путём вырезания специальными инструментами со снятием стружки.

Геометрическая резьба – разновидность плосковыемчатой резьбы с рисунком геометрического характера, расположенным ниже уровня фона

«Азбука» резьбы – от 20 – до 40 основных элементов, из которых образуется всё многообразие рисунков геометрической резьбы.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Косой нож – нож, или плоская стамеска со скошенным под 45-60 0 прямым лезвием. Основной инструмент для выполнения геометрической и контурной резьбы.

Наколка – первый этап выполнения плосковыемчатой и плоскорельефной резьбы. Выполняется косым ножом или стамесками в вертикальном положении.

Подрезка - следующий этап резьбы, выполняемый ножом или стамесками в наклонном положении. При этом от заготовки отделяется клиновидная стружка.

Вопросы для самоконтроля Какие виды художественной обработки древесины вы знаете? С каким новым видом обработки вы познакомились сегодня? Перечислите основные виды резьбы по дереву. Каковы особенности трёхгранно-выемчатой (геометрической резьбы) и почему она получила такие названия? Какие инструменты применяются при выполнении геометрической резьбы? Какие две операции применяются при выполнении геометрической резьбы. Как выполняется наколка рисунка? Как выполняется подрезка? Какие правила техники безопасности следует соблюдать в работе? Отгадай ребусы

Вопросы для самоконтроля

  • Какие виды художественной обработки древесины вы знаете?
  • С каким новым видом обработки вы познакомились сегодня?
  • Перечислите основные виды резьбы по дереву.
  • Каковы особенности трёхгранно-выемчатой (геометрической резьбы) и почему она получила такие названия?
  • Какие инструменты применяются при выполнении геометрической резьбы?
  • Какие две операции применяются при выполнении геометрической резьбы.
  • Как выполняется наколка рисунка?
  • Как выполняется подрезка?
  • Какие правила техники безопасности следует соблюдать в работе?

Отгадай ребусы

Источники Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. – 2-е изд., испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. - 256 с.: ил  Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Практ. пособие.-4-е изд.,перераб. и доп. – М. Высш. Ш – 142 1989. с.: ил. Симоненко В.Д . Технология. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Саморадский; под ред. В.Д. Симоненко. – 6-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 176 с.:  http://yandex.ru/yandsearch?lr=38&oprnd=8196335664&text= Художественная+резьба+по+дереву + В оформлении презентации использованы фотографии работ разных лет обучающихся МОУ гимназии № 2 г. Волгограда

Источники

Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. – 2-е изд., испр. – М.: Моск. рабочий, 1990. - 256 с.: ил

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву: Практ. пособие.-4-е изд.,перераб. и доп. – М. Высш. Ш – 142 1989. с.: ил.

Симоненко В.Д . Технология. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Саморадский; под ред. В.Д. Симоненко. – 6-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 176 с.:

http://yandex.ru/yandsearch?lr=38&oprnd=8196335664&text= Художественная+резьба+по+дереву +

В оформлении презентации использованы фотографии работ разных лет обучающихся МОУ гимназии № 2 г. Волгограда

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Работы обучающихся


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Кейс "Резьба по дереву"

Автор: Игнатьев Константин Владимирович

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136874

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства