ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА
Учащиеся 4 а класса МОУ «Чемальская СОШ ».
Учитель : Кардаева Надежда Александровна.
с. Чемал.
2014 год.
ОСАНКА –стан, строй, склад живого тела и общность приемов и всех его движений; хотя и можно сказать: у него дурная осанка. Но вообще под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту, посему осанистый – стройный телом и приятно величавый в движениях своих.
- ОСАНКА –стан, строй, склад живого тела и общность приемов и всех его движений; хотя и можно сказать: у него дурная осанка. Но вообще под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту, посему осанистый – стройный телом и приятно величавый в движениях своих.
Осаниться – принимать осанку; прибодрится, стараясь придать себе осанистый вид.
- Осаниться – принимать осанку; прибодрится, стараясь придать себе осанистый вид.
Русская пословица гласит «Без осанки конь - корова»
из словаря русского языка О.И.Даля
Гипотеза:
Существует прямая связь между осанкой и здоровьем,
правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.
Проблема:
Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.
У значительной части детей из года в год выявляются отклонения в развитии позвоночника. Изменения в осанке и сколиоз обнаруживаются примерно у 30% всех обследованных,
а плоскостопие и уплощение стоп - у 48 % детей.
Цель и объект исследования:
- цель работы - выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки;
- объектом исследования стали учащиеся 4 «а» класса МОУ«Чемальская СОШ», у которых определяли медицинские аспекты осанки.
Методы исследования:
1 группа-
- сбор данных о состоянии осанки и здоровья детей у школьных врачей ;
2 группа-
- проведение тестов на правильную осанку ;
- анализ полученных результатов ;
- выведение закономерностей ;
3 группа-
- поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для учащихся 4 «а» класса ;
4 группа-
ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Признаки правильной осанки:
- голова и туловище держатся прямо; – голова слегка приподнята; – плечи несколько отведены назад, грудная клетка развернута; – плечи находятся на одном уровне; – голова и позвоночник сзади составляют прямую вертикаль; – живот подобран; – в поясничной части имеется небольшой изгиб вперед; – при взгляде сбоку позвоночник имеет углубление в шейном и
поясничном отделах (лордоз) и выпуклость в грудном отделе
(кифоз); - ноги прямые, смыкаются без особого напряжения мышц; - внутренние части стоп не касаются пола.
Нарушение любого из этих признаков говорит о том, что осанка неправильная .
ПОЗВОНОЧНИК И ЕГО ФУНКЦИИ
Наш позвоночник состоит из 33 костей, которые называются позвонками .
Позвонки твердые и соединены друг с другом эластичными межпозвоночными дисками. Это основа туловища человека – позвоночный столб .
Позвоночник выполняет в организме следующие важные функции:
- Несущая функция .
- Двигательная функция.
- Функция поддержки.
- Защитная функция .
8
У детей проблемы с неправильной осанкой возникают обычно из-за следующих причин,
вызывающих искривление позвоночника :
- портфель или сумка через плечо
вместо ранца или рюкзака
(часто переносимая тяжесть, которая
перегружает одну половину туловища и
этим нарушает состояние позвоночника);
- привычка сутулиться;
- недостаток двигательной активности .
8
Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов
Из-за неправильной осанки человек нередко испытывает различные боли . Как это происходит? Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности.
Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.
8
Исследование состояния осанки у учащихся 4«а» класса Чемальской школы
Одним из методов выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Искривление позвоночника называется сколиозом , и врачи различают разные его формы. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Среди приобретенных форм сколиоза выделим школьный сколиоз
8
Тесты на правильную осанку
Контрольные тесты в положении стоя:
1 . Необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки маленькое зеркало и посмотреть в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди, коснется плеча и закончится на мочке уха.
2. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной, как показано на рисунке. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках: - затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.
3. Нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
8
Стопы при работе сидя должны опираться о пол.
Контрольный тест в положении сидя
- Нужно сесть за парту в привычной позе, так как вы обычно сидите на уроке. Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев
должны касаться угла глаза. Если угол глаза находится выше или ниже кончиков пальцев – осанка не правильная
-
Если стандартный стул не соответствует росту, нужно использовать подставку под ноги. Регулируя высоту стола, надо добиться того, чтобы локти находились в плоскости крышки стола.
8
Динамика физического развития учащихся 4 «а» класса Чемальской школы (2012-2014 г.г.)
Нормаль-ная осанка
2012-2013 учебный год
15
Круглая фигура или сутулость
%
2013-2014 учебный год
75,00
3
Сколиоз в грудном или пояснич-ном отделах позвоночника
%
15
Плоскосто-пие
15,00
0
75,00
3
0
2
10,00
15,00
0
0
2
10,00
Результаты исследования
У 25% в 2012-2013 и у 25% детей в 2013-2014г в обследуемой группе выявлены отклонения по некоторым параметрам развития.
Следовательно, их можно отнести в группу подверженную факторам риска возникновения нарушений здоровья, а у некоторых хронических заболеваний.
Анализ полученных результатов позволил нам выделить у обследованных школьников следующие факторы риска:
- ожирение у 1 ребенка (5,00%);
- нарушения осанки у 3 детей (15,00%);
- плоскостопие и уплощение стоп у 2 детей (10,00 %);
- повышенное артериальное давление и функциональные сердечные шумы (ФСШ) у 12 детей (60,00 %) ;
- низкая физическая работоспособность 5 (25,00 %).
Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки
Стоя необходимо держать голову прямо и высоко , чтобы воображаемая черта соединяла мочку уха и плечо . Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос .
При ходьбе стопа становится прямо , сначала земли касается пятка. Идти надо пружинистым средним шагом, который соответствует росту .
В положении сидя надо плотно опираться спиной о спинку стула, стараясь сохранять поясничный изгиб; сидеть прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед; высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедра.
Для позвоночника важное значение имеет кровать , на которой вы спите и подушка . Спать надо на плотной и упругой поверхности. Подушка должна быть небольшой и невысокой . Идеальными можно считать ортопедические матрас и подушку , которые разработаны с учетом всех требований врачей и ученых.
Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки
Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии – это
Гимнастика плавание массаж
Во всех трех случаях главное –
регулярность нагрузок!
Рекомендации
- Довести результаты исследований до родителей.
- Провести информационные часы, посвящённые сколиозу и плоскостопию и методам профилактики и их коррекции.
- Выпустить информационный бюллетень для школьников о результатах исследовательской работы и рекомендациям и по профилактике сколиоза и плоскостопия.
- Проведение физминуток на каждом уроке.
- Обратиться к родителям учащихся с рекомендациями обратить внимание на здоровье их детей и обратиться за консультацией к детскому хирургу.
- Провести родительское собрание на тему: «Предупреждение сколиоза и плоскостопия».
ВЫВОДЫ
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу : между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
- Позвоночник это осевой орган, который влияет на осанку.
- Все отклонения в осанке, о которых идет речь в работе, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения.
- Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
В нашем возрасте
не все еще потеряно !
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !
Ресурсы :
- Энциклопедия “ Что ? Где ? Когда ?” “ Росмен ” , 2003 г.
- Классные часы в 3 – 4 классах. “ Феникс ” , 2007 год.
- Энциклопедия малыша. “ Росмен ” , 2006 год.
- Окружающий мир 4 класс. Занимательные материалы. “ Учитель ” , 2007 год.