Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Знание и соблюдение правил речевого этикета»»
Презентация на тему
«Знание и соблюдение правил речевого этикета»
Подготовила: Карягина А.П. 2015 год. МБДОУ «ТЕРЕМОК»
Знание и соблюдение правил этикета – своего рода ярлык,
по которому многое можно узнать:
где человек вырос,
какой стиль общения был принят у него дома,
насколько внимательно и бережно относится он к людям.
Можно увидеть и то, насколько мы, родители, преуспели в воспитании ребенка, насколько удобной мы сделали его жизнь.
Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования. Стремление обозначить нормы поведения в обществе наблюдалось еще в Древнем Египте, Греции и Риме:
дипломатический этикет
придворный этикет
гражданский этикет
Отношения полов, высших и низших слоев общества были строго регламентированы. Нарушить этикет означало исключить себя из своей социальной группы.
Первой книгой по этикету принято считать «Дисциплину клерикалис», составленную в начале XIII века испанским священником Педро Альфонсо. На ее основе выросли правила поведения в Англии, Франции, Германии. Однако истинное облагораживание нравов в Европе началось с Италии. Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры: люди начали интересоваться искусством, модой и друг другом.
Россия до XVIII века руководствовалась сводом правил «Домострой», в основе которого лежали строгое сословное деление, подчинение младших старшим, низших высшим.
С эпохой Петра I появились европейские нормы поведения, отраженные в книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». До Октябрьской революции европейские обычаи парадоксально сочетались с патриархальными порядками, составляя довольно живописную картину (хорошо представленную в пьесах Островского).
Советская эпоха добросовестно искоренила само понятие этикета, заменив его абстрактным «Кодексом строителя коммунизма» и правилами коммунального общежития.
Речевой этикетот 1.5 до 2 лет
Чтобы научить ребенка отвечать на добрые знаки внимания в его адрес, в его лексиконе как можно раньше должны появиться слова вежливости. Тогда же, когда он только учится говорить. Обращаясь к малышу с просьбой, всегда начинайте фразу со слова «пожалуйста» и заканчивайте ее словом «спасибо». Чаще проявляйте благодарность ребенку за самые незначительные поступки. Обязательно – за то, что он был послушным, быстро собрался на прогулку, был терпеливым, когда пришлось ждать автобус и т.д. Научите малыша здороваться и прощаться. Здесь гораздо красноречивее слов собственный пример. Если повторять ребенку, что нужно говорить «здравствуйте» знакомым людям и при этом игнорировать соседку, то урок получится напрасным. Иногда о правилах вежливости забывают очень импульсивные дети, которым трудно удержать внимание на чем-то определенном. Они знают, что нужно поздороваться, но настоящий момент для них как бы не существует, они увлечены уже следующим действием, поэтому часто напрочь забывают об этикете. Взрослому придется останавливать торопыжку и терпеливо произносить волшебные слова за него. Проявляйте к малышу больше уважения. Например, ему неудобно смотреть вверх. Сделайте дружественный жест: приветствуя ребенка, согните колени, чтобы ваши и его глаза оказались на одном уровне. Это рождает доверие и выражает взаимопонимание. Ему легче научиться правилам хорошего тона, если в их основе лежит уважение к каждой мелочи.
Речевой этикетот 3-4 года
Цель этикета – сделать жизнь максимально приятной, научиться обходить все углы и нечаянные обиды. Для этого сразу надо учить ребенка разговаривать спокойно и негромко. Особенно в спальне и других помещениях для отдыха. С помощью голоса непроизвольно создается некая атмосфера – приятная или тяжелая (и дело не в смысле слов, а в интонации). Разговаривайте сами мягко и нежно, не повышая голоса. Так и малыш сможет выработать верный тон в общении.
Этикет общения
Цель– выработать уважительное отношение к старшим и заботливое – к младшим. Взрослых пора называть по имени-отчеству. Традиционное вежливое обращение не только демонстрирует уважение, но и устанавливает дистанцию. К сожалению, не все взрослые «дяди» или «тети» хорошо относятся к детям. Более отстраненное обращение убережет от многих проблем. Взращивается покровительственное отношение к малышам. При всяком удобном случае предлагайте нечто вроде «помоги Машеньке завязать ботинок». Не упускайте возможности самим оказать другу ребенка какую-нибудь услугу: накормите, предложите вместе поиграть. Ваша искренняя помощь – наглядный урок этикета. Чтобы сделать комфортнее взрослую жизнь, взаимодействию надо учить сейчас. Чаще говорите о друзьях и дружбе, обсуждая любые тонкости. Например, получив ответ «я дружу с Васей, потому что он всегда дает мне игрушки», не нужно заканчивать на этом беседу. Взрослый рискует закрепить односторонне-потребительские представления о дружбе. Лучше продолжить: «А ты?» – «Я тоже даю игрушки». – «А это приятно – делиться с другом?» Затратьте на общение побольше времени: эти беседы помогут ребенку понять и принять ценность дружбы.
Этикет общения5-6 лет
Учите позитивно относиться к окружающим. Для этого старайтесь не обсуждать при детях других людей, особенно когда оценки носят негативный характер. Запретите себе любые осуждающие высказывания о друзьях ребенка.
Во всех случаях начинайте с себя. Труднее всего малышу следовать правилам, которые нарушают сами взрослые. Трудно усвоить, что обманывать нельзя, если папа просит малыша отвечать по телефону, что «его нет дома». Невозможно втолковать, что взрослым в некоторых ситуациях обманывать можно, а детям – категорически запрещается, потому что это «нехорошо». Если придется столкнуться с детской ложью, проявите родительский артистизм, утрированно демонстрируя, как сильно он расстроил вас своей неискренностью. (Исключением может быть только «ложь из благородства», например, когда ребенок берет на себя вину друга – тут надо сделать вид, что поверили объяснениям.)
Того, что запрещено, должно быть как можно меньше. Но уж если нельзя – то нельзя никак. Время от времени каждому человеку, а тем более ребенку, хочется взять тайм-аут, освободиться от подчинения определенному регламенту (демонстративно уйти из-за стола, нагрубить вместо «спасибо»). Причины – и усталость, и недовольство собой и окружающими. Надо признать эту слабость, но обязательно мягко пресечь. Если нельзя – то не только тебе, но и никому. Не стесняйтесь признавать перед малышом свои ошибки. Если ребенок никогда не слышал в свой адрес извинений, ему сложнее будет понять смысл этого действия. Сам ребенок тоже должен уметь сказать «нет» – дружески, но твердо. Это весьма пригодится. Многие из нас до старости говорят «нет» так неумело, что либо все время идут на какие-либо уступки и страдают от этого, либо отказывают так грубо и оскорбительно, что это действительно нельзя назвать хорошим тоном. Особое значение умение говорить «нет» приобретет в подростковом возрасте. Чужое мнение, мнение друзей зачастую важнее собственного. Он должен сказать «нет» на предложение, которое считает неправильным. Воспитанный человек сможет отказать знакомым, если это обидит близких ему людей.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте пора научиться слушать. Это такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как умение говорить. Не вмешиваться в разговор старших, не перебивать, не спорить. Беседовать только уважительно и приветливо.
Речевой этикетв 7-8 лет
Важно следить за правильной речью.
В школьные годы проблемой становится неопределенность, размытость значений в языке ребенка (к примеру, «круто» может быть и отрицательной, и положительной оценкой ситуации). Спасение — только в чтении и разговорах. Надо понимать, что в определенный период роста ребенку придется переболеть «языковой болезнью», чтобы, преодолев стихию, осознать достоинство и силу русского языка. В целом же, этикет — это так обыденно...
В сущности, воспитывать нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них: бережное отношение к миру и обществу, к природе и истории. Вместо сотни правил можно запомнить одно — необходимо уважительно относиться к окружающим нас людям.