kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Тема урока:                                        Урок-педсовет «Через три дня Лидия Михайловна.

                                                            Почему?»

                                                            (заключительный урок по рассказу В.Г Распутина

                                                            «Уроки французского»)

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: портрет писателя, тексты произведения, рабочие тетради, презентация

Цель: урока: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ текста рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»:

Личностных: формирование целостного мировоззрения; развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств ребёнка, таких, как доброта, бескорыстие,  а также уверенности в себе, самостоятельности, формировать способности к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам, развитие творческих способностей учащихся через ролевую игру.

Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение; смысловое чтение; умение  осознанно использовать речевые средства, умение организовать совместную деятельность с учителем и со сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение слушать и вступать в прения.

Предметных: овладение процедурами смыслового чтения с целью выявления нравственно-этической позиции автора; формирование умений анализировать, оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,

1. Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся на решение задач в пределах сформулированной темы урока.

Цель учащихся (предполагаемая): понять, почему Лидия Михайловна уехала? Почему главного героя так и не наказали?

Методы организации работы с учащимися: создание проблемной ситуации через анализ  поступков героев и обращение учащихся к проблеме истинного добра.

 

Проблемные вопросы: Что же  произошло за эти три дня?  Почему не наказали главного

                                           героя,  ведь за игру на деньги исключают из школы? Что значили

                                          для  героя уроки французского  языка?

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Читают эпиграф к уроку, определяют главную мысль.

Читают предложенный учителем отрывок из рассказа.

 Ответы на проблемный вопрос

Определение цели урока и учебных действий для достижения поставленных целей

Краткий пересказ сюжета рассказа. Презентация:

слайды 2,3

Постановка проблемного вопроса

Рефлексивный анализ ответов учащихся

Организация целеполагания:

- Какие вопросы у вас возникают после прочтения  заключения рассказа? (Что произошло за эти три дня? Почему не наказали главного героя? Разве он не виноват? В чём виновата Лидия Михайловна?)

- Знаете ли вы, что такое педсовет? Педагогический – антипедагогический поступок? Определите с этой точки зрения поступок Лидии Михайловны.

(Подводит к мысли: наверно, был педсовет, на котором обсуждался поступок  Лидии Михайловны).

 

- Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на уроке, исходя из  ответов на предыдущие вопросы?

- Что необходимо сделать, чтобы достигнуть поставленной вами цели?

Результат данного этапа заключается в мотивированной постановке  учащимися цели и выборе учебных действий для достижения этой цели (смысловое чтение текста с целью выявления нравственно-этической позиции автора)

 

На данном этапе урока предполагается достижение следующих  образовательных результатов: метапредметных: определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами

2. Подготовка к педсовету (заявление темы, определение выступающих)

     (Опрос учащихся по заданному на дом материалу)

Цель учителя: выявление уровня  аналитического осмысления учащимися содержания  рассказа      В.Г. Распутина «Уроки французского»

Методы: ролевая игра; коллективная рефлексия

Критерии оценивания:

- знание содержания текста (внешний облик, манера поведения, речь своих героев)

- выразительность

- артистичность

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Заранее подготовленные учащиеся (члены литературного клуба) на основе текста  рассказа представляют своих героев (директор школы Василий Андреевич, учительница французского языка Лидия Михайловна, старшие ребята школы, младшие ученики). Остальные учащиеся оценивают игру «актёров», высказывают критические замечания.  Работа с текстом.

Определяют тему педсовета, выступающих.

- Организационная

- Оценивает вместе детьми игру «актёров»

Помогает сформулировать тему педсовета: «Антипедагогический поступок учителя французского языка Лидии Михайловны».

Выступающие: директор школы, учителя. Организует ролевую игру (делит класс на 2 группы: защитники Лидии Михайловны и против неё)

 

Результат данного этапа заключается в «осмыслении» роли своего героя ребятами- «актёрами» и представлении литературных героев  другими учащимися класса через внимательное прочтение текста;

в развитии творческих способностей учащихся.

3. Ход «педсовета» (Изучение нового учебного материала)

Цель: выявить через смысловое чтение, выделение необходимой информации в тексте мотивы поступков героев рассказа «Уроки французского», выделить нравственный аспект поведения героев через построение логической цепочки рассуждений.

Цель учителя: создать условия для достижения предметных результатов (овладение элементами смыслового анализа текста на основе выборочного чтения; формирование умений критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления).

Основные понятия: добро, бескорыстие

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала:

  • самостоятельный поиск информации по тексту (подбор аргументов в защиту героя или против)
  • интерпретация

·         пояснение  учителя, сопровождаемое презентацией;

·         работа в группах (у каждой группы свое задание: 1-я группа выступает в защиту Лидии Михайловны; 2-ая – против).

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: учитывается активность в диалоге (полилоге), актёрское мастерство (молодой учитель, с опытом работы, «мудрая учительница»)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Участвуют в ролевой игре «Педсовет»:

находят слова, характеризующие героя и объясняющие, почему ему нужна была помощь;

строят аргументы в споре на основе цитат, переделанных в реплики учителей, импровизируют; защищают понравившихся героев, отстаивают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

Высказывают мысли по поводу игромании, делают выводы о том, что рождает игромания.

Представляют последнее слово Лидии Михайловны, которая признаёт свою вину и просит об одном – не наказывать мальчика.

 

На основе сделанных записей рассказывают своё понимание слова «доброта».

Делают вывод о том, что не всегда получается следовать Уставу, инструкциям.

Рефлексивный анализ ответов учащихся. Пояснение, сопровождаемое  презентацией (все ли возможные вопросы были заданы, ответы найдены)

Создаёт ситуацию для высказывания учащимися мысли об игромании (современная проблема), подводит к выводам об этом хобби как вредной социальной привычке и опасном заболевании (как это страшно – быть зависимым!)

Слайды 4-7

Подводит  к оценке поведения учительницы.

Организует работу с кластером «Доброта» (слайд 8)

Организует работу с эпиграфом

- Чему же, кроме французского языка, научила нашего героя Лидия Михайловна?

Или же прав директор школы, назвав поступок Лидии Михайловны преступлением?

А какое бы название поступку Лидии Михайловны  дали вы? (благородный, милосердный, добрый) 
Работа строится на осмыслении художественного текста, так как вопросы и ответы «педагогов» - это выводы, работающие  на осмысление идейного уровня текста.

Обучение воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное,  а также формирование умений выделять нравственный аспект поведения героя идёт в диалоге и полилоге, что способствует развитию  творческого мышления, а также активности детей и приобретению устных речевых навыков.

4.  «Педсовет» решил.  (Закрепление учебного материала)

Цель: определить, что в рассказе В.Распутина «Уроки французского» стало личностным открытием, какие жизненно значимые вопросы пробудило чтение и осмысление характеров героев, какие нравственные проблемы можно считать актуальными для современных подростков.

Цель учителя:  создать условия для достижения личностных результатов (усвоение нравственных ценностей; формирование целостного мировоззрения,  освоение социальных норм, правил поведения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; уважения к личности и творчеству    В.Г. Распутина)

Критерии оценивания:

- точность, логичность, полнота ответов

Формы и методы:

- дискуссионное обсуждение вопросов

- индивидуальная саморефлексия через устные ответы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работают с эпиграфом,

Участвуют в обсуждении, делают выводы.

Слайды: 9-10

Организует работу с эпиграфом

Организация коллективной рефлексии

- Как вы думаете, чему учит этот рассказ?

- Как вы считаете, трудно ли быть учителем? Понравилось ли вам быть в роли учителя?
Данный этап урока предполагает выход за рамки ролевой игры.

Результат данного этапа заключается в достижении метапредметных результатов урока (строить логическое рассуждение, умозаключение, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства)

5. Задание на дом

Цель самостоятельной работы для учащихся: представить, что Василий Андреевич – реально существующий человек, и написать ему письмо, в котором следует выразить свои мысли после прочтения рассказа.

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию самостоятельной работы учащихся.

Критерии оценивая творческой работы (письма):

- ясность

- краткость

- соблюдение речевого этикета

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вопросы на уточнение задания

Объясняет задание на дом:

- Что бы вы хотели сказать Василию Андреевичу после прочтения рассказа? Что посоветовать? С чем согласиться или не согласиться? 

Результат урока: достижение поставленных целей





 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект урока

Тема урока: Урок-педсовет «Через три дня Лидия Михайловна.

Почему?»

(заключительный урок по рассказу В.Г Распутина

«Уроки французского»)


Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: портрет писателя, тексты произведения, рабочие тетради, презентация

Цель: урока: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ текста рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»:

Личностных: формирование целостного мировоззрения; развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств ребёнка, таких, как доброта, бескорыстие, а также уверенности в себе, самостоятельности, формировать способности к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам, развитие творческих способностей учащихся через ролевую игру.

Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства, умение организовать совместную деятельность с учителем и со сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение слушать и вступать в прения.

Предметных: овладение процедурами смыслового чтения с целью выявления нравственно-этической позиции автора; формирование умений анализировать, оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,


1. Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся на решение задач в пределах сформулированной темы урока.

Цель учащихся (предполагаемая): понять, почему Лидия Михайловна уехала? Почему главного героя так и не наказали?

Методы организации работы с учащимися: создание проблемной ситуации через анализ поступков героев и обращение учащихся к проблеме истинного добра.


Проблемные вопросы: Что же произошло за эти три дня? Почему не наказали главного

героя, ведь за игру на деньги исключают из школы? Что значили

для героя уроки французского языка?


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Читают эпиграф к уроку, определяют главную мысль.

Читают предложенный учителем отрывок из рассказа.


Ответы на проблемный вопрос


Определение цели урока и учебных действий для достижения поставленных целей


Краткий пересказ сюжета рассказа. Презентация:

слайды 2,3




Постановка проблемного вопроса


Рефлексивный анализ ответов учащихся


Организация целеполагания:

- Какие вопросы у вас возникают после прочтения заключения рассказа? (Что произошло за эти три дня? Почему не наказали главного героя? Разве он не виноват? В чём виновата Лидия Михайловна?)

- Знаете ли вы, что такое педсовет? Педагогический – антипедагогический поступок? Определите с этой точки зрения поступок Лидии Михайловны.

(Подводит к мысли: наверно, был педсовет, на котором обсуждался поступок Лидии Михайловны).


- Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на уроке, исходя из ответов на предыдущие вопросы?

- Что необходимо сделать, чтобы достигнуть поставленной вами цели?



Результат данного этапа заключается в мотивированной постановке учащимися цели и выборе учебных действий для достижения этой цели (смысловое чтение текста с целью выявления нравственно-этической позиции автора)


На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов: метапредметных: определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами



2. Подготовка к педсовету (заявление темы, определение выступающих)

(Опрос учащихся по заданному на дом материалу)


Цель учителя: выявление уровня аналитического осмысления учащимися содержания рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Методы: ролевая игра; коллективная рефлексия


Критерии оценивания:

- знание содержания текста (внешний облик, манера поведения, речь своих героев)

- выразительность

- артистичность

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Заранее подготовленные учащиеся (члены литературного клуба) на основе текста рассказа представляют своих героев (директор школы Василий Андреевич, учительница французского языка Лидия Михайловна, старшие ребята школы, младшие ученики). Остальные учащиеся оценивают игру «актёров», высказывают критические замечания. Работа с текстом.


Определяют тему педсовета, выступающих.


- Организационная


- Оценивает вместе детьми игру «актёров»



















Помогает сформулировать тему педсовета: «Антипедагогический поступок учителя французского языка Лидии Михайловны».

Выступающие: директор школы, учителя. Организует ролевую игру (делит класс на 2 группы: защитники Лидии Михайловны и против неё)


Результат данного этапа заключается в «осмыслении» роли своего героя ребятами- «актёрами» и представлении литературных героев другими учащимися класса через внимательное прочтение текста;

в развитии творческих способностей учащихся.



3. Ход «педсовета» (Изучение нового учебного материала)

Цель: выявить через смысловое чтение, выделение необходимой информации в тексте мотивы поступков героев рассказа «Уроки французского», выделить нравственный аспект поведения героев через построение логической цепочки рассуждений.

Цель учителя: создать условия для достижения предметных результатов (овладение элементами смыслового анализа текста на основе выборочного чтения; формирование умений критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления).

Основные понятия: добро, бескорыстие

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала:

  • самостоятельный поиск информации по тексту (подбор аргументов в защиту героя или против)

  • интерпретация

  • пояснение учителя, сопровождаемое презентацией;

  • работа в группах (у каждой группы свое задание: 1-я группа выступает в защиту Лидии Михайловны; 2-ая – против).

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: учитывается активность в диалоге (полилоге), актёрское мастерство (молодой учитель, с опытом работы, «мудрая учительница»)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Участвуют в ролевой игре «Педсовет»:


находят слова, характеризующие героя и объясняющие, почему ему нужна была помощь;

строят аргументы в споре на основе цитат, переделанных в реплики учителей, импровизируют; защищают понравившихся героев, отстаивают свою точку зрения, обмениваются мнениями.



Высказывают мысли по поводу игромании, делают выводы о том, что рождает игромания.


Представляют последнее слово Лидии Михайловны, которая признаёт свою вину и просит об одном – не наказывать мальчика.


На основе сделанных записей рассказывают своё понимание слова «доброта».

Делают вывод о том, что не всегда получается следовать Уставу, инструкциям.




Рефлексивный анализ ответов учащихся. Пояснение, сопровождаемое презентацией (все ли возможные вопросы были заданы, ответы найдены)

Создаёт ситуацию для высказывания учащимися мысли об игромании (современная проблема), подводит к выводам об этом хобби как вредной социальной привычке и опасном заболевании (как это страшно – быть зависимым!)

Слайды 4-7






Подводит к оценке поведения учительницы.








Организует работу с кластером «Доброта» (слайд 8)


Организует работу с эпиграфом

- Чему же, кроме французского языка, научила нашего героя Лидия Михайловна?

Или же прав директор школы, назвав поступок Лидии Михайловны преступлением?

А какое бы название поступку Лидии Михайловны дали вы? (благородный, милосердный, добрый) 




Работа строится на осмыслении художественного текста, так как вопросы и ответы «педагогов» - это выводы, работающие на осмысление идейного уровня текста.

Обучение воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное, а также формирование умений выделять нравственный аспект поведения героя идёт в диалоге и полилоге, что способствует развитию творческого мышления, а также активности детей и приобретению устных речевых навыков.



4. «Педсовет» решил. (Закрепление учебного материала)

Цель: определить, что в рассказе В.Распутина «Уроки французского» стало личностным открытием, какие жизненно значимые вопросы пробудило чтение и осмысление характеров героев, какие нравственные проблемы можно считать актуальными для современных подростков.

Цель учителя: создать условия для достижения личностных результатов (усвоение нравственных ценностей; формирование целостного мировоззрения, освоение социальных норм, правил поведения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; уважения к личности и творчеству В.Г. Распутина)

Критерии оценивания:

- точность, логичность, полнота ответов

Формы и методы:

- дискуссионное обсуждение вопросов

- индивидуальная саморефлексия через устные ответы


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание



Работают с эпиграфом,

Участвуют в обсуждении, делают выводы.




Слайды: 9-10

Организует работу с эпиграфом

Организация коллективной рефлексии


- Как вы думаете, чему учит этот рассказ?

- Как вы считаете, трудно ли быть учителем? Понравилось ли вам быть в роли учителя?

Данный этап урока предполагает выход за рамки ролевой игры.


Результат данного этапа заключается в достижении метапредметных результатов урока (строить логическое рассуждение, умозаключение, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства)


5. Задание на дом

Цель самостоятельной работы для учащихся: представить, что Василий Андреевич – реально существующий человек, и написать ему письмо, в котором следует выразить свои мысли после прочтения рассказа.

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию самостоятельной работы учащихся.

Критерии оценивая творческой работы (письма):

- ясность

- краткость

- соблюдение речевого этикета


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


Вопросы на уточнение задания


Объясняет задание на дом:

- Что бы вы хотели сказать Василию Андреевичу после прочтения рассказа? Что посоветовать? С чем согласиться или не согласиться? 



Результат урока: достижение поставленных целей





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

УРОК-ПЕДСОВЕТ   «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?»

УРОК-ПЕДСОВЕТ «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?»

Валентин Григорьевич Распутин

Валентин Григорьевич Распутин

Через три дня Лидия Михайловна уехала. ПОЧЕМУ?

Через три дня Лидия Михайловна уехала. ПОЧЕМУ?

Почему Лидия Михайловна решила, что ЭТОМУ ученику нужно помогать? В чём?

Почему Лидия Михайловна решила,

что ЭТОМУ ученику нужно помогать?

В чём?

Почему Лидия Михайловна решила, что ЭТОМУ ученику нужно помогать? В чём?

Почему Лидия Михайловна

решила, что ЭТОМУ ученику нужно помогать?

В чём?

Игромания – не безобидное хобби ?

Игромания – не безобидное хобби

    ?

    «Честный выигрыш», или  Неужели нельзя было придумать что-нибудь другое? ГОРДОСТЬ САМОЛЮБИЕ «А ты учись спокойно, никто тебя За этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись».

    «Честный выигрыш», или

    Неужели нельзя было придумать что-нибудь другое?

    ГОРДОСТЬ

    САМОЛЮБИЕ

    «А ты учись спокойно, никто тебя

    За этот дурацкий случай не тронет.

    Тут виновата я. Учись».

    «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра»  Л. Толстой  ДОБРОТА

    «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра»

    Л. Толстой

    ДОБРОТА

    Уроки французского – уроки доброты   «Истинное ? со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и ? , чтоб не искать прямой ? , (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть ? и уверенным в своей тихой чудодейственной силе».    В. Распутин

    Уроки французского – уроки доброты

    «Истинное ? со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и ? , чтоб не искать прямой ? , (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть ? и уверенным в своей тихой чудодейственной силе». В. Распутин

    Пока живёшь – твори ДОБРО Истинное ДОБРО бескорыстно, на пути к ДОБРУ человек часто делает ошибки и платит за них, но в ДОБРЕ смысл жизни.

    Пока живёшь – твори ДОБРО

    Истинное ДОБРО бескорыстно,

    на пути к ДОБРУ человек часто

    делает ошибки и платит за

    них, но в ДОБРЕ смысл жизни.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 6 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Дмитриева Марина Юрьевна

    Дата: 29.11.2014

    Номер свидетельства: 137100

    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства