Игровому обучения присущи те же черты, что и игре - свободная, развивающая деятельность, организуемая учителем, но протекающая без его диктата, и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз, поощрение или оценку. Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Ученик приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Эксперименты показали, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения.В этой работе я раскрываю все функции игрового обучения и определяю цель применения технологии игровых форм обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Игровые технологии»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1
г.Железногорск Курской области
Презентация на тему:
«Игровые технологии»
Автор: педагог дополнительного образования, руководитель хорового коллектива «Весна»
Мосина Елена Валериевна
(первая квалификационная категория)
Игровые технологии
История возникновения
Известно насколько игра многогранна. Она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач - обучение.
Не вызывает сомнения, что игра, практически с первых моментов своего возникновения, выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения,
с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков, привычек, а так же развития способностей.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Ещё в древних Афинах (VI-IV вв. до н.э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования ( агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.
В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации, к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Компанелла и Франсуа Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.
Позднее, в XV-XVII веках Ян Амос Каменский призывал все «школы-каторги», и «школы- мастерские» превратить в места игр.
Жан Жак Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий:
- общественно – полезный труд;
-совместные игры, празднества.
В отечественной педагогике и психологии проблемы игровой деятельности разрабатывали известные педагоги: Константин Дмитриевич Ушинский и Даниил Борисович Эльконин.
Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.
В 30-е годы в СССР Марк Бирштейн разработал первую деловую игру. Использование деловых игр послужило основой развития большой группы методов обучения, получивших название Методы Активного Обучения.
Однако, в 1938 году игры в СССР постигла участь ряда научных направлений- они были запрещены.
Их второе возрождение произошло только в 60-е годы в США, где стали появляться первые деловые игры.
Признаки и особенности методики
Игровому обучения присущи те же черты, что и игре - свободная, развивающая деятельность, организуемая учителем, но протекающая без его диктата, и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз, поощрение или оценку.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Ученик приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Эксперименты показали, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем–то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным.
Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Отличие от других технологий
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что:
- игра, хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
- эффективное средство активизации, помогающее значительно легче преодолевать трудности, психологический барьер за счет содержательной природы самой игровой ситуации;
- игра мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость;
- позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений ;
- преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект;
- игра нивелирует значение конечного результата.(В игре участников могут устраивать разные типы призов: материальный - поощрение, грамота; моральный - широкое публичное объявление результата; психологический- самоутверждение, самооценки и др.) Причём при групповой деятельности результат воспринимается через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
Игровые технологии в современной школе.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, и даже раздела предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль знаний);
- как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средств игры;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который приводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра- школа профессиональной и семейной жизни. Школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает, что чему-то учится. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.
Функции игры.
Функция игры – её разнообразная полезность. У каждого вида игры она своя.
Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
1.Социокультурное значение игры.
Игра – средство социализации ребёнка, включающее в себя процессы, действующие на становление личности, усвоения знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников.
2. Функция межнациональной коммуникации.
Игры национальны, интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
3. Функция самореализации человека в игре.
Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможности или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
4. Коммуникативная игра.
Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
5. Диагностическая функция игры.
Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Во-первых, по тому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество и т.д.)
Во-вторых, игра сама по себе – это особое поле самовыражения.
6. Игротерапевтическая функция игры.
Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
7. Функция коррекции в игре.
Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжеты игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют.
8. Развлекательная функция игры.
Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней её притязаний.
Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребёнка.
1 группа - предметные игры,
манипуляция с игрушками, предметами. Через них дети познают форму, цвет, объём, материал, животный мир и т.д.
2 группа – игры творческие, сюжетно – ролевые,
в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. («Счастливый случай», « Что? Где? Когда?»)
3 группа – игры с готовыми правилами, дидактические.
Как правило, они требуют от обучающихся расшифровать, распутать, разгадать задание, а главное – знать предмет.
4 группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Они отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх обучающиеся осваивают процесс созидания, учатся планировать свою работу, проявлять смекалку в решении творческих задач и критически оценивать результаты своей и чужой деятельности.
5 группа - интеллектуальные игры.
Это игры – упражнения, игры – тренинги, воздействующие на психическую сферу. Они путём сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно – познавательной деятельности обучающихся.
Таким образом, опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения:
- развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения;
- развивающие - развивать у детей творческое мышление,
способствовать практическому применению
умений и навыков, полученных на уроке;
- воспитательные - воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
Игровые мотивы и организация игр.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
- учащиеся учатся учитывать мнение товарищей. При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети на практике и на опыте осознают полезность и быстросоображающих, и критически –оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Моральные мотивы:
-в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер и волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
-каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
Урок, проводимый в игровой форме, требует выполнения определённых правил:
Это дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребёнка, возраста, физических особенностей, любая роль должна иметь действие, допускается использование отрицательных ролей только в юмористических ситуациях.
2.Обязательные атрибуты игры, оформление.
Я в краткой форме скажу о том, что предлагая игру, учитель должен возбудить у детей к ней интерес, тогда совпадут цели воспитания и желания ребёнка,
объяснять игру надо кратко и точно непосредственно перед её началом,
место игры должно быть безопасным, подходить по размеру для числа играющих, не иметь отвлекающих факторов, соответствовать гигиеническим нормативам.
3. Обязательная констатация результата игры.
Главное правило - уважать личность обучающегося, развивать его интерес к работе и творческую инициативу, помочь преодолеть чувство тревоги и неуверенности и поверить в свои способности.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Ведь в игре все участники изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовки, способностей, выдержки, умений, характера.
Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей.
Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В заключении я предлагаю вам провести небольшой тренинг. Взгляните на экран внимательно и после просмотра ответьте на мои вопросы, относительно увиденного.
На экране картинки с мышками и музыкальными инструментами.