Языковое образование сегодня – векторы развития
VIII научно-практическая конференция региональной Ассоциации учителей и преподавателей иностранных языков
«Содружество»
Секция «Технология обучения иностранным языкам»
«Игровые технологии при обучении английскому языку»
Кривцова Татьяна Евгеньевна,
учитель английского языка
МБОУ ООШ с.Зипуново
Чайковского района
24.04. 2014 г.
Понятие игры
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.
Функции игры как педагогического феномена:
развлекательная – удовольствие от процесса деятельности
коммуникативная – возможность войти в реальный контекст человеческих взаимоотношений
самореализация – возможность выявить жизненные затруднения и недостаток опыта
терапевтическая – средство преодоления разных трудностей
диагностическая – способ диагностики интеллектуальных, творческих, эмоциональных проявлений учащихся
коррекция – возможность внести позитивные изменения в структуру личности
межнациональная коммуникация – возможность усваивать общечеловеческие ценности, культуру разных национальностей
социализация – включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение богатства культуры.
В ходе игры у учащихся формируются следующие компетенции: социальная, коммуникативная, информационная, технологическая, готовность к самообразованию, готовность делать осознанный выбор.
Эффективность игровых технологий зависит от: правильного выбора игры, тщательной подготовки, соблюдения основных принципов игры и требований к её проведению, умелого проведения, анализа игры.
Выбор игры обусловлен программным содержанием и конечными результатами.
При подготовке и проведении игры следует руководствоваться следующими принципами:
принцип добровольности включения в игу
принцип развития игровой динамики
принцип поддержания игровой атмосферы
принцип взаимосвязи игровой и неигровой форм деятельности
принцип перехода от простых игр к сложнейшим игровым действиям.
Педагогические игры можно классифицировать по следующим критериям:
по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические
по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. Познавательные, воспитательные, развивающие. Репродуктивные, продуктивные, творческие. Коммуникативные, диагностивные, профориентационные, психотехнические.
по характеру игровой деятельности: предметные, дидактические, проблемные, ситуационные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
по игровой среде: с предметами и без, настольные, уличные, комнатные, компьютерные.
по дидактическим целям: для изучения нового материала, для закрепления, для проверки, обобщающие, релаксационные.
по количеству участников: групповые, индивидуальные, парные, массовые.
языковые: фонетические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические.
речевые: коммуникативные игры, коммуникативные имитации, свободное общение.
Подготовка игры
Предварительная подготовка (учащихся и учителя)
Разработка сценария
План игры
Общее описание
Содержание инструктажа
Подготовка материального обеспечения: методические материалы, задания, инструкции, реквизит, документация и т.д.
Подготовка перед игрой (создание эмоционального настроя).
Соблюдение основных требований к игре и условиям:
Психологические: личный смысл и значимость для участников, психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре, позитивная психологическая обстановка;
Социально-психологические: создание условий для взаимодействия, общение и сотрудничество участников игры;
Педагогические: целесообразность игры как формы обучения. Педагог определяет цели и задачи игры, её содержание и ход, а также учитывает посильность игры и индивидуальные особенности учащихся
Проведение игры.
А) Предложение игры детям;
Б) Объяснение правил игры
(краткая и конкретная формулировка правил)
В) Выбор участников игры;
2. Ход игры
А) Начало игры;
Б) развитие игрового действия (кульминация), азарт играющих, рост интереса участников и зрителей, элементы соревнования, эмоциональность учителя, подготовка костюмов, реквизита (в зависимости от движущей пружины игры);
В) Заключительный этап игры (спад напряжения), предупреждение о приближении окончания игры, психологическая подготовка к окончанию игры.
Важные факторы:
Подведение итогов
(Оценка и поощрение школьников)
Дидактический результат: Итоговый результат:
Что нового учащиеся узнали, Кто оказался лучшим
Как справились с заданием, что помогло ему достичь
чему научились победы,
Объявление результатов соревнования
Чтобы избежать проблем оценивания
и нездорового эмоционального фона, необходимо:
Перед началом игры чётко объявить критерий, по которому будет производиться оценка результатов;
Обязательно отменить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест,
Отметить, что помешало игре;
Справедливо оценивать: команды, которые получили призовые места, действительно должны быть сильнее.
Анализ игры
(обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния)
Ретроспективное обсуждение:
Учащиеся совместно с учителем анализируют:
Анализ игры – залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства педагога.
Преимущества и недостатки игровых технологий.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс;
Помогают осуществлять межпредметные связи, интеграцию учебных дисциплин;
Изменяют мотивацию обучения: знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе;
Сокращают время накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течении многих лет, может быть получен за короткое время).
Недостатки игровых технологий:
Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала;
Объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени, это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;
Нарушается механизм игры, что приводит к сомнительным результатам;
После проведения игр трудно восстановить дисциплину в классе;
Соревнование между учениками перерастает в нездоровое соперничество;
Испорченные взаимоотношения между учащимися вне игры;
В игре и в действиях её участников нет полной предсказуемости;
Проблема оценки в игре.
ЛИТЕРАТУРА
Барашкова, Е.А. Не все дети талантливые, но все способные./ Е.А. Барашкова//English – 2005.- № 9 – С. 14-15;
Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Э.Берн. – М.; Прогресс, 1988. – 400с.;
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ.//Иностранные языки в школе, № 4, 2000;
Артамонова, Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе/ Л.Н. Артамонова//English. – 2008 - № 4. – С. 36;
Травин, Е. урок умер…Да здравствует игра!/Е.Травин// учитель года. – 2004. - № 1. – С. 25-26;
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.; Новая школа, 2004. – 240с.
Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М.; Просвещение, 1987. – 350 с.