Внеурочная деятельность рассчитана на учащихся начальных классов и соответствует федеральному стандарту. Планирование содержит пояснительную записку, содержание программы и тематическое планирование. Данная внеурочная работа актуальна на сегодняшний день. Дети с большим интересом посещали занятия, при прохождении новой темы подбиралы мультиматериал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Правила на дороге"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергиевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ___ __________2012г. ___ __________2012г.
методического совета зам.директора по УВР Директор школы:
протокол №__
от ______________2012г __________Л.Д.Жигаева __________(С.В.Ушаков)
Программа внеурочной деятельности
по профилактике дорожно – транспортных
происшествий и изучению правил
дорожного движения учащимися
МБОУ «Сергиевская СОШ»
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
НА ДОРОГЕ»
1 ступени общего образования
для 2-3 классов
срок реализации 2 года
Разработчик:
Балашова Татьяна Ивановна
учитель технологии
первой квалификационной
категории
2012-2014 учебный год
Паспорт программы
Полное название программы
Программа организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука безопасности на дороге».
Цель программа
Создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности как участников дорожного движения.
Специфика содержания
Реализация в единстве задач воспитания и содержания непрерывного обучения детей культуре безопасности дорожного движения
Место апробирования
программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергиевская средняя общеобразовательная школа»
Участники программы
- обучающиеся 2-3 классов;
- родители.
Ожидаемый результат
Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения
Практическая реализация
программы
Балашова Татьяна Ивановна учитель технологии первой квалификационной категории
Адрес
303808 Орловская область Ливенский район с.Сергиевское ул.Голицына,11
Пояснительная записка
С каждым годом возрастает количество легковых автомобилей, грузовиков, троллейбусов, автобусов, трамваев не только в крупных городах, но и отдаленных от них селах. Их нескончаемый поток всё больше угрожает пешеходам.
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно – транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность пешеходов, незнание ими Правил дорожного движения или их не соблюдение.
Государственная автоинспекция принимает необходимые меры для нашей безопасности. Но все меры могут оказаться напрасными, если сами пешеходы не будут соблюдать правила безопасного поведения на улицах, не будут знать элементарной дорожной грамоты.
Основным концептуальным положением этой программы является понимание того, что вопросы профилактики ДЦТТ и изучения ПДД мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Программа «Азбука безопасности на дороге» ориентирована на детей школьного возраста и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
Работая над составлением программы, учитывались требования регионального стандарта, изучались рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности учащихся.
Программа «Азбука безопасности на дороге» создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся. Рассчитана на учащихся 2-3 классов.
Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.
В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся гимназии и их родителям;
В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания. Каждое занятие по программе «Азбука безопасности на дороге» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Основной целью программы является – формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Процесс реализации поставленной цели включает решение основных задач:
- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Программа базируется на системно-деятельностном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.
Основные направления работы по реализации программы.
1.Мероприятия по созданию условий безопасности школьников.
2.Профилактическая работа по предотвращению ДДТТ.
3.Профилактическая работа по правилам поведения на дороге и улице.
Сроки реализации программы: 2012 – 2014 г.г.
Программа действий по реализации цели и задач
Подготовительный этап: 2012-2013 уч. г.
Нормативно-правовое обеспечение:
Изучение нормативных документов;
Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;
Разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;
Разработка и реализация перспективного плана мероприятий;
Педагогическая поддержка:
Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;
Разработка и реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Азбука безопасности на дороге».
Практически-обобщающий этап: 2013 – 2014 уч. г.
Реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Азбука безопасности на дороге».
Организация и проведение школьных акций и мероприятий с учащимися и родителями.
Выпуск тематических презентаций, необходимых для проведения классных часов.
Выпуск школьной печатной газеты и листовок.
Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной программе.
Обобщение опыта работы.
Актуальность программы
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно – транспортных происшествий «Азбука безопасности на дороге» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
Основные формы и методы работы
В данной программе делается акцент на особенности воспитательной работы в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основные методы, используемые при реализации программы: в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой; методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы, конкурсно - соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для школьников, творческих проектов. Основные формы деятельности по данной программе: обучение, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации.
Содержание программы
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения;
работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Место программы в плане развития школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся гимназии следует рассматривать как составную часть
общей воспитательной работы МБОУ «Сергиевская СОШ»
Объекты программы:
дети школьного возраста;
семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
педагогический коллектив образовательного учреждения.
Принципы реализации программы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Методы реализации программы
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Основное содержание практической части программы
Практические и теоретические знания по основам правил безопасности дорожного движения учащиеся получают на учебных занятиях и тематических часах классного руководства.
Проведение практических занятий и внеклассных мероприятий (игр, конкурсов, экскурсий, выставок детского творчества, Недели безопасности) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.
Целью практических занятий и внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке занятий и внеклассных мероприятий учитываются некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Приглашаются на внеклассные мероприятия представители службы ГИБДД.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не соблюдают правила дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.
Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом учебного года и перед началом каникул.
На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального отдела ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Обязательно присутствие на собраниях представителей службы ГИБДД.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям. Руководствуясь принципом «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» на беседах и лекциях используется видеоматериал, демонстрирующий различные аварийные ситуации на дорогах, происходящих по причине нарушений правил дорожного движения.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Со школой тесно сотрудничает ГИБДД Ливенского района. Инспекторами ГИБДД проводятся профилактические беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке команды ЮИД, в проведении анкетирования учащихся, в проведении профилактических акций.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
организационная работа;
инструктивно-методическая работа;
массовая работа.
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности: обновление Уголка безопасности, организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.
В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки на внеурочной деятельности.
Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в гимназии, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения. Разрабатываются различные настольно-дидактические игры (например, «Узнай дорожный знак»).
Массовая работа. Данный вид деятельности является одним из самых важных, т.к. только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.
Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядов ЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДТП; выступление агитбригад, театрализованных представлений и т.д.
Работа с родителями на 2012-2014 учебный год
№
Сроки
Мероприятия
Участники
Ответственный
1
В течение года
Проведение выступление на тематических родительских собраниях во 2 и 3 классах
2-3 кл.
2
сентябрь
Общее родительское собрание на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе и в семье»:
- выступление инспектора ГИБДД о состоянии ДДТТ;
- разбор безопасного маршрута от дома к школе
2-3 кл.
Инспектор ГИБДД, заместитель директора по ВР, классные руководители, ст. вожатая
3
В течение года – перед началом каникул
Консультации для родителей «Предупреждение ДДТТ во время каникул»:
- выполнение правил безопасности во время пребывания на улице и дороге;
- посадка, поведение детей в транспорте, выход из автотранспорта.
2-3 кл.
Учитель
Балащова Т.И.
4
февраль
Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дорогах» (приложение3)
2-3 кл.
Учитель
Балащова Т.И.
5
В течение года
Участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях по профилактике ДДТТ: походы, экскурсии, конкурсы и т.д.
2-3 кл.
Учитель
Балащова Т.И.
ПРОГРАММА
ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(2-3 классы)
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2-3 классы:
Основные требования к знаниям, умениям и навыка обучающихся 2-3 классов.
Знать: основные термины и понятия, общие положения Правил дорожного движения, правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
Уметь: правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
ВТОРОЙ КЛАСС
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Цель
занятия
Проведение
занятий
Кол-во часов
По плану
фактически
1
Безопасный путь в школу
Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения; развивать у них наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы.
04.09.
1
2-3
Какой бывает транспорт? Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?
Сформировать у младших школьников понятие о видах транспортных средств и некоторых обобщенных понятиях, относящихся к ним; научить их различать участников дорожного движения – водителей, пассажиров, пешеходов, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров.
11.09.
18.09.
2
4
Город, село в котором мы живём. Улица, дорога и их составляющие
Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.
25.09.
1
5
Наш друг - светофор
Познакомить младших школьников с новым понятием – светофор. Какие светофоры бывают. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей, пешеходов, велосипедистов. Формировать представление младших школьников о безопасности перехода проезжей части при регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу только по зеленому сигналу светофора.
02.10.
1
6-7
Знакомство с дорожными знаками
Познакомить учащихся с некоторыми, наиболее часто встречающимися, дорожными знаками.
09.10.
16.10.
2
8-9
Общие правила перехода дорог
Формировать представления младших школьников о безопасности перехода дорог. Повторить и закрепить знания учащихся о проезжей части, о светофорном регулировании, о пешеходных переходах.
23.10.
13.11.
2
10
Где играть?
Формировать представления младших школьников о безопасности на дорогах. Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части дороги.
20.11
1
11
Я – пассажир
Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить стоящий транспорт.
04.12.
1
12
Обобщающее занятие
Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за год обучения
11.12.
1
13-14
Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты?»
Формирование знаний из чего состоит автомобиль, зачем нужен бензин, что может колесо
18.12.
25.12.
2
15
Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на дорогах
Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения; развивать у них наблюдательность; внимательность, дисциплинированность.
08.01.
1
16
Из истории развития транспорта
Ознакомить учащихся с историей появления и развития транспортных средств и Правил дорожного движения.
15.01.
1
17
Кто следит за соблюдением Правил дорожного движения
Познакомить детей с понятиями «Государственная инспекция безопасности дорожного движения», «Государственная автомобильная инспекция» и «Дорожно-патрульная служба».
22.01.
1
18-19
Дорожные знаки
Закрепить знания учащихся по дорожным знакам, выученным в первом классе. Познакомить учащихся с некоторыми новыми дорожными знаками. Добиваться понимания и осмысления символов, изображенных на дорожных знаках.
29.01.
05.02.
2
20
Дорожная разметка и её предназначение
Познакомить младших школьников с разметкой дорог, её разновидностями и назначении.
12.02.
1
21-22
Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика
Познакомить младших школьников с историей появления светофора. Формировать представление учащихся о безопасности перехода дорог при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами (сигналами) регулировщика.
19.02.
26.02.
2
23
Как разговаривают автомобили
Познакомить учащихся с сигналами, которые подают водители транспортных средств при движении по дорогам.
05.03.
1
24-25
Движение пешеходов по дорогам. Правила безопасного перехода проезжей части
Сформировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта и пешеходов. Дать понятие новому термину – перекресток. Проинформировать учащихся о видах перекрестков. Научить безопасному поведению на перекрестках.
12.03.
19.03.
2
26
Обобщающее
занятие
Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасном поведении на улицах и дорогах.
26.03.
1
27
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
Закрепить знания и умения учащихся по правилам поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств на площадке
09.04.
1
28
Настольные игры по правилам дорожного движения
Закрепить знания обучающихся по правилам дорожного движения через игру.
16.04.
1
29
Встреча с инспектором ГИБДД
Закрепить знания обучающихся о правах и обязанностях на дороге
18.04.
1
30-33
Работа по творческому проекту. Инструктажи по ТБ на дороге в период каникул
Применить полученные знания при выполнении творческого проекта. Привлечь родителей.
23.04.
30.04.
07.05.
14.05.
4
34
Заключительное мероприятие «Знай правила движения, как таблицу умножения»
Обобщение знаний за весь курс
21.05.
1
Итого:
34ч.
ТРЕТИЙ КЛАСС
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Тема
Цель
занятия
Проведение
занятий
Кол-во
часов
По плану
фактически
1
Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей
Сформировать у младших школьников представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.
1
2
Остановочный и тормозной путь транспортных средств
Сформировать у младших школьников чувство опасности при переходе проезжей части перед близко идущим транспортом; дать понятие тормозного и остановочного пути; разъяснить учащимся, как правильно выбрать безопасное расстояние до транспортного средства при переходе дороги.
1
3
Организация движения транспорта и пешеходов по дорогам. Перекрестки дорог
Ознакомить учащихся с новыми понятиями двустороннее и одностороннее движение; сформировать знания и представления учащихся и перекрестках, их видах и правилах перехода.
2
4
Знакомство с новыми дорожными знаками
Закрепить знания учащихся по дорожным знакам; рассказать о новых дорожных знаках.
2
5
Сигналы светофора и регулировщика
Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах регулировщика.
2
6
Правила движения на велосипеде
Формировать знания и представления младших школьников о безопасном движении на велосипеде; научить их правилам обращения с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих.
2
7
Правила движения транспорта и пешеходов через железнодорожные пути
Рассказать учащимся об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей. Формировать у них представления об особой опасности на железной дороге и мерах предосторожности при переходе железных дорог или при движении вдоль железнодорожного полотна.
1
8
Как правильно вести себя на остановочных пунктах и в общественном транспорте
Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить стоящий транспорт.
2
9
Обобщающее занятие
Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за предыдущие годы обучения. Воспитывать у детей навыки сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге и в общественном транспорте.
1
10
Правила дорожного движения – единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров
Сформировать у младших школьников представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице. Рассказать об основном нормативном акте по организации дорожного движения – Правилах дорожного движения Российской Федерации.
2
11
История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране
Познакомить учащихся с историей появления и развития автомототранспортных средств и Правил дорожного движения.
2
12
Дорога и её составляющие. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним
Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.
2
13
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков
Рассказать учащимся о группах дорожных знаков.
2
14
Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки.
Познакомить учащихся с дорожной разметкой, её разновидностях и назначении.
2
15
Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика.
Повторить и закрепить знания о светофорах и их сигналах. Вспомнить сигналы регулировщика.
2
16
Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. ПДД об обязанностях пешеходов
Формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
2
17
Перевозка людей в транспортных средствах. ПДД об обязанностях пассажиров
Познакомить учащихся с правилами перевозки людей транспортом. Формировать у них устойчивые навыки поведения в транспортном средстве и на остановочных площадках.
2
18
Обобщающее занятие
Обобщить и закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения, полученные ими за предыдущие годы обучения. Воспитывать у детей навыки сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге и в общественном транспорте.
1
19
Работа по творческому проекту. Инструктажи по ТБ на дороге в период каникул
Применить полученные знания при выполнении творческого проекта. Привлечь родителей.
2
20
Заключительное мероприятие «Уважайте Светофор»
Обобщение знаний за весь пройденный курс
1
Итого:
34ч.
Тематический план
4 класс
№
Тема занятия
1
Вводное занятие.
2
Безопасность пешеходов.
3
Проект №1 «Безопасность пешеходов».
4
Знаем ли мы правила дорожного движения.
5
Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения.
6
Проверка знаний правил дорожного движения.
7
Основные понятия и термины ПДД.
8
Проект №2 «Понятия и термины ПДД».
9
Предупредительные сигналы.
10
Движение учащихся группами и в колонне.
11
Перевозка людей.
12
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
13
Нерегулируемые перекрестки.
14
Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки».
15
Оборудование автомобилей специальными приборами.
16
Труд водителя.
17
Разбор дорожной ситуации на макете.
18
Проект №4 «Ситуации на дороге».
19
Дорожные знаки.
20
Проведения дня безопасности дорожного движения в классе.
21
Практическое занятие на специально размеченной площадке.
22-23
Основные виды травм и первая помощь при них.
24
Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.
25
Поведение пассажиров после ДТП.
26
Обязанности велосипедистов.
27-28
Оценка дорожных ситуаций.
29-30
Практические упражнения, тренирующие глазомер.
31
Остановочный и тормозной путь автомобиля.
32
Ответственность за нарушение.
33
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
34
Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Дата
№
Тема занятия
Базовое содержание
УУД
План
Факт
1
Вводное занятие.
2
Безопасность пассажиров.
Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека.
Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей.
Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
Р:самостоятельная постановка учебной цели
Л:развитие морального сознания.
П: построение логической цепи рассуждений.
3
Проект №1 Безопасность пешеходов.
Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Р: формирование самооценки деятельности.
4
Знаем ли мы правила дорожного движения.
Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.
Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.
П: поиск и выделение необходимой информации.
Л: развитие морального сознания через дискуссию.
5
Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения
Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения.
Л:формирова
ние личностной и коммуникативной рефлексии.
6
Проверка знаний правил дорожного движения.
Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах.
П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме.
К:планирование общих способов работы
Р: способность к саморегуляции.
9
Предупредительные сигналы.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке.
Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
П: построение логической цепи рассуждений.
Р:самостоятельная постановка учебной цели
10
Движение учащихся группами и в колонне.
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу.Порядок движения учащихся в колонне.Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.
Л: формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.
11
Перевозка людей.
Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине?
Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения.
Какие существуют запрещения при перевозке людей?
П: построение логической цепи рассуждений.
12
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».
Правила посадки и высадки учащихся.
Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.
П: построение логической цепи рассуждений.
13
Нерегулируемые перекрестки.
Что такое нерегулируемый перекресток?
Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.
Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?
Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.
П: выдвижение гипотез и их обоснование.
Р:самостоятельная постановка учебной цели
14
Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки.
Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках.
П: знаково-символическое моделирование
К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р: формирование умения планировать свою деятельность.
15
Оборудование автомобилей специальными приборами.
Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.
Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.
Преимущественное право проезда специальных автомобилей.
Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.
П: умение анализировать объект.
Л: усвоение теоретических знаний.
К: способность с помощью вопросов добывать информацию.
16
Труд водителя.
Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.
Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.
Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.
Беседа водителя автомобиля.
К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем.
17
Разбор дорожных ситуаций на макете.
На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети.
На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.
Р: умение анализировать ситуации.
К:умение слышать и слушать друг друга.
П: умение выдвигать гипотезы и проверять их.
Л:развитие морального сознания.
18
Проект №4 Ситуации на дороге.
Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.
К:управление поведением партнёра.
П:
19
Дорожные знаки.
Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
П: построение логической цепи рассуждений.
Р:самостоятельная постановка учебной цели
20
Проведение дня безопасности дорожного движения в классе.
Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения.
П: умение делать выводы и умозаключения.
21
Практическое занятие на специально размеченной площадке.
Движение групп
учучащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах.Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.Сигналы регулировщика.
К: умение аргументировать свою точку зрения.
Р: организовывать учебное сотрудничество.
22-23
Основные виды травм и первая помощь при них.
Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.
К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений.
24-25
Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.
Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.
К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
26
Обязанности велосипедистов.
Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.
П: использовать разные виды информации.
27-28
Оценка дорожных ситуаций.
Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения.
Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.
Р:самостоятельная постановка учебной цели
29-30
Практические упражнения, тренирующие глазомер.
Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов.
П: применение методов информационного поиска.
К: участвовать в коллективном осуждении проблем.
Р:самостоятель
ная постановка учебной цели.
31
Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
П: поиск и выделение необходимой информации
32
Ответственность за нарушение.
Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
П: умение давать определение понятиям.
Л: формирование самооценки.
33
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.
К: способность брать на себя инициативу.
Л:развитие морального сознания.
34
Итоговое занятие.
Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов.
П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Учащиеся 4-го классадолжны знать:
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Ожидаемые результаты.
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
Назови участников дорожного движения.
Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Назови части городской (загородной) дороги.
Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
Как называется место, где пересекаются улицы?
Назовите типы перекрёстков.
Какие бывают пешеходные переходы?
Расскажи свой путь «Дом – школа»
Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
Где следует ожидать общественный транспорт?
Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
Что такое «зебра»?
Что такое «островок безопасности»?
Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
Какие бывают пешеходные переходы?
Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Где должны ходить пешеходы?
Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
Какие дорожные знаки тебе известны?
Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
Какие бывают светофоры?
Что означает каждый сигнал светофора?
Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
Какое движение называют правосторонним и почему?
Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
Какие вы знаете элементы дороги?
Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
Зачем нужны обочина и кювет?
Как отличить главную дорогу от второстепенной?
Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
Для чего нужны дорожные знаки?
Где и как устанавливаются дорожные знаки?
На какие группы делятся все дорожные знаки?
Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Мониторинг по программе «Азбука юного пешехода. Добрая дорога»
2 класс.
Поисковый диктант.
Хвастун.
Сережа Бойков учился во втором классе. Он был хвастуном. Однажды Сережа решылперебижать дорогу перед самым носом машыны.
Появился самосвал. Сережа дождался, пока машына подъедет ближе. Хвастун бросился через дорогу. Водитель резко затормозил, но несчастья было не избежать. Водитель и мальчик с тижелыми травмами были доставлены в больницу.
Примечание: в тексте допущено 5 ошибок.
3 класс.
Диктант.
Про шалуна Ваню.
Ваня был очень бойкий и непослушный мальчик. Он чясто шалил на улеце. Однажды Ваня чютьнепопал под машыну. Его спас друг Саша васильев.
Теперь Ваня осторожен. Играет с товарищами во дваре. Правильно переходит улецу.
Так должен поступать каждый учиник.
Примечание: в тексте допущено 12 ошибок
4 класс.
Диктант.
Впервые на перекрестке.
Сережа Попов ж__л в деревн__. На лето он приехал к бабушке в горо__. Скоро он познакомился с сосе__ским мальчиком Юрой.
Вот идут мальчики по тротуару. По дороге одна за другой мч__тсямаш__ны.
Сережа и Юра подошли к перекрестку. Страшно Сереже переходить дорогу. Кругом маш__ны. Но Юра его успокоил. Он сказал, что надо смотреть на св__тофор. Загорится з__леныйсигнал – можно пешеходам начать движение.
Стоит Сережа и ждет. Вот загорелся красный свет. Переходить дорогу нельзя. Замигал ж__лтый сигнал. А вот и з__леный. Теперь можно переходить дорогу.
Вопрос.
В каких местах разрешено переходить проезжую часть?
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Олимпиада по Правилам дорожного движения. Категория: пешеход.
2 класс
Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;Б. Оштрафовать;В. Посадить в тюрьму.
Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;Б. Да, разрешен;В. Разрешен, если нет автомашин.
С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.
Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.
Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
Как называется этот знак?
А.Ура! Закончились уроки!
Б. Внимание: дети!
В. Побежали-побежали
Олимпиада по Правилам дорожного движения.
Категория: пешеход.
3-4 класс
1.Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2.Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два
Б. Три
В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;
Б. Оштрафовать;
В. Посадить в тюрьму.
6.Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
7.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
8.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
9.Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;
Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;
Б. Да, разрешен;
В. Разрешен, если нет автомашин.
11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
12.При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I,
Б — И. Грозном,
В — Александре Михайловиче.
13.Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж,
Б — Лондон,
В — Рим.
14. Где появился первый светофор?
А. В Лондоне
Б. В России
В. В Гонконге
15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого
Б. Красного
В. Жёлтого
16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
17.О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
18. О чем информирует водителя и пешехода следующий знак?
А. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. Б. Участок дороги на проезжей части, по которому можно бегать. В. Ура! Уроки закончились!
19. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А — пешеход;
Б — водитель;
В — дорожный рабочий.
20. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А — нет;
Б — да;
В — да, т.к. работают на дорогах.
21. Какого цвета были первые дорожные знаки?
А — красного,
Б — черного,
В — белого.
22. Какого цвета применяются световые сигналы в светофорах? А. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. Б. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного цвета. В. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и синего цвета.
23В какой стране впервые установлен светофор для пешеходов?
А — США;
Б — Франция;
В — Япония.
24. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться
пешеходы?
А— левой;
Б — правой;
В— любой.
25. Можно ли перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье машины?
А. Конечно, разрешается
Б. Категорически запрещается
В. Разрешается, если установлено детское сиденье.
Прогнозируемые результаты
Предполагаемая конечная реализация целей и задач
Узнают:
историю возникновения ПДД;
дорожные знаки;
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.
Научаться:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
оказывать первую медицинскую помощь при ДТП
объяснять товарищу правила поведения на дороге.
Достигнут:
совершенствования навыков ориентировки на дороге;
развития дорожной грамотности;
повышения ответственного поведения на дорогах.
Список литературы
1.Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СибЮИ МВД России, 2006. – 192 с.
2. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы /В.И. Ковалько. – М. ВАКО, 2004. – 192 с.
3. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997. – 24 с.
4. Внимание! Знаки на дороге. – Москва, 1988
5. Правила дорожного движения. – Москва, Просвещение, 1978
6. Правила дорожного движения Российской Федерации. – Москва, «Третий Рим». -2000