kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактических материалов учащимися для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Вочуровская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области Использование дидактических материалов учащимися для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» Разработала: учитель начальных классов Кудрявцева Софья Николаевна Знаменка 2015 Реализация дидактического материала Задачи и особенность использования Безопасность дорожного движения - проблема глобальная. Высокая аварийность на дорогах расценивается как национальное бедствие. Научно-технический прогресс в области автомобилестроения, постоянное увеличение парка автомашин привели к резкому увеличению числа происшествий, тяжесть последствий которых постоянно возрастает. Ежегодно на дорогах страны происходит несколько сот тысяч происшествий, число погибших исчисляется десятками тысяч, сотни тысяч серьезно травмируются, из них многие остаются калеками на всю жизнь. Подавляющее большинство происшествий связано с грубейшими нарушениями правил безопасности дорожного движения. Любой человек, являясь участником дорожного движения, может стать виновником или потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии. Наша школа расположена на оживленной автотрассе, поэтому каждый день учащиеся нашего образовательного учреждения вынуждены переходить дорогу, соблюдая правила дорожного движения. Родители и учителя должны быть уверены, что с ними ничего не случится, а водители, особенно в местах расположения детских учреждений, должны быть внимательными и аккуратными. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является той необходимой работой, которую нужно проводить не только с детьми в школах и детских садах, но и взрослыми, используя различные формы и методы работы. Поэтому в программе внеурочной деятельности учащихся 1 классах МКОУ Вочуровская СОШ реализуется кружок «ОБЖейка», главной целью работы которого является создание условий для обеспечения здорового образа жизни, сохранения здоровья и обеспечения личной безопасности младшего школьника (Приложение №1 «Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» для 1 класса»). Данная программа рассчитана на 2014-2015 учебный год для учащихся 1 класса МКОУ Вочуровская СОШ. Курс рассчитан на 33 часа, которые проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Направление работы кружка охватывает несколько разделов: • Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях • Улица полна неожиданностей • Безопасность на воде • Безопасность в помещении • Обобщение Занятия кружка призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения. В связи с обоснованной ранее актуальностью темы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, хочется акцентировать внимание на изучении учащимися таких разделов курса, как «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» и «Улица полна неожиданностей». Для знакомства учащихся с темами первых представленных разделов, их закреплением и прочным усвоением, учителем подбирается специальный дидактический материал, который способствует: • активизации познавательной деятельности учащихся, • развитию практических умений и навыков по темам о правилах дорожного движения, • формированию навыков коммуникативности, толерантности, • реализации индивидуальных интересов учащихся, • формированию дорожной грамотности. Дидактические пособия соответствуют возрастным особенностям учащихся, отобраны в соответствии с программным материалом и обеспечивают наглядность его подачи. Пособия можно использовать как на этапе первичного знакомства учащихся с правилами дорожного движения, ознакомления с дорожными знаками, так и на этапе закрепления уже изученных правил, понятий. Варианты работы с данным пакетом дидактического материала Тема: Город, посёлок, микрорайон, где мы живём Задачи: обобщить знания о населённых пунктах; ввести термин «улица»; учить предвидеть опасные ситуации на улице. Дидактический материал: индивидуальные карточки для учащихся. Приложение №2 Задание: расскажи об особенностях дороги, которую ты видишь на карточке, какие правила необходимо соблюдать, находясь вблизи такой дороги. • Дорога с односторонним движением (рис.1) Несмотря на то, что на такой дороге движение транспорта в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Так как навстречу транспортному потоку могут ехать специальные машины — «скорой помощи», милиции, пожарной охраны и другие машины аварийной службы. Рисунок 1. Рисунок 2. • Дорога с двусторонним движением (рис.2) Подойдя к проезжей части дороги, надо остановиться и посмотреть во все стороны, затем налево, направо, а дойдя до середины — еще раз направо, контролируя ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться посередине, на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в 2—3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса транспорта. Поэтому такие дороги детям следует переходить в сопровождении взрослых. • Дорога с трамвайными путями (рис.3) При переходе дороги с трамвайными путями нужно, подойдя к проезжей части, остановиться, посмотреть налево и направо. Если нет трамвая и машин — переходить. Перед трамвайными путями снова остановиться, посмотреть налево, направо. При отсутствии трамваев и машин перейти дорогу до конца. Ни в коем случае нельзя останавливаться между трамвайными путями. Это очень опасно, так как движение трамваев может быть встречным. Широкие дороги с двусторонним движением и трамвайными путями следует переходить только со взрослыми. Рисунок 3. Рисунок 4. • Загородная дорога (рис.4) Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за поворотов, которые всегда есть на загородной дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь посередине. Тема: Безопасность на улице Задачи: ознакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию. Дидактический материал: карточки для учащихся. Приложение №3 Задание: рассмотрите дорожную ситуацию. Что вы видите? Сформулируйте правила безопасного поведения на дороге и вблизи неё. Используйте при ответе слова «нельзя», «запрещается». После рассмотрения ситуаций, их объяснения, формулировки правил можно предложить учащимся раскрасить данную иллюстрацию по своему усмотрению. Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9. Тема: Где можно и где нельзя играть. Задачи: понять, что игры на проезжей части опасны; определить наиболее безопасные места для игр. Дидактический материал: карточки для учащихся (рис. 6, рис.8 Приложение №3) Тема: Как правильно переходить дорогу. Задачи: ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги Дидактический материал: карточки для учащихся Приложение №4 Задание: рассмотри карточку. Как переходят пешеходы через дорогу. Сформулируй, какими правилами ты должен руководствоваться при переходе через дорогу, на какие знаки дорожного движения нужно обратить внимание. Можно предложить учащимся раскрасить карточку (рисунок 10- черно-белый вариант) Рисунок 10. Рисунок 11. Тема: Сигналы регулирования дорожного движения Задачи: обобщить знания о светофорах и их сигналах; ознакомить с сигналами регулировщика; повторять правила дорожного движения. Дидактический материал: карточки для учащихся Приложение №5 Задание: расскажи о сигналах светофора, что каждый из них обозначает. Какие виды светофора ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга? Раскрась сигналы светофора. Рисунок 12. Рисунок 13. Тема: Виды перекрёстков Задачи: ознакомить с разными видами перекрёстков; повторить правила дорожного движения; обобщить знания по теме: «Перекрёсток». Дидактический материал: карточка для учащихся. Приложение №6 Задание: рассмотри карточку. Как можно быстрее правильно собери из частей целую картинку по образцу. Задачи данного дидактического материала: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца. После того как учащиеся соберут картинку – работа по сюжетной картинке. Задание: рассмотри карточку. Как называется пересечение дорог? (перекресток) Чем опасен перекресток? Какие правила необходимо соблюдать, находясь на перекрестке? Правильно ли переходят дорогу на перекрестке пешеходы? Одновременно с понятием перекресток у учащихся закрепляются знания о сигналах светофора, правилах регулирования перекрестков, дорожных знаках и разметке. После работы с данным материалом, можно собрать из отдельных кусочков эту карточку. Примечание: распечатать несколько карточек. Одну оставить для наглядного образца, а другую разрезать на части в произвольном порядке. Рисунок 14. Тема: Знакомство с дорожными знаками. Задачи: познакомить с дорожными знаками: - «Пешеходный переход»; - «Пешеходная дорожка»; - «Движение пешеходов запрещено»; - «Дети»; - «Подземный переход»; - «Надземный пешеходный переход»; - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; -«Велосипедная дорожка»; -« Движение на велосипедах запрещено»; - «Место остановки автобуса» и др. Дидактический материал: карточки для учащихся. Приложение №7 Задание: у учащихся имеются карточки. Рассмотрите знаки. Как они выглядят? К какой группе они относятся? Где их можно увидеть? Рисунок 15. Рисунок 16. Рисунок 17. Учащимся предлагаются несколько вариантов заданий для закрепления. Задание1. Раскрась знак. Приложение №8 Учащиеся раскрашивают знак, относящийся к определенной группе. На карточке уже имеется образец. Задание 2. Раскрась знак. Приложение №9 На карточке имеются несколько знаков или каждому можно предложить один знак. Раскрашивают знак по памяти, а затем проверяют правильность по образцу - карточке. Тема: Угадай, какой знак. Задачи: закрепить знания о дорожных знаках; научить практически использовать полученные знания. Дидактический материал: дидактические карточки Приложение №10 Задание 1: Найди знак на карточке. Раскрась его и расскажи о его назначении и кому он предназначен. Учащиеся находят на карточке знак. Раскрашивают его нужным цветом. Выходят к доске, демонстрируют свою карточку одноклассникам и рассказывают о том для кого этот знак и почему он здесь нарисован. Примечание: для закрепления знаний можно использовать задания предыдущей темы «Раскрась знак» Задание 2. Подбери нужный знак к каждой карточке. Объясни своё решение. (рис.18.) Приложение №11 Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга. Рисунок 18. Рисунок 19. Задание 3. (рис.19.) Какие бы дорожные знаки ты поставил на этом перекрестке и почему? Нарисуй их. Задачи: учить детей различать дорожные знаки, развивать внимание, связную речь, умение ориентироваться в пространстве. Примечание: можно нарисовать недостающие знаки или предложить вырезать из карточки уже готовые (приложение №7)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических материалов учащимися для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вочуровская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района Костромской области
















Использование дидактических материалов учащимися

для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка»










Разработала: учитель начальных классов

Кудрявцева Софья Николаевна

















Знаменка

2015


Реализация дидактического материала

Задачи и особенность использования


Безопасность дорожного движения - проблема глобальная. Высокая аварийность на дорогах расценивается как национальное бедствие. Научно-технический прогресс в области автомобилестроения, постоянное увеличение парка автомашин привели к резкому увеличению числа происшествий, тяжесть последствий которых постоянно возрастает. Ежегодно на дорогах страны происходит несколько сот тысяч происшествий, число погибших исчисляется десятками тысяч, сотни тысяч серьезно травмируются, из них многие остаются калеками на всю жизнь.

Подавляющее большинство происшествий связано с грубейшими нарушениями правил безопасности дорожного движения. Любой человек, являясь участником дорожного движения, может стать виновником или потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии.

Наша школа расположена на оживленной автотрассе, поэтому каждый день учащиеся нашего образовательного учреждения вынуждены переходить дорогу, соблюдая правила дорожного движения. Родители и учителя должны быть уверены, что с ними ничего не случится, а водители, особенно в местах расположения детских учреждений, должны быть внимательными и аккуратными.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является той необходимой работой, которую нужно проводить не только с детьми в школах и детских садах, но и взрослыми, используя различные формы и методы работы.

Поэтому в программе внеурочной деятельности учащихся 1 классах МКОУ Вочуровская СОШ реализуется кружок «ОБЖейка», главной целью работы которого является создание условий для обеспечения здорового образа жизни, сохранения здоровья и обеспечения личной безопасности младшего школьника (Приложение №1 «Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» для 1 класса»).

Данная программа рассчитана на 2014-2015 учебный год для учащихся 1 класса МКОУ Вочуровская СОШ. Курс рассчитан на 33 часа, которые проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Направление работы кружка охватывает несколько разделов:

  • Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

  • Улица полна неожиданностей

  • Безопасность на воде

  • Безопасность в помещении

  • Обобщение

Занятия кружка призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения.

В связи с обоснованной ранее актуальностью темы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, хочется акцентировать внимание на изучении учащимися таких разделов курса, как «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» и «Улица полна неожиданностей».

Для знакомства учащихся с темами первых представленных разделов, их закреплением и прочным усвоением, учителем подбирается специальный дидактический материал, который способствует:

  • активизации познавательной деятельности учащихся,

  • развитию практических умений и навыков по темам о правилах дорожного движения,

  • формированию навыков коммуникативности, толерантности,

  • реализации индивидуальных интересов учащихся,

  • формированию дорожной грамотности.



Дидактические пособия соответствуют возрастным особенностям учащихся, отобраны в соответствии с программным материалом и обеспечивают наглядность его подачи. Пособия можно использовать как на этапе первичного знакомства учащихся с правилами дорожного движения, ознакомления с дорожными знаками, так и на этапе закрепления уже изученных правил, понятий.





Варианты работы с данным пакетом дидактического материала



Тема: Город, посёлок, микрорайон, где мы живём

Задачи: обобщить знания о населённых пунктах; ввести термин «улица»; учить предвидеть опасные ситуации на улице.

Дидактический материал: индивидуальные карточки для учащихся. Приложение №2

Задание: расскажи об особенностях дороги, которую ты видишь на карточке, какие правила необходимо соблюдать, находясь вблизи такой дороги.


  • Дорога с односторонним движением (рис.1)

Несмотря на то, что на такой дороге движение транспорта в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Так как навстречу транспортному потоку могут ехать специальные машины — «скорой помощи», милиции, пожарной охраны и другие машины аварийной службы.

Рисунок 1. Рисунок 2.


  • Дорога с двусторонним движением (рис.2)

Подойдя к проезжей части дороги, надо остановиться и посмотреть во все стороны, затем налево, направо, а дойдя до середины — еще раз направо, контролируя ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться посередине, на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в 2—3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса транспорта. Поэтому такие дороги детям следует переходить в сопровождении взрослых.





  • Дорога с трамвайными путями (рис.3)

При переходе дороги с трамвайными путями нужно, подойдя к проезжей части, остановиться, посмотреть налево и направо. Если нет трамвая и машин — переходить. Перед трамвайными путями снова остановиться, посмотреть налево, направо. При отсутствии трамваев и машин перейти дорогу до конца. Ни в коем случае нельзя останавливаться между трамвайными путями. Это очень опасно, так как движение трамваев может быть встречным. Широкие дороги с двусторонним движением и трамвайными путями следует переходить только со взрослыми.





Рисунок 3. Рисунок 4.



  • Загородная дорога (рис.4)

Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за поворотов, которые всегда есть на загородной дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь посередине.





















Тема: Безопасность на улице

Задачи: ознакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию.

Дидактический материал: карточки для учащихся. Приложение №3

Задание: рассмотрите дорожную ситуацию. Что вы видите? Сформулируйте правила безопасного поведения на дороге и вблизи неё. Используйте при ответе слова «нельзя», «запрещается».

После рассмотрения ситуаций, их объяснения, формулировки правил можно предложить учащимся раскрасить данную иллюстрацию по своему усмотрению.



Рисунок 5. Рисунок 6. Рисунок 7.











Рисунок 8. Рисунок 9.



































Тема: Где можно и где нельзя играть.

Задачи: понять, что игры на проезжей части опасны; определить наиболее безопасные места для игр.

Дидактический материал: карточки для учащихся (рис. 6, рис.8 Приложение №3)





Тема: Как правильно переходить дорогу.

Задачи: ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги

Дидактический материал: карточки для учащихся Приложение №4

Задание: рассмотри карточку. Как переходят пешеходы через дорогу. Сформулируй, какими правилами ты должен руководствоваться при переходе через дорогу, на какие знаки дорожного движения нужно обратить внимание.

Можно предложить учащимся раскрасить карточку (рисунок 10- черно-белый вариант)



Рисунок 10. Рисунок 11.

































Тема: Сигналы регулирования дорожного движения

Задачи: обобщить знания о светофорах и их сигналах; ознакомить с сигналами регулировщика; повторять правила дорожного движения.

Дидактический материал: карточки для учащихся Приложение №5

Задание: расскажи о сигналах светофора, что каждый из них обозначает. Какие виды светофора ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга? Раскрась сигналы светофора.



Рисунок 12. Рисунок 13.













Тема: Виды перекрёстков

Задачи: ознакомить с разными видами перекрёстков; повторить правила дорожного движения; обобщить знания по теме: «Перекрёсток».

Дидактический материал: карточка для учащихся. Приложение №6



Задание: рассмотри карточку. Как можно быстрее правильно собери из частей целую картинку по образцу.



Задачи данного дидактического материала: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

После того как учащиеся соберут картинку – работа по сюжетной картинке.



Задание: рассмотри карточку. Как называется пересечение дорог? (перекресток) Чем опасен перекресток? Какие правила необходимо соблюдать, находясь на перекрестке? Правильно ли переходят дорогу на перекрестке пешеходы?

Одновременно с понятием перекресток у учащихся закрепляются знания о сигналах светофора, правилах регулирования перекрестков, дорожных знаках и разметке.

После работы с данным материалом, можно собрать из отдельных кусочков эту карточку.

Примечание: распечатать несколько карточек. Одну оставить для наглядного образца, а другую разрезать на части в произвольном порядке.





Рисунок 14.















































Тема: Знакомство с дорожными знаками.

Задачи: познакомить с дорожными знаками:

- «Пешеходный переход»;

- «Пешеходная дорожка»;

- «Движение пешеходов запрещено»;

- «Дети»;

- «Подземный переход»;

- «Надземный пешеходный переход»;

- «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;

-«Велосипедная дорожка»;

-« Движение на велосипедах запрещено»;

- «Место остановки автобуса» и др.

Дидактический материал: карточки для учащихся. Приложение №7

Задание: у учащихся имеются карточки. Рассмотрите знаки. Как они выглядят? К какой группе они относятся? Где их можно увидеть?

Рисунок 15. Рисунок 16.





Рисунок 17.



























Учащимся предлагаются несколько вариантов заданий для закрепления.



Задание1. Раскрась знак. Приложение №8

Учащиеся раскрашивают знак, относящийся к определенной группе. На карточке уже имеется образец.

Задание 2. Раскрась знак. Приложение №9

На карточке имеются несколько знаков или каждому можно предложить один знак. Раскрашивают знак по памяти, а затем проверяют правильность по образцу - карточке.



Тема: Угадай, какой знак.

Задачи: закрепить знания о дорожных знаках; научить практически использовать полученные знания.

Дидактический материал: дидактические карточки Приложение №10



Задание 1: Найди знак на карточке. Раскрась его и расскажи о его назначении и кому он предназначен.

Учащиеся находят на карточке знак. Раскрашивают его нужным цветом. Выходят к доске, демонстрируют свою карточку одноклассникам и рассказывают о том для кого этот знак и почему он здесь нарисован.

Примечание: для закрепления знаний можно использовать задания предыдущей темы «Раскрась знак»





Задание 2. Подбери нужный знак к каждой карточке. Объясни своё решение. (рис.18.) Приложение №11

Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.


Рисунок 18. Рисунок 19.









Задание 3. (рис.19.) Какие бы дорожные знаки ты поставил на этом перекрестке и почему? Нарисуй их.

Задачи: учить детей различать дорожные знаки, развивать внимание, связную речь, умение ориентироваться в пространстве.

Примечание: можно нарисовать недостающие знаки или предложить вырезать из карточки уже готовые (приложение №7)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кудрявцева Софья Николаевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства