24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ПЕРВОМ КЛАССЕ «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Автор:
Крамаренко Марина Вениаминовна.
Место работы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 57».
Должность:
Учитель начальных классов.
Содержание
Введение | 2 |
Пояснительная записка | 2 |
Нормативно-правовая база | 2 |
Актуальность (педагогическая целесообразность) | 3 |
Отличительные особенности программы | 5 |
Ожидаемые результаты | 7 |
Перечень знаний и навыков по основам безопасного поведения на дорогах | 7 |
Учебно-тематический план | 11 |
Содержание программы | 11 |
Календарно-тематическое планирование | 15 |
Методическое обеспечение | 16 |
Учебно-методический комплекс | 19 |
Рекомендуемая литература | 20 |
Интернет-ресурсы | 21 |
Приложения | |
1. Статистика дорожно-транспортного травматизма (1стр) | |
2. Из истории транспорта (1стр) | |
3. Из истории ПДД (3стр) | |
4. Памятка пешехода (1стр) | |
5. Памятка для родителей (1 стр) | |
6. Тест на знание правил дорожного движения (2стр) | |
Введение
В работе представлена рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе общеобразовательной школы, составленная в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г № 03-296.)
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Программа по изучению Правил дорожного движения рассчитана на учащихся начальной школы.
Актуальность (педагогическая целесообразность)
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактика детского дорожно-транспортного травматизма подчёркиваются высокими статистическими показателями о несчастных случаях на дорогах. (Приложение 1).
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет термин «Безопасность дорожного движения», как «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».
Понятие «Дорожно-транспортное происшествие» трактуется в следующей формулировке «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб»
Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах.
В развитие ФЗ-196 Государством утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
В соответствии с требованиями этих документов обучение должно проводится во всех образовательных учреждениях.
В образовательном процессе очень важным является поиск и выбор методик, способных обеспечить ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Для этого важно приобщать учащихся начальной школы к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять свое место в этой среде, а также изучать существующие правила поведения пешехода, как одного из участников дорожного движения.
Безопасность на дорогах – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В связи с этим встаёт проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения детьми требований дорожного движения с раннего школьного возраста. В программе курса «Окружающий мир» предусмотрены темы по ознакомлению учащихся с правилами дорожного движения «Я и дорога», «Учимся быть пешеходами», но этих занятий недостаточно для формирования прочных и осознанных действий детей на дорогах. В этом поможет реализация данной программы.
Цель программы
создание условий для развития личности ребенка и формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- развитие творческих способностей школьников (через участие в конкурсах, выступлениях агитбригад по пропаганде ПДД);
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Отличительные особенности программы
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Постоянный акцент внимания обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД – это условие сохранения жизни себе и окружающим. Каждая тема, включённая в программу, содержит теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме, беседы, посвящённые ПДД школьников в дни каникул и в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или в инфраструктуре микрорайона. Основной отличительной особенностью является игровая деятельность на практических занятиях. Практическая часть заключается в работе школьников над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиями по пешеходным маршрутам, местам активного отдыха детей, по улицам и перекрёсткам микрорайона, играм на учебно-транспортной площадке.
При разработке программы использовались следующие принципы построения занятий:
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.
Занятие планируется так, чтобы вызвать у ребенка ожидание «завтрашней радости». В сознании моделируется образец — ориентир, к которому он должен стремиться в реальных жизненных ситуациях.
2. Принцип связи обучения и воспитания с жизнью.
После ознакомления с каждой темой перед учащимися ставится проблема: где это им может пригодиться в жизни?
3. Принцип доступности, учета возрастных особенностей.
Материал адаптируется к учащимся, чтобы избежать у них интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
4. Принцип системности и последовательности.
При разработке тем занятий и самих занятий устанавливается логическая связь между ними. Это способствует усвоению материала в большем объеме и более прочно.
5. Принцип наличия свободного педагогического пространства.
Детям создаются условия для проявления творчества при изучении проблемы.
6. Принцип наглядности.
Эффективность образовательного процесса зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Занятия должны быть построены так, чтобы привлечь большее количество органов чувств детей.
7. Принцип уважения к свободе и достоинству каждого ребенка.
Но уважая свободу и достоинство каждого ребенка, нельзя забывать о требовательности к нему.
8. Принцип выбора оптимальности методов, форм и средств обучения.
Это дает право учителю на творчество.
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Формы проведения: экскурсии, игры на транспортной площадке, беседы, конкурсы, презентации, дидактические и ролевые игры.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, овладение начальными навыками адаптации к дорожной ситуации; развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, строгого выполнения этики в общественных местах.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха, освоение обучающимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные:
1 уровень – знать основные правила поведения на дороге;
2 уровень – уметь анализировать и объяснять ситуации риска на дороге;
3 уровень – уметь в доступной форме пропагандировать ПДД.
Перечень знаний и навыков по основам безопасного поведения на дорогах
К концу периода обучения учащиеся первого класса должны:
Знать:
Что такое дорога, ее основные элементы: тротуар, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, трамвайные пути. Что такое перекресток, его границы. Что такое улица. Что означает понятие «пешеходная дорожка».
Предупредительные сигналы водителей: звуковые, световые.
Где должны находиться или передвигаться пешеходы и водители транспортных средств на дороге. Виды транспортных средств.
Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дороге, а также условия безопасного перехода дороги:
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части, особенно в зоне остановок маршрутных транспортных средств;
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода определить тип организации дорожного движения (одностороннее или двустороннее движение транспорта). Если дорога с двусторонним движением, необходимо, ориентируясь на ширину проезжей части, выбрать соответствующее правило перехода. Если дорога имеет проезжую часть с несколькими полосами для движения транспорта в одном направлении и несколькими — в другом направлении (широкая проезжая часть), перед началом перехода надо посмотреть налево, затем направо (чтобы определить нет ли автомашин, едущих задним ходом), еще раз налево и, только убедившись в безопасности (автотранспорт достаточно далеко), начать переход. Дойдя до середины дороги, остановиться, посмотреть направо, убедиться в безопасности (автотранспорт достаточно далеко) и закончить переход. Если дорога с двусторонним движением транспорта имеет проезжую часть, на которой по одной полосе движется транспорт в том и другом направлении (узкая проезжая часть), то, находясь на тротуаре, нужно посмотреть налево и сразу же (не сходя с тротуара) направо. Необходимо убедиться в том, что автотранспорт достаточно далеко и с левой, и с правой стороны, и только после этого перейти проезжую часть дороги, не останавливаясь на ее середине, однако, для большей уверенности в своей безопасности, можно смотреть по сторонам. При переходе дороги с односторонним движением транспорта необходимо смотреть в ту сторону, откуда едут транспортные средства, рассчитав до них расстояние, обеспечивающее безопасность;
- быть особенно внимательным на дороге во время дождя, тумана, при снегопаде, гололеде, при плохом освещении, в темное время суток;
- переходить проезжую часть дороги быстрым шагом, но не бегом (когда идешь шагом, то имеешь возможность управлять этой скоростью, например, в случае необходимости вовремя остановиться);
Виды железнодорожных переездов и правила их перехода.
Название, назначение и места расположения на дороге изученных дорожных знаков:
- особые предписания: «Пешеходный переход», «Дорога с односторонним движением», «Автомагистраль», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Жилая зона», «Пешеходная зона»;
- информационные: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;
- предписывающий: Пешеходная дорожка;
- предупреждающие: Пешеходный переход, Железнодорожный переезд;
- запрещающий: Движение пешеходов запрещено.
Светофоры транспортные и пешеходные, значения их световых сигналов.
Виды пешеходных переходов: подземный, надземный. Правила перехода регулируемых (светофор, регулировщик) и нерегулируемых (знак особых предписаний «Пешеходный переход», дорожная разметка «зебра») переходов.
Правила перехода:
- перекрестка (где транспортные средства не только двигаются в прямом направлении, но и совершают повороты);
- вне перекрестков при отсутствии обозначенных пешеходных переходов;
- вне населенных пунктов;
- железнодорожных переездов.
Уметь:
Определять наиболее опасные для пешеходов участки дорог, особенно по маршруту от дома до образовательной, музыкальной, художественной, спортивной школ, других объектов дополнительного образования и обратно.
Определять, где не следует переходить проезжую часть дороги:
- вблизи крутых поворотов и изломов дороги;
- при наличии на проезжей части стоящих транспортных средств, заборов, ограждений, и других объектов, ограничивающих (закрывающих) обзор дороги;
- на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением транспорта и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.п.;
- в зонах остановок маршрутных транспортных средств.
При необходимости, при переходе проезжей части дороги, особенно в местах интенсивного движения транспорта, обращаться за помощью к взрослым пешеходам.
Результативность:
программа считается усвоенной при положительном результате тестирования и посещении не менее половины занятий.
Подведение итогов:
формами подведения итогов реализации дополнительной программы являются тестирование (в конце учебного года), выставки рисунков, поделок (декабрь), отчётный концерт перед родителями и учащимися школы.
Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Всего | Теория | Практика | Конкурсы |
1-2 | Введение. Пешеходная азбука | 2 | 1 | 1 | |
3-5 | На пути в школу. Мой безопасный маршрут. Игры на транспортной площадке | 3 | 1 | 2 | |
6-9 | Улица и дороги | 4 | 1 | 2 | 1 |
10-12 | Дорожная грамота | 3 | 1 | 2 | |
13-16 | Движение по улице и дороге | 4 | 1 | 2 | 1 |
17-21 | Дорожные знаки | 4 | 1 | 2 | 1 |
22-25 | В гостях у доктора Айболита | 4 | 1 | 3 | |
26-28 | Твой друг – велосипед | 3 | 1 | 2 | |
29-32 | Дарить радость людям | 4 | | | 4 |
33 | Чему мы научились за год | 2 | | | 2 |
| Итого | 33 | 8 | 16 | 9 |
Содержание программы
Тема 1-2. Введение. Пешеходная азбука
Что мы помним о правилах поведения на улице из рассказов родителей и из занятий в детском саду. Что для человека значит дисциплина на улице. Фильм о причинах детского травматизма на улице и дороге в результате нарушения ПДД. Практическое занятие на транспортной площадке, сюжетно-ролевая игра «Пешеход-водитель».
Тема 3-5. На пути в школу
Безопасное движение пешеходов по улице и автомобильной дороге. Правила перехода улиц и дорог с односторонним и двусторонним движением транспорта. Самый безопасный пешеходный переход. Правила безопасного поведения при переходе улиц и дорог.
Практические занятия: пешеходная прогулка к перекрёстку с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов на перекрёстке. Разбор маршрутов «дом – школа – дом»
Игры на транспортной площадке «Что можно и что нельзя», «Заяц».
Тема 6-9. Улица и дорога
Улица, тротуар, проезжая часть (мостовая), двор, поведение во дворе, люди, машины на улице. Дорожная разметка: «Регулируемый пешеходный переход», «Зебра», островки безопасности. Перекрёстки и переходы.
Игры, в которые можно играть во дворе. Рекомендации по выбору мест их проведения. Конкурс рисунков по темам: «Моя улица», «Путешествие по району».
Тема 10-12. Дорожная грамота
Знаки, светофоры, сигналы регулировщика, их назначение. Виды светофоров (по расположению сигналов, по назначению), назначение световых сигналов. Поведение пешеходов при том или ином сигнале светофора. Пешеходные светофоры, транспортные светофоры. Сигналы машин (поворот, задний ход), как на них реагировать.
Практические занятия. Рисование светофоров, раскрашивание сигналов. Игра на внимание «Огни светофора», «Запомни сигналы регулировщика», настольные игры и макеты.
Тема 13-16. Движение по улице и дороге
Что такое группа учащихся. Как надо идти группе учащихся по тротуару, обочине дороги и пешеходным переходам. Правила поведения группы на остановках общественного транспорта и в транспорте. Что такое колонна учащихся и с какой целью она организуется. Предусмотренный правилами порядок движения колонны учащихся по улице и дороге. Правила безопасного поведения учащихся в колонне.
Транспортные средства – необходимые помощники современного человека. Специальности автомобилей. Специальный автотранспорт помогает людям в беде. Как разрешено двигаться по улицам автомобилям различного назначения. Правила поведения пешеходов на улицах с интенсивным движением.
Практические занятия: отработка на планшетах и схемах микрорайона маршрута передвижения группы или колонны школьников к месту экскурсии. Тренировочное занятие на площадке, отрабатывающие основные правила безопасного поведения. Изготовление макетов различных видов транспорта, рисование машин разного назначения, кроссворды и ребусы по транспорту.
Тема 17-21. Дорожные знаки
Зачем нужны дорожные знаки. На какие группы они делятся. Значение отдельных знаков, где они устанавливаются. Знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», опознавательные знаки «Транспортные средства, перевозящие группу детей», «Автомобиль, управляемый инвалидом».
Практические занятия на планшетах, изготовление дорожных знаков, рисование по трафаретам дорожных знаков, игры «Большая прогулка», «Дорожное лото» (на запоминание и постановку знаков в нужном месте), «Собери знак».
Тема 22-25. В гостях у доктора Айболита
Рассматривание ситуаций ДТП. Что делать, если необходима помощь. Действия при ДТП. «Не навреди» (что нельзя делать по отношению к пострадавшему в ДТП, назначение дорожной аптечки. Зелёная аптека. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.
Игры «Не попади в ловушку», «Составь соответствие» (причина – следствие).
Тема 26-28. Твой друг – велосипед
Устройство велосипеда. Где можно кататься на велосипеде и как правильно это делать. Уход за велосипедом.
Практическая езда на учебной площадке с целью отработки навыков безопасного управления велосипедом и остановка.
Тема 29-32. Дарить радость людям
Подготовка и выступление агитбригады перед учащимися школы, дошкольниками, родителями с целью пропаганды ПДД, развития творческих способностей учащихся.
Тема 33. Чему мы научились за год
Итоговые занятия предусматривают творческие работы учащихся (выставка рисунков, поделок, макетов), тестирование. Игры, в которые будем играть летом.
календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Колич. | С р | о к | Примеч. |
п/п | | часов | план | факт | |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Пешеходная азбука | 1 | | | |
3 | На пути в школу | 1 | | | |
4 | Безопасный маршрут | 1 | | | |
5 | Что можно и что нельзя | 1 | | | |
6 | Улица и дорога | 1 | | | |
7 | Дорожная разметка «Зебра» , островки безопасности. | 1 | | | |
8 | Перекрёстки и переходы. | 1 | | | |
9 | Конкурс рисунков по теме «Моя улица» | 1 | | | |
10 | Дорожная грамота | 1 | | | |
11 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 | | | |
12 | Сигнализация автомобилей | 1 | | | |
13 | Движение по улице и дороге | 1 | | | |
14 | Движение группой (колонной) | 1 | | | |
15 | Общественный транспорт, специальности автомобилей | 1 | | | |
16 | Конкурс рисунков «Специальности автомобилей» | 1 | | | |
17 | Дорожные знаки и их группы | 1 | | | |
18 | Значение знаков для водителей и пешеходов | 1 | | | |
19 | Знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» | 1 | | | |
20 | Опознавательные знаки «Транспортные средства, перевозящие группу детей», «Автомобиль, управляемый инвалидом». | 1 | | | |
21 | Конкурс «Знаем дорожные знаки» | 1 | | | |
22 | В гостях у доктора Айболита | 1 | | | |
23 | Типичные ДТП | 1 | | | |
24 | Действия при ДТП. «Не навреди» | 1 | | | |
25 | Что делать, если необходима помощь | 1 | | | |
26 | Твой друг – велосипед | 1 | | | |
27 | Устройство велосипеда. Уход за велосипедом. | 1 | | | |
28 | Правильная поездка. Подача сигналов | 1 | | | |
29-32 | Дарить радость людям (Подготовка и выступление агитбригады перед учащимися школы, дошкольниками, родителями с целью пропаганды ПДД, развития творческих способностей учащихся) | 4 | | | по отдельному плану |
33 | Чему мы научились за год | 1 | | | |
| Итого | 33 | | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Введение. Пешеходная азбука
На занятии проводится обсуждение фильма «Улица полна неожиданностей» (часть 1) или других фильмов (видеофрагментов) по выбору учителя. Дети вспоминают из собственных наблюдений, в чём заключается опасность для человека на улице. Что значит дисциплина на улице. Второе занятие проводится на транспортной площадке, где дети знакомятся с разметкой, разучивают игры по ПДД. В качестве домашнего задания предлагается составить вместе с родителями маршрутный лист «дом-школа-дом».
На пути в школу
Проводится обсуждение составленных маршрутов. Просмотр презентации по теме. На площадке практически учатся переходить улицы и дороги. Проводится сюжетно-ролевая игра «Пешеход-водитель». Знакомятся с правилами настольной учебной игры «Большая прогулка». В качестве домашнего задания предложить отгадать загадки о дороге, машинах, транспорте.
Улица и дороги
Проводится конкурс «Кто на загадки быстро даст отгадки». Дети знакомятся с основными элементами дорог, перекрёстками и переходами. Просматривают презентации по теме. Знакомятся с движением по загородной дороге. Разучиваются игры «Заяц», «Собери картинки». К следующим занятиям нарисовать светофор, какой видели на улице.
Дорожная грамота
Закрепление изученного о сигналах светофора. Знакомятся с видами светофоров, историей их возникновения, почему выбраны именно эти цвета. Сигналы регулировщика учащиеся запоминают в ходе игры «Регулировщик». На одном из занятий проводится экскурсия по району с целью ознакомления со знаками, светофором, сигналами. Дома рассказать родителям, что увидели на экскурсии, и нарисовать дорогу со знаками и светофором.
Движение по улице и дороге
Беседа по материалам экскурсии. Вспоминают, какие машины видели. Знакомятся с «профессиями» машин. В ходе игры «Эстафета автомобилей» дети учатся правильно называть виды, марки автомобилей. На транспортной площадке разбирают движение группами и колоннами. Знакомятся с газетой «Добрая дорога детства». Домашним заданием для ребят будет подбор материала для газеты «Светофорик».
Дорожные знаки
Дети узнают, когда появились дорожные знаки, группы знаков (запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные).
Знакомятся с правилами настольной игры «Дорожное лото» (на запоминание и распознавание дорожных знаков). Изготавливают модели дорожных знаков для планшетов. В качестве домашнего задания детям предлагается нарисовать дорожные знаки разных групп (можно выполнить аппликацию).
В гостях у доктора Айболита
На занятии проводится просмотр и обсуждение фильма «Улица полна неожиданностей» (часть 4), причины ДТП. Учатся оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с дорожной аптечкой и целебными свойствами растений. Предложить детям дома найти картинки с целебными растениями и узнать у родителей, чем они полезны.
Твой друг - велосипед
На занятии дети называют составные части велосипеда, в ходе беседы обсуждают, где можно кататься на велосипеде, как правильно ухаживать за ним. На транспортной площадке проводится практическое занятие с целью отработки навыков безопасного управления велосипедом и остановки. В качестве домашнего задания предложить нарисовать знаки, где есть велосипед.
Дарить радость людям
В течение года ребята разучивают стихи, инсценировки, песни, частушки по ПДД. Лучшие номера выставляются на конкурс «Фестиваль безопасности», агитбригада готовит выступления для воспитанников детского сада, первоклассников и родителей.
Чему мы научились за год
На первом занятии проводится тестирование по ПДД. На втором подводятся итоги работы за год, вручаются дипломы и сертификаты. На занятие приглашаются родители. Выставка рисунков, поделок, макетов организуется для обозрения всеми школьниками.
Учебно-методический комплекс, необходимый для реализации программы (рекомендации)
1. Кабинет по безопасности дорожного движения.
2. Учебная площадка для практических занятий по ПДД.
3. Методический комплект для учителей учебных заведений «Младший школьник на улице». М.Л. Форштат «Учитесь быть пешеходами». Газета «Добрая дорога детства».
4. Методическое оборудование и ТСО: настольные игры по тематике дорожного движения; дорожные знаки;
- рисунки и модели транспортных средств; макеты фрагментов улиц и перекрёстков; - контрольные карточки по правилам безопасного поведения;
- набор материалов и технических средств для сюжетноролевых игр на воздухе или в помещении;
- электронный тренажёр-викторина по правилам дорожного движения;
- действующая модель светофора; телевизор;
- видеомагнитофон, видеотека;
- компьютер, компьютерные программы, презентации, игры; видеопроектор, экран.
Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим требованиям и возрасту школьников, а многие из них изготавливаются школьниками на практических занятиях.
Рекомендуемая литература
1. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /под ред. П.В.Ижевского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. 63 с.: ил. -(безопасность дорожного движения).
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / Серия «здравствуй, школа!». - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -160 с.
3. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса / Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 30 с.: ил.
4. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт.-сост. Е.А.Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007. -89 с.
5. Классные часы по правилам дорожного движения. 1-4 классы / Под. ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.
7. Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах. - Волгоград: Учитель, 2008.
8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
9. Подборка плакатов художника Б. Семенова.
10. «Правила Дорожного Движения для детей». СО-диск. -ЗАО «Новый диск», 2008.
11. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 222 с.
12. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 56 с.
13. Я познаю мир: Основа безопасности жизнедеятельности: Дет. энциклопедия / Авт.-сост. С.Н. Зигуненко. - М.: ООО «Издательство АСГ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 399 с.: ил.
14. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс. Альбом для учащихся 1 класса к занятиям на уроках и дома при изучении правил безопасного поведения на улицах и дорогах. - Тула: Тульский полиграфист, 2000. - 32 с.
14. Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД, перспективное планирование по профилактике ДДТТ, работа с родителями / Н.В.Елжова.-Ростов н/Д: Феникс, 2013.-245.
15. Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.-240с.
Интернет-ресурсы
1. Добрая дорога детства: http://www.dddgazeta.ru/
2. Федеральная целевая программа Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020: http://www.fcp-pbdd.ru/
3. Госавтоинспекция МВД России: http://www.gibdd.ru/
4. Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ульяновской области: http://www.gibdd.ru/r/73/news/
5. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
6. Каталог автоинструкторов и автошкол России: http://avtobip.ru/
________________________