kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность "Мир деятельности" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию[1].

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»[2].

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»[3].

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон  состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.

Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,

  1. вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
  2. затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
  3. затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
  4. и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.

Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.

Более того, и сами педагоги не согласованы в понимании содержания этих понятий и способов универсальных действий. Как отмечено в докладе Минобрнауки РФ «О реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «цель» деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему».

Этот «разрыв», пропуск второго и третьего шагов формирования УУД отмечен в различных научных школах. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»[4]. В результате научно-исследовательской работы Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ был сделан аналогичный вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и, при необходимости, коррекцию по согласованному эталону-критерию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Мир деятельности" для 2 класса»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

надпредметного курса

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


(социальное направление)












2015 – 2016

Пояснительная записка



1. 1. Цели, задачи и структура курса

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию1.

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»2.

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»3.

Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.

Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

  4. Контроль умения выполнять действие.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,

  1. вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;

  2. затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;

  3. затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;

  4. и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.

Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.

Более того, и сами педагоги не согласованы в понимании содержания этих понятий и способов универсальных действий. Как отмечено в докладе Минобрнауки РФ «О реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «цель» деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему».

Этот «разрыв», пропуск второго и третьего шагов формирования УУД отмечен в различных научных школах. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»4. В результате научно-исследовательской работы Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ был сделан аналогичный вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и, при необходимости, коррекцию по согласованному эталону-критерию.

Курс «Учись учиться» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС приобретает целостность и завершенность.

Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)5.

Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.

Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Учись учиться». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.

Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.

И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).

Курс «Учись учиться» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.

Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и

слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет как минимум затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи ведущих российских педагогов и психологов о принципах организации развивающего обучения:


1. 2. Диагностическая база

В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.

В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

  1. тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;

  2. выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;

  3. наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;

  4. наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;

  5. анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;

  6. анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;

  7. психологическое исследование6.



1. 3. Оценивание работы учащихся

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.

  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.

  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.

  4. Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.



2. Учебное содержание курса «Мир деятельности» для 1−4 классов начальной школы

1 класс 1 ч в неделю, всего 33 ч

Организационно-рефлексивная линия (9 часов). У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)

Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).

Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Цель выполнения домашнего задания.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

Коммуникативная линия (3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.

Познавательная линия (2 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Как научиться быть внимательным.

Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.

Семья – мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).

Диагностика (2 часа).

Резерв (6 часов).

Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 1 класс

Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу первого года обучения:

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

2 класс 1 ч в неделю, всего 34 ч

Организационно-рефлексивная линия (10 часов). Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

Подбор способов и средств для открытия нового знания.

Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

Коммуникативная линия (4 часа). Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

Как научиться «слышать» собеседника.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.

Ценностная линия (4 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.

Ценности нашей жизни: знание.

Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

Мы разные – и в этом наша сила.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Диагностика (2 часа).

Резерв (8 часов).

Метапредметные результаты освоения курса«Мир деятельности», 2 класс

Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу второго года обучения:

Уметь различать знания и умения.

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.

Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

Уметь определять средства для открытия нового знания.

Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.

Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм анализа, уметь его применять.

Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.

Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.



3 класс 1 ч в неделю, всего 34 ч

Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.

Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.

План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.

Учусь составлять план.

Урок открытия. Учусь применять новое знание.

Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.

Как научиться применять новое знание без ошибок. Структура 2 этапа урока-помощника (6 шагов).

Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью − «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления.

Секреты успешного выступления.

Новая роль в структуре коммуникации: критик.

Что такое «диалог». Правила ведения диалога.

Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.

Учусь запоминать. Учусь сравнивать. Учусь обобщать.

Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.

Учусь наблюдать.

Чувства – мои помощники в учебе.

Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.

Личностные качества ученика: вера в себя.

Ценности нашей жизни: дружба.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Диагностика (4 часа).

Резерв (8 часов).

Метапредметные результаты освоения курса«Мир деятельности», 3 класс

Основные требования к метапредметным результатам к концу третьего года обучения:

Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.

Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.

Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать правила успешного выступления, уметь их применять.

Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.

Уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные приемы развития памяти.

Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.

Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.

Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.

Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.

4 класс 1 ч в неделю, всего 34 ч

Организационно-рефлексивная линия (5 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации и самоопределения, проектирования, включения в систему знаний, рефлексии и самооценки. Особое внимание при построении проектов уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов их реализации, строить разнообразные проекты, как на содержании различных учебных дисциплин, так и при решении практических жизненных задач. Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок. На основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах обучения, они строят алгоритм рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Полученные знания о том, что значит учиться, переводятся в умение учиться в ходе предметных уроков. В завершение проводится диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий.

Я ученик: «Хочу. Знаю, как надо. Могу». Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение.

Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.

Проекты и их реализация в учебной деятельности. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Проекты и их реализация в жизни и в учении.

Новое знание как часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Как мне может помочь новое знание?».

Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.

Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс.

Учимся дружно. Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию.

Новая роль в структуре коммуникации: организатор.

Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.

Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива.

Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу.

Познавательная линия (4 часа). Учащиеся знакомятся с новыми операциями − классификация, аналогия − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Идет знакомство с простейшими методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.

Учусь работать с информацией.

Учусь работать с текстом.

Действую по аналогии.

Учусь классифицировать.

Ценностная линия (4 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. Учащиеся знакомятся с ценностью – саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим. Все изученные ценностные категории составляют ценностную диаграмму личности ученика.

Ценности нашей жизни: саморазвитие.

Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим.

Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать. Составление личностной диаграммы качеств.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа).

Диагностика (4 часа).

Резерв (8 часов).


Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности», 4 класс

Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого года обучения :

Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.

Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.

Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.

Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.

Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.

Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.

Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.

Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.

Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.

Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.

Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.

Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.

Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.

Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.

Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика (4 класс).


Учебно – тематический

план кружка «Учись учиться»


Раздел

1 год

2 год

3 год

4 год

Всего

Организационно-рефлексивная линия

9 ч

10 ч

7 ч

5 ч

31 ч

Коммуникативная линия

4 ч

3 ч

5 ч

15 ч

Познавательная линия

2 ч

2 ч

6 ч

4 ч

13 ч

Ценностная линия

6 ч

4 ч

4 ч

4 ч

16 ч

Обобщение и систематизация знаний

4 ч

4 ч

4 ч

4 ч

16 ч

Диагностика

2 ч

2 ч

4 ч

4 ч

12 ч

Резерв

6 ч + праздник

8 ч

8 ч

8 ч

31 ч

Всего

32 ч

34 ч

34 ч

34 ч

134 ч


Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 ч


п/п

Раздел

Количество часов

по программе

Количество часов по планированию

1

Организационно – рефлексивная линия

  1. Урок открытия «Нахожу место и причину затруднения»

  2. Что такое план

  3. Учусь составлять план

  4. Урок – открытие «Учусь применять новое знание

  5. «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

  6. Как научиться применять новое знание без ошибок

  7. Как самому оценивать свою работу

7 ч

7 ч

2

Коммуникативная линия

  1. Секреты успешного выступления

  2. Учимся дружно. Я – критик

  3. Учимся дружно. Что такое диалог

3 ч

3 ч

3

Познавательная линия

  1. Учусь сравнивать

  2. Учусь обобщать

  3. Учусь моделировать

  4. Учусь наблюдать

  5. Учусь запоминать

  6. Учусь успешно выступать

6 ч

6 ч

4

Ценностная линия

  1. Личностные качества. Вера в себя

  2. Ценности нашей жизни. Дружба

  3. Чувства – мои помощники в учебе

2 ч

3 ч

5

Обобщение и систематизация знаний

  1. Я – ученик, что я уже знаю

  2. Я – ученик, что я уже знаю и умею

  3. Я – ученик, что я уже знаю и умею

  4. Я – ученик, что я уже знаю

  5. Я – ученик, что я уже умею и знаю

4 ч

5 ч

6

Диагностика

  1. Урок знаний №1

  2. Урок диагностики №2

  3. Урок диагностики умений

4 ч

3 ч

7

Резерв

8 ч

7 ч

8

Всего

34 ч

34 ч


Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности» 1 класс

1 ч в неделю, всего 32 часа

Дата

п/п

Тема, цель


I четверть (7 часов)


1

Тема: «Учиться… А что это значит?»

Цель: Сформировать представление об УД (2 шага).


2

Тема: «Учитель и ученик»

Цель: Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности.


3

Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке»

Цель: Составить основные правила работы на уроке, исходя из функций учителя.


4

Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности»

Цель: Показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личного качества, необходимого ученику в процессе обучения.


5

Тема: «Учимся дружно. Работа в парах»

Цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности.


6

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

Цель: Обобщить и систематизировать знания, открытые на занятиях, обобщить опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.


7

Резерв (1 урок)


II четверть (7 часов)


8

Тема: «Как научиться быть внимательным»

Цель: Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.


9

Тема: «Затруднение – мой помощник в учении»

Цель: Сформировать представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика.


10

Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье»

Цель: 1) Сформировать представление о ценностях в жизни каждого человека.

2) Раскрыть приоритет ценности здоровья и сформировать представление об ответственности каждого человека за своё здоровье.

3) Построить основные правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности.


11

Тема: «Учимся дружно. Работа в группах»

Цель: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.


12

Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности»

Цель: Сформировать представление о понятии "терпение в учебной деятельности, показать значимость терпения как личностного качества необходимого ученику в процессе учения.


13

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

Цель: Обобщить и систематизировать знания, открытые на занятиях, обобщить опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.


14

Резерв (1 урок)


III четверть (10 часов)


15

Урок диагностики № 1

Цель: Провести диагностику первичных знаний и умений обучающихся.


16

Тема: «Как выяснить, что я не знаю»

Цель: На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I четверти, сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение; подумать; найти причину затруднения).


17

Тема: «Зачем ученику домашнее задание»

Цель: 1) Сформировать представление об учебной деятельности вне уроков.

2) Раскрыть значимость домашнего задания для ученика.

3)Построить алгоритм выполнения домашнего задания


18

Тема: «Семья – мой помощник в учении»

Цель: 1) Сформировать представление о том,как правильно обратиться за помощью к семье в процессе учебной деятельности и как в этом случае построить взаимодействие с семьёй.

2) Сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей учебной деятельности как составной части успешной жизни своей семьи, её истории.


19

Тема: «Пробное учебное действие»

Цель: Сформировать представление о пробном учебном действии как о необходимом этапе учения.


20

Тема: «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать»

Цель: Сформировать первичное представление о шаге учебной деятельности "остановлюсь, чтобы подумать" как о необходимом этапе преодоления затруднения.


21

Тема: «Причина затруднения»

Цель: 1) Сформировать представление о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритмаю

2) Построить простейший образец формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания


22

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

Цель: Обобщить и систематизировать знания, открытые на занятиях, обобщить опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.


IV четверть (7 часов)


25

Тема: «Как проверить свою работу»

Цель: 1) Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу.

2) Сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца.


26

Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности»

Цель: 1) Сформировать представление о понятии честности в учебной деятельности.

2) Показать значимость честности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого в процессе обучения.


27

Урок диагностики № 2

Цель: Определить уровень освоения учащимися системы норм учебной деятельности в результате изучения курса.


28

Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности»

Цель: 1) Сформировать представление о понятии доброжелательности в учебной деятельности.

2) Показать значимость доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого в процессе обучения.


29


Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей)

Цель: Обобщить и систематизировать знания, открытые на занятиях, обобщить опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.


30 - 31

Резерв (2 урока)




Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.

Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.

Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.

Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.


2 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

п/п

Тема занятия

Колво

ча

сов

Виды деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Дата проведе-ния

Приме-чание

«Ценности нашей жизни. Знание»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение быть любознательным в учебной деятельности на основе правильного применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

04.09.15


Урок диагностики № 1

1

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования.

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 2 класса в рамках курса «Мир деятельности».

11.09.15


«Домашнее задание делаю самостоятельно»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

18.09.15


«Подробный образец»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

25.09.15


«Как исправить свою ошибку»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

02.10.15


«Настроение – мой помощник в учебе»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

09.10.15


«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

16.10.15


Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

23.10.15


Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

06.11.15


«Учусь называть свое затруднение»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

13.11.15


«Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД )

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

20.11.15


« Я – автор, я – понимающий»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение правильно формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.



















27.11.15


«Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять правила в позициях «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


04.12.15


«Учимся дружно. Слушаю и слышу»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


11.12.15


«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

18.12.15


Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

25.12.15


Повторный инструктаж по технике безопасности. Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

15.01.16


«Ставлю цель»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение правильно ставить цель учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

22.01.16


«Ключи к новым знаниям»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания (а позже − выбирать их) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

29.01.16


«Результат открытия нового знания. Эталон»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать результат учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и опыт самооценки этих умений на основе применения эталона.


05.02.16


«Личностные качества: целеустремленность»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение проявлять целеустремленность в учебной деятельности на основе применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

12.02.16


«Я знаю. Я умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

19.02.16


«Как выяснить, что я не умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.


04.03.16


«Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение использовать приемы понимания собеседника без слов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

11.03.16


«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

18.03.16


Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

25.03.16


Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

01.04.16


«Личностные качества: самостоятельность»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение проявлять самостоятельность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.



15.04.16


Урок диагностики №2

1

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 2 класса в рамках курса «Мир деятельности».

22.04.16


«Учусь анализировать»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять алгоритм анализа объекта и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

29.04.16


«Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

06.05.16


«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

13.05.16


Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.


Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

20.05.16


Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.

27.05.16








п/п

Дата

Тема


1 четверть

1


Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»

2


Урок диагностики № 1

3


Тема: «Домашнее задание делаю сам»

4


Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец»

5


Тема: «Как исправить свою ошибку»

6


Тема: «Настроение – мой помощник в учебе»

7


Тема: «Семья - мой помощник в учении»

8


Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»









п/п Дата

2 четверть

10


Тема: «Учусь называть свое затруднение»

11


Тема: «Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД )

12


Тема: « Я – автор, я – понимающий»

13


Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

14


Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу»

15


Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

16−17


Резерв (2 урока)


3 четверть

18


Тема: «Ставлю цель»

19


Тема: «Ключи к новым знаниям»

20


Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон»

21


Тема: «Личностные качества: целеустремленность в учебной деятельности»

22


Тема: «Я знаю. Я умею»

23


Тема: «Как выяснить, что я не умею»

24


Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

25


Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

26−27


Резерв (2 урока)


4 четверть

28


Тема: «Личностные качества: самостоятельность в учебной деятельности»

29


Урок диагностики №2

30


Тема: «Учусь анализировать»

31


Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей)

32


Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

33–34


Резерв (2 урока)



Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности» 3 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

Дата

п/п

Тема


1

Тема: «Личностные качества: вера в себя»


2

Тема: «Учусь запоминать»


3

Урок диагностики знаний № 1


4

Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»


5

Тема: «План»


6

Тема: «Учусь составлять план»


7

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


8

Резервное занятие


9

Резервное занятие


10

Тема: «Учусь сравнивать»


11

Тема: «Учусь обобщать»


12

Тема: «Учусь моделировать»


13

Тема: «Учусь наблюдать»


14

Тема: «Секреты успешного выступления»


15

Тема: «Учусь успешно выступать»


16

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


17

Резервное занятие


18

Резервное занятие


19

Тема: «Учимся дружно. Я − критик»


20

Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог»


21

Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание»


22

Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»


23

Тема: «Как научиться применять новое знание без ошибок»


24

Тема: «Как самому оценить свою работу»


25

Тема: «Чувства – мои помощники в учебе»


26

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


27

Резервное занятие


28

Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба»


29

Урок диагностики знаний №2


30

Урок диагностики умений


31

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


32

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


33

Резервное занятие


34

Резервное занятие



Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности» 4 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

Дата

п/п

Тема


1

Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие»


2

Тема: «Я ученик: Хочу - Знаю, как надо - Могу»


3

Урок диагностики знаний № 1


4

Тема: «Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности»


5

Тема: «Алгоритм самопроверки и исправления ошибок»


6

Тема: «Проекты и их реализация в учебной деятельности»


7

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


8

Резервное занятие


9

Резервное занятие


10

Тема: «Учусь работать с информацией»


11

Тема «Учусь работать с текстом»


12

Тема: «Действую по аналогии»


13

Тема: «Учусь классифицировать»


14

Тема: «Новое знание – часть целого мира»


15

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


16

Резервное занятие


17

Резервное занятие


18

Тема: «Учимся дружно. Дискуссия»


19

Тема: «Учимся дружно. Организатор»


20

Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться»


21

Тема: «Учимся дружно. Арбитр»


22

Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество»


23

Тема: «Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим»


24

Тема: «Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности»


25

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


26

Резервное занятие


27

Резервное занятие


28

Урок диагностики знаний №2


29

Урок диагностики умений


30

Тема: «Мои сильные стороны как ученика»


31

Тема: «Мои сильные стороны как ученика»


32

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»


33

Резервное занятие


34

Резервное занятие



Литература


[1] А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации».

[2] Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. − М.: Просвещение, 2006, с. 11−15.

[3] В.С. Лазарев. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М., с.50–51.

[4] Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.

[5] Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

[6] Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

[7] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.

[8] Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

[9] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

[10] Л.А. Венгер и др. Диагностика умственного развития. − М.: Педагогика, 1978.


1

2

3

4

5

6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Внеурочная деятельность "Мир деятельности" для 2 класса

Автор: Золотова Татьяна Александровна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Блистательный Петербург" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-3-klass-blistatiel-nyi-pietierburgh"
    ["file_id"] => string(6) "108987"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403983916"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности для 6-7 класса "Наглядная геометрия""
    ["seo_title"] => string(73) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_6_7_klassa_nagliadnaia_geometriia"
    ["file_id"] => string(6) "534453"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1578207035"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Мир психологии" программа внеурочной деятельности 5 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "mir-psikhologhii-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245184"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446070962"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Программы внеурочной деятельности для 1класса: "В мире книг", "Я-пешеход и пассажир", "Наш дружный класс"."
    ["seo_title"] => string(80) "proghrammy_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_dlia_1klassa_v_mirie_knigh_ia_pieshiekho"
    ["file_id"] => string(6) "383981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485413530"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "vneurochnaia_deiatelnost_v_ramkakh_realizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "529061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства