"Мир психологии" программа внеурочной деятельности 5 класс
"Мир психологии" программа внеурочной деятельности 5 класс
Программа которая обеспечивает с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития. Данная программа внеурочной деятельности для 5 классов «Мир психологии» включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мир психологии" программа внеурочной деятельности 5 класс »
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Мир психологии».
3. Описание места программы внеурочной деятельности «Мир психологии» в учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мир психологии».
5. Содержание программы внеурочной деятельности «Мир психологии».
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8. Требования и результаты к уровню подготовки обучающихся.
Пояснительная записка
Младший подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития. Данная программа внеурочной деятельности для 5 классов «Мир психологии» включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир психологии» разработана на основе следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
Основной образовательной программы ОУ.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
Цель изучения программы внеурочной деятельности «Мир психологии» - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
научить положительному самоотношению и принятию других людей;
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Мир психологии»
Программа внеурочной деятельности «Мир психологии» составлена для обучающихся 5 классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств обучающихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.
Основополагающими принципами построения программы внеурочной деятельности «Мир психологии» являются:
доступность;
практико-ориентированность;
метапредметность.
Описание места программы внеурочной деятельности «Мир психологии»в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Мир психологии» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).
Направленность: социально - психологическая.
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
В основе программы внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Мир психологии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:
1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.
4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.
5. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.
6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
7. Когнитивные методы.
8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.
Формы проведения занятий:
индивидуальная работа;
работа в паре;
групповая работа;
коллективная работа.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир психологии» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Актуальность программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая игра и др. методы. Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах ведения дискуссии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мир психологии»
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность программы внеурочной деятельности «Мир психологии» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;
формирование ответственного отношения к учению;
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности «Мир психологии» являются следующие знания и умения:
знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
знание правил работы в тренинговой группе;
знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
умения вести конструктивный диалог;
умение определять жизненные цели и задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
вести конструктивную беседу;
учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором обучающиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.
Требования и результаты к уровню подготовки обучающихся
обучающиеся должны знать:
что такое «психология», каково её место в системе наук;
понятие личность, индивид, индивидуальность;
об уникальности внутреннего мира каждого;
о способах ведения конструктивного диалога;
о мотивах выбора друзей.
обучающиеся смогут узнать:
о разных направлениях психологической науки;
о способах поведения в трудных ситуациях;
о понятиях уверенность» и «уважение» обучающиеся должны уметь:
анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
анализировать поступки других людей и свои собственные.
обучающиеся смогут научиться:
самостоятельно анализировать поведение героев фильма;
анализировать сказки, притчи, рассказы;
анализировать собственные потребности и цели.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир психологии»
(34 часа)
Главная особенность пятиклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Тематическое планирование занятий программы внеурочной деятельности «Мир психологии»
№ п.п.
Тема (цели)
Занятие (тема)
Дата
1.
Кто Я? Мои силы, мои возможности.
Цели:
- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;
- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.
1. Мое лето.
2.Кто Я?
3. Какой я - большой или маленький?
4. Анкета «Вот я какой!»
5. Проективная методика «Мой щит и герб»
6. Мои способности
7. Мой выбор, мой путь.
8. Мой внутренний мир.
9. Сказкотерапия (психологические притчи).
10. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
11. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
12. Что значит верить?
13. Мои страхи, как с ними бороться.
2.
Я расту, я изменяюсь
Цели:
- помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;
- помочь детям научиться планировать цели и пути само изменения.
14. Мое детство.
15. Мое детство (продолжение).
16. Я изменяюсь.
17. Тренинг «Наш дружный коллектив».
18. Продолжение тренинга «Наш дружный коллектив».
3.
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
Цели:
-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;
- Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;
- ввести понятие «Жизненный выбор»
19. Мое будущее.
20. Мое будущее (продолжение)
21. Хочу вырасти здоровым человеком!
22. Вредные привычки как с ними бороться!
23. Профилактика ПАВ.
4.
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?
Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.
24. Кто такой интеллигентный человек?
25. Хочу вырасти интеллигентным человеком.
26. Что такое идеальное Я?
5.
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Цели:
- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;
-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;
- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.
27. Кто такой свободный человек?
28. Права и обязанности школьника
29. Что такое «право на уважение»?
30. Права и обязанности.
31. Общение в жизни человека.
32. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
33. Как разрешать конфликты мирным путем?
34. Итоговое занятие.
Список литературы для педагога:
1. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
3. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
4. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: «ACT-Пресс», 1999.
5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
7. Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».
8. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
9. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
10. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.
11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
12. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
13. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.
для обучающихся:
1. Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
2. Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
3. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
4. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. - 1994.