рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Блистательный Петербург"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Блистательный Петербург"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для 3 класса «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой культурологической направленности.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений. Использование воспитательного потенциала курса во многом является гарантией успешного выполнения поставленных задач, создания необходимых условий этического и интеллектуального выживания и развития детей, их существования в современном многомиллионном городе, что способствует созданию образа города, постоянно изменяющегося во времени, запечатленного в его замечательной архитектуре и скульптуре.
Цель программы
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Отличительные особенности программы
Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся. В курсе обучения предусмотрен хронологический подход к изложению материала с упоминанием наиболее значимых дат и важнейших периодов в развитии города. В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города. Значительная роль отводится наиболее важным этапам формирования культуры «северной столицы», а также городского быта. Учащиеся ознакомятся с тем, как строился Петербург, складывались его великолепные архитектурные ансамбли; кто такие петербуржцы и как они жили на берегах р. Невы в течение ХVIII-ХХ веков, каковы были их занятия и интересы. Темы выстроены таким образом, чтобы родители могли в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть с детьми все, о чем шла речь на занятиях.
Адресность
Программа адресована учащимся младшего школьного возраста (7-10 лет).
Условия набора
Данная образовательная программа предполагает групповые занятия с учащимися младшего школьного возраста. Группы комплектуются по возрастному признаку, принимаются все желающие.
Срок реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Обучение по данной образовательной программе осуществляется в группе в форме традиционного, комбинированного и зачетного занятий, а также бесед, экскурсий, слайд-занятий, коллективного рассказа-эстафеты по определенной теме, кроссвордов, рассказов с пропусками, уроков вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих домашних заданий.
Режим занятий –1 раз в неделю по 2 акад. часа (68 академических часов в год).
Вариативность часов обусловлена занятостью учащихся во внеурочное время и пожеланиями родителей.
Продолжительность академического часа – 45 минут.
Наполняемость групп – 15 человек.
Ожидаемые результаты
В результате успешного освоения программы «Блистательный Санкт-Петербург»
углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга;
приобретут навыки культурного поведения;
сформируют уважительное отношение к историческим личностям;
приобретут способности художественно-образного восприятия города;
сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;
повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;
сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры.
Формы подведения итогов реализации программы
В ходе реализации данной программы предусмотрены:
промежуточная аттестация– в форме зачетного занятия;
проектная деятельность по графику;
итоговая аттестация (май) – в форме зачетного занятия.
Оценка результатов может также проводиться в форме защиты фронтальных опросов, зачетных занятий и конкурсов.
Тематика занятий
I. Мир города – 4 часа.
II. Удивительный Санкт-Петербург – 22 часа.
III. Блистательный Санкт-Петербург – 22 часа.
IV. Прогулки по Санкт-Петербургу – 22 часа.
Итого: 68 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Блистательный Петербург" »
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №400
им. Александра Невского
Т.Ф.Конорева
Программа внеурочной деятельности
для 3 класса
«Блистательный Санкт-Петербург»
на 2014-2015 учебный год
Составитель
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Макарова Юлия Аркадьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для 3 класса «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой культурологической направленности.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга – одному из прекраснейших городов мира, уникальному культурно-историческому комплексу, в судьбе которого огромную роль сыграли многие исторические личности, деятели культуры и искусства. Программа курса позволяет почувствовать нашу сопричастность к исторической и культурной судьбе Санкт-Петербурга, ощутить непрерывность связи времен и поколений. Использование воспитательного потенциала курса во многом является гарантией успешного выполнения поставленных задач, создания необходимых условий этического и интеллектуального выживания и развития детей, их существования в современном многомиллионном городе, что способствует созданию образа города, постоянно изменяющегося во времени, запечатленного в его замечательной архитектуре и скульптуре.
Цель программы
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Отличительные особенности программы
Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся. В курсе обучения предусмотрен хронологический подход к изложению материала с упоминанием наиболее значимых дат и важнейших периодов в развитии города. В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города. Значительная роль отводится наиболее важным этапам формирования культуры «северной столицы», а также городского быта. Учащиеся ознакомятся с тем, как строился Петербург, складывались его великолепные архитектурные ансамбли; кто такие петербуржцы и как они жили на берегах р. Невы в течение ХVIII-ХХ веков, каковы были их занятия и интересы. Темы выстроены таким образом, чтобы родители могли в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть с детьми все, о чем шла речь на занятиях.
Адресность
Программа адресована учащимся младшего школьного возраста (7-10 лет).
Условия набора
Данная образовательная программа предполагает групповые занятия с учащимися младшего школьного возраста. Группы комплектуются по возрастному признаку, принимаются все желающие.
Срок реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Блистательный Санкт-Петербург» рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Обучение по данной образовательной программе осуществляется в группе в форме традиционного, комбинированного и зачетного занятий, а также бесед, экскурсий, слайд-занятий, коллективного рассказа-эстафеты по определенной теме, кроссвордов, рассказов с пропусками, уроков вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих домашних заданий.
Режим занятий –1 раз в неделю по 2 акад. часа (68 академических часов в год).
Вариативность часов обусловлена занятостью учащихся во внеурочное время и пожеланиями родителей.
Продолжительность академического часа – 45 минут.
Наполняемость групп – 15 человек.
Ожидаемые результаты
В результате успешного освоения программы «Блистательный Санкт-Петербург»
углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга;
приобретут навыки культурного поведения;
сформируют уважительное отношение к историческим личностям;
приобретут способности художественно-образного восприятия города;
сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;
повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;
сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры.
Формы подведения итогов реализации программы
В ходе реализации данной программы предусмотрены:
промежуточная аттестация– в форме зачетного занятия;
проектная деятельность по графику;
итоговая аттестация (май) – в форме зачетного занятия.
Оценка результатов может также проводиться в форме защиты фронтальных опросов, зачетных занятий и конкурсов.
Тематика занятий
I. Мир города – 4 часа.
II. Удивительный Санкт-Петербург – 22 часа.
III. Блистательный Санкт-Петербург – 22 часа.
IV. Прогулки по Санкт-Петербургу – 22 часа.
Итого: 68 часов.
Используемая литература:
Л.К. Ермакова И.М. Лебедев «Чудесный город» Петербургская тетрадь, Санкт-Петербург 1998.
Р.П. Андреева «Прогулки по Санкт-Петербургу» Справочник-путеводитель по истории города 1-4 классы
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе
«Блистательный Санкт-Петербург»
(34 недели 2ч./нед. 68 часов)
№
Тема занятия
К-во час.
Сроки
Словарь
Примечание
1.
I Мир города
«Живой город»
«Сосуды города»
«Клетки города»
«Легкие города»
2
Проспект
Переулок
Улица
Площадь
Перекресток
Реки, каналы
Набережные
Фундамент
Фасад
Фронтон
Дворец
Церковь
Лесопарки
Сады парки
скверы
Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева
«Чудесный город»
Петербургская тетрадь
С.8-18
2.
«Город и горожане»
«Жители города»
«Болезни города»
2
Чтение стихотворения
С. Михалкова «Моя улица»
Проект «Настоящий горожанин не будет…»
С.19-23
3.
II Удивительный Санкт-Петербург
«Визитная карточка города»
(возраст города, герб города)
2
Герб, щит
Санкт-Петербург
Петроград
Ленинград
Проект «Герб Санкт-Петербурга»
С.24-29
Презентация «Домик Петра I»
4.
«Отличительные черты Санкт-Петербурга»
«Санкт-Петербург – город рек и каналов»
2
Нева, наводнение
Большая и Малая Нева
Большая Невка
Средняя Невка
Малая Невка
Рукав, протока
Приток, Фонтанка
Мойка
Обводный
Екатерининский
каналы,
канал Грибоедова
Работа с контурной картой с.184-185
С.32-38
5.
«Санкт-Петербург – город мостов»
2
Мосты
Работа с картой-схемой «Санкт-Петербург с высоты птичьего полета»
Самостоятельная работа с.43 з.3
6.
«Санкт-Петербург – город островов»
2
Острова:
Адмиралтейский
Аптекарский
Васильевский
Елагин
Заячий
Каменный
Крестовский
Новая Голландия
Декабристов
Петровский
Петроградский.
Видеофильм «Санкт-Петербург – город мостов»
С.38-43
7-8
«Сказочный город Санкт-Петербург»
1.Решетки мостов
2.решетки и ограды садов и парков.
4
Архитектор
Декоративное убранство
Пилястры
Колонны
Штукатурка
Глазурованный кирпич
Гранит мрамор
Парапет
Решетка
Трезубец
С.44-60
Задание с.5 (1,2)
Проект «Твоих оград узор чугунный…»
(рисование чугунной ограды моста в технике «графика»)
9.
«Сказочный зверинец»
2
10.
«Богатства города»
Город-труженик
Город музеев
Театры города
2
Морской порт
вокзалы
гардероб
фойе антракт
зрительный зал
оркестровая яма
портер
амфитеатр ложа бенуар ярусы
С.61-63
Правила поведения в музее и театре
11.
Петербургские храмы
«Александро-Невская лавра»
Храм «Александра Невского»
2
С.64-65
12.
«Хранители мыслей»
«Храмы науки»
2
Университет
Институт
Академия художеств
Академия наук
13.
«Петербуржцы»
2
Мемориальные (памятные) доски
«Почетный гражданин»
Коренной петербуржец
Петербургский стиль поведения
С.66-75
Задание с. 70 (1,2,3)
c.71 (5)
Проект «Сувенир»
Перспективное задание-проект с.74
14.
III Блистательный Санкт-Петербург
«Дворец Славы Российской»
2
Зимний дворец
Франческо Бартоломео
Рострелли
Памятник истории
Памятник культуры
Эрмитаж
С.76
Задание с.83 (1)
С.86 (4)
Чтение книги Л.Ф.Шиф
«Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком»
с.86 (5)
Творческое задание
15-16.
«Непреступная твердыня»
Рождение крепости
Жизнь крепости
Петропавловский собор
4
Куртина
Казематы
Равелин
Кронверк
Гарнизон
Гауптвахта
«Плясовая площадка»
Монетный двор
Тюрьма
Комендант
Купол колокольня
Шпиль пилястры
Портик волюта
Звонница
Куранты
Доменико Трезини
Иконостас иконы арка аллегория
Барельеф усыпальница
С.90-107
С.90 (1,2,3)
c.95 (3,4)
c.103 (1)
c.107 кроссворд
17-18.
«Владыка морей»
Центральное здание старинного Петербурга – Адмиралтейство. Адмиралтейский сад.