kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В мире театральных масок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «В мире театральных масок» относится к программам общекультурной направленности, так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная рабочая программа  актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «В мире театральных масок»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом,  совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Просмотр содержимого документа
«"В мире театральных масок"»

27


Содержание

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса

7

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

10

Содержание учебного курса

12

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

13

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

25

Планируемые результаты изучения учебного курса

26

Перечень ключевых слов

27















Пояснительная записка

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка среднего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Рабочая программа «В мире театральных масок» относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Данная рабочая программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «В мире театральных масок»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.

Рабочая программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

Специфичность рабочей программы проявляется:

  • в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;

  • в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

  • в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.

  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

В основу рабочей программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с учащимися рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

  5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире театральных масок» для 5-7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение, 2011).

Рабочая программа ориентирована на всестороннее развитие личности учащегося, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Рабочая программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной рабочей программы состоит в том, что школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Внеурочная деятельность предназначена для учащихся 5-7 классов школы. Рабочая программа рассчитана на 105 часов на три года обучения (1 час в неделю в каждом классе). В результате занятий ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.









Общая характеристика учебного курса

Цель: обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.


Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.


Программные задачи:


  1. Прививать любовь к сценическому искусству.

  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5.Учить действовать на сценической площадке естественно.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: научить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Знакомство учащихся с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: научить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


Методологические принципы

В основу рабочей программы «В мире театральных масок» вложены следующие принципы:

1. Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий школьник будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

2. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.

Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.

3. Принцип деятельностной основы занятий.

Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

4. Принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил, у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами рабочей программы внеурочной деятельности – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

-Учить высказывать свое предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

-Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физкультминутки на занятиях).

  1. Познавательные УУД:
    -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе занятия.
    -Перерабатывать полученную информацию : делать выводы в результате совместной работы всего класса.
    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  2. Коммуникативные УУД:

-Умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

-Привлечение родителей к совместной деятельности.











Содержание программы 1 года обучения

Сценические действия. Что такое сцена. Культура и техника речи. Основы театральной культуры. Кукольный театр. Пальчиковый театр. Великая сила Слова.Театральная игра.Мы актёры. Работа над спектаклем «Муха-цокотуха».Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Содержание программы 2 года обучения

Работа над спектаклем «Гуси-лебеди». Культура и техника речи. Основы театральной культуры. Театральные игры. Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом». Театральная игра. Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка».

Театральная игра.

Содержание программы 3 года обучения

Вводное занятие. Мир вокруг нас. Театрализованная игра «Вместе весело играть». В гостях у сказки. Культура и техника речи. Упражнения-тренинги. Театральная игра. Игры-драматизации. Ритмопластика. Пантомимические этюды и упражнения. Просмотрово-информационный раздел «В гостях у сказки», «Делаем декорации». Волшебный мир театра «Что такое театр». Театральная игра. Творческие игры со словами. Театральная игра. Упражнения и эпизоды на создание игрового образа. Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения. Игры драматизации. Сценки «Живые картинки». Индивидуальная работа. Театральная игра. Инсценировка эпизодов. История кукольного театра. Упражнения и эпизоды на создание игрового образа. Ритмопластика. Чувство ритма и координация движений. Кукольный театр «Теремок». Музыкальные игры. Игры и упражнения на расширение словаря. Игры драматизации. Мастерская Деда Мороза. Ритмопластика. Движение и музыка. Индивидуальная работа. Культура и техника речи. Упражнения на развитие голоса. Ритмопластика. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений. Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения. Творческие игры, слова помощники. Индивидуальная работа. Театральная игра. Музыкальные игры-импровизации. Наша мастерская. Заключительное занятие.


Тематическое планирование 1 года обучения с определением основных видов учебной деятельности

зан

Кол-во

часов

Тео

рия

Пра

ктика

Тема занятия

Содержание занятия

Основные виды учебной деятельности

1

1


1

Великая сила Слова

Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

-Учить высказывать свое предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

-Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физкультминутки на занятиях).

Познавательные УУД:
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе занятия.
-Перерабатывать полученную информацию : делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

-Умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

-Привлечение родителей к совместной деятельности.

2

1


1

Мимика и жесты. Ритмопластика.

Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты.

3

1


1

Сценические действия. Что такое сцена.

Создание примерной выгородки. Фантазии по сказке «Колобок».

4

1

1


Культура и техника речи

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.

5

1

1


Основы театральной культуры

Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок».

6

1

1


Кукольный театр. Пальчиковый театр.

Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол к сказке «Волк и семеро козлят»

7

1


1

Кукольный театр. Пальчиковый театр.

Поочерёдное проигрывание по ролям сказки «Волк и семеро козлят» пальчиковыми куклами.

8

1


1

Великая сила Слова

Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.

9

1

1


Театральная игра

Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст.

10

1


1

Мы актёры. Работа над спектаклем «Муха-цокотуха».

Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа над дикцией.

11-12

2


1

Мы актёры. Работа над спектаклем «Муха-цокотуха».

Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

13

1


1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Муха-цокотуха»

Создание выгородки. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.

14-15

2


2

Мы актёры.

Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля.

16

1


1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Муха-цокотуха»

Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся начальной школы на празднике Осени.

17

1

1


Основы театральной культуры.

Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова.

18

1


1

Культура и техника речи

Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.

19

1


1

Театральная игра.

Игры-импровизации по сказке «Терем-теремок», «Репка», «Три медведя».

20

1


1

Театральная игра.

Создание атрибутов и декораций для спектаклей «Три поросёнка», «Три медведя».

21

1

1


Культура и техника речи.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

22

1


1

Театральная игра.

Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки.

23

1


1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.

24

1


1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Создание выгородки. Проигрывание отдельных эпизодов. Постановка танцев.

25

1


1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях.

26

1


1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля.

27-28

2


1

Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»

Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением.

29

1


1

Мы актёры.

Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике для родителей.

30

1

1


Театральная культура.

Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания театра.

31

1

1


Культура и техника речи.

Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам.

32-34

3


3

Театральная игра

Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.

35

1


1

Итоговое занятие

Инсценировка русской народной сказки (по выбору).

35

8

27

Итого за год


Тематическое планирование 2 года обучения с определением основных видов учебной деятельности

зан

Колич.

часов

Тео
рия

Пра
кти
ка

Тема занятия

Содержание занятия

Основные виды учебной деятельности

1

1


1

Работа над спектаклем «Гуси-лебеди»

Просмотр сказки «Гуси-лебеди» Прослушивание и первичное прочитывание сценария.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

-Учить высказывать свое предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

-Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физкультминутки на занятиях).

Познавательные УУД:
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе занятия.
-Перерабатывать полученную информацию : делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

-Привлечение родителей к совместной деятельности.


2

1


1

Работа над спектаклем «Гуси-лебеди»

Изготовление ширмы и кукол с помощью родителей. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.

3

4

2


1

Работа над спектаклем «Гуси-лебеди»

Окончательное распределение ролей. Заучивание текста и тренировка вождения кукол с текстом.

5

6

2


1

Работа над спектаклем «Гуси-лебеди»

Проигрывание всего спектакля с музыкальным оформлением.

7

1


1

Работа над спектаклем «Гуси-лебеди»

Премьера спектакля «Гуси-лебеди» к празднику 8 марта.

8

1

1


Культура и техника речи

Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом.

9

1

1


Основы театральной культуры

Из истории русского театра. Игра скоморохов.

10

1


1

Театральные игры.

Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки»

11

1

1


Мы актеры.

Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей.

12

1


1

Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

13

1


1

Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Создание выгородки. Репетиция всей сказки. Подбор музыкального оформления и отработка ритмопластики.

14

1


1

Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов).

15

16

2


1

Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом»

Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой.

17

1


1

Мы актёры.

Премьера спектакля по мотивам сказки «Под грибом» для учащихся начальной школы.

18

1

1


Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла.

19

20

2


2

Культура и техника речи.

Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый»

21

22

2


1

Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту.

23

1


1

Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка»

Просмотр сказки «Царевна-лягушка», обсуждение сценария, подбор ролей.

24

1


1

Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка»

Прочитывание ролей. Тренировка вождения верховых кукол.

25

1


1

Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка»

Репетиция отдельных сцен спектакля за ширмой. Изготовление декораций.

26

27

2


2

Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка»

Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.

28

1


1

Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка»

Генеральная репетиция спектакля с декорациями и музыкальным сопровождением.

29

1


1

Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка»

Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.

30


1


1

Показ спектакля «Царевна –лягушка»

Премьера спектакля.

31

1


1

Групповые сюжетно-ролевые игры. Итоговое занятие.


Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки»

32

1


1

Культура и техника речи

Выразительное чтение стихотворений различных авторов (по выбору). Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки одного из стихотворений.

33

34

2


2

Театральная игра.


Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по тексту, написанному дома.

35

1


1

Итоговое занятие.


Инсценировка выбранного текста.

35

4

31

Итого за год





Тематическое планирование 3 года обучения с определением основных видов учебной деятельности

Тема занятий

Всего

часов

Теория

Практика

Основные виды учебной деятельности

1

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

1


1

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

-Учить высказывать свое предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

-Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (физкультминутки на занятиях).

Познавательные УУД:
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе занятия.
-Перерабатывать полученную информацию : делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

-Умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

-Привлечение родителей к совместной деятельности.


2

Театрализованная игра «Вместе весело играть».

1


1

3

В гостях у сказки.

1


1

4

Культура и техника речи. Упражнения-тренинги.

1


1

5

Театральная игра. Игры-драматизации.

1


1

6

Ритмопластика. Пантомимические этюды и упражнения.

1


1

7

Просмотрово-информационный раздел «В гостях у сказки», «Делаем декорации».

1

1


8

Волшебный мир театра «Что такое театр».

1

1


9

Театральная игра. Творческие игры со словами.

1


1

10

Театральная игра. Упражнения и эпизоды на создание игрового образа.

1


1

11

12

Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения.

2


2

13

Игры драматизации.

1


1

14

Сценки «Живые картинки».

1


1

15

Индивидуальная работа.

1


1

16

Театральная игра. Инсценировка эпизодов.

1


1

17

История кукольного театра.

2

2


18

Упражнения и эпизоды на создание игрового образа.

1


1

19

Ритмопластика. Чувство ритма и координация движений.

1


1

20

Кукольный театр «Теремок».

1

1


21

Музыкальные игры.

1


1

22

Игры и упражнения на расширение

Словаря.

1


1

23

Игры драматизации.

1


1

24

Мастерская Деда Мороза.

1


1

25

Ритмопластика. Движение и музыка.

1


1

26

Индивидуальная работа.

1


1

27

Культура и техника речи. Упражнения на развития голоса.

1


1

28

Ритмопластика. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений.

2


1

29 30

Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения.

2


1

30

31

Творческие игры, слова помощники.

2



32

Индивидуальная работа.

1


1

3234

Театральная игра. Музыкальные игры-импровизации. Наша мастерская.

3


3

35

Заключительное занятие.

1


1


Итого:

35

5

30









Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения деятельности

Печатные пособия: карточки с игровыми упражнениями, шаблоны для оформления кукол, шаблоны для оформления сцены.
Технические средства обучения: презентации «История театра. Виды театра», «Мир театральных профессий», «Правила поведения в театре», «Кукольный театр. Виды кукол», «Артикуляционная гимнастика», «Скороговорки», «Декорации и оформление афиш», Миниатюра», «Театр малых форм».

Экранно-звуковые пособия: аудиокниги, видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей, аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных.

Игры и игрушки: куклы-марионетки, куклы-перчатки.

Средства наглядности: оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор) и средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

Литература

  1. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

  2. Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год

  3. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год

  4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год

  5. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год

  6. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год

  7. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год

  8. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год

  9. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год

  10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год.

Планируемые результаты изучения учебного курса

  1. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  2. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

  3. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  4. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

  5. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

  6. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  7. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  8. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  9. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

  10. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  11. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

  12. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  13. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  14. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

  15. Умеют подбирать рифму к заданному слову.

  16. Умеют составлять диалог между сказочными героями.

  17. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

  18. Владеют навыками кукловождения.

  19. Знают виды и особенности театрального искусства.

  20. Знают театральную терминологию и культуру зрителя.

  21. Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

Перечень ключевых слов


Авансцена
Актер

Амфитеатр

Антракт
Аплодисменты
Афиша
Балет
Бельэтаж

Бенуар
Бутафория
Декорация
Диалог
Драма
Жест
Задник
Карман
Кулисы

Мизансцена
Мимика
Монолог

Опера
Оперетта
Падуга
Пантомима
Парик
Партер
Реквизит

Ремарка
Репертуар

Репетиция
Реплика
Театр
Штанкет
Фойе



27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"В мире театральных масок"

Автор: Ипатова Марина Андреевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Коспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе "Тайны театральной куклы". ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(92) "kospiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-3-klassie-tainy-tieatral-noi-kukly-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "233582"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443157689"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Сценарий обобщающего урока в 7 классе по теме: "Театр и мы" "
    ["seo_title"] => string(71) "stsienarii-obobshchaiushchiegho-uroka-v-7-klassie-po-tiemie-tieatr-i-my"
    ["file_id"] => string(6) "193584"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427650516"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Значение имаготерапии в развитии детей младшего школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(76) "statiaznachieniieimaghotierapiivrazvitiidietieimladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "339171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471023823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "деятельностно-игровой подход в организации театрализованной деятельности младших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(96) "dieiatielnostnoighrovoipodkhodvorghanizatsiitieatralizovannoidieiatielnostimladshikhdoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "318185"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460533287"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства