Мастер класс на тему:
«Развитие вокально-хоровых способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
музыкальный руководитель Бондаренко Н.А.
МДОУ Захаровский детский сад № 1
Цель: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами развития вокально-хоровых способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии вокально-хоровых способностей детей дошкольников.
-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с детьми дошкольного возраста по развитию вокально-хоровых способностей детей.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
С чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным и понятным. Невозможно заставить детей любить петь, танцевать, рисовать т т.д. можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Итак, основной девиз нашей работы – «Учить, играя!».
Заинтересовавшись музыкально-театрализованной деятельностью и вокалом, я решила обратиться к изучению методической и музыкальной литературы, стала заниматься с детьми развитием вокальных способностей через музыкально-театрализованную деятельность.
Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью, был увлечен сказкой, игрой. Театральное искусство необычайно важно для детей, оно близко им и понятно, Ведь театр – всегда чудо. … Это возможность не только увидеть героя самому, но и стать им, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Театрализованная деятельность, являясь синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, актерской игры, обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, развивает эмоциональную сферу, учит общаться друг с другом.
В содержание работы с детьми по развитию вокальных навыков через музыкально-театрализованную деятельность были включены голосовые развивающие игры, игры и упражнения на речевое дыхание, на опору дыхания, на расширение диапазона голоса, артикуляционную гимнастику, пальчиковым играм. Большое значение уделялось распеванию, попевкам, инсценированию песен, постановкам небольших музыкальных сказок. Для побуждения детей к музыкально-театральному творчеству использовались маски, элементы костюмов, игрушки. Проявляя свою индивидуальность, развивая творческие способности, актерское мастерство, дети фантазировали, придумывали образы
В работе с детьми я уделяю особое место развитию вокально-хоровых способностей и использую дополнительные средства для развития голосового аппарата детей такие как:
1. Певческая установка.
Это положение, которое дожжен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно.
Упражнение «Сидит дед» муз. М. Картушиной
Цель:
Учить правильному положению корпуса для работы голосового аппарата.
2. Работа над дыханием.
Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и вдоха.
Тренажеры дыхания.
Цель:
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)
- тренировка силы вдоха и выдоха.
- развитие продолжительности выдоха.
3. Артикуляционная гимнастика.
Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.
Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.
Упражнение «Путешествие язычка» (видео)
Цель:
1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;
2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;
5. Развитие способности петь слово интонационно чисто;
6. Овладение приемами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.
5. Работа над выразительностью
Всем известно, что для правильного произнесения звуков и чёткой речи нужны слаженная работа мышц языка, глотки, гортани, нёба и сильная воздушная струя. Но, не меньшее значение имеет тонус и подвижность мимических мышц (брови, губы, щёки). Для достижения этой цели мы и делаем мимическую гимнастику.
Упражнение «Лицо» (видео)
Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица.
4. Вокальные упражнения.
4.1. Работа над интонированием
. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука, образно показать повышение и понижение мелодии.
Упражнение «Бабочка» (развитие ладового чувства)
Цель подготовить голос дошкольника к речи и пению.
4.2. Расширение диапазона
Для каждого возраста у одного и того еже человека диапазон будет разный и будет зависеть от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а также от индивидуальных различий.
Постепенно диапазон будет расширяться, при правильном, последовательном обучении.
Упражнение «Лиса и воробей» муз. А. Евтотьевой (фланельграф и пальчиковый театр)
Цель: развитие силы и динамического диапазона голоса дошкольников.
5. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры – это пальчики ребят. Игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребёнка.
Пальчиковая игра «Гриб-грибок» муз. М. Картушиной
Песня «Матрешки» (варежковый театр)
Цель:
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством музыкально - дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
- расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи.
И в заключении хотелось бы узнать ваше мне по поводу услышанного сегодня. Предлагаю вам шаблоны театральных масок, которые нужно превратить либо в грустную, либо в весёлую.
Театральные маски:
- грустная - если всё трудно и сложно
- весёлая - если чувствуете в себе потенциал творчества, и желание воплощать задуманное в своей профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание.
Библиографический список
1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М.,: Просвещение, 1981.
2.Картушина М.Ю. Вокальном – хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Секрипторий 2003», 2010.
3.Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. Учебно методическое пособие. – Санкт-Петербург «Музыкальная политра», 2005.
4. https://yandex.ru/video/preview/?filmId
5. М.Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».
6.https://yandex.ru/video/preview/?filmId