Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».
Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае выступает не только как ведущий вид деятельности, но и как форма социализации ребенка. Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализованная игра.
Сама игровая технология cтроится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Поэтому основная цель педагога в младшей группе — заинтересовать и постепенно вовлечь в театрально-игровую деятельность. Для этого он осуществляет работу по нескольким направлениям:
а) Знакомит детей с отдельными видами театрализованных игр.
Знакомство начинается с просмотра спектаклей, подготовленными взрослыми или ребятами старших групп. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее на сцене, у них формируется желание заниматься этим видом деятельности. Действия малышей носят подражательный характер. Они водят кукол, совершают с ними манипуляции, произнося только отдельные предложения. Сюжетная сторона отсутствует.
Организация просмотра спектаклей детьми младшего возраста имеет свои особенности. Целесообразно на начальном этапе, незадолго до начала представления, рассказать о содержании спектакля, иначе малыши не смогут уловить смысл событий, происходящих на сцене.
В ходе самого представления, ввиду быстрой утомляемости необходимо подключать внимание детей к событиям, происходящим на сцене: поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, попросить уложить героя спать.
б) Обучает правилам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе (в этом возрасте необходимо научить детей правильному пользованию фигурками театров).
Педагог вначале показывает и объясняет, как управлять фигуркой, удерживая ее за спину или основание; в каком положении должна находиться рука по отношению к зрителям; приучает к тому, чтобы ребенок внимательно слушал текст и действовал в соответствии с ним; обращает внимание детей на то, что если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом «говорящая» игрушка должна слегка двигаться. Когда игрушка кончает «говорить», она застывает, становится неподвижной. Этот прием поможет детям выделить, какая из игрушек «говорит» в данный момент.
Чтение текста и исполнение ведущих ролей воспитатель вначале берет на себя, а ребятам поручает только обыгрывание несложных ролей.
Чуть позже взрослый суживает параметры своей деятельности и предоставляет детям самостоятельно действовать с персонажами в соответствии с его рассказом. В результате проведенной работы дети с хорошо развитой речью способны одновременно рассказывать и показывать.
в) Содействует развитию речевых и двигательных способностей детей, учит искусству ведения диалога в вопросно-ответной форме.
Работа по формированию способов сценической выразительности в младшей группе начинается с активизации речи и движений детей, прежде всего, с развития имитационных, подражательных движений, так как малышу легче показать, чем рассказать. Для успешного решения этой задачи педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия и т.д. Например, во время проведения режимных моментов, детям предлагается «изобразить» как утята спят, просыпаются, умываются и т.д.
Для успешной организации театрализованных игр важно, чтобы дети с младшего возраста учились искусству диалога — основной форме общения героев на сцене.
Интересным и эффективным средством является чтение по ролям несложных стихов и потешек. У детей необходимо развивать способность к словесной импровизации. В случае затруднений можно обратиться к личному опыту детей, предлагая им вспомнить, как они маму, бабушку уговаривали купить мороженное, игрушку и т.д. или наоборот, как взрослые уговаривают их что-нибудь съесть.
В младшей группе дети инсценируют отдельные сценки или короткие несложные произведения, хорошо известные им. Для подведения детей к театрализации конкретного произведения, педагог планирует целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» он предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и во время утренней гимнастики передать в движении: как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. На занятии по развитию речи — поупражнять в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. На музыкальном занятии дети упражняются в пении песенки Колобка, разучивают танец Зайчика и т.п. Роль ведущего, режиссера, художника-декоратора берет на себя в этой группе сам взрослый.
Педагогу необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры детей, другими видами деятельности. Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Так в группе необходимо оформлять центр театрализованной деятельности, центр эмоций, центр музыки.
В моей практике созданы и подобраны: дидактические, творческие игры, игры на развитие эмоций, игры – драматизации, игры для развития памяти, оформлены картотеки потешек, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики. В соответствии с возрастными особенностями детей созданы различные виды театров: плоскостной, теневой, пальчиковый, театр масок, театр на фланелеграфе, театр «би – ба – бо».
Результатами деятельностно – игрового подхода в организации театрализованной деятельности являются выступления детей в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках и развлечениях со сказками: «Курочка ряба». «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другими. Кроме того, ребята проигрывают элементы сказок, малых фольклорных форм как во всех видах совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности.
Таким образом, работа по развитию театрализовано – игровой деятельности будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, с привлечением и при взаимодействии с родителями.
Ведь ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.
Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребёнок не потерял способность играть и через игру познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать, творить, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.