kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельностно-игровой подход в организации театрализованной деятельности младших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу   1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».

Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае выступает не только как ведущий вид деятельности, но и как форма социализации ребенка. Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализованная игра.                                                                                                                                                     

Сама игровая технология  cтроится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Поэтому основная цель педагога в младшей группе — заинтересовать и постепенно вовлечь в театрально-игровую деятельность. Для этого он осуществляет работу по нескольким направлениям:

а) Знакомит детей с отдельными видами театрализованных игр.

Знакомство начинается с просмотра спектаклей, подготовленными взрослыми или ребятами старших групп. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее на сцене, у них формируется желание заниматься этим видом деятельности. Действия малышей носят подражательный характер. Они водят кукол, совершают с ними манипуляции, произнося только отдельные предложения. Сюжетная сторона отсутствует.

Организация просмотра спектаклей детьми младшего возраста имеет свои особенности. Целесообразно на начальном этапе, незадолго до начала представления, рассказать о содержании спектакля, иначе малыши не смогут уловить смысл событий, происходящих на сцене.

В ходе самого представления, ввиду быстрой утомляемости необходимо подключать внимание детей к событиям, происходящим на сцене: поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, попросить уложить героя спать.

б) Обучает правилам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе (в этом возрасте необходимо научить детей правильному пользованию фигурками театров).

 Педагог вначале показывает и объясняет, как управлять фигуркой, удерживая ее за спину или основание; в каком положении должна находиться рука по отношению к зрителям; приучает к тому, чтобы ребенок внимательно слушал текст и действовал в соответствии с ним; обращает внимание детей на то, что если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом «говорящая» игрушка должна слегка двигаться. Когда игрушка кончает «говорить», она застывает, становится неподвижной. Этот прием поможет детям выделить, какая из игрушек «говорит» в данный момент.

Чтение текста и исполнение ведущих ролей воспитатель вначале берет на себя, а ребятам поручает только обыгрывание несложных ролей.

Чуть позже взрослый суживает параметры своей деятельности и предоставляет детям самостоятельно действовать с персонажами в соответствии с его рассказом. В результате проведенной работы дети с хорошо развитой речью способны одновременно рассказывать и показывать.

в) Содействует развитию речевых и двигательных способностей детей, учит искусству ведения диалога в вопросно-ответной форме.

    Работа по формированию способов сценической выразительности в младшей группе начинается с активизации речи и движений детей, прежде всего, с развития имитационных, подражательных движений, так как малышу легче показать, чем рассказать. Для успешного решения этой задачи педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия и т.д. Например, во время проведения режимных моментов, детям предлагается «изобразить» как утята спят, просыпаются, умываются и т.д.

 Для успешной организации театрализованных игр важно, чтобы дети с младшего возраста учились искусству диалога — основной форме общения героев на сцене.

Интересным и эффективным средством является чтение по ролям несложных стихов и потешек. У детей необходимо развивать способность к словесной импровизации. В случае затруднений можно обратиться к личному опыту детей, предлагая им вспомнить, как они маму, бабушку уговаривали купить мороженное, игрушку и т.д. или наоборот, как взрослые уговаривают их что-нибудь съесть.

 В младшей группе дети инсценируют отдельные сценки или короткие несложные произведения, хорошо известные им. Для подведения детей к театрализации конкретного произведения, педагог планирует целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» он предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и во время утренней гимнастики передать в движении: как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. На занятии по развитию речи — поупражнять в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. На музыкальном занятии дети упражняются в пении песенки Колобка, разучивают танец Зайчика и т.п. Роль ведущего, режиссера, художника-декоратора берет на себя в этой группе сам взрослый.

Педагогу необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры детей, другими видами деятельности.  Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Так          в группе необходимо оформлять центр театрализованной деятельности, центр эмоций, центр музыки.

В моей практике созданы и подобраны: дидактические, творческие игры, игры на развитие эмоций, игры – драматизации, игры для развития памяти, оформлены картотеки потешек, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики. В соответствии с возрастными особенностями детей созданы различные виды театров: плоскостной, теневой, пальчиковый, театр масок, театр на  фланелеграфе, театр «би – ба – бо».

Результатами деятельностно – игрового подхода в организации театрализованной деятельности являются выступления детей в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках и развлечениях со сказками: «Курочка ряба». «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другими. Кроме того, ребята проигрывают элементы сказок, малых фольклорных форм как во всех видах совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности.

Таким образом, работа по развитию театрализовано – игровой деятельности будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, с привлечением и при взаимодействии с родителями.

Ведь ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.

Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребёнок не потерял способность играть и через игру познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать, творить, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«деятельностно-игровой подход в организации театрализованной деятельности младших дошкольников»

Театрализованная игра -как ведущий вид  деятельности  Чатлыковский детский сад  2016г

Театрализованная игра -как ведущий вид деятельности

Чатлыковский детский сад

2016г

Тема: « Деятельностно - игровой подход в организации театрализованной деятельности младших дошкольников ». Театр  – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее.  О.И.Радынова

Тема: « Деятельностно - игровой подход в организации театрализованной деятельности младших дошкольников ».

Театр – это волшебный мир,

в котором ребенок радуется,

а играя, познает окружающее. О.И.Радынова

Актуальность. Младший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития речи детей в театральной деятельности. Театральная игра стимулирует активную речь детей, расширяется словарный запас, речь становится ярче, образнее, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, поэтому старается говорить четко, чтобы его поняли. Поэтому в работе для развития речи, я решила использовать театрализованную деятельность. Цель: Создать условия для развития речи через театрализованную деятельность. Задачи:

Актуальность.

Младший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития речи детей в театральной деятельности. Театральная игра стимулирует активную речь детей, расширяется словарный запас, речь становится ярче, образнее, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, поэтому старается говорить четко, чтобы его поняли. Поэтому в работе для развития речи, я решила использовать театрализованную деятельность.

Цель:

Создать условия для развития речи через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
  • Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности.
  • Способствовать активности в игре с персонажами и игрушками.
  • Приобщать родителей к игре с детьми.
Виды театра:  * Игры - драматизации * Театр на фланелеграфе * Теневой театр * Театр би-ба-бо * Пальчиковый театр и варежковый театр * Театр марионеток * Настольный театр: - плоскостные фигурки, - объемные фигурки.

Виды театра:

* Игры - драматизации

* Театр на фланелеграфе

* Теневой театр

* Театр би-ба-бо

* Пальчиковый театр и варежковый театр

* Театр марионеток

* Настольный театр: - плоскостные фигурки, - объемные фигурки.

Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры - драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку , но и эмоционально им воспринято.

Игры—драматизации

основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры - драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку , но и эмоционально им воспринято.

Фланелеграф  - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно

Фланелеграф

- картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно

Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием

Теневой театр

- для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием

Пальчиковый театр и варежковый театр  - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.

Пальчиковый театр и варежковый театр

- атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.

Театр бибабо  – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.

Театр бибабо

– на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.

Настольный театр игрушек – используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр игрушек –

используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Этапы работы 1 этап : Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.)

Этапы работы

1 этап :

Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.)

2 этап : можно выделить как этап работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями.

2 этап :

можно выделить как этап работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями.

3 этап:  - проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»).

3 этап:

- проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»).

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Хочется закончить свою презентацию словами Я.А. Коменского - «Воспитатель – который не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает с ребёнком много вдохновенных минут»

Хочется закончить свою презентацию словами Я.А. Коменского - «Воспитатель – который не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает с ребёнком много вдохновенных минут»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Третьякова Ольга Геннадьевна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства