На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.
Москва: Издательство РОСТ, 2012г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012.
Деятельность учителя начальных классов направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью, «уметь учиться». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного усвоения социального опыта. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной ступени обучения к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков. Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. В связи с этим данная программа рассчитана на детей 6-11 лет.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Так как на внеурочную деятельность тетради приобрести на каждого ребёнка довольно сложно, можно завести папки-портфолио, куда необходимо вкладывать продукт, полученный на занятии. Это удобно тем, что работа предусматривается разнообразная: анкетирование, сбор информации, мини доклады и мини исследования, рисунки и т.д. В рабочую тетрадь всё это занести сложно. В такой папке можно собрать результат работы за все четыре года обучения.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Развитие умения отвечать на вопросы. Знакомство с понятием «хобби». Выбор темы проекта. Как собирать материал по теме проекта. Знакомство с понятием «проблема». Развитие умения обозначать проблему. Знакомство с понятием «гипотеза». Развитие умения выдвигать гипотезу. Знакомство с понятием «цель». Развитие умения ставить цель. Развитие умения определять задачи проекта. Развитие умения работать с разными источниками информации. Знакомство с понятием «продукт проекта». Составление визитной карточки проекта. Составление мини-сообщения. Подготовка к публичному выступлению. Развитие умения отвечать на вопросы по теме проекта. Составление памятки для учащегося – проектанта.
| | |
№ занятия | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Контрольно-оценочная деятельность |
вид | форма |
1 | Что такое исследование? | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Исследовательские способности, пути их развития. Значимые личностные качества исследователя. | слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; осваивать материал на основе внутреннего плана действий; | находить значимые личностные качества исследователя. | текущий | Ответы на вопросы тренинг |
4 5 | Как выбрать тему исследования? | Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности | вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; | выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов; | текущий | тренинг |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. | выбирать литературу на тему; работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. | пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части; | текущий | Ответы на вопросы |
7 8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | текущий | Ответы на вопросы СР |
9 10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. | находить предметы по их описанию, назначению, др.; -анализировать объекты, выделять главное | выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. | текущий | Игра «Поиск» |
11 12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. | составлять план для выполнения задания (алгоритм);работать самостоятельно и в коллективе; осваивать материал на основе внутреннего плана действий; | проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; | текущий | П/Р |
13 14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему. | видеть проблему; вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; | преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; | текущий | Ответы на вопросы |
15 16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Причина и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. | выявлять причину и следствие; правильно задавать вопросы; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; | допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; | текущий | Ответы на вопросы |
17 18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы | текущий | Ответы на вопросы |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | Заочная экскурсия в прошлое | -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; мотивировать свой выбор; отстаивать свою точку зрения. вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи -анализировать объекты, | использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; | текущий | Ответы на вопросы |
20 21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы | текущий | Ответы на вопросы |
22 23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. | | |
24 25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | Учиться строить схемы «Дерево Паук». | текущий | Ответы на вопросы |
26 27 | Самостоятельные исследования. Коллективная игра-исследование. | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». | -анализировать объекты, выделять главное; вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, | формулировать собственное мнение и позицию; | текущий | ПР |
28 29 30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём». Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. | -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; | договариваться, приходить к общему решению; | текущий | И/Р |
31 32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | Выставки творческих работ, презентации проектов учащихся | -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; представлять результаты собственных изысканий, вести рассказ от начала до конца; | соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; владеть монологической и диалогической формами речи. | итоговый | ТР |
33 | Анализ исследовательской деятельности. | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы | представлять результаты собственных изысканий, вести рассказ от начала до конца | владеть монологической и диалогической формами речи. | текущий | Р/К |
Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка». Развитие умения работать со словарями. Знакомство с понятием «актуальность». Развитие умения выдвигать гипотезы, ставить цель проекта, определять его задачи. Работа с разными источниками информации. Развитие умения выбирать нужную информацию. Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Отбор материала для мини-сообщения. Знакомство с понятием «презентация». Создание компьютерной презентации к публичному выступлению. Публичное выступление. Изготовление визитки. Знакомство с понятием «самоанализ».
№ занятия | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения | План и сроки прохождения программы |
четверть (18 часов) | |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. | Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» | Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | Игры | Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема» | Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | Беседа - размышление | Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
4 | Выбор помощников работе над проектом | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. | Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. | Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками. | |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | Ролевые игры | Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | |
6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | Беседа-рассуждение | Познакомить с понятием «актуальность» | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | |
7 | Проблема. Решение проблемы | Беседа | Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы | Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным | |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | Беседа-рассуждение | Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. | Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. | Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
9 | Цель проекта | Мини-выступления | Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения | Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | |
четверть (14 часов) | |
10 | Задачи проекта | Мини-выступления | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» | Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | |
11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | Работа в группах | Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации | Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | Ролевые игры | Дать понятия: «интервью», «интервьюер» | Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью» | Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | Мини - проекты | Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов. | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях | Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | Исследовательская работа: составление сообщений | Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. | |
15 | Играем в учёных. Это интересно | Ролевые игры | Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной | Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта | Применять знания на практике. | |
16 | Тест. «Чему ты научился?» | Решение теста | Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой | Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы | |
3 четверть (20 часов) |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Мини-сообщения | Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения . | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто | Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | Творческая мастерская | Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» | Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ | Познакомить с компьютерной презентацией | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций | |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point | Работа с компьютером | Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере | Практическая работа на компьютере | Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность | |
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Работа с компьютером | Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере | Практическая работа на компьютере | Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией | Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией | Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Работа в малых группах | Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале | Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | |
24 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | Решение теста | Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний | Самостоятельное выполнение теста | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Творческая работа. Составление визитки | Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта | Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради | Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности | Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД). | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа | Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия) | |
4 четверть (16 часов) |
27 | Играем в учёных. Это интересно | Практическая работа (опыты) | Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. | |
28 | Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности | Конкурсы проектно - исследовательской работы | Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я -исследователь», «Горизонты открытий») | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества | |
29 | Памятка жюри конкурса | Творческая работа. Составление памятки | Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова | Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина | Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям | |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Пробное выступление | Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией | Выступать перед незнакомой аудиторией | Формирование умения публичного выступления представления результатов работы | |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. | Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы | |
32 | Играем в учёных. Это интересно | Практическая работа | Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, | Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов | |
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | Творческая работа | Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей | Рисовать открытки своим помощникам | Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Интеллектуальные игры | Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Активно участвовать в играх | Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников | |
Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Составление памяток для проекта. Постер. Требования к созданию постера. Создание мини-постера. Изучение и освоение возможностей программы ММР. Требования к компьютерной презентации. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Самоанализ.
№ п/п. | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся и формы контроля, ИКТ | |
Освоение предметных знаний | УУД | |
базовый | повышен. | |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Учиться работать с информацией, уметь находить информацию в словарях и справочниках; выбирать тему исследования | Уметь работать с информацией: словарями, справочниками, интернетом; уметь выбрать тему исследования | Личностные - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия на учебном материале; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действии на основе принятых правил; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные - строить сообщения в устной форме; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); | Фронтальная | |
2 | Ты проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА» Как выбрать тему исследования | Фронтальная | |
3 | Ты проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА» Какими будут темы исследования? | Уметь понимать шутливо-жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче | Знать понятия«СЛОВАРЬ». «ПРОЕКТ». «ТЕМА» | Индивидуальная парная | |
4 | Знакомство с понятием «ФОРМУЛИРОВКА», работа со словарями Тренинг «Гипотеза исследования». | Учиться работать с текстом, находить нужную информацию ; познакомиться с понятием «ГИПОТЕЗА» | Уметь работать с текстом | Индивидуальная фронтальная групповая | |
5 | Выбор помощников в работе над проектом | Учиться работать в команде | Уметь работать в команде | |
6 | Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «ЭТАП» Организация исследования | Познакомиться с этапами работы над проектом | Знать этапы работы над проектом | Фронтальная групповая | |
7 | Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «АКТУАЛЬНОСТЬ» Тренинг «Наблюдение и наблюдательность» | Учиться находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Учиться на практике выполнять задания по развитию наблюдательности. | Уметь находить существенные признаки в процессах, Уметь выполнять задания по развитию наблюдательности | Индивидуальная групповая фронтальная | |
Личностные; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успехов в учебе; Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия на учебном материале; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: - пользоваться знаками, таблицами, схемами; - строить сообщения в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - воспринимать смысл предъявляемого текста; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятие разного уровня общения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/ неодушевленное и т.д.) Коммуникативные - воспринимать другое мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); | |
8 | Проблема. Решение проблемы. Цель и задачи исследования.Тренинг «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования. | Учиться видеть проблему, учиться добывать недостающий способ действия Учиться на практике использовать методы исследования в ходе изучения доступных объектов. | Уметь видеть проблему, учиться добывать недостающий способ действия ( знания) Уметь проводить исследования с помощью новейших информациоонных технологий. | Фронтальная, индивидуальная | |
9 | Выработка гипотезы - предположения. Знакомство с понятиями «ВЫРАБОТКА», «ГИПОТЕЗА», «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ» Тренинг «Интуиция и создание гипотез». | Учиться высказывать предположения о неизвестном, учиться делать предположения способа проверки своих гипотез, учитьсяинсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий | Уметь высказывать предположения о неизвестном, учиться делать предположения способа проверки своих гипотез, | Индивидуальная групповая | |
10 | Цель проекта Тренинг «Подумать самостоятельно» | Учиться ставить цель в конкретной сюжетной ситуации | Уметь ставить цель в сюжетной ситуации | Фронтальная | |
11 | Задачи проекта. Тренинг «Правильное мышление и логика» | Учиться искать способы решения проблемы проекта. Учиться выполнять практические задания на анализ и синтез, классифицирование, определение понятий. | Уметь искать способы решения проблемы проекта. Уметь выполнять практические задания на анализ и синтез, классифицирование, определение понятий. | Фронтальная | |
12 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «СБОР», «ИНФОРМАЦИЯ» Просмотреть книги о том, что исследуешь | Учитьсяинтерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации | Уметь интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации | Групповая | |
13 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. Спросить у других людей. Тренинг «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» | Учиться брать интервью, быть участником дискуссии Тренироваться практически в умении задавать вопросы, умении слушать вопрос и отвечать на него. | Уметь брать интервью, участвовать в дискуссии | Фронтальная | |
14 | Отработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями: «ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ», «ОТБОР» | Учиться отсеивать лишние «зашумляющие» данные и учитьсявидеть дефицит данных, учитьсявыделять из предоставленной информации необходимой для решения проблемы. | Уметьотрабатывать информацию, видеть дефицит данных, выделять из предоставленной информации всё необходимое | Личностные: - интерес к предметно-исследовательской деятельности, - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; Регулятивные: - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; Познавательные: - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные: - формировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания | Фронтальная | |
15 | Что такое продукт проекта? Знакомство с понятиями «МАКЕТ», «ПОДЕЛКА» Понаблюдать | Учиться создавать продукт проекта (макет, поделку. …) | Уметь создавать продукт проекта | Групповая | |
16 | Играем в учёных. Это интересно. Проводим эксперимент. Совершенствование техники экспериментирования. Как спланировать эксперимент. | Учиться применять знания на практике Учиться правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы | Уметь применять знания на практике | Личностные: - понимание причин успехов в работе; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - адекватно воспринимать оценку своей работы руководителем проекта Познавательные - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения проектной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количество групп; - подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня общения - проводить аналогию между изученным материалом и собственным опытом. Коммуникативные - воспринимать другое мнение и позицию; - формировать собственное мнение и позицию; | Фронтальная | |
17 | Тест | Групповая | |
18 | Отбор информации для мини-сообщения. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования. Тренинг «Искусство делать сообщения» | Учиться презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) Учиться правильно спланировать сообщение о своем исследовании, выделить главное и второстепенное, подготовить текст выступления. Учиться структурированию текстов. | Уметь правильно спланировать сообщение о своем исследовании, выделить главное и второстепенное, подготовить текст выступления. Уметь структурировать тексты, презентовать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная ,групповая | |
19 | Творческая работа. Знакомство с понятием «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» | Учиться составлять презентацию на бумаге и на компьютере | Уметь составлять презентацию на бумаге | Фронтальная, индивидуальная, групповая | |
20 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Обратиться к компьютеру | |
21 | |
22 | Первые шаги составления презентации на компьютере | Учиться составлять презентацию на компьютере | Уметь составлять презентацию на компьютере | Групповая Фронтальная Индивидуальная | |
23 | |
24 | |
25 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед аудиторией. | Учиться работать с аудиторией, «держать» аудиторию в поле зрения | Уметь «держать» аудиторию в поле зрения | Личностные: - интерес к предметно-исследовательской деятельности, - понимание причин успехов в учебе; Регулятивные: - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действии на основе принятых правил; Познавательные - - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные - формировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнёра высказывания; | Индивидуальная, фронтальная | |
26 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Учиться отстаивать свою точку зрения, Развиватьнаходчивость, уверенность в себе | Уметь отстаивать свою точку зрения, | Личностные: -внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - осознание своей этнической принадлежности; - уважительное отношение к иному мнению, осознание ответственности человека за общее благополучие; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость; - способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | | |
30 | Советы проектанту | Учиться накапливать знания во время работы над проектом и сохранять эти данные | Уметь накапливать знания во время работы над проектом и сохранять эти данные | | |
31 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | Учиться создавать творческие замыслы и доводить их до воплощения в продукт | Уметь создавать визитку | | |
32 | Самоанализ. Работа над понятием «САМОАНАЛИЗ» | Учитьсяконтролировать и оценивать свою деятельность и продвижение её в новых видах | Уметьконтролировать свою деятельность | | |
33 | Играем в учёных. Это интересно. Тренинг: «Наблюдение и экспериментирование» | Тренироваться в практическом мышлении. Умении наблюдать и экспериментировать | Уметь практически мыслить | | |
34 | Знакомство с конкурсами проектно-исследовательской деятельности. | Познакомиться с конкурсами проектов | Знать о конкурсах проектных и исследовательских работ | | |
32 | Памятка участнику конкурса | Учиться оценивать свою работу по выработанным критериям | Уметь оценивать свою работу по выработанным критериям | | |
33 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Подготовка к защите исследовательской работы | Учиться публичному выступлению представления результатов работы | Уметь публично выступать перед аудиторией | | |
34 | Самоанализ - рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией | Учиться оценивать свою работу | Уметь оценивать свою работу | | |
35 | Играем в учёных. От чего зависит успех. | Учиться делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов | Уметь делать выводы, заключения на основе фактов | | |
36 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам проекта. Пожелания будущим проектантам. | Учиться высказывать слова благодарности членам команды. Своим помощникам | Уметь высказывать слова благодарности членам команды | | |
Виды тем исследования. Фантастические, экспериментальные, теоретические исследования. Методы исследования. Самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент. Развитие умения видения проблемы. Развитие умения оценивать идеи. Развитие логического мышления. Выдвижение гипотез. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Развитие исследовательских умений. Структура защиты исследовательской работы, проекта. Подготовка публичного выступления. Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов. Оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других. Развитие оценочных умений.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Новые понятия | Содержание работы | дата |
1 | Культура мышления | 1 | исследование | Публичный рассказ, доклад о своей летней коллекции. | |
2 | Научное исследование и наша жизнь | 1 | Исследователь научное открытие | Известные науки и области исследования. Работа по тематическим карточкам. | |
3 | Научная теория | 1 | Гипотеза, теория | Практические задания на проверку, тренировку и развитию умения выдвигать гипотезы | |
4 | Научное прогнозирование Методы прогнозирования | 1 | прогноз | Знакомство с основными методами прогнозирования. Практические задания – тренировка в использовании методов прогнозирования в ходе изучения доступных объектов. Работа по тематическим карточкам. | |
5 | Провокационные идеи | 1 | |
6 | Продуцирование гипотез | 1 | |
7 | Построение прогнозных сценариев | 1 | |
8 | Построение прогнозных сценариев | 1 | |
9 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | 1 | | Продолжение работы с методом исследования. Преимущества и недостатки. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения» Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескоп, бинокль, микроскоп и т. п.) Практические задания по развитию наблюдательности | |
10 | Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования | 1 | эксперимент | Как узнать новое с помощью экспериментов. Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе Практическая работа – планирование и проведение эксперимента с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) | |
11 | Интуиция и создание гипотез | 1 | Гипотеза интуиция | Как создаются гипотезы. Провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Интуиция, примеры интуитивных решений и проблем. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы, в исследованиях. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей, по созданию и проверке собственных гипотез. | |
12 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. | 1 | суждение | Практические задания по тренировке умений задавать вопросы. Классифицирование. Определение понятий. | |
13 14 | Ассоциации и аналогии | 2 | аналогия | Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании, как выделит главное и второстепенное, как подготовить текст выступления. Практические задания на ассоциативное мышление, создание аналогий | |
15 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. | |
16 | Семинар «Как подготовиться к защите» | 1 | защита | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад?» и т. п. Представление результатов собственных работ, анализ полученных материалов, определение основных понятий, структурирование полученной информации, подготовка текста доклада, подготовка к ответам на вопросы, разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей. | |
17 | Самостоятельная работа в течение тренинга | 1 резерв | | | |
18 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | Папка исследователя | Коллективное обсуждение проблематики возможных собственных исследований, задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. | |
19 20 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 2 | | Каждый ребенок имеет тетрадь «Я – исследователь».В ней последовательно проходит каждый шаг на пути проведения собственного исследования, начинает работать. | |
21 | Коллективная игра-исследование «Историческое моделирование» | 1 | | Активизация исследовательской активности учащихся. | |
22 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | | | |
23 | Семинар. | 1 | | Предварительная защита собственных работ | |
24 25 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 2 | | Подготовка детских работ к собственной защите | |
26-31 | Самостоятельная исследовательская работа | 6 | | | |
32 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 1 | | | |
33 | Подготовка собственных работ к защите | 1 | | | |
34- 35 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 2 | | | |
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)