kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учусь творить проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность) для 1-4 классов составлена на основе ФГОС, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы развивающего и обучающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой "Учусь создавать проект". Данная программа расчитана на 1 час в неделю на 4 года обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учусь творить проект»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»






Учитель: Рахимова Валия Шамшулловна

На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.

«Учусь создавать проект» 1-4 класс класс,

Москва: Издательство РОСТ, 2012г.

Уровень: базовый

Годовой курс: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012.

Деятельность учителя начальных классов направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью, «уметь учиться». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного усвоения социального опыта. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной ступени обучения к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков. Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. В связи с этим данная программа рассчитана на детей 6-11 лет.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Как работать, если тетради не были приобретены?

Так как на внеурочную деятельность тетради приобрести на каждого ребёнка довольно сложно, можно завести папки-портфолио, куда необходимо вкладывать продукт, полученный на занятии. Это удобно тем, что работа предусматривается разнообразная: анкетирование, сбор информации, мини доклады и мини исследования, рисунки и т.д. В рабочую тетрадь всё это занести сложно. В такой папке можно собрать результат работы за все четыре года обучения.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Планируемые результаты


Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.



Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.











Содержание курса 1 класса.

Развитие умения отвечать на вопросы. Знакомство с понятием «хобби». Выбор темы проекта. Как собирать материал по теме проекта. Знакомство с понятием «проблема». Развитие умения обозначать проблему. Знакомство с понятием «гипотеза». Развитие умения выдвигать гипотезу. Знакомство с понятием «цель». Развитие умения ставить цель. Развитие умения определять задачи проекта. Развитие умения работать с разными источниками информации. Знакомство с понятием «продукт проекта». Составление визитной карточки проекта. Составление мини-сообщения. Подготовка к публичному выступлению. Развитие умения отвечать на вопросы по теме проекта. Составление памятки для учащегося – проектанта.



Тематическое планирование 1 класс:





№ занятия

Внеурочное занятие (тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Контрольно-оценочная деятельность

вид

форма

1

Что такое исследование?

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Исследовательские способности, пути их развития.

Значимые личностные качества исследователя.

слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

 находить значимые личностные качества исследователя.

 

текущий

Ответы на вопросы

 

тренинг

4

5

Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности

вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

 

 выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов;

 

текущий

тренинг

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

 

 

выбирать литературу на тему;

работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

 

 


пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;

текущий

Ответы на вопросы

7

8

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

текущий

Ответы на вопросы

 

СР

9

10

Наблюдение как способ выявления проблем.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

 

находить предметы по их описанию, назначению, др.;

-анализировать объекты, выделять главное

 

 

выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

текущий

Игра «Поиск»

11

12

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

 

 

составлять план для выполнения задания (алгоритм);работать самостоятельно и в коллективе;

осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

 

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

 

текущий

П/Р

13

14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

 

 

видеть проблему;

вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

 

 

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

текущий

Ответы на вопросы

15

16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

Причина и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

 

 

 

 

выявлять причину и следствие;

правильно задавать вопросы;

творчески применять знания в новых условиях,

проводить опытную работу;

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

 

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

текущий

Ответы на вопросы

17

18

 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы

 

 

текущий

Ответы на вопросы

19

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей 

Заочная экскурсия в прошлое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 

 

 

 

мотивировать свой выбор; отстаивать свою точку зрения.

вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях,

 

 

 

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

 

 

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

 -осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи

-анализировать объекты,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

 

 

 

 

 

выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

 

 

 

 

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

 

 

 

 

 

 

текущий

Ответы на вопросы

20

21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы

 

 

 

 

 

 

текущий

Ответы на вопросы

22

23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

 

 

 

 

 

 

 



24

25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

Учиться строить схемы «Дерево Паук».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

текущий

Ответы на вопросы

26

27

Самостоятельные исследования. Коллективная игра-исследование.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

 

 

 

-анализировать объекты, выделять главное; вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях,

формулировать собственное мнение и позицию;

 

 

 

текущий

ПР

28

29

30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

 

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 

договариваться, приходить к общему решению;

 

 

 

 

 

текущий

И/Р

31

32

 

 Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

Выставки творческих работ, презентации проектов учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

представлять результаты собственных изысканий,

вести рассказ от начала до конца;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

владеть монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итоговый

ТР

33

Анализ исследовательской деятельности.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы

представлять результаты собственных изысканий,

вести рассказ от начала до конца

владеть монологической и диалогической формами речи.

 

текущий

Р/К


Содержание курса 2 класса.

Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка». Развитие умения работать со словарями. Знакомство с понятием «актуальность». Развитие умения выдвигать гипотезы, ставить цель проекта, определять его задачи. Работа с разными источниками информации. Развитие умения выбирать нужную информацию. Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Отбор материала для мини-сообщения. Знакомство с понятием «презентация». Создание компьютерной презентации к публичному выступлению. Публичное выступление. Изготовление визитки. Знакомство с понятием «самоанализ».


Тематическое планирование 2 класс

№ занятия

Внеурочное занятие (тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые умения

План и сроки прохождения программы

  1. четверть (18 часов)


1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.

Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»

Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе



2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

Игры

Подготовить материал для и игр.

Дать понятия «словарь», «проект», «тема»

Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.


Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче.

Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости


3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями

Беседа - размышление

Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка»

Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии»

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста

Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе



4

Выбор помощников работе над проектом

Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»


Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту.

Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.

Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Учиться согласованным действиям с помощниками.


5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

Ролевые игры

Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?


6

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

Беседа-рассуждение

Познакомить с понятием «актуальность»

Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?


7

Проблема. Решение проблемы

Беседа

Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды

Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы

Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным



8

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»

Беседа-рассуждение

Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми.

Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.

Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе



9

Цель проекта

Мини-выступления

Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта)

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения

Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.



  1. четверть (14 часов)


10

Задачи проекта

Мини-выступления

Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта.

Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»

Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.



11

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».

Работа в группах

Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации

Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе



12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

Ролевые игры

Дать понятия: «интервью», «интервьюер»

Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью»

Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе



13

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

Мини - проекты

Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов.

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях

Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.


14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»

Исследовательская работа: составление сообщений

Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях.

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.


15

Играем в учёных. Это интересно

Ролевые игры

Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной

Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта

Применять знания на практике.



16

Тест. «Чему ты научился?»

Решение теста

Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста

Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой

Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы


3 четверть (20 часов)

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

Мини-сообщения

Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения .

Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения

А. Барто

Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)



18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»

Творческая мастерская

Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге

Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация»

Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.



19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ

Познакомить с компьютерной презентацией

Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций


20

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point

Работа с компьютером

Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере

Практическая работа на компьютере

Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность


21

Первые шаги составления презентации на компьютере.

Работа с компьютером

Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере

Практическая работа на компьютере

Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности


22

Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

Ролевые игры

Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией

Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией

Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.


23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

Работа в малых группах

Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале

Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.



24

Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

Решение теста

Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний

Самостоятельное выполнение теста

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.



25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

Творческая работа. Составление визитки

Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта

Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради

Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.


26

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности

Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД).

Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа

Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия)


4 четверть (16 часов)

27

Играем в учёных. Это интересно

Практическая работа (опыты)

Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы

Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.



28

Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности

Конкурсы проектно - исследовательской работы

Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я -исследователь», «Горизонты открытий»)

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества


29

Памятка жюри конкурса

Творческая работа. Составление памятки

Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова

Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина

Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям


30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Пробное выступление

Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией

Выступать перед незнакомой аудиторией

Формирование умения публичного выступления представления результатов работы


31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Ролевые игры

Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД).

Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией.

Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы


32

Играем в учёных. Это интересно

Практическая работа

Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует,

Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов



33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам

Творческая работа

Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей

Рисовать открытки своим помощникам

Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам


34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

Интеллектуальные игры

Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД).

Активно участвовать в играх

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников



Содержание курса 3 класса.

Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Составление памяток для проекта. Постер. Требования к созданию постера. Создание мини-постера. Изучение и освоение возможностей программы ММР. Требования к компьютерной презентации. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Самоанализ.

Тематическое планирование 3 класс

п/п.

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся  и формы контроля, ИКТ


Освоение предметных  знаний

УУД


базовый

повышен.


1

Круг  твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Учиться  работать с информацией, уметь находить информацию в словарях  и справочниках; выбирать тему исследования

Уметь  работать с информацией: словарями,  справочниками, интернетом; уметь выбрать тему исследования

Личностные

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия на учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действии на основе принятых правил;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

- строить сообщения в устной форме;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

Фронтальная


2

Ты проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА»

Как выбрать тему исследования

Фронтальная


3

Ты  проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА»

Какими будут темы исследования?


Уметь понимать шутливо-жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче

Знать понятия«СЛОВАРЬ». «ПРОЕКТ». «ТЕМА»

Индивидуальная

парная


4


Знакомство с понятием «ФОРМУЛИРОВКА», работа со словарями

Тренинг «Гипотеза исследования».

Учиться работать с текстом, находить нужную информацию ; познакомиться с понятием «ГИПОТЕЗА»

Уметь работать с текстом

Индивидуальная

фронтальная групповая


5


Выбор помощников в работе над проектом

Учиться работать в команде

Уметь  работать в команде


6


Этапы  работы над проектом. Знакомство с понятием «ЭТАП»

Организация исследования

Познакомиться с  этапами работы над проектом

Знать этапы работы над проектом

Фронтальная

групповая


7


Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «АКТУАЛЬНОСТЬ»

Тренинг «Наблюдение и наблюдательность»


Учиться  находить  важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Учиться  на практике выполнять  задания по развитию наблюдательности.



Уметь находить существенные признаки в процессах, Уметь выполнять задания по развитию наблюдательности


Индивидуальная групповая

фронтальная


Личностные;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия на учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

- пользоваться знаками, таблицами, схемами;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие разного уровня общения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/ неодушевленное и т.д.)

Коммуникативные

- воспринимать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);



8


Проблема. Решение проблемы.

Цель  и задачи исследования.Тренинг «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования.

Учиться видеть проблему, учиться добывать недостающий способ действия

 Учиться  на  практике использовать методы исследования в ходе изучения доступных объектов.

Уметь видеть проблему, учиться добывать недостающий способ действия

 ( знания)

Уметь проводить  исследования с помощью новейших информациоонных  технологий.

Фронтальная,

индивидуальная


9

Выработка гипотезы - предположения. Знакомство с понятиями «ВЫРАБОТКА», «ГИПОТЕЗА», «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»

Тренинг «Интуиция и создание гипотез».


Учиться высказывать предположения о неизвестном, учиться делать предположения способа проверки своих гипотез, учитьсяинсценировать  поиск и пробу известных и неизвестных способов действий

Уметь

высказывать предположения о неизвестном, учиться делать предположения способа проверки своих гипотез,

Индивидуальная

групповая


10

Цель проекта

 Тренинг «Подумать самостоятельно»

Учиться

ставить цель в конкретной сюжетной ситуации


Уметь  ставить цель в сюжетной ситуации

Фронтальная


11

Задачи  проекта.

Тренинг «Правильное мышление и логика»

Учиться  искать способы решения проблемы проекта.

Учиться выполнять практические задания на анализ и синтез, классифицирование, определение понятий.

Уметь  искать способы решения проблемы проекта.

Уметь

 выполнять практические задания на анализ и синтез, классифицирование, определение понятий.


Фронтальная


12

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «СБОР», «ИНФОРМАЦИЯ»

Просмотреть книги о том, что исследуешь

Учитьсяинтерпретировать  и обобщать информацию, выбирать способы получения информации

Уметь

интерпретировать  и обобщать информацию, выбирать способы получения информации

Групповая


13

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

Спросить у других людей.

Тренинг «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Учиться брать интервью, быть участником дискуссии

Тренироваться практически  в умении задавать вопросы,  умении  слушать вопрос и отвечать на него.


Уметь  брать интервью, участвовать  в дискуссии

Фронтальная


14

 Отработка информации.  Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями: «ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ», «ОТБОР»

Учиться отсеивать лишние «зашумляющие» данные и учитьсявидеть дефицит данных, учитьсявыделять из  предоставленной информации необходимой  для решения проблемы.

Уметьотрабатывать информацию, видеть дефицит данных, выделять из предоставленной информации всё необходимое

Личностные:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Регулятивные:

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Познавательные:

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать  объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

- формировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра  высказывания

Фронтальная


15

Что такое продукт проекта? Знакомство  с понятиями «МАКЕТ», «ПОДЕЛКА»

Понаблюдать

Учиться создавать продукт проекта (макет, поделку. …)

Уметь создавать продукт проекта

Групповая


16

Играем в учёных. Это интересно.

Проводим  эксперимент. Совершенствование техники экспериментирования. Как спланировать эксперимент.


Учиться применять знания на практике

Учиться правильно  использовать  изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы

Уметь  применять знания на практике

Личностные:

- понимание причин успехов в  работе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- адекватно воспринимать оценку своей работы  руководителем проекта

Познавательные

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения проектной  задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количество групп;

- подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня общения

- проводить аналогию между  изученным материалом  и собственным опытом.

Коммуникативные

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формировать собственное мнение и позицию;

Фронтальная


17

Тест

Групповая


18


Отбор информации для мини-сообщения.

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования. Тренинг  «Искусство делать сообщения»


Учиться презентовать свои  достижения    (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)

Учиться  правильно спланировать сообщение о своем исследовании, выделить главное и второстепенное, подготовить текст выступления. Учиться  структурированию текстов.


Уметь

правильно спланировать сообщение о своем исследовании, выделить главное и второстепенное, подготовить текст выступления. Уметь структурировать  тексты,

презентовать свои достижения.

Фронтальная, индивидуальная ,групповая


19

Творческая работа.  Знакомство с понятием «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Учиться составлять презентацию  на бумаге и на компьютере


Уметь

составлять презентацию на бумаге

Фронтальная, индивидуальная, групповая


20

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

Обратиться к компьютеру


21


22


Первые шаги составления презентации на компьютере

Учиться составлять презентацию на компьютере

Уметь составлять презентацию на компьютере



Групповая

Фронтальная

Индивидуальная



23



24


25


Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед аудиторией.

Учиться работать с аудиторией, «держать» аудиторию в поле зрения

Уметь «держать» аудиторию в поле зрения

Личностные:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности,

- понимание причин успехов в учебе;

Регулятивные:

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действии на основе принятых правил;

Познавательные -

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные

- формировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнёра высказывания;

Индивидуальная, фронтальная


26


Подготовка ответов на предполагаемые  вопросы «зала» по теме проекта

Учиться отстаивать свою точку зрения,

Развиватьнаходчивость, уверенность в себе

Уметь  отстаивать свою точку зрения,


Личностные:

 -внутренняя  позиции школьника на основе положительного отношения

к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

установка на здоровый образ жизни;

- осознание своей этнической принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, осознание ответственности

человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-

нравственная отзывчивость;

- способность к самооценке;

-  начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные:

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том

числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей

и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-  выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно

усвоить;

-  устанавливать соответствие полученного результата  поставленной

цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и

результата действия с требованиями конкретной задачи;


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

-  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные  от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

-  формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

-  договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



30

Советы проектанту

Учиться накапливать знания во время работы над проектом и сохранять  эти данные

Уметь накапливать знания во время работы над проектом и сохранять  эти данные



31


Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

Учиться создавать  творческие замыслы и доводить их до воплощения в продукт 

Уметь  создавать  визитку 



32

Самоанализ. Работа над понятием «САМОАНАЛИЗ»

Учитьсяконтролировать  и оценивать свою деятельность и продвижение её в новых видах

Уметьконтролировать свою деятельность



33

Играем в учёных. Это интересно.

Тренинг: «Наблюдение и экспериментирование»


Тренироваться в практическом мышлении. Умении наблюдать и экспериментировать

Уметь практически мыслить



34

Знакомство с конкурсами проектно-исследовательской деятельности.

Познакомиться с конкурсами проектов

Знать о конкурсах проектных и исследовательских работ



32

Памятка участнику конкурса

Учиться оценивать свою работу по выработанным  критериям

Уметь оценивать свою работу по выработанным  критериям



33


Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

Подготовка к защите исследовательской работы

Учиться публичному выступлению представления результатов работы

Уметь публично выступать перед аудиторией



34

Самоанализ - рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией

Учиться оценивать свою работу

Уметь оценивать свою работу



35

Играем в учёных.

От чего зависит успех.

Учиться делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов

Уметь делать выводы, заключения на основе фактов



36

Благодарственные рисунки-открытки помощникам проекта. Пожелания будущим проектантам.

Учиться высказывать слова благодарности членам команды. Своим  помощникам

Уметь высказывать слова благодарности  членам команды









Содержание курса 4 класса.



Виды тем исследования. Фантастические, экспериментальные, теоретические исследования. Методы исследования. Самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент. Развитие умения видения проблемы. Развитие умения оценивать идеи. Развитие логического мышления. Выдвижение гипотез. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Развитие исследовательских умений. Структура защиты исследовательской работы, проекта. Подготовка публичного выступления. Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов. Оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других. Развитие оценочных умений.


Календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Новые понятия

Содержание работы

дата

1

Культура мышления

1

исследование


Публичный рассказ, доклад о своей летней коллекции.


2

Научное исследование и наша жизнь

1

Исследователь

научное открытие

Известные науки и области исследования. Работа по тематическим карточкам.


3

Научная теория

1

Гипотеза, теория

Практические задания на проверку, тренировку и развитию умения

выдвигать гипотезы


4

Научное прогнозирование

Методы прогнозирования

1

прогноз

Знакомство с основными методами прогнозирования. Практические задания – тренировка в использовании методов прогнозирования в ходе изучения доступных объектов. Работа по тематическим карточкам.


5

Провокационные идеи

1


6

Продуцирование гипотез

1


7

Построение прогнозных сценариев

1


8

Построение прогнозных сценариев

1


9


Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

1


Продолжение работы с методом исследования. Преимущества и недостатки. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения» Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескоп, бинокль, микроскоп и т. п.) Практические задания по развитию наблюдательности


10

Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования

1

эксперимент

Как узнать новое с помощью экспериментов. Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе Практическая работа – планирование и проведение эксперимента с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)


11

Интуиция и создание гипотез

1

Гипотеза

интуиция

Как создаются гипотезы. Провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Интуиция, примеры интуитивных решений и проблем. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы, в исследованиях. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей, по созданию и проверке собственных гипотез.


12

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

1

суждение

Практические задания по тренировке умений задавать вопросы. Классифицирование. Определение понятий.


13

14


Ассоциации и аналогии

2

аналогия

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании, как выделит главное и второстепенное, как подготовить текст выступления. Практические задания на ассоциативное мышление, создание аналогий


15

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1


Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.


16

Семинар «Как подготовиться к защите»

1

защита

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад?» и т. п. Представление результатов собственных работ, анализ полученных материалов, определение основных понятий, структурирование полученной информации, подготовка текста доклада, подготовка к ответам на вопросы, разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.



17

Самостоятельная работа в течение тренинга

1

резерв




18

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

Папка исследователя

Коллективное обсуждение проблематики возможных собственных исследований, задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.


19

20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

2


Каждый ребенок имеет тетрадь «Я – исследователь».В ней последовательно проходит каждый шаг на пути проведения собственного исследования, начинает работать.


21

Коллективная игра-исследование «Историческое моделирование»

1


Активизация исследовательской активности учащихся.


22

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1




23

Семинар.

1


Предварительная защита собственных работ


24

25


Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

2


Подготовка детских работ к собственной защите


26-31

Самостоятельная исследовательская работа

6




32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1




33

Подготовка собственных работ к защите

1




34- 35

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

2







Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Учусь создавать прект»

Книгопечатная продукция

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

  • 1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  • 2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  3. Компьютер

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Интерактивная доска.

  6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

  7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.


 

44



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учусь творить проект

Автор: Рахимова Валия Шамшулловна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(71) "ispol_zovaniie_mini_proiektov_na_urokakh_russkogho_iazyka_i_litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "394031"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487610665"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Проект "Оспользование метода сказкотерапии, как условие речевого развития дошкольников""
    ["seo_title"] => string(95) "proiekt-ospol-zovaniie-mietoda-skazkotierapii-kak-usloviie-riechievogho-razvitiia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "253074"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447516254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Проект "Праздник на носу" "
    ["seo_title"] => string(24) "proiekt-prazdnik-na-nosu"
    ["file_id"] => string(6) "165440"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422806423"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-priekta-s-russkim-iazykom-mozhno-tvorit-chudiesa"
    ["file_id"] => string(6) "221369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435231223"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Проект"Твори добро""
    ["seo_title"] => string(18) "proekt_tvori_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "490883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544864809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства