kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Оспользование метода сказкотерапии, как условие речевого развития дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода сказкотерапии на основе фольклорного материала  в театрально-игровой деятельности старшей группы,  с учетом требований федерального   государственного стандарта.

Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к музыкальному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности разработаны и направлены на то, чтобы образование было построено по принципам преемственности, доступности, возможности обучающемуся самостоятельно «добывать» информацию. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Данная задача реализуется в интеграции учебных дисциплин и дает возможность практического применения полученной информации.

Очень органично, на мой взгляд, использование во всех образовательных областях метода сказкотерапии.

Сказка для ребенка -  это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств.

Хотя сказка не дает прямых наставлений типа (слушай родителей, уважай старших), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постоянно воспринимают многократно возвращаясь к тексту сказки.

«Хаврошечка», «Репка»  - учит быть трудолюбивыми.

«Теремок», «Зимовье» - учит дружить.

«Бобовое зернышко», «Гуси-лебеди» - заботиться о близких.

Начиная работать по сказкам ранее, я   предлагаю всем детям попробовать поиграть «Мы ходили в гости к сказке». Тщательно подобранный материал, неожиданность, сюрпризность, делали занятия интересными, не похожими друг на друга, помогали детям переживать различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учили общаться сопереживать, сочувствовать, развивают и активизируют ребят. На занятиях, используем различные украшения для развития внимания, фантазии, пробовали отразить  определенные характеры мимикой, жестом (усталость, грусть, злость, веселье), т.е. мы начинали играть в сказки и учились творить.

Такая предшествующая работа позволяет детям накопить впечатления о сказочном герое. Шутки, потешки, загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей чистой и образной. Стихотворный язык сказок приближен к народной, бытовой речи, поэтом он доступен детям, легко усваивается и запоминается. (Регулярность проведения занятий позволяет добиваться результатов).

В процессе разучивания материала считаю необходимым  соблюдать следующую последовательность:

  1. Следовать природе ребенка, его темпераменту, характеру.
  2. Заинтересованность, новизна, сюрпризность.
  3. Обучение через игру.
  4. Импровизация.
  5. Радость успеха.
  6. Подбор доступного и интересного материала.
  7. Воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.

Сказки учат добру, любви и надежде. Дети учатся через сказку вере и надежде и то, что твои мечты сбудутся. Психологи говорят, что когда ребенку  читают сказки, он вырастет счастливым, добрым и заботливым.

В основу методической разработки лег «Метод проектов в театрально-игровой деятельности», над которым я работала в течение 4 лет. Таким образом, данная методическая разработка позволяет:

 – систематизировать результаты проектной технологии по театрально-игровой деятельности;

 -  предложить некоторые приемы и формы  применения метода сказкотерапии в условиях требования федерального государственного стандарта образования.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«сказкотерапия 2015»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»








Методическая разработка

Тема: «Использование метода сказкотерапии на основе фольклорного материала в театрально-игровой деятельности старшей группы, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта »

(фото из личного архива авторов)




Авторы: воспитатель ВКК

Кравченко Марина Юрьевна, Карпова Галина Анатольевна



Соавтор:

музыкальный руководитель ВКК


Ильина Светлана Владимировна.













Тегульдет 2015





Содержание



1. Введение……………………………………… 3 - 4 стр.


2. Целеполагание (актуальность, новизна, проблема, цель, задачи, гипотеза)…….5-6 стр

3. Теоретические основы сказкотерапии. Актуальность выбора народных сказок.………………………………………………….….7-8 стр.

4. Теоретические этапы использования метода сказкотерапии на основе фольклорного материала в театрально-игровой деятельности старшей группы, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта…………………………………………………….9-12 стр.

5. Практические этапы использования метода сказкотерапии на основе фольклорного материала в театрально-игровой деятельности старшей группы, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта на примере комплекса занятий с использованием интеграции образовательных областей.…………………………………………..13 -43стр.

6. Заключение………………………………………………………….44-45 стр.

7. Список литературы……………………………………………………46 стр.

8. Приложения.

Приложение №1.Куклы – помощники

Цикл бесед в уголке прикладного творчества…………………………47-54стр.

Приложение №2 «Праздник русской рубахи»………………………55-58стр





















Введение


Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к музыкальному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности разработаны и направлены на то, чтобы образование было построено по принципам преемственности, доступности, возможности обучающемуся самостоятельно «добывать» информацию. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Данная задача реализуется в интеграции учебных дисциплин и дает возможность практического применения полученной информации.

Очень органично, на мой взгляд, использование во всех образовательных областях метода сказкотерапии.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств.

Хотя сказка не дает прямых наставлений типа (слушай родителей, уважай старших), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постоянно воспринимают многократно возвращаясь к тексту сказки.

«Хаврошечка», «Репка» - учит быть трудолюбивыми.

«Теремок», «Зимовье» - учит дружить.

«Бобовое зернышко», «Гуси-лебеди» - заботиться о близких.

Начиная работать по сказкам ранее, я предлагаю всем детям попробовать поиграть «Мы ходили в гости к сказке». Тщательно подобранный материал, неожиданность, сюрпризность, делали занятия интересными, не похожими друг на друга, помогали детям переживать различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учили общаться сопереживать, сочувствовать, развивают и активизируют ребят. На занятиях, используем различные украшения для развития внимания, фантазии, пробовали отразить определенные характеры мимикой, жестом (усталость, грусть, злость, веселье), т.е. мы начинали играть в сказки и учились творить.

Такая предшествующая работа позволяет детям накопить впечатления о сказочном герое. Шутки, потешки, загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей чистой и образной. Стихотворный язык сказок приближен к народной, бытовой речи, поэтом он доступен детям, легко усваивается и запоминается. (Регулярность проведения занятий позволяет добиваться результатов).

В процессе разучивания материала считаю необходимым соблюдать следующую последовательность:

  1. Следовать природе ребенка, его темпераменту, характеру.

  2. Заинтересованность, новизна, сюрпризность.

  3. Обучение через игру.

  4. Импровизация.

  5. Радость успеха.

  6. Подбор доступного и интересного материала.

  7. Воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.

Сказки учат добру, любви и надежде. Дети учатся через сказку вере и надежде и то, что твои мечты сбудутся. Психологи говорят, что когда ребенку читают сказки, он вырастет счастливым, добрым и заботливым.

В основу методической разработки лег «Метод проектов в театрально-игровой деятельности», над которым я работала в течение 4 лет. Таким образом, данная методическая разработка позволяет:

– систематизировать результаты проектной технологии по театрально-игровой деятельности;

- предложить некоторые приемы и формы применения метода сказкотерапии в условиях требования федерального государственного стандарта образования.
































Целеполагание


Проблема.

В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства детей имеется компьютер, подключение к сети Интернет. Беседуя с родителями, выясняется, что в силу своей занятости, они прибегают к помощи компьютера: предлагают детям поиграть в «какие-то» игры самому, посмотреть «какие-нибудь» мультики и т.д.

Замкнутость детей в компьютерном мире, в конечном итоге, ведет к неумению общаться со сверстниками и взрослыми. Еще года 4 назад эта проблема была на уровне возраста детей-школьников начального и среднего звена. В настоящее время, приходится констатировать, что дети-дошкольники предпочитают общению, игре, сказке - компьютер. Большая часть родителей (данные анкетирования) считают, что игра – это только способ организации ребенком свободного времени. А разговор о нужности в образовательных областях ДОУ театральной деятельности, не вызвал общего одобрения. Конечно, родителям нравится посещать праздники, развлечения, на которых выступают их дети, но всё это носит больше поверхностный, эпизодический характер.

Мы, видим, что образовалась не одна проблема, а целое проблематийное поле, которое невозможно решить в рамках одной методической разработки. Основная проблема, на которой решено было остановиться, это - внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности.

Обоснование проблемы:

- Недостаточное внимание родителей и детей к театру;

- Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;

- Поверхностные знания родителей о разных видах театрализованной деятельности в детском саду и ее применении.

Цель: создание условий для формирования у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности на основе фольклорного материала, используя приемы сказкотерапии, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

Данная цель поэтапно решается путем реализации следующих задач:

- изучить литературу по теме работы;

- пробудить интерес детей и родителей к театральной деятельности, используя приемы сказкотерапии;

- привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);

- заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;

- представить полученный опыт коллегам.

Новизна: предложение некоторых форм и методов сказкотерапии в театрально-игровой деятельности, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

Задача детского сада, в условиях требования федерального государственного стандарта образования, сводится к тому, чтобы помимо простого ознакомления дошкольников со сказками, в процессе интеграции образовательных областей, привить им любовь к различным литературным жанрам, научить анализировать поступки героев, уметь высказывать свое отношение к ним.

Кроме того, изучение именно сказок позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство дошкольников воспринимают как игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на другие виды литературных текстов.

































Теоретические основы сказкотерапии.

Актуальность выбора народных сказок.

Сказкотерапия – это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка» [14 43].

Существует несколько определений понятию «сказкотерапия» в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума [16 17].

Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [2; 223].

Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  1. осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

  2. понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

  3. познание разных стилей мироощущения;

  4. осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

  5. внутреннее ощущение силы и гармонии.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. [74 33].






В своей работе, используя приемы

сказкотерапии в образовательных областях, мы используем народные сказки.


Мы остановились на народных сказках в силу некоторых причин:

- одним из приоритетных направлением работы является театральная деятельность на основе фольклорного материала;

- существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. В народных сказках сюжет не носит момента агрессивности и создает благодатную почву для театрализации и решения педагогических задач.































Теоретические этапы использования метода сказкотерапии на основе фольклорного материала в театрально-игровой деятельности старшей группы, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта



Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Основные направления развития:

- физическое, социальное;

- личностное, познавательное;

- речевое и художественно - эстетическое.

Образовательные области:


- "Коммуникация";

содержание образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

- "Чтение художественной литературы";

содержание направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

- "Художественное творчество";

содержание направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

- "Музыка";

содержание направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.






Схема использования метода сказкотерапи




Образовательная область

Вид совместной деятельности

коммуникация

«Гори, гори ясно», «Ловушка», «Катерина», сказки на фланелеграфе, их обыгрывание.

Художественное творчество

Занятия по сказкам сказотерапии.

Конструирование – бусы для Маши.

Лепка – конфеты, лошадка.

Рисование – снежинка, лето для Мороза, поясок для Вани.

Аппликация - яблоки для Маши.

Игры Р.Н. в зале «Удочка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь».

На полянку мы пойдем

поиграем с Мишкой.


Чтение художественной литературы

Чтение сказок «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебный слова».

Заучивание стихов о Морозко, зиме, пересказ сказок.

Музыка

театр

Разучивание хороводов, песен, танцев, инсценировка под музыку эпизодов.

Обыгрывание сказок, музыкальные инсценировки песен, потешек, хороводы, игры.

Презентация.

















Примерная схема реализации образовательных областей и получение результата совместной деятельности, используя приемы сказкотерапии в старшей группе МКОУ Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»


образовательная область

Совместный результат

Чтение сказки «Зайка-Зазнайка» с последующим обыгрыванием

Научились представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действия, познакомить с фразеологизмом «задирать нос».

Путешествие в сказочное царство небывалое государство

Развитие воображения, фантазии. Умение использовать различные предметы, маски, костюмы для драматизации сказки,

В гости к сказке «Морозко».

Представить детям возможность реализовать себя в положительных поступках. Закрепить знание пословиц. Работать дружно, сообща.

Подборка материала.

изготовление костюмов к сказке «Морозко»

Стихи, сказки, игры, хороводы, инсценировки. Костюмы

Рисование снежики для «Морозко»

Детские работы

Сказка «Волшебные слова»

Умение создавать этюды с фразеологизмами «голову повесила», «непокладая рук».

Эмоциональный отклик на произведение



Вечернее время.

Рисование лета для «Морозко».

Детские работы

Инсценировка эпизодов сказки «Морозко»

Умение создавать этюды на материале фразеологизмов «голову повесила», «непокладая рук».

Эмоциональный отклик на произведение


Презентация сказки «Морозко».

Новогодний праздник.

Умение вживаться в образ сказочных героев. Праздничное настроение

Рисование «Яблоки для Морозко»




Детские работы

Подборка материала для домашнего задания.

Рисование «Морозко».

Сказки, хороводы, игра, скороговорки, инсценировки.

Детские работы.

В гости к Кощею Бессмертному

Умение создавать этюды на заданную тему

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди».

Знание содержания сказки, знакомство с главными героями.

Лепка

«Лошадка для Вани».

Детские работы

Аппликация из ткани «Платочек для Маши»

Детские работы

Изготовление костюмов и атрибутов для сказки «Гуси-лебеди»

Костюмы для сказки «Гуси-лебеди»

Русский хоровод

Умение водить хоровод, выполняя движения согласно текста

Рисование этюдов к сказке «Гуси-лебеди»

Научились рисовать этюды. Детские работы

Презентация проекта «Алёнушкины сказки»

Умение инсценировать русские народные сказки, передовая колорит народной сказки

Инсценировка этюдов к сказке «Гуси-лебеди»

Умение проигрывать небольшие этюды из сказки, перевоплощаться в заданную роль

Лепка «Гостинцы для Маши и Вани»

Детские работы

Презентация сказки-оперы «Гуси- лебеди»

Умение показывать сказку, петь свою партию, соблюдая интонацию, передовая переживания героя мимикой, жестами.




















Практические этапы использования метода сказкотерапии на основе фольклорного материала в театрально-игровой деятельности старшей группы, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта на примере комплекса занятий с использованием интеграции образовательных областей


1.Занятие – игра

«Путешествие в сказочное царство, небывалое государство»



Цель: Заинтересовать детей сказочным образам, закрепить знания уже знакомых сказок. Развивать воображение и фантазию. Использовать различные предметы, маски, костюмы для драматизации сказки.


Реализация.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (да).

- Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.

А кто же там жил? (ответы, называют разных героев).

- Где же это сказочное государство может быть его можно отыскать в нашем д/саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу мы найдем с помощью этих стрелок. Они не простые, а волшебные, поэтому нам нужно быть очень внимательными.

Ну что, пошли: (по стрелкам доходим до зала):

Сказку дети очень ждали

Сказку дети в гости звали

Сказка в гости к нам пришла

Сказка ждет вас детвора.

- Ребята, посмотрите, сколько в сказочном царстве тропинок! Как вы думаете, кто из

сказочных героев по ним пробегал (Ответы).

- Давайте пойдем по одной из них (идем по той, которую выбирают дети).

  1. Сказка «Три медведя».

Стоят 3 стула, маски, фартук, косынка. дети рассказывают кто эти маски из героев может носить и какой эпизод из сказки будем обыгрывать, выбираем артистов, дети артисты. Обыгрываю. Дети не участвующие на ковре. Спрашивают у тех кто смотрел, какая это сказка. И идем дальше.

  1. «Маша и медведь» (короб, сарафан, косынка, маска)

  2. «Колобок» (маска лисы, колобка)

  3. «Гуси-лебеди» (большой платок, голубая ткань, фартук, платок)

Проводиться аналогичная работа по этим сказкам.

- Ну давайте ребята мы с вами и узнаем что это за царство- небывалое государство. Кто здесь живет (сказки)

Прекраснейшие сказки

Красивые простые

А может не простые

Показали нам

Вы очень все старались-

И сказки получились

Огромное спасибо

Я говорю всем вам!

- А сейчас нам пора возвращаться, но мы еще придем в гости к сказкам.


2. Чтение сказки «Гуси-Лебеди» с последующей беседой


Цель: Дополнить знания детей о жанре сказка, сказочниках. Помочь детям понять

замысел сказки. Учить понимать тему и содержание сказки.


Реализация.

Воспитатель: Что такое сказка?

Дети: необыкновенная история.

Воспитатель: Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют знакомые сказки)

  • Кто сочиняет сказки?

- сказочники, писатель, народ.

  • Сейчас я расскажу вам литературное произведение «Гуси-лебеди».

  • Что я вам рассказала- сказку, рассказ, стих?

  • Сказку.

  • Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории (дети высказываются).

  • Могли ли такая история произойти на самом деле?

  • Звери и вещи в жизни не говорят.

  • О чем эта сказка? – О добре и зле.

  • Что говорит о добре. – Девочка Маша, печка, речка, яблонька, еж, Ваня.

  • Почему они ей помогали?

  • Она добрая, заботливая.

  • Почему эта история произошла с Машей.

  • она заигралась, забылась.

  • Чему учит эта сказка? - Как аукнется, так и откликнется.

  • Почему сказка называется Гуси-Лебеди? Придумаем ей другое название.

  • А какая девочка в сказке? – ответ

  • Что обозначают слова «причитала», слезами заливалась.

  • А как вы относитесь к брату или сестре дома?

  • Подходит ли к сказке пословица «Трудно найти, легко потерять».

  • Да.

  • Мне в сказке больше нравятся речка, яблонька, печка. Почему? А кому сопереживаете вы. Предлагаю детям поиграть «Пантомические этюды», нескольким детям, подготовленным заранее показать

Злость, Горе, Радость, Глупость, Хитрость

  • Какому из героев сказки подходят эти роли? Затем спрашиваю – А как вы думаете, что могли привезти родители Маше и Ване с ярмарки.

- бусы, книжки, сладости, поясок.

Давайте мы, сегодня сделаем подарок для Маши, а делать мы будем Бусы.

Но сначала поиграем в игру «Гуси-Гуси».

Анализ: Дети увлеченно слушали сказку и отвечали на все вопросы. С удовольствием изображали пантомические этюды, очень активны были дети Саша Н., Лера М., Инна М.

Саша Н. –очень быстро перевоплощается, с удовольствием играет заданную роль.

Максим Д. – все делает хорошо в группе, но замыкается когда где-то на занятии в присутствии других. Научились различать добро и зло в героях сказки



3. Занятие – игра по сказке «Гуси - Лебеди»



Цель: Развивать воображение детей побуждать их использовать накопленный опыт, создавать радостное настроение и желание выступать перед зрителями. Учить понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа.


Реализация.

Ребята, сегодня в группе я нашла вот что: яблоко, ржаной пирожок и молочный кисель. Как вы думаете, из какой сказки эти предметы?

- (Гуси-лебеди).

Сегодня я предлагаю пойти в гости к сказке и узнать все ли там, в порядке, ведь не так просто так я все это в группе нашла. Путешествие в сказку начинается , подходят к панно. На панно стрелки:

  1. Налево пойдешь – красивый сарафан найдешь.

  2. Направо пойдешь - косоворотку найдешь.

  3. Прямо пойдешь – сундук с вещами найдешь.

(Сундук с вещами в приемной).

Когда нашли все, обращаю внимание на музыку, которая звучит внизу, прелагаю пойти на эти звуки. (свет не горит). Куда это мы попали, а попали мы в

Тридевятое царство, сказочное государство.

- Вы здесь бывали?

- Нет.

- Тогда проходите, но чтобы здесь находиться, нужно надеть костюмы сказочных героев (дети переодеваются в героев сказки «Гуси-лебеди»)

Маша – сарафан

Ваня – косоворотка

Печка – платок, фартук

Речка – голубая ткань

Яблоня – большой платок.

Остальные надевают маски, фуражки и раскрашиваются на ковре.

- Вы сказку хорошо помните?

- Да.

- А теперь послушайте музыку и представьте, к какому эпизоду из сказки подошла бы она.

  1. Тревожная – Маша потеряла Ваню.

  2. Громкая, отрывистая - Маша в дремучем лесу Бабы Яги.

  3. Хороводная плясовая.

  4. Веселая – все хорошо.

Предлагаю детям поиграть в игру «Гори-гори ясно». Так играла, Маша с подружками. Затем ставим декорации и обыгрываем эпизод из сказки:

Встреча Маши с печкой, яблоней, речкой.

Дети должны не только с помощью движений, мимики, позы, взятую на себя роль, но и эмоционально передавать в речи диалоги персонажей. После просмотра спрашиваю, как вы думаете, устала Маша, пока выручала Ваню.

- Да.

(Пантомический этюд «Усталость»).

Стоя в кругу, дети изображают уставшую Машу: Утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты колени.

Ну как ребята, понравилось вам наше путешествие в Тридевятое царство, сказочное государство?

- Да.

Мы сюда еще придем к кому-нибудь в гости , к кому бы вы хотели? (Перечисляют).

А теперь пора возвращаться. Мы для Маши сделали подарок, а Ване нет. давайте сделаем ему поясок для рубашки, он будет очень рад.



4. В гости к Кощею Бессмертному.



Цель: Развивать воображение, активизировать полученный ранее опыт, создавать радостное настроение. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам. Восприятие музыкальной композиции.

Реализация.


Ребята, вы знаете кто такой Кощей Бессмертный?

- Да.

- А где он живет?

- В тридевятом царстве, сказочном государстве.

- А вы там бывали?

- Бывали.

- У кого?

- В сказке «Гуси-лебеди».

- Ну, а сегодня хотите туда пойти в гости к Кощею Бессмертному?

- Да.

- А вы не испугаетесь? Как вы думаете, по силам нам будет сразиться с Кощеем Бессмертным (Да).

- Я слышала, что Кощея может сразить только дружба. А вы дружные ребята? (Да).

Давайте встанем в круг, возьмитесь за руки с теми, с кем дружите, со своими лучшими друзьями.

(Дети встают в круг).

Как приятно держать друг друга. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь всем, кого вы любите. Ну, теперь можно отправляться в путь. А кто не хочет с нами идти, может остаться.

Все хотят? Вот и хорошо, чем больше детей, тем веселее.

- А где живет Кощей?

(В пещере на высоких горах).

- Так, вы тихонько постойте, а я в пещеру загляну, может его дома нет.

- Ой, ребята, мы не ошиблись, это действительно его пещера. И знаете, просто чудо: Кощей совсем не злой, а веселый, у него много гостей. Слышите, музыка веселая звучит (запись). В центре стол стоит, а вокруг герои разных сказок стоят.

- Ой, ребята, нас кощей заметил (муз. образ Кощея).

Будем с ним говорить?

(решение детей).

- Тогда давайте поздороваемся со стариком, он сегодня в хорошем настроении.

Кощей:

- Зачем пришли?

- Мы хотели посмотреть, как ты живешь, и к себе в гости пригласить.

Кощей: У меня сегодня праздник, все сказочные друзья собрались, но, я вас в пещеру не пущу. Уж слишком вы не сказочные. А вот к вам приду. Только я люблю дружных и веселых ребят, вы такие? (ответ)

- Докажите, а для этого выполните мои задания.

Согласны?

- Да.

  1. Какие сказки вы знаете?

  2. Назовите пословицы о дружбе .

  3. Назовите сказки, в которых герой сделавший доброе дело получил награду, подарки.

  4. Я очень люблю веселиться. Сможете меня развеселить? (дети исполняют песни, хороводы, читают стихи).

- Ну, что, Кощей, справились мы с твоими заданиями?

Кощей:

Да молодцы, справились, только дружным ребятам под силу, я таких не обижаю. Я обещаю, что тоже к вам приду и героев сказочных приведу. А вы приготовьте им подарки (Дети соглашаются).

Ну, как, понравилось вам в гостях? Потом еще придем, а сейчас в группу пора.


  1. Занятие-путешествие «В гости к сказке «Морозко»



Цель: развивать фантазию, воображение, закрепить знание детей сказок, предоставить детям возможность реализовать себя в положительных поступках. развивать у детей дикцию. Закрепить знание пословиц. Учить работать вместе, сообща, дружно.


Реализация.

Показываю иллюстрацию к сказке Морозко . Ребята, какая это сказка? ( Ответы).

- Давайте вспомним главных героев. (Ответ)

- Ребята, я вам предлагаю игру «Угадай по движению».

Вставайте в круг, я буду показывать вам героя с помощью мимики и движений, буду показывать героя сказки, а вы попробуйте отгадать. (Дети отгадывают).

- Молодцы, правильно! А теперь:

За ступенькою ступенька

будет лесенка

Слово к слову ставь складненько

Будет песенка,

А колечко на колечко

Будет вязочка

Сядем рядышком тесненько

Слушать сказочку.

А сказка нас ждет какая? (Морозко).

- Ну, отправляемся в сказку.

Ведущий: В одном селе старик и баба жили

И дочерей своих растили.

Одна – дочь старика родная.

Для бабки же родной была вторая.

Красива, скромна старика была дочь

И всем и всегда торопилась помочь.

В деревне ее Рукодельницей звали

(Обыгрывание Рукодельницы).

Ведущий: И бабкина дочь была тоже красива

Но так уж сложилось – уж очень ленива.

Она никому помочь не хотела.

С утра и до ночи без дела сидела:

Поэтому и Ленивицей ее прозвали

(Обыгрывание)

- Бабка и ее дочка Ленивица не любили рукодельницу и решили от нее избавиться. Вот и говорит

Бабка:

- За дровами в лес бы ты сходила

Да потом бы печку растопила.

Рукодельница:

- Да ведь дров полным-полно.

Бабка: - А чем растопить-то

Хвороста нет.

Ленивица:

- Иди же, иди! Побыстрей собирайся.

Но только без хвороста не возвращайся.


Ведущий: Бедняжка не могла сопротивляться

Пришлось ей в путь-дорогу собираться.

(Обыгрывание, идет оглядывается. Садится на пенек, старается согреться. Вытирает слезы).

Выходит Морозко.

Морозко: Ну, здравствуй,красна девица.

Рукодельница: И ты будь здоров, Дедушка!

Морозко: Тепло ли тебе девица?

Рукодельница: Тепло Морозушко, тепло батюшка.

Ведущий: Пожалел Морозко Рукодельницу и спрашивает:

Морозко: Зачем ты ко мне в лес пошла?

Рукодельница: За хворостом Мачеха послала

Морозко: Хворосту я тебе дам

но сначала выполни мои задания.

Рукодельница: - Что надо сделать, я все сделаю.

Морозко: Прочитай про меня стихотворение.

Рукодельница: С удовольствием.

По полю гуляет Д.Мороз

Иней рассыпает по ветвям берез

Ходит бородою

Белою трясет

Топает ногою

Так, что треск идет.

Морозко: Ну молодец, мне понравилось А теперь назови пословицы о труде. Рукодельница: (Называет 2-3) , дети ей помогают.

Морозко: А теперь собери моих жителей лесных, да спляши с ними танец

(Дети и Рукодельница танцуют).

Морозко: Ну, умница! Спасибо!

Удружила! Подарок ты конечно, заслужила!

(Дает ей вязанку с хворостом и сундук с подарками).

Ведущий: Рукодельница домой вернулась красивая в новом сарафане, да еще с

подарками.

(обыгрывает выход и встречу бабки и Ленивицы)

Бабка: В нарядах вся! Я прям, умру от злости.

Ленивица: Меня ты в лес проводи скорее, наряды получу покрасивее.

(бабка наряжает Ленивицу и отправляет в лес)

Ленивица: Вот холодина! Вся окоченела! Коль не подарки – дома бы сидела.

Морозко: Здравствуй красно-девица.

Ленивица: Мне не терпеться домой, дай ты мне подарков

Бус, колечек, рукавиц

Да побольше, чем сестрице.


Морозко: Ты подарков заслужи

ты стишок сперва прочти.


Ленивица: Да в своем ли ты уме, дед

Я читать-то не умею.

Морозко: Ну-ка звери мои лесные

Ленивице помогите,

Да стихи про меня прочтите.

(Дети читают стихи).

Морозко: Молодцы мои зверята

Ну стихов ты не знаешь

Может сказки называешь

Назови мне сказки, которые ты знаешь.

Ленивица: Нет лучше здесь я посижу

да зверей послушаю.

(называют сказки).

Морозко: Ты меня развесели

потанцуй да рассмеши.

Ленивица: Лучше здесь я посижу

на веселье погляжу

( Дети танцуют танец, играют в игру).


Ленивица: Хватит, хватит, я устала

Быстро мне подарки подавай.


Морозко: Ты получишь, все что заслужила

(Дает ей сундук)

Бабка: Дочки долго нету что-то

Может так подарков много.


Ленивица: (Входи)

Уморилась. Прям, аж,жарко

Принесла сундук подарков

(открывает сундук, а там сосульки, льдинки – все тает)


Морозко: Нет подарков там богатых,

По работе - и оплата.


Рукодельница: Дедушка ты не сердись

Они ведь исправятся.


Ленивица, Бабка: Обещаем стать добрее

Веселее, и милее!

Морозко: Ну, а, вы друзья вставайте

становитесь в хоровод

песней, пляской, проводите

меня в дальний путь.

Мне пора возвращаться к себе

в сказочный дом.


Анализ: Сказку сыграли очень хорошо, все артисты вошли в роль, дети очень хорошо выполняли задания Морозки, все даже не очень организованные помогали, говорили пословицы выученные заранее. Это занятие проходило в группе без использования музыки и задания были другие, но интерес от этого у детей не прошел, очень любят эту сказку.



6.Сказка «Волшебные слова»


Цель: Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощении действия сказочного персонажа. Познакомить с фразеологизмами (голову повесила, не покладая рук). Подводить умению выразительно, с разной силой голоса произносить реплики героев в проблемных ситуациях. Развивать память, связную речь.


Реализация

Читаю сказку «Волшебные слова» .

- На какие русские народные сказки она похожа.

(Морозко, Хаврошечка).

- В этих сказках героини работали не покладая рук. Как вы понимаете это выражение?

Как можно сказать по другому (работала без остановки, без отдыха, трудилась в поте лица).

- А как бы вы сыграли героев, которые работали и устали. Пантомический этюд «Усталость». Дети изображают усталость героев. Утирают пот со лба, голова набок опущена, плечи опущены.

-- В сказках герои встречают помощников, которые их жалеют и помогают. В сказке «Добрые слова» это: дети отвечают –

(старик-головик)

(Морозко-Морозко)

(Хаврошечка-коровка Буренка).

- Каким голосом вы бы озвучили.

  1. Старика-годовика-(низким, хриплым, как у старого человека).

  2. Морозко – (громким, низким, спокойным).

  3. Коровка-Буренка – (добрым, ласковым, любящим).

- Попробуйте сказать голосом Морозко, коровки, старика, пожалейте героев сказок.

(Дать нескольким детям по желанию).

- А каким голосом вы озвучили приказы хозяев этих девочек.

  1. Во все горло.

  2. Сурово.

  3. Гневно.

Попробуйте приказать «Пойди туда, принеси то» (сурово, гневно, во все горло).

В сказках «Морозко» и «Хаврошечка» так же как в сказке «Добрые слова». В хозяев тоже наверное вселилась злюка. Вот послушайте музыку, какое настроение она передает (музыка страшная, резкая, быстрая, громкая).

- Правильно, вспомните сказку «Добрые слова», что там происходит под такую музыку (злюка выскочила, земля задрожала).

- Ребята, покажите, как злюка окоченела, (дети выполняют), застывают в разных позах, рот открыт, глаза широко открыты, она напугана всяко корчится, изображая окоченелость (под громкую музыку). Затем под спокойную расслабляются, приседают, тают.

- А каким словам научил старик-голдовик Аленушку, чтобы выгнать злюку..

(добрым-доброе, мылым-милое).

- правильно, у нас тоже в некоторых ребят вселяется злюка, давайте ее выгонять этими словами (повторяют).

Согласны? (да)

Ну, вот и хорошо.

Анализ: Дети очень быстро включились в игру, вспомнили все сказки и их героев, правильно ответили на вопросы. Но торопятся, пребывают друг друга, не дослушивают и начинают говорить сами. Останавливала их, говорила о том, что, наверное, в них вселилась злюка. Пантомические этюды стараются делать все очень хорошо получается у Нины, Андрея, Максима, Саши, Леры. Эти дети быстро переходят от одной роли к другой. Денис не вникает, отстает. Говорит невпопад. Андрей старается.








Презентации детского мюзикла

Русская народная сказка

«Гуси-лебеди»



Цель: Создание условий для развития детей в театральной деятельности, на основе русской народной сказки.

Задачи:

- импровизировать на тему русской народной сказки, подобрать музыкальные характеристики главных героев;

- научить понимать главную идею сказки и выделять элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка) уметь их охарактеризовать;

- побуждать к импровизации на тему сказки, творчески интерпретируя сюжет, под музыки петь слова от имении героев под музыку


Воспитатель и дети входят в зал, здороваются с гостями.

- Ребята, вы узнали гостей, правильно это воспитатели нашего сада.

- Говорю что-то хорошее.

- Вот ребята, мы с вами опять пришли в гости к сказке, вы уже здесь бывали.

- Да.

- А в какие сказки вы ходили?

- Перечисляют.

- Сегодня опять пришли поиграть в сказку.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, как принято жать друг друга за руки.

Давайте сказку позовем песенкой «Сказка, сказка приходи».

- А теперь начнем играть, а для игры у нас все есть, сказочные костюмы, которые одели наши дети-артисты, есть сказочный домик, в котором живет батюшка, матушка, Ваня и Маша. Лесная полянка , на которой стоит сказочный лес, Репка, Печка, Яблоня, Избушка на курьих ножках, в ней живет Баба Яга и гуси-лебеди. Начинаем играть, а сказка наша называется «Гуси-лебеди».

(После объявления ролей дети встают на свои места). Сказка-опера начинается.

Рассказчик: Гуси-лебеди летят,

Все узнать они хотят

Высоко они летят

И на ванечку глядят.

Вот над речкой, пролетают,

Свою песню запевают.

(звучит музыка гусей-лебедей).

Ванечка машет гусям рукой.


Рассказ: Улетели в облака

К Ване пойдем пока.

(из далека выходят Матушка, батюшка, Маша, подходят к Ване).

Звучит музыка:

Батюшка: Мы на ярмарку поедем,

Вам подарки покупать!


Матушка: Вы друг друга берегите,

Никуда не уходите.


Маша: С Ваней стану я играть!

Мы вас будем дома ждать.

Появляется лошадка. И-го-го.

Матушка и батюшка:

Эй, лошадка, нас в город вези

Ты скорее, скорее иди!

Мы на ярмарку едем вдвоем,

Мы подарки домой привезем.

(Лошадка игокает и увозит М.Б.)

Маша и Ваня машут родителям. Звучит музыка, приход подружек:

Подружки: Маша, Маша

Пойдем-ка играть!

Песни петь у березки, играть.


Машенька: Милый братец мой послушай

Поиграй один, Ванюша!

Здесь на травке посиди!

Никуда не уходи!

(Маша убегает, прилетают гуси, подлетают к Ване, он их гладит, берут Ваню за руки и уходят).

На опушку выбегают дети одетыми в деревенские костюмы.

Хоровод: «Я по лугу».

Затем игра «Катерина».

Машенька: Разошлись друзья, подружки,

Побегу быстрей к Ванюшке.

(прибегает, а Вани нет, Маша ищет Ваню, звучит музыка).

Машенька: Ваня! Ваня! Отзовись!

Где ты братик, покажись!


Рассказ: Маша Ваню не нашла

По дорожке побрела.

(Маша идет к речке)

Маша: По опушке реченька

синяя течет.

По дорожке к реченьке

Машеньке идет.

А у Маши синие добрые глаза,

Как у речки синяя добрая вода

Ты скажи мне, реченька!

Братца как найти,

К батюшке и Матушке

С ним домой прийти.

Ведь у Маши синие

добрые глаза,

Как у речки синяя добрая вода.


Речка: Поешь моего киселька,

Дорога твоя далека.

Присядь, отдохни, я скажу…

Дорогу тебе покажу.

Гуси-лебеди Бабы Яги,

Братца Ванечку в лес унесли.


Маша: По опушке реченька

Маше помоги!

Про гусей-лебедей

Маше расскажи!

(Яблонька поет)

Яблонька: Съешь яблочко, Маша, мое

Я знаю про горе твое

Ты яблочки с веток сорви

В дорогу с собой их возьми.

(Маша отвечает)

Маша: Яблочки я не сорву

Их в дорогу не возьму

В лес к Яге должна бежать,

Надо Ваню мне спасать!

(Маша бежит к печке)

Печка, голубушка,

Мне помоги!

Про гусей-лебедей

Мне расскажи.


Печка: Печка, ух, стоит,

Из печи дым валит,

А в печи, а в печи.

Пироги горячи

Ух, поднялись!

Ух, спеклись!

Ух! Ух! Ух! Ух!


Маша: Пирожок не стану есть

Поважнее дело есть!

В лес к Яге должна бежать,

Надо Ваню мне спасать!

(Убегает)

Баба Яга: У бабуси, у Ягуси

Нет подруг и нет друзей

По этой причине

Завела себе гусей.

Я баба Яга,

Костяная нога!

Ух, у-у-у! Почему!

Гуси-лебеди летите!

Мне Ванюшку принесите!

Будет у меня он жить!

Мне, Яге, служить!

Где же гуси, где же гуси?

Как же грустно мне бабусе.

(Появляются гуси с Ваней).

Где Ванюшка? Пошли, пошли, пошли!

(Прогоняет гусей).

Подходит к Ване:

Ну-ка, Ваня, покажись!

Здесь теперь ты будешь жить,

Мне Яге будешь служить!

Можешь в шишки поиграть

Я устала – пойду спать.


Рассказчик: И ушла Яга на печь,

Ваня сел ее стеречь.

Только страшно очень Ване

Мы об этом знаем с Вами

Он пошел в волшебный лес,

Лес тот чудо из чудес.

(Выходят дети, одетые в костюм леса, шапочки с ветками, порча)

Ваня: Машенька, Машенька!

Ты меня спаси!

Не хочу в лесу я жить,

Не хочу яге служить!

Машенька!

(Выбегает Маша).

Маша: Я спасу тебя, Ванюша.

Только ты меня послушай

Надо быстро нам бежать,

Может нас Яга догнать!

(Маша и Ваня бегут).

Дети: (Обращаются к Речке)

- Спрячь нас голубушка Яблонька.

- Пожалуйста.

(К печке) – Спрячь нас голубушка печка – пожалуйста.


Печка: Пых, пых (пугает гусей, птицы с криком улетают).

Появляются Батюшка и матушка.


Матушка и Батюшка: Эй, лошадка, домой нас вези!

Ты скорее, скорее иди!

Мы на ярмарке были вдвоем,

Мы подарки детишкам везем!


Все: Спели сказку мы сейчас

Мы порадовали Вас! (Поклон).


Рассказчик: Сказка – ложь да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

(Все дети выходят на поклон)
























Заключение.


Проблема.

Основная проблема, которая послужила причиной написания данной работы: внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности.

В процессе работы, определились причины проблемы:

- Недостаточное внимание родителей и детей к театру;

- Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;

- Поверхностные знания родителей о разных видах театрализованной деятельности в детском саду и ее применении.

Поставленная цель: создание условий для формирования у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности на основе фольклорного материала, используя приемы сказкотерапии, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

Данная цель поэтапно решалась путем реализации следующих задач:

- изучить литературу по теме работы;

- пробудить интерес детей и родителей к театральной деятельности, используя приемы сказкотерапии;

- привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);

- заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;

- представить полученный опыт коллегам.

Новизна: предложение некоторых форм и методов сказкотерапии в театрально-игровой деятельности, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

В данной методической разработке:

- изучены Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к музыкальному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности.

- Сделан акцент на одну из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности.

- Данная задача реализуется в интеграции учебных дисциплин и дает возможность практического применения полученной информации в применении метода сказкотерапии в театрально-игровой деятельности на основе фольклорного материала.

Предложено при разучивании материала соблюдать следующую последовательность:

  1. Следовать природе ребенка, его темпераменту, характеру.

  2. Заинтересованность, новизна, сюрпризность.

  3. Обучение через игру.

  4. Импровизация.

  5. Радость успеха.

  6. Подбор доступного и интересного материала.

  7. Воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.

В основу методической разработки лег «Метод проектов в театрально-игровой деятельности», над которым я работала в течение 4 лет. Таким образом, данная методическая разработка:

- систематизирует результат проектной технологии в театрально-игровой деятельности;

- предлагает некоторые приемы и формы применения метода сказкотерапии в условиях требования федерального государственного стандарта образования.

Данная работа рекомендована воспитателям, музыкальным работками ДОУ, педагогам дополнительного образования, учителям, работающими с дошкольным возрастом.


















Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

2. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. – 345с.

3.Зимина "Театр и театрализованные игры  детском саду"//журнал "Дошкольное воспитание"2005 г,№ 4

4.Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов.,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь,2003. - 146с
5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
6.Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольни­ка: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
7. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных ма­лышей. Ярославль, 2002.

8. Маханева М.Д. "Театрализованные занятия в детском саду" М, "Сфера"2001 г.
9.Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

10.Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, ат­тракционы. Ярославль, 2002.

11.Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
12.Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

13. Приказ от 23 ноября 2009 г. No 655 «Об утверждении и введении в действие

Федеральных государственных требований к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного воспитания

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

14.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов – М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с.

15.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.

16.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]/ Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика

18. http://doshvozrast.ru

19. http://www.childpsy.ru

20.http://psyparents.ru





32




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карпова Галина Анатольевна, Кравченко Марина Юрьевна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства