Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы.
Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы.
Как повысить эффективность уроков русского языка литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.
Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы.»
Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы.
Как повысить эффективность уроков русского языка литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить.
Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания, выбирать тему (раздел, главу, параграф, правило) для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
-Проект — это «пять «П»»:
-Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
-Проектирование (планирование деятельности).
-Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
-Продукт (изготовление, оформление продукта).
-Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
С методами мини-проектов я начала работать в 2010 году, когда в школе был объявлен конкурс творческих работ о Великой Отечественной войне, основанный на воспоминаниях участников войны. Тогда и выяснилось, что из нынешних ребят мало кто знает о самой Великой Отечественной войне и почти никто не догадывается об участии в ней своих родственников. Пятиклассникам было дано задание: расспросить родственников, как они пережили военные годы, где находились, в каких боях участвовали, и записать их воспоминания. Не все поняли и приняли идею проекта. Но постепенно втянулись в работу и большинство ребят не только прекрасно справились с заданием, но и испытали чувство гордости за своих родных – ветеранов.
Так работа над мини-проектами переросла в настоящий проект. А дети не только продемонстрировали свои творческие способности, но и познакомились и историей нашей страны, своей семьи и развивались духовно. Тогда я поняла, что проектная деятельность – очень эффективная форма работы с учащимися. Она может быть применена на любом уроке и в любом классе.
Однако, если выполнять большой проект, то он займет внеурочное время. А мне хотелось, чтобы детям было интересно на уроках русского языка и литературы. И тогда пришло время мини – проектов, то есть таких небольших творческих работ, которые можно выполнить в течение урока.
Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы.
Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы.
Третий этап: осуществление деятельности
Консультирование, контроль, помощь учащимся.
Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации.
Четвертый этап: презентация работ.
Обобщение результатов, резюмирование.
Демонстрация сочинений перед одноклассниками.
Пятый этап: подведение итогов.
Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок.
Активное слушание. Обмен мнениями.
Творческие мини-проекты не имеют четко проработанной структуры, поэтому нельзя заранее прогнозировать результат. Одно очевидно: школьникам интересно сочинять и чувствовать себя творцами
Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.
Так при изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.
В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, ребята создают сборник «Календарно-обрядовые песни». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что данный вид народной поэзии связан прежде всего с циклом полевых работ, а так же с важными годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Троица. Каждая группа работает над определенным видом обрядовых песен
1 группа- «колядки» (зима)
2 группа – «веснянки»,
3 группа – «летние песни»
4 группа – «осенние песни»
Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их. Все группы вместе обсуждают, каким будет оформление сборника. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это машинописный или рукописный вариант, что будет общего в оформлении). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях. Возможна презентация сборника учащимся других классов.
Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой. В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени» . Выполнен он может быть как дома(в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием словарей личных имен, Интернет-источников и другой литературы. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.
На уроках русского языка детям трудно запомнить правила, и в этом случае творческий мини-проект становится действенным инструментом запоминания теоретического материала. Удачной стала работа над темой «Правописание сложных имен существительных». Учащиеся с энтузиазмом взялись за работу, выбрали правила, отыскали в учебниках географии сложные существительные, сочинили сказки, истории рассказы с использованием слов на изученное правило и прочитали их на уроке. Отклики были просто необыкновенные. Учеба стала и творчеством, и игрой.
Такой же результат был, когда работали над мини-проектами «Поэтическая страничка». Те, кто не интересовался поэзией и не любил читать стихи, глядя на своих одноклассников, принялись искать стихотворения на книжных полках, вчитываться в строки, представлять происходящее и оформлять свою страничку.
За последние годы работы с ребятами мы успели создать множество мини-проектов. Самые успешные из них – «Рядом с нами живут ветераны», «Улицы моего села», «Аллея славы», «Осенние этюды», «Дождь», «Моя любимая книга», «Мордовия, тебе посвящаю».
Самым важным результатом работы над мини-проектами я считаю развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к литературе.
Конечно, в освоении технологии неизбежно столкновение с различного рода трудностями.
Во-первых, это загруженность учителя и учащихся. Работа по организации проектной деятельности требует серьезной подготовительной работы учителя, для которой необходимо много времени.
Не хватает времени и на окончательное оформление проекта, составление проектных папок. Вся организационная работа зачастую проводится в устном виде, цели и задачи выполнения небольших проектов также оговариваются устно. Часто учащиеся не укладываются в оговоренные сроки, выполнение заданий затягивается, падает познавательная активность, не все могут довести начатое до конца.
Во-вторых, есть методические трудности в организации работы над проектом, в разработке подобных уроков.
В-третьих, не всегда получается вовлечь в проектную деятельность всех учащихся. Если проект групповой, в группе обязательно найдутся ученики, которые постараются отсидеться или выполнят работу проще и меньше остальных.
В-четвертых, есть трудности, связанные с материально-техническим обеспечением. Большинство проектов предполагает поиск информации, работу с разными источниками, а на уроке нет необходимого количества компьютеров, доступа к Интернету. Некоторые учащиеся не имеют компьютера дома. В сельской местности трудно найти нужную литературу.
В-пятых, часто ученики пользуются Интернетом, чтобы просто скачать готовую работу, например, презентацию или сообщение.
Несмотря на указанные трудности, проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Мини - проекты не только пробуждают интерес к предмету, заставляют школьников самостоятельно взяться за обучение, учат работать творчески, развивают мышление, помогают сплотить коллектив, но и являются очень удачной формой работы на уроке, когда каждый занят интересным делом- он творит, играет, фантазирует, а выигрывают от этого все!