kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шичкова Л.В. Урок развития речи с элементами интеграции в 7 «В» классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект). Цели урока: научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней; учить работать со словом; отрабатывать элементы комплексного анализа текста. Оборудование: фотоиллюстрации; рисунки учащихся; электронная презентация; магнитофон. Ход урока. Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. 2.Вступительное слово учителя о красоте природы. Земля… Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своём роде, другой такой нет. Когда Ю.Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая », а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков». Ребята, это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов. Тема нашего урока сегодня «С русским языком можно творить чудеса…». Откройте тетради, запишите тему урока (запись темы в тетрадях). У Николая Ивановича Рыленкова есть замечательные строки, которые будут служить эпиграфом к нашему уроку: Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце (запись в тетрадях). Вы видите рисунки, которые выполнены вами. Они наивны, но искренни, на них природа такая, какой вы увидели её когда-то. А это картины известных художников: И. Репина, И.Шишкина, И.Левитана (на одном слайде). На них также изображена природа. ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ А сейчас закройте глаза и попробуйте услышать весну под музыку известно П.И.Чайковского. (Звучит музыка П.И.Чайковского). -Что вы услышали? ПРОЕКТ УЧАЩЕГОСЯ Я предлагаю сегодня вам ещё раз всмотреться в природу, в строчки о природе, вдуматься в слова. К.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе…есть великое множество слов». -Как вы понимаете эти строки? 3.Работа с текстом. Все мы бывали когда-нибудь в лесу. Дома вы писали сочинения-миниатюры с опорными словами на тему: «Вообще всё в лесу может обернуться сказкой». Давайте послушаем ваши работы, в которых вы попытались изобразить словами то, что вы когда-то увидели в лесу. -Интересная ли работа получилась у ….? Что вам понравилось в данной работе? -В каком стиле вы писали о лесе? (Художественном) -Какие стили ещё вам знакомы? -А какой тип речи уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание, возможно с элементами повествования) -Какой тип речи вы не использовали? (Рассуждение) -Объясните правописание опорных слов с орфограммами на тему леса. (Слова заранее написаны на доске): заросли, растения, леса, тропинка, стелиться, березняк, тишина, разгорается, родные. -Какие слова вызвали трудности при написании работы? (Объяснение правописания данных слов). Слушая ваши работы, я вспомнила слова великого русского писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Да, с русским языком можно творить чудеса. Такое чудо сотворил Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной». 4. ПРОЕКТ УЧЕНИКА. -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? -Какие чувства вы испытали при прослушивании? -Какая часть речи помогает нам увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти? (Прилагательные). Какое средство выразительности использует поэт? (Эпитеты) -Почему именно эпитеты создают образность? (Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, озаряющее слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный предмет). -Какие образы вас покорили? -Почему пора «короткая, но дивная»? «Вечера лучезарны»? -Как вы понимаете «день хрустальный»? Обратите внимание на глаголы. -Что интересного заметили? (В этом стихотворении они необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, воздух пустеет, лазурь льётся). -Как называется средство выразительности, используемое в данных словосочетаниях? (Метафора и разновидность метафоры олицетворение). -Может быть, кто-то заметил ещё что-нибудь необычное, замечательное? (Звукопись, ассонанс). Да, надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами. Это большой труд – найти нужные, точные слова. Давайте посмотрим, как это делал великий поэт и писатель А.С.Пушкин. 5. Работа над произведениями А.С.Пушкина. Н.Г.Чернышевский сказал когда-то: «До Пушкина…ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты». Проект: «Контраст настроений в стихотворениях А.С.Пушкина о зиме. Удивительный снег в произведениях поэта» (По ходу прослушивания делать запись ключевых мыслей) -Что вы можете сказать о проекте Насти, о Настиных находках и открытиях? 6. Вывод. Очень это непросто – писать просто. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них. 7.Домашнее задание. А свои старания в этом направлении вы и покажете дома, где вам предстоит написать этюд «Весна пришла…». Хочу закончить урок словами А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен…». Я желаю вам творческих побед! 8.Рефлексия. -Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!" »

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шичкова Л.В.


Урок развития речи с элементами интеграции в 7 «В» классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).


Цели урока: научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней; учить работать со словом; отрабатывать элементы комплексного анализа текста.

Оборудование: фотоиллюстрации; рисунки учащихся; электронная презентация; магнитофон.

Ход урока.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2.Вступительное слово учителя о красоте природы.

Земля… Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своём роде, другой такой нет. Когда Ю.Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая », а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».

Ребята, это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.

Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

Тема нашего урока сегодня «С русским языком можно творить чудеса…». Откройте тетради, запишите тему урока (запись темы в тетрадях).

У Николая Ивановича Рыленкова есть замечательные строки, которые будут служить эпиграфом к нашему уроку:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце (запись в тетрадях).

Вы видите рисунки, которые выполнены вами. Они наивны, но искренни, на них природа такая, какой вы увидели её когда-то.

А это картины известных художников: И. Репина, И.Шишкина, И.Левитана (на одном слайде). На них также изображена природа.

ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ

А сейчас закройте глаза и попробуйте услышать весну под музыку известно П.И.Чайковского. (Звучит музыка П.И.Чайковского).

-Что вы услышали?

ПРОЕКТ УЧАЩЕГОСЯ


Я предлагаю сегодня вам ещё раз всмотреться в природу, в строчки о природе, вдуматься в слова.

К.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе…есть великое множество слов».


-Как вы понимаете эти строки?


3.Работа с текстом.

Все мы бывали когда-нибудь в лесу.

Дома вы писали сочинения-миниатюры с опорными словами на тему: «Вообще всё в лесу может обернуться сказкой».

Давайте послушаем ваши работы, в которых вы попытались изобразить словами то, что вы когда-то увидели в лесу.

-Интересная ли работа получилась у ….? Что вам понравилось в данной работе?

-В каком стиле вы писали о лесе? (Художественном)

-Какие стили ещё вам знакомы?

-А какой тип речи уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание, возможно с элементами повествования)

-Какой тип речи вы не использовали? (Рассуждение)

-Объясните правописание опорных слов с орфограммами на тему леса. (Слова заранее написаны на доске): заросли, растения, леса, тропинка, стелиться, березняк, тишина, разгорается, родные.

-Какие слова вызвали трудности при написании работы? (Объяснение правописания данных слов).


Слушая ваши работы, я вспомнила слова великого русского писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Да, с русским языком можно творить чудеса.

Такое чудо сотворил Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной» .


4. ПРОЕКТ УЧЕНИКА.

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Какие чувства вы испытали при прослушивании?

-Какая часть речи помогает нам увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти? (Прилагательные). Какое средство выразительности использует поэт? (Эпитеты)

-Почему именно эпитеты создают образность? (Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, озаряющее слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный предмет).

-Какие образы вас покорили?

-Почему пора «короткая, но дивная»? «Вечера лучезарны»?

-Как вы понимаете «день хрустальный»?

Обратите внимание на глаголы.

-Что интересного заметили? (В этом стихотворении они необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, воздух пустеет, лазурь льётся).

-Как называется средство выразительности, используемое в данных словосочетаниях? (Метафора и разновидность метафоры олицетворение).

-Может быть, кто-то заметил ещё что-нибудь необычное, замечательное? (Звукопись, ассонанс).


Да, надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами.

Это большой труд – найти нужные, точные слова.

Давайте посмотрим, как это делал великий поэт и писатель А.С.Пушкин.


5. Работа над произведениями А.С.Пушкина.

Н.Г.Чернышевский сказал когда-то: «До Пушкина…ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Проект: «Контраст настроений в стихотворениях А.С.Пушкина о зиме. Удивительный снег в произведениях поэта»

(По ходу прослушивания делать запись ключевых мыслей)


-Что вы можете сказать о проекте Насти, о Настиных находках и открытиях?


6. Вывод.

Очень это непросто – писать просто. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них.


7.Домашнее задание.

А свои старания в этом направлении вы и покажете дома, где вам предстоит написать этюд «Весна пришла…».

Хочу закончить урок словами А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен…».


Я желаю вам творческих побед!



8.Рефлексия.

-Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!"

Автор: Шичкова Любовь Викторовна

Дата: 25.06.2015

Номер свидетельства: 221369

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства