Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!"
Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!"
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шичкова Л.В.
Урок развития речи с элементами интеграции в 7 «В» классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).
Цели урока: научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней; учить работать со словом; отрабатывать элементы комплексного анализа текста.
Оборудование: фотоиллюстрации; рисунки учащихся; электронная презентация; магнитофон.
Ход урока.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2.Вступительное слово учителя о красоте природы.
Земля… Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своём роде, другой такой нет. Когда Ю.Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая », а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».
Ребята, это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.
Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.
Тема нашего урока сегодня «С русским языком можно творить чудеса…». Откройте тетради, запишите тему урока (запись темы в тетрадях).
У Николая Ивановича Рыленкова есть замечательные строки, которые будут служить эпиграфом к нашему уроку:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце (запись в тетрадях).
Вы видите рисунки, которые выполнены вами. Они наивны, но искренни, на них природа такая, какой вы увидели её когда-то.
А это картины известных художников: И. Репина, И.Шишкина, И.Левитана (на одном слайде). На них также изображена природа.
ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ
А сейчас закройте глаза и попробуйте услышать весну под музыку известно П.И.Чайковского. (Звучит музыка П.И.Чайковского).
-Что вы услышали?
ПРОЕКТ УЧАЩЕГОСЯ
Я предлагаю сегодня вам ещё раз всмотреться в природу, в строчки о природе, вдуматься в слова.
К.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе…есть великое множество слов».
-Как вы понимаете эти строки?
3.Работа с текстом.
Все мы бывали когда-нибудь в лесу.
Дома вы писали сочинения-миниатюры с опорными словами на тему: «Вообще всё в лесу может обернуться сказкой».
Давайте послушаем ваши работы, в которых вы попытались изобразить словами то, что вы когда-то увидели в лесу.
-Интересная ли работа получилась у ….? Что вам понравилось в данной работе?
-В каком стиле вы писали о лесе? (Художественном)
-Какие стили ещё вам знакомы?
-А какой тип речи уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание, возможно с элементами повествования)
-Какой тип речи вы не использовали? (Рассуждение)
-Объясните правописание опорных слов с орфограммами на тему леса. (Слова заранее написаны на доске): заросли, растения, леса, тропинка, стелиться, березняк, тишина, разгорается, родные.
-Какие слова вызвали трудности при написании работы? (Объяснение правописания данных слов).
Слушая ваши работы, я вспомнила слова великого русского писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Да, с русским языком можно творить чудеса.
Такое чудо сотворил Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной».
4. ПРОЕКТ УЧЕНИКА.
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Какие чувства вы испытали при прослушивании?
-Какая часть речи помогает нам увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти? (Прилагательные). Какое средство выразительности использует поэт? (Эпитеты)
-Почему именно эпитеты создают образность? (Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, озаряющее слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный предмет).
-Какие образы вас покорили?
-Почему пора «короткая, но дивная»? «Вечера лучезарны»?
-Как вы понимаете «день хрустальный»?
Обратите внимание на глаголы.
-Что интересного заметили? (В этом стихотворении они необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, воздух пустеет, лазурь льётся).
-Как называется средство выразительности, используемое в данных словосочетаниях? (Метафора и разновидность метафоры олицетворение).
-Может быть, кто-то заметил ещё что-нибудь необычное, замечательное? (Звукопись, ассонанс).
Да, надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами.
Это большой труд – найти нужные, точные слова.
Давайте посмотрим, как это делал великий поэт и писатель А.С.Пушкин.
5. Работа над произведениями А.С.Пушкина.
Н.Г.Чернышевский сказал когда-то: «До Пушкина…ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».
Проект: «Контраст настроений в стихотворениях А.С.Пушкина о зиме. Удивительный снег в произведениях поэта»
(По ходу прослушивания делать запись ключевых мыслей)
-Что вы можете сказать о проекте Насти, о Настиных находках и открытиях?
6. Вывод.
Очень это непросто – писать просто. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них.
7.Домашнее задание.
А свои старания в этом направлении вы и покажете дома, где вам предстоит написать этюд «Весна пришла…».
Хочу закончить урок словами А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен…».
Я желаю вам творческих побед!
8.Рефлексия.
-Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!" »
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шичкова Л.В.
Урок развития речи с элементами интеграции в 7 «В» классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).
Цели урока: научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней; учить работать со словом; отрабатывать элементы комплексного анализа текста.
Земля… Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своём роде, другой такой нет. Когда Ю.Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая », а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».
Ребята, это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.
Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.
Тема нашего урока сегодня «С русским языком можно творить чудеса…». Откройте тетради, запишите тему урока (запись темы в тетрадях).
У Николая Ивановича Рыленкова есть замечательные строки, которые будут служить эпиграфом к нашему уроку:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце (запись в тетрадях).
Вы видите рисунки, которые выполнены вами. Они наивны, но искренни, на них природа такая, какой вы увидели её когда-то.
А это картины известных художников: И. Репина, И.Шишкина, И.Левитана (на одном слайде). На них также изображена природа.
ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ
А сейчас закройте глаза и попробуйте услышать весну под музыку известно П.И.Чайковского. (Звучит музыка П.И.Чайковского).
-Что вы услышали?
ПРОЕКТ УЧАЩЕГОСЯ
Я предлагаю сегодня вам ещё раз всмотреться в природу, в строчки о природе, вдуматься в слова.
К.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе…есть великое множество слов».
-Как вы понимаете эти строки?
3.Работа с текстом.
Все мы бывали когда-нибудь в лесу.
Дома вы писали сочинения-миниатюры с опорными словами на тему: «Вообще всё в лесу может обернуться сказкой».
Давайте послушаем ваши работы, в которых вы попытались изобразить словами то, что вы когда-то увидели в лесу.
-Интересная ли работа получилась у ….? Что вам понравилось в данной работе?
-В каком стиле вы писали о лесе? (Художественном)
-Какие стили ещё вам знакомы?
-А какой тип речи уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание, возможно с элементами повествования)
-Какой тип речи вы не использовали? (Рассуждение)
-Объясните правописание опорных слов с орфограммами на тему леса. (Слова заранее написаны на доске): заросли, растения, леса, тропинка, стелиться, березняк, тишина, разгорается, родные.
-Какие слова вызвали трудности при написании работы? (Объяснение правописания данных слов).
Слушая ваши работы, я вспомнила слова великого русского писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Да, с русским языком можно творить чудеса.
Такое чудо сотворил Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной» .
4. ПРОЕКТ УЧЕНИКА.
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Какие чувства вы испытали при прослушивании?
-Какая часть речи помогает нам увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти? (Прилагательные). Какое средство выразительности использует поэт? (Эпитеты)
-Почему именно эпитеты создают образность? (Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, озаряющее слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный предмет).
-Какие образы вас покорили?
-Почему пора «короткая, но дивная»? «Вечера лучезарны»?
-Как вы понимаете «день хрустальный»?
Обратите внимание на глаголы.
-Что интересного заметили? (В этом стихотворении они необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, воздух пустеет, лазурь льётся).
-Как называется средство выразительности, используемое в данных словосочетаниях? (Метафора и разновидность метафоры олицетворение).
-Может быть, кто-то заметил ещё что-нибудь необычное, замечательное? (Звукопись, ассонанс).
Да, надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами.
Это большой труд – найти нужные, точные слова.
Давайте посмотрим, как это делал великий поэт и писатель А.С.Пушкин.
5. Работа над произведениями А.С.Пушкина.
Н.Г.Чернышевский сказал когда-то: «До Пушкина…ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».
Проект: «Контраст настроений в стихотворениях А.С.Пушкина о зиме. Удивительный снег в произведениях поэта»
(По ходу прослушивания делать запись ключевых мыслей)
-Что вы можете сказать о проекте Насти, о Настиных находках и открытиях?
6. Вывод.
Очень это непросто – писать просто. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них.
7.Домашнее задание.
А свои старания в этом направлении вы и покажете дома, где вам предстоит написать этюд «Весна пришла…».
Хочу закончить урок словами А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен…».