2015 г.
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Рабочая программа « Творческая работа со словом » предназначена для учащихся начальной школы. Объем знаний умений и навыков, запланированный данной программой для усвоения учащимися, необходим для ознакомления и овладения ими некоторых приемов решения творческих задач русского языка, воспитания и развития личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге ц в целом к знаниям. Факультатив направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных и познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в русском языке.
Целесообразность введения данной рабочей программы состоит в том, что её содержание, формы ее организации помогут младшему школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Программа внеурочной деятельности позитивно влияет на интерес учащегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам лингвистического цикла.
Программа внеурочной деятельности «Творческая работа со словом» имеет общекультурное и прикладное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, их творческого потенциала, учебно-коммуникативных умений и навыков, являющихся важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся.
Традиционные формы организации занятий, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие инновационные формы, как диалог, театрализация, сочинительство, создание мультфильмов, выступление с мини-докладами по результатам « поисковой » работы на страницах книг и журналов, включая, по возможности, и сайты в Интернете. Целый рад разделов программы внеурочной деятельности позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Успешность усвоения факультативного курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы учащихся.
Программа предусматривает практические текущие и итоговые работы по результатам обучения.
| формируемые умения | средства формирования |
личностные | этические чувства – стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения, эстетические предпочтения; умение делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. | организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; умение самостоятельно работать с новым произведением и словом; умение работать в парах, группах, участвовать в проектной деятельности умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
познавательные | умения прогнозировать содержание произведений книги до чтения умения определять значение неизвестных слов умение отбирать литературу по теме, жанру; умение ориентироваться в книжном библиотечном фонде; умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. | |
коммуникативные | умение выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению при совместной деятельности; высказывать свои суждения о словах и терминах на основе этических и нравственных ценностей; строить сообщения в устной и письменной форме. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
№ п/п | Дата | Тема раздела Тема урока | Кол-во час. | Основные понятия | Базовые понятия | Характе-ристика дея-ти учащихся | Форма и вид контроля |
Звуки и буквы ( 4 часа) |
1 | 03.09 | Возникновение письменности. История «изображения букв» | 1 1 1 1 | Средства вырази- тельности речи;
вводные слова, обращения
знаки препинания;
риторика | Знать способы выражения речи на письме;
знать виды предложений и порядок слов в них;
знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно | Владеть способами передачи письменной речи;
уметь применять правила пунктуации;
владеть основными приёмами риторики | Практи-ческие и творческие работы
1. Чтение произве- дений с использованием правил риторики.
2. Игры.
3. Исследо-вания возникновения знаков препинания
4. Творческ. работа «Рассказ с прямой речью» |
2 | 10.09 | Старославянская азбука и её создатели. |
3 | 17.09 | Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Игры с перестановкой букв. Анаграммы. |
4 | 24.09 | Мир фонетики и графики. |
Разделы русского языка ( 8 часов) |
5 | 01.10 | Забавные приключения в стране Морфологии | 1 | Стили речи; составные части текста; выразитель-ное чтение; средства выразитель-ного чтения | Знать стили речи;
знать составные части текста;
знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма | Владеть способами и приёмами выразительного чтения художественных текстов;
уметь подбирать эпиграфы к творч. работам;
уметь различать стили текстов и смысл-е типы текстов. | Практическ. и творческие задания
1. Изучение языка текста.
2. Выразительное чтение художественных текстов.
3. План составления собственного текста.
4. Эпиграфы тематическим текстам на основе стихотв. Е.Евтуше-нко |
6 | 08.10 | Морфология в занимательных играх. | 1 |
7 | 15.10 | Части речи. Части речи и чувств. | 1 |
8 | 22.10 | Грамматичес-кое значение слов. НРК Слова коренных жителей Чукотки | 1 |
9 | 29.10 | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их. | 1 |
10 | 12.11 | Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга», «Опиши предмет» | 1 |
11 | 19.11 | Лексика русского языка. | 1 |
12 | 26.11 | Творческая работа: «Мои первые сказки» НРК «Сказки о родном крае» | 1 |
Слово и язык ( 10 часов) |
13 | 03.12 | Понятие о морфемах. Смысловая роль слова. | 1 | Комплек-ный подход к анализу произеде- ний;
сочинительство
смысловые типы речи
спектакль
художественная речь
газета | Знать подходы к анализу произведе-ний;
звать стили речи, их отличия;
знать смысловые типы речи, их отличия
| Уметь анализировать тексты;
уметь опреде-лять настроение текста;
уметь слушать речь;
уметь вести обсужде-ние просмотренного спектакля
| Практич- кие и творческие задания
1. Анализ произведе-ний.
2. Просмотр спектакля и его обсуждение.
3. Творческая работа « Я редактор газеты» |
14 | 10.12 | Учимся строить высказывания. Игра: «Волшебное дерево слов» | 1 |
15 | 17.12 | Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры. | 1 |
16 | 24.12 | Поэтическое слово. Учимся писать стихи. | 1 |
17 | 31.12 | Мои любимые стихи русских поэтов. НРК Стихи чукотских поэтов. | 1 |
18 | 14.01 | Чтение стихов. Конкурс чтецов. | 1 |
19 | 21.01 | Веселая рифма. Проба пера. «Учимся писать стихи» | 1 |
20 | 28.01 | Проба пера. «Учимся писать стихи» | 1 |
21 | 04.02 | Оформление деловых бумаг: письма, заметки, отзывы. | 1 |
22 | 11.02 | Творческая работа: « Я пишу письмо». | 1 |
Творческая мастерская ( 4 часа) |
23 | 18.02 | Фольклор. НРК Фольклор народов Чукотки. | 1 | Фольклор; диалог; сочинительство
смысловые типы речи
шарады; рифма;
художественная речь
| Знать способы выражения речи на письме;
знать виды предложений и порядок слов в них;
знать правила игры; знать приемы составления сценария к инсцени- ровкам сказок, рассказов, стихов. | Владеть способами и приёмами выразительного чтения диалогов; Уметь разгады-вать шарады и ребусы | Практич- кие и творческие задания
1. Анализ диалогов
2. Просмотр инсцениро-вок и их обсуждение.
3. Творческие работы « Я придумал рифму» «Отгадай ребус» |
24 | 25.02 | Проба пера Составление загадок, поговорок, шуток. Инсценирова-ние диалогов | 1 |
25 | 03.03 | Минутки юмора. Забавное в речи детей. | 1 |
26 | 10.03 | Рифма. Игры с рифмой. Языковые игры: зашифрован-е слова, шарады, ребусы. | 1 |
О словарях (5 часов) |
27 | 17.03 | Словари. Виды словарей: лингвистиче-ские этимологич. энциклопедические и др. | 1 | Словарь; лингвистика; статья; энциклопед. презентация;
| Знать стили речи;
знать составные части словарей и энцикло-педий | Уметь находить справоч. информа-цию составлять словарики уметь подписы-вать сюжетные картинки | Практиче-ские и творческие задания
1 Составление мульт-фильма по произведениям детских писателей
2. Презентация творческ. работ детей.
|
28 | 07.04 | Знакомство и работа со словарями в школьной библиотеке. | 1 |
29 | 14.04 | Словарные статьи, слово в них. | 1 |
30 | 21.04 | Энциклопедии. Виды их. Работа с ними. | 1 |
31 | 28.04 | Творческая работа «Словарь настроения». | 1 |
Работа со сказками ( 3 часа) |
32 | 05.05 | Прослуши-вание волшебных сказок | 1 | Сказки волшебные, бытовые, о животных, о богатырях; литературная сказка | Знать отличительные особен-ности сказок | Уметь пересказать сказку; найти иллюс-цию к сюжету; нарисо-вать рисунок к сказке | Творческие работы со сказками «Дополни сказку героями» «Измени сюжет» «Новые герои сказки» |
33 | 12.05 | Рисуем и пересказываем сказки о животных. | 1 |
34 | 19.05 | Литературные сказки. Игра «Узнай сказку» | 1 |
Итого: 34 часа |