kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поисково - творческая работа: «Обучение правописанию безударных гласных в корне слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития детей. Одна из первоочередных задач современной школы - добиться глубоких и прочных знаний, предусмотренных программами, овладевать соответствующими умениями и навыками. Важное место в реализации намеченных целей принадлежит урокам русского языка.

В начальной школе формируются прочные навыки грамотного письма. Добиться результатов в приобретении устойчивых навыков грамотного письма, возможно лишь при пользовании определённой системы.

Поисково - творческая работа « Обучение правописанию безударной гласной в корне слов » ставит цель показать разнообразные виды упражнений, обеспечивающие прочное усвоение изучаемого материала. В работе используются орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: слух, зрение, память, мышление. Всё это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитию речи. В целях усиления познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроке чередуются устные и письменные упражнения применяются дидактические игры. Широко применяются дидактические игры в 1 классе. Их цель - тренировать детей в слогоделении и ударении в изменении слова подборе проверочного слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поисково - творческая работа: «Обучение правописанию безударных гласных в корне слов» »



Поисково - творческая работа: «Обучение правописанию безударных гласных в корне слов»

Выполнил учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 г. Новочеркасска

Баковеев Валерий

Юрьевич















  1. Объяснительная записка

  2. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов:

    1. Фонематический принцип русской орфографии - основа правописания безударных гласных в корне слов.

    2. Система работы по правописанию безударной гласной в корне слов в 1-4 кл.

  1. Упражнения и дидактические игры при обучении грамоте.

  2. Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения. /1-3 кп./

  3. Упражнения, направленные на различие ударной и безударной гласной. /1-3 кл./

  4. Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово. /1-4 кл. /

  5. Элементы программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в 4 классе.

  1. Заключение.

  2. Список использованной литературы.

  3. Приложение.















  1. Объяснительная записка.

Начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития детей. Одна из первоочередных задач современной школы - добиться глубоких и прочных знаний, предусмотренных программами, овладевать соответствующими умениями и навыками. Важное место в реализации намеченных целей принадлежит урокам русского языка.

В начальной школе формируются прочные навыки грамотного письма. Добиться результатов в приобретении устойчивых навыков грамотного письма, возможно лишь при пользовании определённой системы.

Поисково - творческая работа « Обучение правописанию безударной гласной в корне слов » ставит цель показать разнообразные виды упражнений, обеспечивающие прочное усвоение изучаемого материала. В работе используются орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: слух, зрение, память, мышление. Всё это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитию речи. В целях усиления познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроке чередуются устные и письменные упражнения применяются дидактические игры. Широко применяются дидактические игры в 1 классе. Их цель - тренировать детей в слогоделении и ударении в изменении слова подборе проверочного слова.

Во 2 классе правописание безударной гласной в корне слова переходит на морфологическую основу. Безударные гласные в корне слова проверяются путём подбора однокоренных слов. В работе используются тренировочные упражнения направленные на формирование умения выделять безударную в корне слов и подбирать проверочное слово. В 3-4 классах система работы по данной теме проводится в течение всего года предусмотрены орфографические разминки, различные виды диктантов.

Считаю, что одно из эффективных средств развития интереса к изучаемой теме, наряду с выше указанными упражнениями, является использование загадок, пословиц и поговорок. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Всё это помогает усвоению детьми одной из трудных орфограмм в курсе русского языка.

В своей работе основываюсь на исследования в области орфографии академика М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Л.Я. Желтовской. Система работы способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развивает речь, поддерживает интерес детей к учебному предмету.



2, Обучение правописанию безударных гласных в корне слов.

2.1. Формирование прочных навыков грамотного письма закладывается в начальной школе. Трудности в их приобретении зачастую связаны с неумением ученика найти объект правила, либо пользоваться им. Так, например, возникают трудности в выделении безударной гласной или корне слова, в подборе однокоренных слов, что объясняется малым их запасом. Ученики затрудняются изменить слово таким образом, чтобы безударная гласная стояла под ударением, порой в качестве проверки подбираются не однокоренные слова, а слова близкие по звучанию: (слизал сметану - лез, посидел на скамейке - сед.)

Добиться результатов в приобретении устойчивых навыков грамотного письма, возможно лишь при пользовании определенной

системы. Основу правописания безударной гласной в корне слов

составляет фонематический принцип русской орфографии, согласно котором}’ «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции.» Опираясь на данный принцип, учитель должен учить детей не доверять произношению, научить их определять морфему, в которой содержится сомнительный звук, уметь находить проверочные слова.

Отличительные частные признаки правита правописания безударных гласных, раскрытые М.Р. Львовым, позволяют привить ребёнку умение выделить сомнительный звук. К таким признакам относятся:

  • безударность, отсутствие ударения, неясность звучания;

  • гласные /а/,/о/, /е/, / и/ как наиболее опасные ;

  • место в слове - корень.

В отличительных признаках правил правописания безударных

гласных в корне слов можно выделить четыре ступени:

а) проверке подлежит безударная гласная;

б) безударная гласная проверяется в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу;

в) проверка безударной гласной в корне слова осуществляется путём подбора искомому слову родственного или за счет изменение формы слова;

г) проверять надо ударением. Под ударением написание гласной соответствует произношению.

Работа над формированием навыков грамотного письма должна вестись на протяжении всего обучения с 1 по 4 класс. Необходимо, прежде всего, научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные, ударные и безударные.

2.2. С правилом правописания безударных гласных знакомство начинается ещё на начальном этапе обучения грамоте. Учеников знакомят с необходимыми понятиями : «звук и буква», «обозначение звука буквой», «ударение», «ударный и безударный звуки», «деление слова на слоги», «ударный и безударный слоги».

Следует помнить, что слуховые упражнения напрямую связаны с логическим ударением, являющимся одним из важнейших средств интонационно - звуковой выразительности.

Правильно сделанное ударение в слове помогает более успешно подбирать проверочные слова, полнее их использовать.

Программой по русскому языку специальная работа над логическим ударением предусматривается в начальной пжоле, начиная со П класса. Обучению в постановке ударения в слове следует начинать раньше, т.е. с первых ступеней обучения грамоте.

Во втором полугодии первого класса программой предусмотрено знакомство с формулировкой правила правописания безударных гласных в корне слов. Следует помнить, что правило изучается только на фонетическом уровне. На этом этапе работы над правилом ученик должен научиться правильно определять ударение в словах, затем выделять ударные и безударные гласные, уметь изменить слово, ставя безударную гласную под ударение. При работе над правилом на данном этапе необходимо учитывать, что помимо знакомства с самим правилом необходимо использовать разнообразные упражнения, обеспечивающие прочное усвоение изучаемого материала. Например:

  1. Проверка безударной гласной методом сопоставлений: «он, - она, оно - они», « сосны - сосна - Инна у сосны », « оса - осы - у осы ».

Первоклассники успешно запоминают эти ряды слов и такого рода сопоставления.

  1. Подобные сопоставления дети могут использовать и в устной форме по таким словам:

« доска - доски - у доски », « звонок - звонкий », « носит - носи », « Коси, коса ! - косит ».

  1. Систематическая работа входит в привычку детей, вырабатывается

потребность подбирать родственные слова, делать сопоставления - по

общности звучания, общности значения:

/ !/ ' / «котенок - кот - котик»; « У девочки коса - косы », « носи - носит, они

носят », « каток - катится », « тонкий - тоненький », « Канат толстый -

нитка тонкая », « Мы катались на катке' »; « Строители строят дома »;

!/ I I / '

« молодые - молод - молоденькии »; « слова - слово - словечко - в слове два слога »; « молоко - молочный суп »; « Николай - Коля » и т.п.

  1. Подбор родственных слов (или форм того же слова: « дома - дом ») нужно сопровождать проговариванием: « насос - ннааа - ссооо - сс », « сосна - ссооо Надо практиковать не только индивидуальное проговаривание, но и хоровое. Например, слова, которые не удаётся проверить с помощью родственных слов:

« Москва », « метро », « около », « вырастил », « корова », « тыква », « Вова », « травка », « ловила », « руки », « красила »; « У Лары кисти и краски ». Способом проговаривания дети усваивают буквенный состав окончаний. Эти слова составляются на наборном полотне у доски или за партой.

  1. Слова, над которыми может проводиться работа по теме: « Правописание гласных в первом классе на уроках русского языка » :

бегу - бег, бегаю

зима – зимний


болит - боль, больно


коза - козы, козочка пишу - пишем

вода - водный, воды светло - свет

гора - горы, горный тепло - тёплый

добро - добрый солить - соль

  1. Тексты для чтения, запоминания и анализа слов, для составления на наборном полотне и записи:

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз ?

Потому что он сегодня

Поступает в пеовый класс !

(А. Барто )

Сорока, сорока !

Где была ?

Далёко

Печку топила,

Кашу варила.

На порог скакала - Гостей созывала

( Считалка).

В это время на дорожке

Шёл зверёк страшнее кошки.

Был на щётку он похож.

Это был, конечно, ёж

А навстречу шла ежиха

Вся в иголках, как портниха Закричал мышонку ёж:

От ежей ты не уйдёшь !

( С. Маршак.)

Надо помнить, что по теме « Правописание безударной гласной » вся работа проходит в живой практической деятельности, в чтении, беседах, играх, в рассказах по картинкам, в проговаривании, в подборе проверочных слов, в затруднительных случаях предлагать учащимся только повторить услышанное.

2.1. Для лучшего усвоения необходимо полнее использовать стремление детей к игровой деятельности. Возрастные особенности детей позволяют широко использовать для этой цели дидактические игры, служащие ступенью для перехода к изучению правила во втором полугодии I класса. Отдельные примеры таких игр приведены ниже:

« Догадайся сам ».

Цель игры: тренировка в слогоделении и ударении. Наглядный материал: картинки с изображением птиц, животных, сказочных героев, игрушки

Ход игры:

I. Оформить доску - справа в верхнем углу доски поместить синий кружок, а слева красный.

П. Дети имеют такие же кружки на парте.

Ш. Учитель показывает картинки:

ворона, сорока, синица, ласточка, скворец, зайка, вол, лиса, медведь, машина, танк, лодка, кот, кошка, кукла и дать имена: Зина, Лара, Таня, Оля, Саша, Ира, дети должны чётко произнести слова, показанных картинок, но и разделить слова на части, определить, на какую часть слова падает ударение.

После проделанной работы показать кружок красный с ударением на I слог, а синий с ударением на II слог и Ш слог и определить в какую часть доски следует поместить показанную предметную картинку. Таким образом можно «собирать» овощи, грибы, ягоды, фрукты, птиц.

« Следопыт. »

Цель игры: прочесть пары слов, посмотреть внимательно и сказать, что изменилось в словах. Помочь детям в правильном выборе ударения.

Ход игры.

I. Записать слова на доске: сила - лиса, сел - лес, шорох - хорош, кот - ток, кит - тик.

П. Нарисовать пирамиду, составить из данных букв и слогов слова, записать эти слова.

Поставить знак ударения, сосчитать сколько слогов в слове.


ле

с



се­

вы


к

ро

т


во

л

к


т

ра

в

ка

ма

ри

на


Ш. Работа над предложением.

1. Проговорить скороговорку, положить на парте столько палочек, сколько в ней слов с ударением на первом слоге, на втором и на третьем.

а) У ёлки иголки колки.

б) Змея шипит, а жук жужжит.

в) Белые бараны били в барабаны.

г) Сеня вёз воз сена.

( Записать скороговорки в тетрадь.)

В работе по выработке навыков грамотного письма использовались такие игры: « Дикие и домашние животные », « Кто больше составит слов», « Ремонт », « Помоги себе сам », « Найди слово », « Подбери слово», « Забей гол . » - эту игру можно провести во П полугодии.







I команда ll команда

п - рты

0

р - ка

е

м - чик

я

в - да

о

ст - на

е

п - тно

гг

71

ил - та

и

гр - бы

и

гл - за

а

ш - рфы

а


Дидактическая игра « Забей гол. » На доске записаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (крут с записанной в нём гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьёт наибольшее количество точных голов.

  1. Во П полугодии первого класса на уроках русского языка дети знакомятся с формулировкой правила, отрабатывались умения, направленные на тренировку в постановке ударения, изменить слово, подбирать однокоренные слова. Систематически отрабатывались грамматические задания по данной теме:

  1. . Записать три слова с ударением на I слоге: лес, сад, море, чайка, хлеб, дело; а потом на втором слоге: завод, земля, стена, грибы; затем - на третьем: земляника, города, камыши.


  1. . Списать слова, поставить ударение, подчеркнуть безударные слоги: лопата, сорока, бревно, дворы, кроты, земля, плита и т.д.



  1. . Изменить слово так, чтобы ударная гласная стала безударной, поставить точку под безударной гласной: гнёзда, вёсла, звенья, окна, степи.


4). В парах слов обозначь ударение, поставь точку над безударной гласной: волна - волны, нора - норы, поля - поле.


5). « Помогите словам найти «Убежавшую букву », вставьте её: цв - ты, н - ра, л - са, гн - здо, р - са, сн - жок, сл - ды, гр - бы, с - ды.

2,2, упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения. Слуховые упражнения.


  1. Орфографическая минутка по карточкам ( а, я. о, е, и ). Показать ударную гласную в корне слова: бревно, крольчатник, лесной, зима, зерно, пенал, доска, травинка.


  1. Назвать в предложении ( в тексте ) все ударные гласные ( текст

записан на доске

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Дети насыпали в кормушки разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна забота.


  1. Какое слово получится, если изменить место ударения в слове ?

Замок – замок

Кружки – кружки

Атлас – атлас

Стоит - стоит







Упражнение на списывание.


1.Списать слова, обозначить ударение.

Парта, линейка, перо, книга, ребята, тетрадь, пенал, лисица, мороз, лежит, грибы, весло, встречать, картина.

2.Списать предложения, поставить ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова ?

Туристы вышли из леса Красивые у нас леса Красивы цветы наших

лесов там чудеса, люди любят родные леса.

Упражнения творческого характера.

  1. Выписать слова, имеющие три слога. Поставить ударение.

Чижи, морковь, встреча, пила, топор, молоток, голосок., доска, волосок. тишина, листопад, новогодний.


  1. Составить словосочетания с данными словами. Поставить ударение,

шатром голубых

небес яркие

краски большим


  1. Выписать из словаря слова по теме « Школа », « Деревья », « Птицы », « Овощи ». Поставьте ударение: ученик, ученица, класс, дежурный, учитель, ребята, пенал, девочка, мальчик.


  1. Дополнить предложения подходящими по смыслу словами. Поставь ударение.

Вечером поднялась .... (метель).

Засвистел в соснах ... (ветер).

Сухой ... (снег) закружился по земле белыми змейками. С неба повалили белые .... (хлопья).

Слова для справок: (хлопья, снег, метель, ветер).


  1. Составить и записать небольшой рассказ на следующие темы по опорным словам:

В лесу зимой.

Зима, деревья, земля, снег,следы, детям.




  1. Спишите, в выделенных словах обозначьте ударение, подчеркните безударную гласные:

Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.

Дерево дорого плодами, а человек - делами.

В лесу под сосной нора лисы.

В норе живёт лиса с лисятами.

  1. Запишите под диктовку слова из словарика. Подчеркнуть безударные гласные. Поставить знак ударения.

Заяц, деревня, медведь, капуста, коньки, сорока, дежурный, ветер, деревня, воробей, ягода, русский, язык, урожай, петух, корова, овощи.

2.4. Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его.

  1. Орфографическая минутка - назвать и показать сигнальной карточкой А, О, И, Я, Е - безударную гласную и назвать проверочное слово.

Ведро, голубка, кассир, листопад, пахать, бегут, вдалеке - даль, давать - дал, дам, голубка - голубь, доска - доски, лепил - лепят, часы - час, везу -

Вёз.

  1. В текстах найти слова, в которых нужно проверить безударные гласные. Прокомментировать орфограммы.

а) Под большим шатром б) Деревья весело шумели.

Голубых небес, - Когда вернулась к нам весна.

Вижу - даль степей И только ель одна меж ними

Зеленеется. Была безмолвна и мрачна.

/И. Никитин/ /А. Плещеев./

Упражнение на списывание.

  1. Списать слова с безударной гласной, рядом написать проверочные слова.

Н - чной -... , ст - кло -... ,

ч - сы -... , гр - бок

л - нейка -... , з - мовать

и - хать -... , д - ска -... ,

и - чтальон -.,. . п - сать

  1. Списать предложения, вставить пропущенные безударные гласные.

На тр - ве ещё бл - стит р - са.

Всю осень шли д - жди.

Гр - чи вернулись в р - дные кр - я.

Дети любят зв - рей и птиц.

3, Списать предложения. Подчеркнуть безударную гласную в словах указать проверочное слово:

Рыжая л - са ( ... ) живёт в л - су ( ... ).

Муравей т - пшл (... ) тр - винку ( ... ).

Ст - яли (...) тёплые д - ньки ( ... ).

Голубь строил гн - здо ( ... ) для г - лубят ( ... ).

Упражнения творческого характера.

  1. Выбрать и записать слова с безударной гласной, проверяемой по принципу: « Один » - « много ». Рядом указать проверочное слово.

Летом в лесу много ( грибов ).

Из тёплых стран летят ( грачи ), ( скворцы ), ( дрозды ).

( Слоны ) живут в тёплых странах.

Снег лежал на вершине ( горы ).

Грибов - гриб. Грачи - грач. Скворцы - скворушка. Дрозды - дрозд. Горы - горы.

  1. Из слов каждой строчки составить предложения - загадки: промел, сахар, скворца.

Подчеркнуть слова с безударной гласной:

а) белый, растаял, камушек и оставит, доске, следы, на ( Белый камушек растаял и оставил на доске следы ). - ( Мел. )

б) камень, в, белый, тает, воде - ( Белый камень тает в воде. ) - ( Сахар.)

в) на, дворец, шесте, а, дворце, во, певец ( На шесте дворец, а в дворце певец.) - ( Скворец. )

Во втором классе правописание, проверка безударных гласных в корне слова переходит на морфемную, морфологическую основу. Безударные гласные в корне слова проверяются путём подбора родственных, однокоренных слов, в приставках и суффиксах - на основе других приёмов, безударные окончания проверяются через форму, падежа. Например: в корне слова - ветерок - ветер, в приставке - подружка, записка, побежал, закрасил, в суффиксе - сад - садовник, чистый - чистота, лес - лесочек, дом - домик, в окончании - идёт по дороге, пишет в тетради, гулял в роще, в парке,

Следовательно, основная цель в работе над правилом правописания безударной гласной в корне слова, приставке, суффиксе и окончании во

П классе, - это формирование новых умений по этой теме. Работа над безударной гласной в корне на морфемной основе с привлечением однокоренных слов требует постоянного обогащения словаря, его активизации, формирования словообразовательных моментов. Большая быстрота подбора проверочных слов требуется, медметельность в данной работе приводит к отставанию учащихся. Основные приёмы работы учащихся:

  1. Обнаружение в тексте слов с орфограммами данного типа - безударными гласными на основе опознавательных признаков орфограмм, указание их места - в корне слова, звукобуквенный и акцентный анализ ( выделение ударного гласного, тренировка орфографической зоркости);

  2. Морфемный анализ слов;

  3. Словообразовательные упражнения, построение словообразовательных цепей и гнёзд; Например:

I гр. Повар, варит, варенье, варёный.

П гр. Белить, побелка, белый, беленький.

Ш гр. Голова, борона, борозда, зеленеют.

IV гр. Запевать - запивать, седеть - сидеть, спешу - спишу, слизать - слезать

  1. Использование орфографического словарика для уточнения написания трудных, непроверяемых слов, выработка привычки пользоваться словарём ( словарики должны быть на каждом уроке у учащихся)

  2. Построение алгоритмов проверки безударной гласной в корне слова с участием самих учащихся, с повышающейся степенью их самостоятельности.

  3. Постепенный переход к сокращённым рассуждениям по алгоритму 1 § 6 ч,1 М.Р. Львов «Правописание в начальных классах».









Дидактический материал.

1. Словарик употребленных корней, содержащих возможные ( вероятные) б/гласные ( орфограммы ).

- боль -

- год - / годы /

- клев - / клевать /

- болыи -

- гол -

- коп - / копать /

- брос -

- дав -

- креп -

- ват - / валить /

- бедн -

- лес - / лесок /

- вар - / варить /

- бол -

- лов - / ловить /

- воз - / возить /

- бок -

- лом -

- вёз - / везти /

- дел -

- мах -

-верт -

- держ -

- мелк -

- / мерить /

  • мир - /мирныи /

  • нов -

  • пис - / писать /

  • ровн - /ровный /

  • сестр-, - тер - /терпеть/ Эти корни даются для словообразовательной работы уч - ся, для

выделения из числа образованных слов таких, в которых оказались б/гласные для их проверки для формирования словообразовательной ассоциации.

2. Словарик с двумя проверяемыми гласными ( в отдельных случаях один из б/гласных не проверяется в корне):

винт -

вод - / вода /

  • жив -

  • земл -

  • кат - / катить /

  • работ -

  • сел - / село /

/

  • вод - / водить /

  • плес - / плести /

  • свет -












берегу, бережет городить, городьба выздороветь колотить

молодой, молоденький

олово, оловянный

полоса

рокотать

топорище

хорошенько на берегу дорогого

золотой, золотистый

лепетать

молоко

пепелище

решето

розоветь

торопиться

торопливый говорить, говорун

зеленеет, прозеленеть

колокольчик

молоток

обороняться

полоскать, полощет

ремешок

соловей

холодеет



3. Найти все ( проверяемые и непроверяемые, в разных частях слова ) безударные гласные ( орфограммы ) в следующих текстах:

  1. Лишь пёстрая осень Засыпала пухом

  2. Ушла со двора, Кусты и дорожки

  3. Как новая гостья Луга замела

  4. Явилась с утра И укрыла поля,

5. Покрасила белым И сразу просторнее


Дома и окошки. Стала земля.

Рекомендуется учителю провести исследование: определить

орфографическую зоркость учащихся на примере данного текста отдельно по орфограммам на б/гласные, отдельно по всем орфограммам

Надо систематически уделять внимание вопросу знакомства с правилами правописания б/гласной в корне по учебнику и выполнению тренировочных упражнений. Эти упражнения дополняются новыми видами.


I. Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слов.

Слуховые упражнения.

  1. Назвать в словах безударную гласную в корне. Объяснить проверку. Например: бедняжка, варенье, варёный, повстречались, грязнуля, загрязнить, дождливый, кормушка, удивительный, скрипеть.

  2. В загадке назвать слова с безударной гласной в корне.

а) Рыжий маленький зверёк.

По деревьям скок - поскок. ( Белка.)

б) Я над речкой лежу

Оба берега держу. ( Мост.)

в) Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный. ( Волк.)

  1. Указать безударную гласную в:

а) корне и суффиксе: краснота, теснота, темнота.

б) корне и приставке: зарядил, отвечать, раскопать, пояснить, загрязнить.

  1. Орфографические минутки: ( сигнальные карточки: - а, - я, - о, - е, - и). Учитель диктует слова с безударной гласной, дети показывают карточку: долина, крольчата, маслёнка,.

Упражнения творческого характера.

  1. Выписать из текста однокоренные слова, поставить ударение. Подчеркнуть безударную гласную и ударные, выделить корень.

Мы живём в лесном краю. Мы очень любим леса за их красоту и богатство. Для охраны лесов мы в школе создали зелёный патруль. В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять- наш лесистый край. Лес - наше богатство.

  1. Выписать из гр\ппы слов слова с ударной гласной.

Зверь, зверёк, звериный, зверский.

Зима, озимые, зимовье* зимующие, зимовать.

Сад, посадил, садовник, садовые, садик, посадка.

  1. От данного корня образовать слова с безударной гласной в корне.

  • ночь - ( ночной, ночевать, ноченька.)

  • добр - ( добро, доброта, добренький.)

  • свет - ( светит, светлый, рассвет, светлячок.)

Упражнения с выборочным ответом.

  1. К выделенным словам подобрать однокоренные. Выделить корень. Какой является в корне гласная. Подчеркнуть её. Поставить ударение:

Часы чинит ... часовщик, сторож

Лес охраняет ... садовник, мастер

За садом ухаживает ... лесник

  1. Различные виды выборочных диктантов.

Выписать из текста слова с безударной гласной в корне. Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную в корне. ( текст записан на доске.)

В белые и черно - зелёные цвета окрасил леса мороз. Красивы берёзы и елочки. На ветвях деревья лежат снеговые шапки. А на поляне - следы зверей и птиц. Интересно прочесть белую книгу зимних лесов.

  1. Записать предложения так, чтобы получился связный рассказ. Вставить пропущенные буквы.

  1. В одном л -сочке ж -ли зайцы на лужайке

  1. Опасный вра- проник в л -сок!

  1. Но вот на б - регу л - сной р - ки пос - лилась л-снца.

  1. На чистом воздухе в л-су они р-звились.

  1. Зверьки, заприте норки на крючок!

  1. Списать текст, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова с безударной гласной, подобрать проверочные слова.

Белым и сверкающим пришёл на землю д-кабрь. Ут-нул в сн-гу лес. Спрятались под белыми хлоп-ями последние -сенние сл-ды. Ре-ко кого встретишь в зимнем л-су. Без учен-я, нет умен-я. Знайка д-р-жкой б-жит, незнайка на печке л-жит.

П. Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов:

Устные упражнения.

  1. Прочитать загадку ( пословицу ). Назвать слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова:

Бежит с горушки

Прижав ушки, ( Заяц ).

Рыжий маленький зверёк

По деревьям скок - поскок. (Белка.)

Дерево сильно плодами, осень - хлебами, а зима снегами. Всякому мила родная сторона.

  1. К данному слову назвать однокоренные слова с ударной гласной в корне:

Вершина (верх, поверхность.)

Белить ( побелка, белый, беленький.)

Прояснить (ясный, ясно.)

  1. Показать слово с безударной гласной в корне. Дети называют проверочное слово. Можно работать и сигнальными карточками ( а, я, о, е, и ).

№ 1 №2 №3 №4

гр -ница б-лыной бр-дил р - бина

в - ршина в - шнёвый в - селить гн - здо

д - лина в - згливый г - л - ва б - льчата

  1. Письмо по памяти, связанное с развитием орфографической зоркости.

Облетели листья у клёна.

Клен от холода дрожит На дорожке у балкона Золотой ковер лежит.

(Е, Авдеенко)

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

и речка подо льдом блестит.

(А. Пушкин.)

На солнце тёмный лес зардел,

в долине пар белеет тонкий.

( В. Жуковский.)

  1. Выписать из текста слова с безударной гласной в корне, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Записать 2-3 слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

И вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

повисла на суках дубов,

легла волнистыми коврами

среди полей, вокруг холмов.

(А. Пушкин.)

Была зима. Митя катался на санках с ледяной горы, прибежал домой румяный и говорит отцу: « Уж как весело зимой »

( К. Ушинский.)

  1. Из слов, записанных на доске, составить предложения. Устно назвать проверочное слово.

3 7 5 1 6 4 2

а) Самая кладовая, дня, колосья, нас, дорогая, хлеба. ( Колосья хлеба - самая дорогая для нас кладовая.)

б) Из слов каждой строчки составить предложение. Подобрать название к получившемуся тексту.

Чудесен, лес, зимой, сказочен, и , русский.

Снег, украсят, пушистый, деревьев, ветви.

Шишки, висят, смолистые, ели, на вершинах.

По, переплетают, елей, клесты - еловики, в, попискивают, хлопотливые, сучьях, синицы.

  1. Написать текст по памяти.

Карась - рыба толстая и ленивая. Живёт карась в озёрах и прудах. Вода там тихая. На дне лежит мягкий ил. Карась с утра до вечера достаёт из ила червяков. Зимой караси уйдут в глубокие ямы. Там они пролежат до весны.

( По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

- подчеркнуть слова с безударной гласной.

  1. Изменить словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть проверочные слова.

М - ховая шапка - шапка из меха.

Зв - риный след - след ...

Ст - льная лента - лента из ...

Пч - линый мёд

  1. Изменить данные словосочетания, чтобы получилось слово,

отвечающее на вопрос что делать ? Указать проверочное слово в

скобках.

Заниматься чтением - ч -тать ( ... )

Заниматься письмом - п -сать (...)

Услышать крик - кр -чать ( ... )

  1. Приписать слова с противоположным значением. Указать

проверочное слово.

Кончать - начинать, молчать - говорить, встречать - провожать, тяжёлый - легкий.

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать

проверочное слово

Упражнения на списывание.

1. Списать слова, вставить пропущенные буквы. В скобках написать проверочное слово.

Зв - зда, к - тают, сб - гают, отр - хнул, скл - нились, заз -ленел, выб - жал, д - лёкий.

  1. Списать. Подчеркнуть среди гр\тшы однокоренных слов нужное с ударной гласной в корне.

Белеет, беленький, белизна, белый.

Скрипит, скрипнул, заскрипел.

Молча, молчать, молчаливый, молчание.

Упражнение творческого характера.

  1. Продиктовать слова, выбрать из этих слов проверочные и записать их по данному корню. ( Учитель диктует.)

местечко, местный, место, вместить, вместить, вместительный, предместье, разместил.

мест -

мерить, измерить, мерка, обмер, отмерить, пример, соизмерить, примерка, умеренный.

- мер -

  1. Составить небольшой текст на одну из данных тем.

а) Идёт волшебница - зима. ( А. Пушкин. )

б) Всё летают стрижи над с - лом.

Они прямо на л - ту хв - тают мелких насекомых. Так и кормятся. Станет прибл - жаться - сень, мошкара проп - дает. Гол - дно становится стр - жам. Вот они и ул - тают в д - лёкие жаркие страны.

  1. Выписать из текста слова с безударной гласной в корне, приписать проверочное слово. Вставить пропущенные буквы.

В л - су на п - ляне растёт ёлка. На ёлке в - сят тттитпки. Ч -сто на ёлку забирается белочка. Нередко к ёлке прил - тает дятел. Под ёлкой прячется пугливый зайчик. 3 - мой около ёлки увидишь на сн -гу сл -ды зв - рей и птиц.

  1. Списать текст, вставить пропущенные буквы. Объяснить правила правописания слов с известными орфограммами.

На востоке высилась сн - говая г -ра. У её подножия толпились невысокие х-лмы. Они заросли дремучими мрачными л -сами. Кое - где на в -ршинах д - ржались лишние колосья бледного тумана, но края их уже таяли в прозрачном воздухе.

А на в -ршине сн - говой г -ры уже наступил день.

  1. Списать. Над выделенными словами поставить знак ударения.

  1. Когда ребята съели рассольник и жаркое, дежурные разлили в кружки кисель. В стеклянной вазе стоят гвоздики. Тётя Нина купила замок. На клубнях картофеля есть глазки.

  2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и слова.

а) По океанам и (... ) плавают рекам

большие кор...бли. морям

б) Во время ледохода вода в р -ке мутная

бывает( ... ). Светлая

  1. Списать эти слова, вставляя пропущенные буквы. Из последних букв каждого слова составьте слово и напишите его в место точек.

кирп - чи карандаш

круг к -тёнок

катер к-рабли

кенгуру ( игрушки)

  1. Списать текст. Дописать последнее слово.

На ёлке в - сят фл - жки, стеклянные автобусы и иг -ры, длинные хл -пушки. На верхушке ёлки - яркая большая (... ).

  1. Списать текст. Дописать пропущенное слово, слоги.

По Москве - ( ... ) ходят катера, моторные лодки.

На ветках -льхи с -дят красногрудные сн -гири. Рыбаку попадались жирные л -щи. Дверь снова стала скр -петь.

  1. Карточки на правописание орфограмм в корне слов. ( см. приложение «Дидактический материал».

Эти карточки можно использовать в конце третьего класса и в начале четвёртого класса I четверти.

4 КЛАСС.

В 4 классе работа по данной теме должна проводиться систематическая в течение всего года. На уроках ежедневно дня закрепления предусмотреть 5-7 минут на орфографическую разминку. Упражнения, которые надо включить в работу:

Упражнения на списывание.

I. Списать текст, подчеркнуть безударные гласные в корне.

!.)По следам на снегу можно узнать многое. Вот на повороте занесло в сугробы прицеп. Это поторопился водитель. Чуть дальше новые следы: кто-то свернул в ст-р-ну, протекая по узкой д-роге встречную машину.

  1. . Записать под диктовку слова с указанием проверочного слова:

трещал, пищал, чернила, жильцы, верхушка, метёт, тянул, тепло, темно, косилка.

  1. . Списать, вставить пропущенные безударные гласные в корне.

Из л-сной чащи вышла л-са. Пост -яла, прислушалась, осм-трелась. Разб-жалась и на л-ту прыг. Проехалась и д-вай передними лапами барабанить.

Ткнулась мордочкой в л-дяное зеркало и то присядет, то подскочит.

  1. . Выписать из текста слова с безударной гласной в корне, приписать проверочное.

В ( ... ) п-лях отступает ( ... ) з -ма. Пахнет талым снегом. Весна уже наступила. Выл -зли на свет (...) з-лёные ( ... ) тр-винки. Милые ( ... ) цв-ты мать - и - мачехи раньше всех появляются на голой (...) з-мле.

А за городом ещё кое - где (...) л-жит снег. Канавы наполнены талой С ... ) в-дой. Журчат, зв-нят (...) весёлые ручейки.

  1. . Списать пословицы и поговорки, подчеркнуть слова с безударной гласной.

Сидят вместе, а глядят врозь

Волк для овец - плохой пастух.

Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала.

6). Задача - шутка:

На пути вижу сорок^- ......г. *

резво скачущих сорок.'

Этот вид мне очень дорог, средь неведомых дорог.

Различные виды диктантов.

  1. Учитель диктует текст. Выписать слова с безударной гласной в корне,

приписать проверочное с лово Г ’

Пришла радостная весна. Весеннее солнышко яркохветит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают кораблики.

Уже летят перелётные птицы.

  1. Выборочный диктант. Из слов, которые диктует учитель, надо записать слова с безударной гласной в корне, поставить в них ударение, выделить корень.

Посмотрел, известный, загадка, задрожал, указка, честный, ядовитый, гриб, нагоняет, грустный, улетели.

Комментированное письмо.

  1. Списать предложения, в словах вставить пропущенную букву, объяснить правописание знакомых орфограмм. Подтвердить ответ изученным правилом.

Над полем и лесом всё ярче светит солнышко. Пот-мнели д-роги, пос-нел на речке - лё... . Засп-шили ручьи к речк-. На дерев- надулись п-хучие почки. У скворечни хл-почут скв-рцы. Па опушк- заяц присел, огл-делся. Ушки на м-кушк- у ро-кого зшща. На п-лян- , у л-сного ручейка, играют медвежата. Идёт в-сна.

  1. Списать, объяснить правописание слов с известными орфограммами. Б-жал по тропке луговой - кивали маки г-л-вой.

Б-жал по речке г-лубой и речка сделалась рябой. (Ветер.)

2,5, В последние годы в школе стали применяться элементы программированного обучения. Используются они и в младших классах. Выборочный ответ - один из элементов программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в корне в 3 классе. Учащимся предлагается несколько слов с пропущенными буквами в корне. Следует указать, какие буквы надо вставить, чтобы слово было написано правильно; выделить корень, проверить безударную гласную в корне. К заданиям предлагается 3-4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ.

В приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.

СЛОВА ОТВЕТЫ


1

2

3

4

зад.. .ржаться

е

е


и

е

к.. .лючий

а

О

О

о

щ,..ка

е

е


е


и


Требуется:

  1. вставить пропущенные буквы сначала в уме;

  2. объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;

  3. выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор.

Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.

Вот ещё задание с выборочным ответом.

Выберите ответ с правильным выделением корней. Устно обоснуйте свой выбор. Объясните ошибки в других ответах.

СЛОВА ОТВЕТЫ


1

а

'■у

3

записать

запис -

-писа-

-пис-

звериный

зверин -

звер -

звер -

цепочка

цеп -

цепочк -

цеп -


Правильным ответом является третий: - гаю -, звер -, цеп -.

В первом и во втором ответах допущены ошибки: в первом ответе в корень включены приставка за - ( запис -) и суффикс -ин- (зверин-). Во втором - суффиксы -а -и - очк - ( - писа -; цепочк-).

Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно. Опыт использования данного элемента программированного обучения при повторении безударных гласных в корне показал высокую эффективность применения этого метода. Задания с выборочным ответом помогли учащимся 3 кл. Повторить и прочно усвоить в среднем около 50 слов с безударными гласными в корне. Использовав выборочный ответ, учащиеся практически повторили одну из самых трудных орфограмм в курсе русского языка.



3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Следует отметить, что работа над правилом правописания безударной гласной в корне слов не должна быть ограничена только этими видами и упражнений.

Сформировать навык грамотного письма по данной теме возможно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими правилами.

Использование такой системы работы существенно повышает грамотность учащихся. Используя алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, снизилось количество ошибок, допускаемых в контрольных диктантах по русскому языку.

















  1. М. Р. Львов «Правописание в начальных классах»

  2. В.В. Волина Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 г.

  3. В.П. Канакина «Дидактический материал по русскому языку для учащихся 1-2 классов»., Москва «Просвещение» 1992 г.

  4. Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку» / 3 кл./ - Москва «Просвещение» 1990 г.

  5. Начальная школа «1200 диктантов и творческих работ по русскому языку»,- Москва; Издательский дом «Дрофа», 1999 г.

  6. Журналы «Начальная школа»

№ 9, 1996 г. Т.П. Мишина «Упражнения с выборочным ответом при

повторении орфогра фии»

№ 3. 1993 г. Е.М. Гвоздева «Как я использую загадки, пословицы при

изучении проверяемой безударной гласной в корне.»

  1. Л.И. Тикунова, В.П. Канакина «Сборник диктантов и творческих работ». М., Просвещение. 1992 г.









  1. Разработка открытого урока по русскому языку во 2 - б классе по теме «Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова».

  2. Лингвистические задания.

  3. Шесть способов проверки безударных гласных. ( таблица).

  4. Орфографические минутки.

  5. Тексты и отрывки из художественных произведений для комментированного письма и письма по памяти.

  6. Упражнения по теме « Правописание безударных гласных в корне слова ».

  7. Дидактические карточки на правописание орфограмм в корне слов.

  8. Перфокарты по русскому языку по теме «Правописание безударной гласной в корне слов ».

Вставить пропущенные буквы.

Доказать правописание орфограмм.

п- щат

бли-кий

К- ВЁР

кни-ка

сн-гири

холо-

с-довник

заря-ка

но-вштся

сала-ки

Вес-ло о-гут г-в-рливые ручейки.


№2

просл-дил

пово-ка

бл-ны

пахо-ка

гл-за

фла-ки

к-сички

гри-ки

д-сяток

м-ро-




№ 3

бр-сают

НИ-КИЙ

гн-здо

мя - кий

I 1-СТХ

ры-ка

с-ница

ре-кий

- добитый

полё-

На д-ревьях заз-л-нели м-л-дые л-сточки.


№ 4

гш-сун

гла-ки

1-нули

тра-ка

л-сица

гря-ка



№ 1







Выписать слова в три столбика и подчеркнуть орфограмму: в 1 столбик - с безударной гласной, во 2 столбик - звонкие и глухие согласные, в 3 столбик - с непроизносимой согласной.

Конец, овраг, участник, прелестный, сидит, ненастный, загадка, сердце, слёзки, выкатил, свистит, бросает, улыбка, низкий, пастбище, спасались, лепечет, счастливый.











Виды работы:

- подчеркнуть безударную гласную поставить точку под безударной гласной выделить в словах корень.

Вишневый, ветвистый, визгливый, воздушный, далёкий, кленовый, ленивый, крикливый.

Тяжёлый молоток, воздушный корабль, овощное блюдо, стеклянная посуда, малиновый сок.

Прилетел скворец, скрипела дверь, явился гость, далеко на восток, резьба по дереву, следить за восходом, редкий березняк, держать лопату.

Площадка, голубка, долина, морщина, сторожка, смельчак, весельчак.

Связать кофту, дрожать от холода, защищать Родину, ласкать ребёнка, зарядить ружьё, мирить друзей.

Лосиный след, запах ландыша, полезный совет, правдивый рассказ, сосновый бор, звериный крик.

Сковал льдом, зеленел на лугу, падал голос, помогал другу, сторожил избушку, повеяно холодом, выпал снег, тепло от печки, готовил кормушки.

Полевые работы, цветёт черёмуха, душистый запах, показались на поляне, опустились в долину, выпрямились от ветра, шевелились в кустах, трещал в костре.

Шесть способов проверки безударных гласных.

Измени слово способом «один - много», «много - один» земля - земли поля

Подбери однокоренное слово, состоящее из корм.

Плодовый - плод

Подбери однокоренное слово с уменьшительным и ласкательным значением.

Ковёр - коврик

К названию предмета ( существительное ) подбери однокоренное название признака ( прилагательное ).

Добро - добрый

К названию действия ( глаголу ) подбери однокоренное название признака ( прилагательное)

белеет - оелыи

Измени время глагола

косил - косит



















1 . Меня пьют, меня льют.

Загадки

по теме «Безударная гласная в корне».

Всем нужна я. Кто я такая ? ( Вода.)

2.Два братца, а друг друга не видят. ( Глаза.)

3.Хоть сама и снег и лёд, а уходит слёзы льёт. ( Зима.)

4.Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб,

поломала зуб. ( Пила.)

5.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком -

он поделится медком. ( Пчела.)

6.Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. ( Сова. )

7.Летом зеленеет,

осенью желтеет. (Трава.)

8.На берёзе теремок,

не висит на нём замок,

дверь открыта для жильца,

говорливого... ( скворца).

  1. Выберите нужное проверочное слово.

уд...вительно (диво, дева) м ...пять ( лита, замена) л...пить (липко, лепка ) расч..лцатъ ( честь, чисто) л ...нивый (лень, линька ) скр ...пучий (скрип ) м ... стерши ь (мост, мастер ).

  1. Исправить ошибки. Почему они вызывают смех ?

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли наш}' лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

  1. Найдите ошибки в стихах ( выделенные слова можно выписать на доску ) и объяснить, каких правил не знает Миша.

Пришло письмишко мне.

Гляжу -

Из лагеря, от Мишки ...

«Здесь чудный лук, и я лижу».

Написано в письмишке.

Лук лижет ? Что за чудеса ?

Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:

«Здесьлиса, красивый длинный прут ...

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен»,

Нет, нет, не шутит он ! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся - надо подлечить:

Заставить правила учить ...

/ А. Шибаев./



Комментированное письмо,

( отрывки и тексты из художественных произведений. )

Поёт зима - аукает.

Мохнатый лес баюкает.

Сто звоном сосняка.

Крутом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица ^ Ковром шелковым стелется.

Но больна холодна.

Воробышки игровые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

/ С. Есенин./

Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром.

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут Люди добрые живут...

/ А. Пушкин./

Лягушка.

Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась тёплыми мелким дождиком. Дождик пробегал по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Лягушка насторожилась. Это летели утки. Лягушка спряталась в осоке.

/ По В. Гаршину./

Дворец.

Снежная королева жила среди вечных снегов и льдин. Метели возвели стены. Буйные ветры пробили в них окна и двери. Большие белые залы тянулись до неба. Вьюги разостлали пушистые ковры. Холодно и пусто было в блестящих залах. Сюда не заглядывало веселье.

/ По Г.Х. Андерсену)









  1. Прилетел мороз трескучий Он на реченьку дохнул.

Струйки светло – голубые

Льдинкой бледной затянул ....

  1. И быстрее тройки борзой

По льду саночки летят.

Режут, режут лёд зеркальный

Да полозьями скрипят

( С. Фруг.)

  1. Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелы й

И заснул он засыпанный вьюгой.

Весь сквозной, неподвижный и белый.

( И. Бунин.)

  1. Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёшгый ветер дует с юга.

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Топит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

( Г. Ладошциков.)







Упражнения по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»,

  1. Списать, вставляя пропущенную букву. Выделить корень. Обозначить ударение. Поставить точку под безударной гласной.

Ночь - н*чеватъ, н*чной.

Зелень - зелёный, з*ленетъ.

Звон - зв*ночек, 36*нок, зв*нитъ.

Лес - л*сной, лесистый, л*сник.

Море -м*рекой, м*ряк.

Даль - д*леко, д*лёкий.

Боль - б*лъной, б*льница, б*леть

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждой группой однокоренных слов пиши в скобках проверочное слово.

К*тёнок, к*тята, к*ты.

Тигрёнок, т*грята, т*грица.

Слонёнок, сл*нята, сл*ниха.

*жи, *жиха, *жата.

Гр*чи, гр*чиха, гр*чата.

  1. Запиши сначала проверочное слово, затем слово, которое ты проверил. Обозначь ударение. Подчеркни безударную гласную.

Н*сил, х*дил, пл*тил, в*рил, др*знил, с*лил, д*рип, п*лил, в*зыл, т*щил, к*'сил, д*ржа.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенной буквой пиши в скобках проверочное слово. Подчеркни безударную гласную, которую ты проверял.

( Белый ) б*лизна, побелело; (...) темнота, темнеют; (...) св*тлеет, св*тёлка; (...) с*лач, сильнее; (...) пестреют, пестрота; (...) частота; (...) скользить; (...) т*плеет; (...) тНиина; (...) з*мовъе, зимовать.

  1. Прочитай пословицы. Спиши их. Вставь пропущенные буквы. Перед словом с пропущенной гласной пиши в скобках проверочное слово. Подчеркни безударную гласную.

  1. Дерево ценят по (плод ) пл*дам, а человека - по д*лам.

  2. каждая тр*винка имеет своюр*синку.

  3. Нюнь с к*сой по лугам прошёл, а июль с с*рпом по хлебам под*жал.

  4. 3*мля з*мой отдыхает, а в*сной расцветает.

  1. Сколько предложений «спряталось» в тексте ? Спиши, правильно обозначай начало и конец предложений, Подготовься объяснить правописание слов с безударной гласной в корне.

Поб*жала по лесу позёмка загудел лес нал*тел ветер закачались деревья

пол*тели сугробики с *ловыхлст снег посыпай началась пурга.

( По В. Бланки.)

  1. Напиши каждую группу однокоренных слов в таком порядке:

сначала - проверочное слово.

затем - слова с безударной гласной в корне.

Подчеркни безударную гласную

Зверёк, звериный, зверь.

Ленивый, лентяй, лень.

Постареть, старый, старик.

Мир, помирить, примирение.

Далеко, далёкий, дальний.

Удивляться, диво, дивный.

Сор, соринка, насорить.

  1. Прочитай загадки. Выпиши из загадок слова с безударной гласной в

корне. Подчеркни безударную гласную.

  1. Зной в травинку' подышал и надул воздушный шар. Ветерок единым духом шар пустил по свету пухом. (Одуванчик.)

  2. В тюбетейке паренёк сел обедать на пенёк. Пообедал паренёк -

покороче стал пенёк. (Дятел.)

  1. Шагаешь - впереди лежит.

Оглянешься - домой бежит. (Дорога.)

  1. Приползла во двор змея, чёрная и длинная, снег водою поливала, на работе не зевала.

Поработала денёк - во дворе открыт каток.

(Шланг.)

  1. Спиши предложения. Поставь точку под безударными гласными в корне слов.

В декабрьскую стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо. Лес стоял белый, затихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подготовься объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

Л*сной *рех, пшеничное з*рно, к*лосъя ти*ницы, в*ренъе из ябл*к, ур*жай хл*бов, с*довая м*лина, подарить к*ртину, т*мно в коми*те, зелёный *гурец, красноватый п*м*дор, заб*вает м*л*тком, поспевают ов*щи.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни эти буквы. Объясни правописание безударной гласной.

  1. Ночью вып*л на деревья иней с палец толщиной. Стала сказочной деревня и такой р*дной - рудной!

  2. Будто солнцу улыбаясь, на с*ломке з*л*той дремлет, медленно к*чаясь, ржи к*лосикм*л*дой.

  3. Д*л*ко, д*л*ко колокольчик звенит.

  4. Ах ты, степь моя, степь привольная, широко ты, степь, пораскинулась.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поисково - творческая работа: «Обучение правописанию безударных гласных в корне слов»

Автор: Баковеев Валерий Юрьевич

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Поисково - творческая работа: "Обучение правописанию безударных гласных в корне слова". "
    ["seo_title"] => string(93) "poiskovo-tvorchieskaia-rabota-obuchieniie-pravopisaniiu-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "105244"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402835300"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "конспект урока по русскому языку в 1 классе Проверяемые и непроверяемые безударные гласные "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-provieriaiemyie-i-nieprovieriaiemyie-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "182374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425498570"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(85) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "273349"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187760"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование технологии проблемного обучения в условиях современной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiavusloviiakhsovriemiennoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "273351"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства