kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театральная студия "Мир фантазии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования. направление программы -художественно-эстетическое. Участниками являются ученикм 4 класса. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. У ребят происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни.

Просмотр содержимого документа
«Театральная студия "Мир фантазии" »











Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа имени И.А.Денисенкова»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Театральная студия

«Мир фантазии»

(общекультурное направление)



Срок реализации программы – 1 год

Программа дополнительного образования детей 10-11 лет







Составитель: \Косьяненко И.В./








2014-2015 г.









1.Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра.

Направление программы - художественно – эстетическое, общекультурное.

Участниками являются ученики 4 класса. Занятия проводятся два раза в неделю со всеми желающими детьми. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в год- 68 часов. При разработке тематики занятий «Мир фантазии» учитывались возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка» и другие, причем чтобы содержание уроков не дублировало друг друга.

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Мир фантазии» - проверка действием множества межличностных отношений. При проведении репетиций приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практиче­ской значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

Начинать обучение театральному мастерству целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников среднего и старшего звена, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте.

Программа театральной деятельности основана на следующих принципах:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные индивидуальные особенности учащихся;

-принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Программа «Мир фантазии» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично.

В основе программы «Мир фантазии» лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности.

Социальное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом осуществляется в практической части.

Цели программы:

– формировать у учащихся интерес к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическому наслаждению; прививать школьникам необходимые актерские навыки.

– воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

В программе выделено два типа задач:

Первый тип – образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Второй тип – развивающие и воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ученика средствами детского театра.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

-активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;

-формировать целостное представление об искусстве;

-сформировать навыки творческой деятельности;

-сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;

-работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.

Развивающие задачи:

-создать условия реализации творческих способностей;

-развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение; развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные, кинестетические;

- проявлять талант через самовыражение;

-выявлять и развивать индивидуальные творческие способности; помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.

Воспитательные задачи программы:

-способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

-создавать условия для развития эмоциональной сферы ребенка, развивать внимание, память, речь, чувство ритма, координацию движений, воображение, фантазию, самостоятельное мышление, воспитывать чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

-создавать благоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.

-способствовать развитию творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники, практические занятия;

индивидуальные занятия; общественные мероприятия; концерты; групповые занятия.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Важно, что в театральной студии дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.

Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, по возможности (совместно с родителями) посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.


Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Содержание учебных тем:


1. Цели и задачи курса. Что такое театр? Цель и предназначение театра.

Введение в театральную деятельность.

Особенности работы театрального кружка. Тех­ника безопасности на занятиях. Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы театра. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д.

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими.

Знакомство с кукольным театром. Виды кукол. Особенности управления куклами-марионетками, куклами-перчатками, ростовыми куклами.

Работа над кукольным спектаклем.

Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции.

Особенности изготовления кукол.

Изучение особенностей изготовления кукол. Изготовление и подготовка кукол к спектаклю.

Изготовление декораций и бутафории.

Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Основы театральной культуры.

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Ритмопластика.

Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации. Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.

Театральная игра.

Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.

Актерское мастерство.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Работа над спектаклем.

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.

Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.


2. Творческие работы (доклады, викторины); об­суждение просмотренных спектаклей, фильмов

Руководитель помогает школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия. «Говорить — значит действовать» (К. С. Станиславский).

Выдвигая перед детьми задачу действовать словом, руководитель тем самым приучает их вникать в смысл каждой фразы текста и осознавать его действенный смысл, подтекст (почему говорю, зачем, с какой целью, чего добиваюсь).

Развитие у школьников внимания и эмоциональной чуткости к образной природе художественного слова, пробуждать воображение, помогая им воссоздавать на основе текста конкретные представления (видения).

Проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов (непосредственно в театре или по телевизору), посещение выставок.

Творческие задания для самостоятельной работы; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, и т. д. В беседах о театре руководитель в доступной кружковцам форме знакомит их с особенностями реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей сиены русского дореволюционного, русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.

Сценическое действие как действие в вымышленных условиях— в предлагаемых обстоятельствах.

Особенности сценического воображения. Умение относиться к «неправде» (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. «Если бы» — условие, предположение, которое дает толчок для работы сценического воображения (например: если бы табуретка была раскаленной печкой, собачьей конурой; если бы стулья, находящиеся в комнате, были колючим кустарником, и т. д.).


3. Учебные занятия (театральные игры и упражнения, этюды и импровизации).

1.Простейшие упражнения и игры, помогающие со­средоточить и организовать активное, заинтересован­ное отношение к объектам внимания. Например:

а) предложить школьникам поставить стулья полукругом и всем одновременно сесть; рассчитаться; по сигналу педагога вставать то четным, то нечетным номерам; садиться — сначала каждому в отдельности, потом всем одновременно и бесшумно.

б) изменить расположение мебели, вещей в комна­те. Тот, кто водит, внимательно осмотрев комнату до ухода, расставляет все по своим местам. Спрятать или переставить только одну вещь. Тот, кто водит, вернув­шись, должен поставить вещь на свое место. Игры вроде «Тише едешь — дальше будешь», «Жмур­ки» и т. п.

2.Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагае­мых обстоятельствах. Например:

а) прислушаться к звукам на улице, в коридоре, соседней комнате, рассказать об услышанном. Рассмотреть какой-либо предмет или своего соседа и по памяти рассказать об увиденном; посмотреть в ок­но, выйти за дверь в коридор — рассказать о том, что успел заметить, выделяя в привычном новое, неожи­данное.

б) Взять стул, переставить его к стене (зачем?), чтобы рассмотреть висящий на стене плакат. Достать из рюкзака, сумки тетрадку, книгу (для чего?), от­крыть дверь (для чего?), чтобы позвать вышедшего из комнаты товарища, выяснить причину шума в коридоре. Закрыть дверь, чтобы не дуло.

Надо смотреть и видеть, слушать и слышать, а не делать вид, что смотришь и слушаешь. Любое дей­ствие на сцене, как и в жизни, вызывается определенной причиной (почему я это делаю?) и должно совер­шаться для достижения определенной цели (зачем, для чего я это делаю?), т. е. действовать надо целесообразно и логично.

3. Упражнения на практическое знакомство с дей­ствием в условиях вымысла, т. е. в предлагаемых об­стоятельствах:

а) действия с реальными предметами в вымышлен­ных обстоятельствах, например: дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу различные предметы, меняя условия вымыс­ла (если бы данная книга была новой, ценной или старой, рваной; если бы данная вещь была тяжелой, гряз­ной; если бы шапка была миской, наполненной водой).

б) действия с воображаемыми предметами, напри­мер: играют в снежки, в мяч; собирают ягоды, листья, ловят сачком бабочек; забивают гвоздь, распиливают доску, собирают на колхозном поле овощи (помидоры,
огурцы, морковь); на манеже цирка — выступления эквилибристов,, дрессировщиков и зверей; инспектор ДПС— регулировщик уличного движения (все наблюдают, как он искусно владеет своим жезлом).

Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры, например: одна группа, договорившись об условиях, выполняет этюд (без слов, с воображаемыми предметами), остальные смотрят и должны отгадать, что в нем происходило, а также от­метить, насколько правдиво, логично действовали уча­стники этюда с воображаемыми предметами. Затем группы меняются — зрители становятся исполнителями.

В этих целях можно использовать также и шарады.

в) упражнения на развитие образных представле­ний. Описать знакомый пейзаж, событие, встречу, ви­дя внутренним взором то, о чем рассказываешь. При­думать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы сам был участником
описываемого события. По данным руководителем 3— 4 словам сочинить рассказ (например: рябина, лужа, петух; платок, веревка, камень). Воспроизвести в дей­ствии придуманные рассказы.

В условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Педагог добивается от детей доступного выполнения подобной задачи, обращаясь к их воображе­нию, эмоциональной памяти, наблюдательности, раз­вивая у них эти качества, всемерно стимулируя разви­тие творческой инициативы, фантазии, образных пред­ставлений.

г) упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно отвечать на изменения условий вымысла. Сел на бугорок, а это оказался муравейник. Уже совсем собрался в школу, опаздываю, вдруг об­наруживаю, что нет на месте необходимой тетради. То­роплюсь накрыть праздничный стол: вот-вот придут гости; достаю из шкафа пакет с сахарным песком, не сразу замечаю, что он порван, и песком засыпан весь пол.

Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.

а) групповые игры, упражнения и этюды на про­стейшие виды общения без слов.

Ученик делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение (оправдать): нагнулся, чтобы взять камешек и бросить в воду или поднять рассыпавшиеся тетради. Другой ученик старается угадать смысл и цель движения, сде­ланного первым, и соответственно пристраивается к не­му для продолжения совместного действия и т. п. Так же действуют и другие ученики.

Кружковцы-исполнители и те, кто наблюдает за этюдом, оценивают его с точки зрения внимания к дей­ствиям партнеров, умения пристроиться к ним, твор­ческой инициативы.

б) сюжетные этюды на общение без слов.

В классе (в читальном зале, на бульваре, на рыбал­ке) двое друзей; они в ссоре, но хотят помириться: не­заметно наблюдая друг за другом, стараются найти удобный момент, чтобы показать, что ссора забыта. От­рядный вожатый следит за соблюдением «тихого часа». А двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы обмануть его бдительность и улизнуть.

в) сюжеты литературные с минимальным использова­нием слова в целях воздействия на партнера — удивить,- попросить, приказать и т. д. Школьники за работой, они должны быстро и тихо наполнить бочку с водой, так как хотят, чтобы их дело осталось в тайне. Этю­ды по рассказам Н. Носова («Мишкина каша» и др.), Ю. Сотника, по стихам С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. (оправдывающие необходимость дейст­вия с минимальным количеством слов).


4. Работа над пьесой и спектаклем

Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.

Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мезансцены.

Повторное обращение к тексту пьесы.

Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.


5. Показы спектакля, итоговые обсуждения

Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недо­статков.

Повторное обращение к тексту пьесы — выяснение того, что было пропущено каждым по линии его дей­ствий, т. е. какие предлагаемые обстоятельства или взаимоотношения персонажей в данном конкретном эпизоде не были учтены исполнителями. Повторение этюда-импровизации.

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесой и спектаклем.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Форма подведения итогов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.


6.Речевая гимнастика.

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

7.Развитие речи.

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.

У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.


8.Фольклор

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.


9.Творчество

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя.

Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы – творческие игры, конкурсы.


Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате работы учащихся по программе ­­­­ «Мир фантазии» ожидаются следующие результаты:

-воспитание ответственности на основе осознания роли человека в современном мире;

-умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;

-приобретение учащимися прочных знаний, подкрепленных практическими навыками и умениями;

-закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;

-развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие чувств прекрасного.

Живая и увлекательная форма занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами:

- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

У ученика будут сформированы:

-умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

Ученик получит возможность для формирования:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Формы и виды контроля:

-участие в творческих конкурсах для детских театральных коллективов;

- театральные постановки;

- подготовка миниатюр для показа на школьных мероприятиях и родительских собраниях.

-игры;

-открытые занятия;

-концерты;

-фестивали;

-конкурсы.


Занятия проводятся: коллективные, малыми группами, индивидуальные. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы:

- солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития;

- актерская группа: основные действующие лица на сцене;

- детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой.

Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.

Основные виды деятельности:

- беседа;

- экскурсии;

- уроки сценической и музыкальной грамоты;

- игровые виды деятельности;

- вокально-хоровая работа;

- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;

- выразительное чтение;

- игра на детских шумовых инструмента;

- создание масок, костюмов, декораций;

- участие в постановке спектакля.

Основные методы и технологии.

Основным методом развития творческих способностей является импровизация:

- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;

- импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.

Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.

Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.

На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.

Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.

Типы занятий:

комбинированный;

первичного ознакомления материала;

усвоение новых знаний;

применение полученных знаний на практике;

закрепления, повторения;

итоговое.

Материальные средства, необходимые для реализации программы:

- учебный кабинет;

- магнитофон;

-проигрыватель;

-фонохрестоматии;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека;

- использование сети Интернет;

- наглядные демонстрационные пособия;

- материальная база для создания костюмов и декораций (обеспечивают родители);

- школьная библиотека.

Педагогические кадры:

- музыкальный работник.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

-педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:

-педагогика сотрудничества;

-педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:

-групповые технологии;

-технологии индивидуального обучения;

-педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-игровые технологии;

-проблемное обучение

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков.

На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 3 человек.


Методические рекомендации

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников.

С целью создания условий для самореализации детей используется:

-включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

-создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

-моральное поощрение инициативы и творчества;

-продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

-регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

-словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

-метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

-наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

-работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

игрового самочувствия;

от простого к сложному;

от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир.

«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.

Этюдный тренаж включает в себя:

этюды (упражнения) на развитие внимания;

этюды на развитие памяти;

этюды на развитие воображения;

этюды на развитие мышления;

этюды на выражении эмоций;

этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

этюды на выразительность жеста;

этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

Календарно-тематическое планирование занятий

Основное содержание.

№ темы

Изучаемая тема

К-во часов

Дата проведения





1

2

Вводное занятие. Знакомство. Чем будем заниматься на кружке.

Введение в театральную деятельность. Цели и задачи курса. Что такое театр? Цель и предназначение театра.

1

1


3


4

Презентация «Путешествие по театру». Знакомство детей с особенностями театра как вида искусства.

Основы театральной культуры. Творческие работы (доклады, викторины); об­суждение просмотренных спектаклей.

1


1


5

Действительность и образ

1


6

Мир народных образов

1


7

Фантазия и образ

1


8

Ассоциации

1


9

Художественная мастерская

1


10

Слово – звук - пятно

1



Культура и техника речи Сценическая речь



1

Слово – звук – пятно - жест

1


2

Линия – мелодия - движение

1


3

Ритм в жизни и в искусстве

1


4

Пауза

1


5

Настроение человека в искусстве

1


6

Слово – лад - колорит

1


7

Настроение природы в искусстве

1


8

Разыграй настроение

1



Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими Театральные викторины, анализ материала классических спектаклей и кинофильмов



1

2

Готовимся к празднику.

Готовимся к празднику.


1

1


3

Художественная мастерская

1


4

Играем сказку. Театр миниатюр. Работа над пьесой и спектаклем.

1


5

Играем сказку. Театр миниатюр. Работа над пьесой и спектаклем.

1


6

Играем сказку. Кукольный театр. Показ спектакля.

1


7

С Рождеством Христовым!

1



Театральные игры и упражнения Работа над кукольным спектаклем



1

Зал хороших манер. Встреча. Актерское мастерство

1


2

Прощание

1


3

Беседа

1


4

Обобщение. Общение

1


5

Идём в гости. Работа над спектаклем из миниатюр

1


6

Общение

1


7

Развлечения

1


8

Повторение. Театральные игры.

1



Изготовление декораций и бутафории Работа над пьесой и спектаклем. Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста



1

Зал весёлых дразнилок. Подражание

Зал весёлых дразнилок. Подражание

1

1


2

Формо – цвето - звукоподражание

1


3

Формо – цвето - звукоподражание

1


4

Подражание

1


5

Подражание

1


6

Зал вздохов. Короткое и длинное дыхание.

1


7

Дыхание и звук. Объёмы

1


8

Дыхание и жест. Прерывность

1



Ритмопластика



1

Готовимся к празднику мам.

1


2

Художественная мастерская

1


3

Дыхание – движение -звук

1


4

Дыхание –движение -звук

1


5

Мимика

1


6

Дыхание – движение – звук -объём

1


7

Дыхание – звук –объём - мимика

1


8

Повторение

1



Театральная игра. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ



1

Поющая тишина

1


2

Театральная импровизация

1


3

4

Правда и фантазия.

Правда и фантазия

1

1


5

Театральная мастерская. Показ спектакля из миниатюр.

1


6

7

Основы театральной культуры

Правда и вымысел

1

1


8

Мудрость добра

1


9

Иносказание.

1


10

11

Театральная импровизация.

Играем сказку

1

1



Работа над спектаклем

1


1

Подготовка к инсценированию сценок из школьной жизни

1


2

3

Художественная мастерская

Художественная мастерская

1

1


4

5

Театральная импровизация

Показ спектакля из миниатюр.

1

1


6

Подведение итогов.

1


Всего: 68 часов.



Примерный репертуарный перечень

Берестов В.  «Сказка», «Дракон» и др. стихи.

Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи.

Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.

Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».

Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.

Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.

Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».

Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.

Успенский Э. «Память» и др. стихи.

Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».

Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.

«Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.

«Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.

«Красная Шапочка», «Кот в сапогах» – по мотивам сказки Ш. Перро.

«Белоснежка и семь гномов» – по мотивам сказок братьев Гримм, А.С. Пушкина и У. Диснея

Рекомендуемая литература для учащихся

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Г. Цыферов «Что у нас во дворе».

М. Зощенко «Самое главное» (рассказы).

Е. Чарушин «Никита и его друзья» (рассказы).

П. Бажов «Уральские сказы».

П. Ершов «Конек - Горбунок».

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

А. Милн «Винни Пух».

Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит».

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

А. Экзюпери «Маленький принц».

Т. Янссон «Шляпа Волшебника и другие сказки».

В. Одоевский «Сказки»

Рассказы о животных: В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

«Всё наоброт» Весёлые стихи Д. Хармса, Б. Заходера, С. Маршака, В. Берестова..

Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм)

Рекомендуемая литература для педагогов

Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.

Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

Михеева Л.Н., Изготовление реквизита в кукольном театре. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

Понсов А.Д., Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.

Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.


Рабочая программа предусматривает разные варианты информационно - методического обеспечения процесса обучения.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

1


Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

1


Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

1


Михеева Л.Н., Изготовление реквизита в кукольном театре. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

1


Понсов А.Д., Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999

1


Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». № 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

1


Савенков А.И., Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

1


Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

1


Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

1

2. Печатные пособия


карточки с игровыми упражнениями

20


плакаты

20


шаблоны для оформления

20


шаблоны для изготовления кукол

20

3. Технические средства обучения


Презентации:



История театра. Виды театра

1


Мир театральных профессий

1


Правила поведения в театре

1


Кукольный театр. Виды кукол

1


Артикуляционная гимнастика

1


Скороговорки

1


Декорации и оформление афиш

1


Миниатюра

1


Театр малых форм

1


Построение сценарного плана по системе Станиславского К.С.

1

4. Экранно-звуковые пособия


аудиокниги

1 комплект


видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей

1комплект


аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.

4 комплекта

5. Игры и игрушки


куклы-марионетки

5


куклы-перчатки

5

6. Оборудование класса


мультимедиа аппаратура

1


компьютер

1


музыкальная аппаратура, микрофоны (комплект 4 шт.)

1


Примерный репертуарный перечень

Берестов В.  «Сказка», «Дракон» и др. стихи.

Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи.

Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.

Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».

Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.

Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.

Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».

Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.

Успенский Э. «Память» и др. стихи.

Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».

Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.

«Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.

«Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.

«Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.

«Белоснежка и семь гномов» – по мотивам сказок братьев Гримм, А.С. Пушкина и У. Диснея

Рекомендуемая литература для учащихся

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Г. Цыферов «Что у нас во дворе».

М. Зощенко «Самое главное» (рассказы).

Е. Чарушин «Никита и его друзья» (рассказы).

П. Бажов «Уральские сказы».

П. Ершов «Конек - Горбунок».

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

А. Милн «Винни Пух».

Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит».

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

А. Экзюпери «Маленький принц».

Т. Янссон «Шляпа Волшебника и другие сказки».

В. Одоевский «Сказки»

Рассказы о животных: В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

«Всё наоброт» Весёлые стихи Д. Хармса, Б. Заходера, С. Маршака, В. Берестова..

Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм)


Рекомендуемая литература для педагогов

Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.

Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

Михеева Л.Н., Изготовление реквизита в кукольном театре. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

Понсов А.Д., Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». № 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.

Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Театральная студия "Мир фантазии"

Автор: Косьяненко Ирина Владимировна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "авторская рабочая  программа по внеурочной деятельности театральной студии "Капитошка" "
    ["seo_title"] => string(94) "avtorskaia-rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-noi-studii-kapitoshka"
    ["file_id"] => string(6) "151689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420732638"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Календарно-тематический план театральной студии"
    ["seo_title"] => string(52) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-tieatral-noi-studii"
    ["file_id"] => string(6) "340850"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472185825"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "316903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460200661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Роль театра, как синтеза искусств,   в художественно –эстетическом воспитании дошкольников "
    ["seo_title"] => string(94) "rol-tieatra-kak-sintieza-iskusstv-v-khudozhiestvienno-estietichieskom-vospitanii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241660"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445279370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Программа студии "Театр Буратино" "
    ["seo_title"] => string(33) "proghramma-studii-tieatr-buratino"
    ["file_id"] => string(6) "221053"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435028915"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства