Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, живописно-декоративное оформление, музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе учителя начальных классов по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
С помощью театра у младшего школьника формируется отношение к окружающему миру, его характер, интересы. Именно в младшем школьном возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, правдивости, трудолюбия, доброты. Таким образом, театр имеет огромное воспитательное значение.
Программа «Театр Буратино» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Данная программа составлена на базе типовой программы «Театр кукол» В.С.Щербакова, В.М.Штейна Г.А.Генова М. «Просвещение», 1981г. и дополнена материалами из учебно-методических пособий Н.Ф.Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л.Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.
Цель:
Формирование творческой личности младшего школьника средствами театральной педагогики.
Основные задачи.
Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа с использованием игровых, песенных, танцевальных импровизаций.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Активизация и уточнение словаря младших школьников.
расширение словарного запаса;
совершенствование умения использовать разные части речи точно по смыслу;
закрепление правильного произношения всех звуков, отработка дикции, работа над интонационной выразительностью речи;
совершенствование диалогической и монологической формы речи.
Воспитание культуры речевого общения.
Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения).
Воспитание гуманных чувств, отрицательного отношенияк жестокости, хитрости, трусости, формирование представления о честности, справедливости, доброте.
Поддержка инициативы учащихся в индивидуальных и коллективных импровизациях.
Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, желание играть.
Поощрение желания младших школьников принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Структура программы.
В программе выделено два типа задач:
Первый тип – воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей обучающегося средствами детского театра.
Второй тип – образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Программа «Театр Буратино» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:
первый год обучения – обучающиеся первого класса;
второй год обучения – обучающиеся второго класса;
третий год обучения - обучающиеся третьего класса;
четвёртый год обучения – обучающиеся четвёртого класса.
Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год - 34 часа
Этапы работы кукольного театра
1 год обучения
Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2 год обучения
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными, тростевыми куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
3 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
4 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками и «куклами»-людьми. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа студии "Театр Буратино" »
Программа студии «Театр Буратино»
(руководитель Л. В. Борисова, МБОУ «Клюквинская СОШИ»
Пояснительная записка
«Главная, неотразимая сила театра
заключается в живом, трепетном
сердце актера, в его пламенных
мыслях и чувствах.»
А.Д.Попов.
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, живописно-декоративное оформление, музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе учителя начальных классов по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
С помощью театра у младшего школьника формируется отношение к окружающему миру, его характер, интересы. Именно в младшем школьном возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, правдивости, трудолюбия, доброты. Таким образом, театр имеет огромное воспитательное значение.
Программа «Театр Буратино» ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Данная программа составлена на базе типовой программы «Театр кукол» В.С.Щербакова, В.М.Штейна Г.А.Генова М. «Просвещение», 1981г. и дополнена материалами из учебно-методических пособий Н.Ф.Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л.Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной.
Цель:
Формирование творческой личности младшего школьника средствами театральной педагогики.
Основные задачи.
Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа с использованием игровых, песенных, танцевальных импровизаций.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Активизация и уточнение словаря младших школьников.
расширение словарного запаса;
совершенствование умения использовать разные части речи точно по смыслу;
закрепление правильного произношения всех звуков, отработка дикции, работа над интонационной выразительностью речи;
совершенствование диалогической и монологической формы речи.
Воспитание культуры речевого общения.
Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения).
Воспитание гуманных чувств, отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование представления о честности, справедливости, доброте.
Поддержка инициативы учащихся в индивидуальных и коллективных импровизациях.
Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, желание играть.
Поощрение желания младших школьников принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Структура программы.
В программе выделено два типа задач:
Первый тип – воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей обучающегося средствами детского театра.
Второй тип – образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Программа «Театр Буратино» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:
первый год обучения – обучающиеся первого класса;
второй год обучения – обучающиеся второго класса;
третий год обучения - обучающиеся третьего класса;
четвёртый год обучения – обучающиеся четвёртого класса.
Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год - 34 часа
Этапы работы кукольного театра
1 год обучения
Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2 год обучения
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными, тростевыми куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
3 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
4 год обучения
Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками и «куклами»-людьми. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Тема занятия
Количество часов
на тему
теория
практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Из чего складывается кукольный театр
Секреты сценического мастерства
Виды кукол и способы управления ими
Кукольный театр на фланелеграфе
Куклы-Петрушки и способы управления ими
Пьеса «Репка»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
2
5
6
4
4
5
4
3
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
3
4
3
3
4
3
2
1
Всего часов
34
10
24
Содержание 1 этапа
Из чего складывается кукольный театр.
Вводное занятие. Кукла и кукловод. Костюмы. Декорации. Роль. Режиссёр. Актёры.
Секреты сценического мастерства.
Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Виды кукол и способы управления ими.
Знакомство с различными видами кукол. Обучение способам кукловождения.
Кукольный театр на фланелеграфе.
Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе. Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
Куклы-Петрушки и способы управления ими.
Знакомство с историей возникновения театра Петрушек. Знакомство с куклами-Петрушками. Обучение способам управления куклами-Петрушками. Этюдный тренаж. Работа над эпизодами пьес. Работа над пьесой: чтение и анализ пьесы; этюдный тренаж, разучивание ролей, приёмы кукловождения, репетиция спектакля, импровизация, выступление перед зрителями.
2 год обучения
№
Тема занятия
Количество часов
на тему
теория
практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Азбука театра
Виды кукол и способы управления ими
Секреты сценического мастерства
Театр Петрушек
Пьеса «Курочка Ряба»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
Театр тростевых кукол
Пьеса «Лиса, заяц, петух»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
2
3
4
2
5
2
2
1
3
5
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
1
4
1
1
1
2
4
1
1
1
Всего часов
34
11
23
Содержание 2 этапа
Азбука театра.
Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол. Развитие умения кукловождения.
Секреты сценического мастерства.
Этюдный тренаж. Роль. Озвучивание пьесы.
Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Театр тростевых кукол
Знакомство с тростевыми куклами. Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
3 год обучения
№
Тема занятия
Количество часов
на тему
теория
практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Театр кукол.
Азбука театра.
Виды кукол и способы управления ими.
Секреты сценического мастерства.
Театр Петрушек.
Пьеса «По щучьему веленью».
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
Театр тростевых кукол.
Пьеса «Три медведя».
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
Театр марионеток.
Пьеса «Кот, петух и лиса»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
3
1
1
1
3
3
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
Всего часов
34
12
22
Содержание 3 этапа
Театр кукол.
Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.
Виды кукол и способы управления ими.
Расширение знаний о видах кукол. Развитие умения кукловождения.
Секреты сценического мастерства.
Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» роли.
Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Театр тростевых кукол
Знакомство с тростевыми куклами. Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Театр марионеток.
Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
4 год обучения
№
Тема занятия
Количество часов
на тему
теория
практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Театр кукол
Азбука театра
Куклы и управление ими
Секреты сценического мастерства
Театр Петрушек
Пьеса «Два жадных медвежонка»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
Театр тростевых кукол
Пьеса «Три поросёнка»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
Театр марионеток
Пьеса «Лесной спецназ»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
Театр «Люди-куклы»
Пьеса «Приключения Буратино»
Изготовление кукол
Изготовление декораций и бутафории к спектаклям
Выступления перед зрителями
2
2
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Всего часов
34
9
25
Содержание 4 этапа
Театр кукол.
Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.
Секреты сценического мастерства
Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» роли.
Театр Петрушек
Расширение знаний о театре Петрушек. Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Театр тростевых кукол.
Знакомство с тростевыми куклами. Ремонт и изготовление кукол. Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Театр марионеток.
Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Театр «Люди-куклы».
Пластика в движении актёров. Изготовление костюмов и декораций. Подбор реквизита. Этюдный тренаж. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
К концу обучения в кукольном театре учащиеся должны иметь начальные сведения:
о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
о способах кукловождения кукол разных систем;
о сценической речи;
о декорациях к спектаклю;
о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.
К концу обучения в кукольном театре у детей должно быть сформировано умение:
работы с куклами изученных систем при показе спектакля;
импровизации;
умение работать в группе, в коллективе.
умение выступать перед публикой, зрителями.
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:
выступления перед зрителями в школе и детских садах;
участие к конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
игрового самочувствия;
от простого к сложному;
от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Примеры театральных игр.
«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми-мама – тёплая».
«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
Тренинг согласных звуков
Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ!
Ж Ж Ж Ж Ж…Ж…
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БАЦ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ТОП.
Ж Ж Ж Ж
ТОП – ТОП.
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Приложение 3
Скороговорки (из сборника скороговорок,http://littlehuman.ru/393/)
Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Этюдный тренаж включает в себя:
этюды (упражнения) на развитие внимания;
этюды на развитие памяти;
этюды на развитие воображения;
этюды на развитие мышления;
этюды на выражении эмоций;
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
этюды на выразительность жеста;
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:
картинки – куклы на фланелеграфе;
куклы-Петрушки;
тростевые куклы;
куклы-марионетки;
«люди-куклы».
В репертуар кукольного театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Техническое оснащение занятий
Занятия кукольного кружка проводятся в актовом зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
театр на фланелеграфе:
куклы-картинки;
фланелеграф;
рисунки для мини – декораций.
театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):
куклы;
театральная ширма;
декорации к спектаклям.
театр кукол - марионеток:
куклы;
театральная ширма для театра марионеток;
декорации к спектаклям.
Театр «люди-куклы»:
специальные костюмы для детей;
декорации к спектаклям.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Используемая литература
Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.