АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «КАПИТОШКА»
Пояснительная записка
Счастливые и несчастливые, благополучные и неустроенные, мы устремляемся, друг к другу, испытываем потребность, поделиться своими мыслями и раздумьями, болью и радостью, услышать совет или утешение. И не только ожидание помощи и участия притягивает нас друг к другу. Общение – это размышление вслух о предметах, не обязательно конкретно необходимых, но нужных уму и сердцу. В общении рождается духовная близость, обогащается наш внутренний мир, исчезает чувство одиночества.
Не всегда обстоятельства жизни способствуют только дружеским контактам и приятным беседам. Однако даже в конфликтных, сложных ситуациях общение приносит облегчение, если мы проявляем взаимную терпимость, сердечность и такт.
Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя комфортом, одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворённости жизнью. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя. Поэтому вопросы общения, характера и стиля поведения каждого из нас требуют пристального внимания и вдумчивого рассмотрения.
Основа основ в отношении близких людей – уважение. Оно проявляется в интересе к склонности и занятиям друг друга, во взаимном приближении к духовному миру близкого человека.
Очень важно уметь прощать незаслуженные обиды, иногда небрежное отношение. К самым благоприятным результатам приводит взаимная уступчивость.
Особое внимание имеют следующие элементы общения:
Первый из них – взгляд.
Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный тревожит. Иронический, надменный оскорбляет. Открытый, приветливый взгляд распологает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение даже с незнакомыми людьми.
Второй элемент общения – слово.
Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово «нормально». Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос «Как здоровье?» отвечаем: «Нормально». «Как живёшь?» - «Нормально!». «Как дела на работе?» - «Нормально!» и т. д. Комментарии излишни.
Третий очень важный элемент общения – интонация.
Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает. Ободряет и удручает. Обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.
Четвёртый элемент общения – жест.
Он, так же как интонация и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие. Человек, идущий разболтанной походкой,
говорящий громко, размахивающей во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих. Он далёк от дурных помыслов, и от желания кого-то обидеть, огорчить. Тем не менее, он производит неприятное впечатление.
Каждый должен стремиться приобрести красивую осанку. Подтянутость человека – выражение его уважительного отношения к людям. Красивая осанка – расправленные плечи, приподнятая голова, упругая поступь – создаёт эстетический облик. Если даже человек не очень хорошо сложен, он кажется привлекательным и элегантным.
Выработать красивую осанку можно только систематическим вниманием к тому, как стоишь, как сидишь, как жестикулируешь. Надо непрерывно проверять себя. Поначалу это сложно и утомительно, но постепенно при постоянной тренировке, трудное становиться привычным. Затем привычное – лёгким и приятным.
Овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности. Антуан Сент–Экзюпери сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижении общего результата. Синонимом общения является термин – коммуникативная деятельность.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них является:
- организация совместной деятельности;
- формирование и развитие межличностных отношений;
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психическом развитии ребёнка. Развитие психики ребёнка – это процесс, происходящий путём присвоения детьми общественно – исто-
рического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми – носи-
телями этого опыта.
Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающим.
Цель программы: создание условий для развития личности ребёнка.
Задачи:
- дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
- формировать эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
- приобретение навыков, умений и опыта, необходимые для адекватного поведе- ния в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности .
Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможностям завоевать сердца людей.
Девиз программы: «Научить любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья».
Данная технология также включает следующее:
1.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться , импровизировать, брать на себя роль).
2.Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
3.Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.
Конечный результат:
1.Приобретение коммуникативных качеств (вербальных, невербальных).
2.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики),психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Основной организационной формой работы с детьми являются подгрупповые и индивидуальные занятия, которые строятся с учетом интересов обучающихся, уровня развития, навыков практической деятельности.
Календарно-тематический план
1.У Винни-Пуха в гостях
2.Волшебница
3.Мамонтёнок
4.Освободим принцессу
5.Дракончики
6.Лизунчик
7.Поляна волшебных цветов
8.Страна Трямляндия
9.Лесные жители
10.Два жадных медвежонка
11.Прогулка в зимнем лесу
12-15Подготовка к Новому году. Разучивание сценок или стихов
16.Спасём доброту.
17.Грибочки
18.Старик Хоттабыч
19.Фокусник
20-23.Подготовка к 8 марта. Монтаж
24.Мы из Простоквашино
25.Волшебный дух
26-28Подготовка к Празднику Букваря
29.Остров Чунга-Чанга
30.В стране Доброландии и Злосландии
31.На корабле
32-33Подготовка к Дню Матери
всего33
Содержание курса (обновление каждый год)
1 класс – «Учимся выражать и распознавать эмоции и чувства»
2 класс – инсценирование стихов и рассказов детских писателей
3 класс – инсценирование русских народных сказок
4 класс – инсценирование сказок народов России